№
|
Дата
|
Тема
|
Деятельность
ученика
|
Примечание
|
|
По плану
|
фактически
|
|
|
|
1
|
|
|
Изображения всюду вокруг
нас (постановка и решение учебной задачи; экскурсия). С. 8–11
|
адекватно использовать речь .рассуждать о
содержании рисунков, сделанных детьми. задавать вопросы, слушать собеседника,
вести устный диалог
|
|
2
|
|
|
Мастер Изображения учит видеть (решение учебной
задачи; экскурсия).
С. 14–17
|
выбирать действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации. сравнивать различные листья на основе
выявления их геометрических форм формулировать свои затруднения
|
|
3
|
|
|
Наблюдение за природой
(решение учебной задачи; экскурсия)
|
преобразовывать практическую задачу в
познавательную.
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. проявлять
активность для решения познавательных задач
|
|
4
|
|
|
В гостях у Золотой осени.
В. Поленов «Осень в Абрамцеве» (решение учебной
задачи; экскурсия)
|
использовать речь для регуляции своего действия. подвести
под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.
строить монологическое высказывание
|
|
5
|
|
|
Изображать можно пятном (постановка и решение
учебной задачи).
С. 18–23
|
вносить необходимые коррективы на основе оценки
сделанных ошибок. осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
определять общую цель и пути ее достижения.
проявлять активность для решения познавательных
задач
|
|
6
|
|
|
Изображать можно в объеме (решение учебной
задачи).
С. 24–27
|
адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей по исправлению допущенных ошибок. ориентироваться в разнообразии
способов решения задач. оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
|
|
7
|
|
|
Изображать можно линией (решение учебной задачи).
С. 28–31
|
составлять план и последовательность действий. :
сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни.
задавать вопросы; обращаться за помощью
к одноклассникам, учителю
|
|
8
|
|
|
Разноцветные краски (решение учебной задачи).
С. 32–33
|
предвосхищать результат. контролировать и оценивать
процесс и результат деятельности. формулировать собственное мнение и позицию
|
|
9
|
|
|
Художник и зрители (постановка и решение учебной
задачи).
С. 34–41
|
адекватно использовать речь. осуществлять поиск
и выделение необходимой информации из различных источников. обсуждать и
анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его выражения
|
|
10
|
|
|
Мир полон украшений (постановка и решение учебной
задачи).
С. 44–45
|
адекватно воспринимать предложения учителя .выделять
и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. формулировать
свои затруднения при решении учебной задачи
|
|
11
|
|
|
Красоту надо уметь замечать
(решение частных задач).
С. 46–47
|
преобразовывать познавательную задачу в
практическую.
осуществлять поиск и выделение необходимой
информации из различных источников. проявлять активность в коллективной
деятельности
|
|
12
|
|
|
Узор на крыльях (решение частных задач). С.
50–53
|
применять установленные правила в
решении задачи. использовать общие приемы решения задачи. обращаться
за помощью к одноклассникам, учителю
|
|
13
|
|
|
Красивые рыбы
(решение частных задач).
С. 54–55
|
соотносить правильность выполнения действия с
требованиями конкретной задачи. подводить под понятие на основе распознания
объектов .предлагать помощь и сотрудничество
|
|
14
|
|
|
Украшение птиц (постановка учебной задачи, поиск
ее решения).
С. 56–57
|
вносить необходимые дополнения и
изменения в действия.
создавать модели для решения задач. задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать
правила общения
|
|
15
|
|
|
Узоры, которые создали люди (поиск и открытие
нового способа действия).С. 58–61
|
составлять план, осуществлять последовательность
действий.
ориентироваться в разнообразии способов решения
задач. формировать собственную позицию
|
|
16
|
|
|
Как украшает себя человек (контроль и коррекция
знаний)
|
вносить необходимые коррективы после завершения
работы.
подводить под понятие на основе выделения
существенных признаков. строить понятные для партнера высказывания
|
|
17
|
|
|
Мастер Украшения помогает сделать праздник
(рефлексия и оценивание
способа действия). С. 62–65
|
предвидеть возможности получения конкретного
результата.
выбирать наиболее эффективные способы
решения задач. оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
|
|
18
|
|
|
Постройки в нашей жизни (постановка учебной
задачи, поиск ее решения).С. 67–69
|
использовать речь для регуляции своего действия.
осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
слушать собеседника
|
|
19
|
|
|
Домики, которые построила природа (решение
частных задач).
С. 76–77
|
устанавливать соответствие полученного результата
поставленной цели. осуществлять сбор информации. формулировать
свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам
|
|
20
|
|
|
Дом снаружи
и внутри (решение частных задач).
С. 78–79
|
адекватно воспринимать предложения
учителей, товарищей. оценивать результат деятельности. проявлять активность в
решении познавательных задач
|
|
21
|
|
|
Строим город (решение частных задач).
С. 80–83
|
стабилизировать эмоциональное состояние .узнавать,
называть объекты окружающей действительности. осуществлять взаимный контроль
|
|
22
|
|
|
Все имеет свое строение (решение частных задач).
С. 84–85
|
определять последовательность действий. использовать
знаково-символические средства для решения задачи. обращаться за помощью
к учителю, одноклассникам
|
|
23
|
|
|
Постройка предметов (решение частных задач).
С. 86–87
|
концентрировать волю. использовать общие приемы
решения задач. задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности
|
|
24
|
|
|
Город, в котором мы живем
(экскурсия; контроль и оценка знаний).
С. 88–89
|
выбирать действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего
действия. осуществлять поиск и выделение необходимой информации. формировать
собственное мнение
|
|
25
|
|
|
Город, в котором мы живем
(экскурсия; контроль и оценка знаний).С. 88–89
|
выбирать действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего
действия. осуществлять поиск и выделение необходимой информации. формировать
собственное мнение
|
|
26
|
|
|
Совместная работа трех Братьев-Мастеров (постановка
и решение учебной задачи). С. 91–93
|
адекватно использовать речь. различать три вида
художественной деятельности. строить монологичное высказывание
|
|
27
|
|
|
Сказочная страна. Создание панно (решение частных
задач).
С. 98–99
|
предвосхищать результат. выбирать наиболее
эффективные способы решения задач. предлагать помощь
|
|
28
|
|
|
Сказочная страна. Создание панно (решение частных
задач).
С. 98–99
|
предвосхищать результат. выбирать наиболее
эффективные способы решения задач. предлагать помощь
|
|
29
|
|
|
Разноцветные жуки (решение частных задач).
С. 96–97
|
определять последовательность промежуточных целей.
ориентироваться в разнообразии способов решения задач. договариваться о
распределении функций в совместной деятельности
|
|
30
|
|
|
Весенний день
(решение частных задач)
|
вносить необходимые дополнения и изменения. называть
явления окружающей действительности. ставить вопросы по данной проблеме
|
|
31
|
|
|
Урок любования. Умение видеть
(решение частных задач; экскурсия)
|
преобразовывать практическую задачу в
познавательную.
осуществлять анализ информации.
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
|
|
32
|
|
|
Времена года
(решение частных задач).
С. 100–101
|
выбирать действие в соответствии с поставленной
задачей.
контролировать процесс деятельности.
аргументировать свою позицию
|
|
33
|
|
|
Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками
(контроль и коррекция знаний).
С. 94–95
|
устанавливать соответствие полученного результата
поставленной цели. выделять группы существенных признаков объектов.
обращаться за помощью к одноклассникам
в процессе работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями
общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по
учебно-методическому комплекту:
1. Неменская,
Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1
класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М.
Неменского. – М. : Просвещение, 2012.
2. Неменский,
Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4
классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И.
Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
3. Неменский,
Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М.
Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Общая характеристика
учебного предмета
Изобразительное
искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с
остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип
мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса
Воспитание
эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в
искусстве и через искусство.
Развитие
воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,
способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение
первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение
элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и
приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности, разными художественными материалами; совершенствование
эстетического вкуса.
Задачи курса
Совершенствование
эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие
способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи,
архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Формирование
навыков работы с различными художественными материалами.
Структура
курса
Содержание
начального общего образования
по учебному предмету
Учимся у природы
Наблюдение
природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые
они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года,
суток, в различную погоду. Пейзажи различных географических широт.
Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы.
Изображение
птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе
цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска
бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.
Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки
и т. д.
Ознакомление
с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу.
Основы
художественного языка. Особенности композиции при изображении природных
объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше,
загораживание, ритм.
Начальные
представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета;
смешение цветов с черными и белыми красками.
Изучение
разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь
формы и характера изображаемого объекта.
Пропорции
фигуры человека и животных.
Фантастические
образы в изобразительном искусстве
Сказочные
образы в искусстве. Художественное воображение и фантазия. Перенос
художественных образов с одного вида искусств на другой. Получение
фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной
деятельности.
Основы
художественного языка.
Понятия:
главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная
композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов;
сближенная и контрастная цветовая гамма.
Учимся
на традициях своего народа
Ознакомление
с шедеврами русского искусства, затрагиваемые темы родной природы, русских
сказок.
Основы
художественного языка
Равновесие
в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте.
Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве.
Использование пропорций и форм животного и растительного мира.
Опыт
художественно-творческой деятельности
Изображение
с натуры, по воображению и памяти.
Передача
настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна,
фактуры, материала.
Использование
в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и
материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели,
пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и
природных материалов.
Выражение
своего отношения к произведению изобразительного искусства, участие в
обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного
искусства.
Содержание учебного
предмета
Художественный
подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но
и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное
воплощение идеи.
Учебный
материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими
деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования:
«Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к
культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение
задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение
опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном
виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного
образования фактически входит в каждый блок.
Содержание курса «Ты
изображаешь, украшаешь и строишь»
Ты изображаешь. Знакомство с
Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер
Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что
невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты
украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо
уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер
Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты
строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей
жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и
внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы
живем (обобщение темы).
Изображение,
Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся
вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование
из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
Место учебного предмета в
учебном плане
Согласно
базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение
изобразительного искусства в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час
в неделю, 33 учебные недели).
Описание ценностных
ориентиров в содержании
учебного предмета*
(см.
Примечание)
Уникальность
и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное
воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка,
формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У
младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и
явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее
значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного
отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение
основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного,
эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут
младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут
основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке,
искусству и культуре в целом.
Направленность
на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует
необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными
материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного
образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на
уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Планируемые результаты
изучения учебного предмета
Личностные результаты:
В
ценностно-эстетической сфере –
эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и
духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке
произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений
окружающей жизни.
В
познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение
применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности.
В
трудовой сфере
– навыки использования различных художественных материалов для работы в разных
техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство,
конструирование); стремление использовать художественные умения для создания
красивых вещей или их украшения.
Метапредметные
результаты:
–
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
–
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
–
активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения
содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
–
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)
художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и
умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для
реализации художественного замысла;
–
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные
результаты:
В
познавательной сфере
– понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и
характеристика художественных образов, представленных в произведениях
искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств,
характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях
России и художественных музеях своего региона.
В
ценностно-эстетической сфере
– умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах
искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально
оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и
других народов.
В
коммуникативной сфере
– способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение
обсуждать коллективные результаты.
В
трудовой сфере
– умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование
новых образов путем трансформации известных (с использованием средств
изобразительного искусства и компьютерной графики).
В
итоге освоения программы учащиеся должны:
–
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости
и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме
и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с
использованием различных художественных материалов;
–
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы:
живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные
и народные формы искусства;
–
развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности,
эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности
человека;
–
развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;
–
освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель,
пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
–
овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести
навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной
деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира
(изображение растений и животных);
–
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла,
эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при
восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
–
приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности
человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и
предметного мира.
Муниципальное
Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Сосьвинская
общеобразовательная школа
Согласовано
Согласовано Утверждаю
Руководитель
ШМО Заместитель руководителя
по
___________/__________/ УВР
МБОУ СОШ Директор МБОУ
СОШ
Протокол № _____ _________/_______________
____________/ Н.А. Слепцова
от «___» ______
2014г. от «__» _______ 2014г.
Приказ № ____
от
«__» _________ 2014г.
Рабочая программа
учителя начальных классов
Кузнецовой Л.Н
по
изобразительному искусству
1 классе
УМК «Школа России»
на ____2014-2015__ учебный год
Рассмотрено
на заседании
педагогического
совета
протокол
№___
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.