Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана с
учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования в соответствии с авторской программой Н.М.Сокольниковой
«Изобразительное искусство».
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе
согласно учебного плана школы отводится 1 час в неделю (33 часа в год)
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе
пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного,
архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных
направлений художественного образования:
· приобщение к искусству как духовному
опыту поколений,
· овладение способами художественной
деятельности,
· развитие творческой одаренности
ребенка.
Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые
требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы
содержит расширенный материал по основам художественного изображения,
декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности.
Наряду с основной формой организации учебного процесса
(уроком) рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие
музеи, в архитектурные заповедники, использовать видеоматериалы по
художественным музеям и картинным галереям.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки
и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются
межпредметные связи с окружающим миром (Россия — наша Родина, строение
растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой
(геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные
материалы, отделка готовых изделий).
Основы художественного языка излагаются системно, в доступной и
интересной для учащихся форме. Программой предусматривается знакомство с
разнообразными художественными материалами и техниками, правилами
изобразительной грамоты, а также формирование у детей практических навыков
рисования с натуры, по памяти и представлению как специфических средств
постижения прекрасного. Теоретические сведения изложены в соответствии с
возрастными возможностями учащихся, а также непрофессиональным характером
обучения в общеобразовательной школе.
Содержание художественного образования предусматривает два
вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель)
и собственную художественно-творческую деятельность (ученик-художник). Такой
подход дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни
человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем,
избежать информационного изложения материала. При этом учитывается собственный
эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет
на первый план вывести деятельное освоение изобразительного искусства.
Основные цели
·
приобщение школьников к миру
изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
· развитие творчества и
эмоциональной отзывчивости;
· воспитание духовной
культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе,
своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
Именно изобразительное искусство помогает школьнику ощутить
себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих
поколений.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой
функций предмета «Изобразительное искусство»:
· эмоционально-развивающая
функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу
личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной
отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих
переживаний, эмоций, чувств;
· ценностно-ориентационная
функция, позволяющая учащимся использовать приобретенные художественные
знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной
культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным
и эстетическим критериям;
· арт-терапевтическая функция,
состоящая в психологической коррекции и оздоровлении учащихся в процессе
организации их художественной деятельности;
·
информационная
функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного
пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации
об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Основные задачи
1. Ознакомить учащихся с шедеврами русского и зарубежного
изобразительного искусства.
2. Сформировать
у детей:
— интерес
и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству,
архитектуре и дизайну;
— эстетическое
восприятие произведений искусства;
— представления
о видах и жанрах изобразительного искусства;
— представление об архитектуре как виде искусства;
— представление
о дизайне как виде искусства;
— представление
об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства.
3. Обучить
детей:
— пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению
анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
— теоретическим
и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
— способам
изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на
плоскости или в объеме;
— основам
народного и декоративно-прикладного искусства;
— основам
дизайна (азбуке форм; элементам проектирования и конструирования; чувству
стиля);
— основным средствам художественной выразительности (линия,
пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.),
необходимым для создания художественного образа;
— элементарным
умениям, навыкам, способам художественной деятельности.
4. Развить
у школьников:
·
способность
выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру;
·
творческое
воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные
представления, изобразительные способности;
·
эмоционально-эстетическую
и нравственную сферы личности.
В программе использованы различные виды арт-терапии. Это, прежде
всего, цветотерапия и сказкотерапия. Следует отметить, что в
программе отражены арт-терапевтические методики, адаптированные специалистами
для работы учителя с обычными детьми в условиях общеобразовательной школы. При
этом все арт-терапевтические упражнения вошли только в вариативную часть
программы и не являются обязательными .
С
первого класса на каждом уроке осуществляется изучение основ художественного
языка (рисунка, цвета, композиции, объема, пропорций и др.). Большое
внимание в программе уделяется освоению закономерностей конструктивного
строения формы, способам передачи пространства на плоскости, основам
цветоведения. В 1 классе проводится начальный анализ конструктивно-аналитического
строения животных и фигуры человека.
Знакомясь с произведениями
изобразительного искусства, ребенок постепенно начинает взаимодействовать с
абстрактным материалом: владеть терминологией, замечать цветовые пятна,
различать теплые и холодные цвета, уметь представлять образы и цвета. Педагог
использует элементы языка искусства при анализе произведений и в обучении
ребенка различным видам художественного творчества. У детей происходит формирование
восприятия цвета и формы как учебного материала. Ребенок осознает, что с
помощью этих средств можно передать свое настроение, нарисовать портрет и
пейзаж, сконструировать объекты дизайна, проиллюстрировать историю или сказку.
Программа направлена на развитие у детей способности экспериментировать
с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами
искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных
или дизайнерских заданий. Учащиеся 1 класса систематически осваивают «Азбуку
форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства и объектах
дизайна такие геометрические формы, как квадрат, круг, треугольник, и такие
тела, как куб и шар. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в
процессе практической работы.
На протяжении всего обучения в 1 классе особое внимание
уделяется изучению «Азбуки цвета» и входящих в нее основ цветоведения.
Дети получают первоначальные сведения о спектре, цветовом круге, основных и
составных цветах, теплых и холодных цветах, особенностях восприятия красного,
оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов; знакомятся
с элементами светотени, построения композиции, передачи пространства на
плоскости листа; осваивают некоторые «игры с пространством» (приемы
загораживания дальних объектов ближними, уменьшение удаленных объектов и др.).
Большое внимание в процессе всего обучения в 1 классе уделяется
ознакомлению школьников с приемами работы различными художественными
материалами и техниками. Каждый материал имеет свою
выразительно-изобразительную специфику, свои изобразительные возможности.
Графитный карандаш, цветные карандаши, мелки, фломастеры, пастель, акварель,
тушь, чернила — это материалы для графики. декоративного украшения предметов
быта народными росписями.
Обучение основам дизайна ведется во взаимодействии с
освоением художественного языка — как средства выражения проектной
идеи, художественного образа. Особое внимание при этом обращается на изучение
основ формообразования и цветоведения: свойств цвета и осознания его прикладных
возможностей в формировании предметной среды. Работы на плоскости и в объеме
закрепляют знание и понимание категорий композиции, а главное — развивают
ощущение ритма, движения, глубины пространства и др.
Программа предусматривает широкое использование дизайнерской
деятельности (художественного конструирования), или, точнее сказать,
конструирования с элементами художественного проектирования. Школьники на
конкретных примерах осваивают взаимосвязь триады: «польза — прочность — красота».
Основы дизайна включают в себя задания по проектированию и
моделированию предметов быта (мебель, посуда, светильники, бытовые приборы и
др.). Эти задания направлены на обучение учащихся умению определять
конструктивные качества различных объектов, познавать закономерности создания
геометрических структур, а также видеть эти формы в природной и предметной
среде.
Стержневая линия программы — развитие у школьников способности
выделять целостнообразующие свойства создаваемых объектов и ориентироваться на
них в процессе конструирования. Причем эти свойства должны стать предметом
творческого поиска ребенка. Конструирование, таким образом, представляет собой
особую поисковую и экспериментально-исследовательскую деятельность,
направленную на организацию будущей конструкции как целого.
Формирование конструкторской
деятельности детей по схеме «от частей — к целому» предусматривает постепенный
переход от репродуктивного (воспроизводящего) конструирования к творческому.
Приоритетными в программе являются творческие
формы конструирования, обучение которым основывается на принципе «от целого
— к частям и затем опять к целому». При этом необходимо выявлять
особенности материала, специфику каких-либо отдельных частей конструкции,
способы соединения (крепления) деталей и т.д.
Введение прямых и обратных задач в
дизайнерскую деятельность ребенка создает основу для формирования у него обобщенных
способов конструирования. Формирование этих способов и составляет одно из
ведущих направлений обучения творческому конструированию.
Программа предусматривает особую
организацию конструирования по замыслу ребенка. Детей в первую очередь
учат находить, развивать и воплощать в материале общую идею конструкции, то
есть образ, в котором схватывается целостнообра-зующее звено конструкции. Одна
из целей программы как раз и состоит в том, чтобы ребенок мог посильно
выполнять функции «генератора идей» не только в конструкторской деятельности,
но и за ее пределами. Именно в рамках конструирования опыт «генерирования идей»
в разнообразных нестандартных ситуациях быстрее осознается самим ребенком.
Особое внимание в программе уделяется
обучению детей умению моделировать целостнообразующие звенья в виде
простейших графических схем (рисунков, эскизов, чертежей).
Важнейшей особенностью данной
программы является введение в обучение арт-терапии. Это обусловлено
тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному,
декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребенка
способности эмоционально переживать свое продуктивное действие,
одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства.
Арт-терапия понимается нами как
профилактика и коррекция негативных психологических состояний у детей с
помощью искусства. Она развивает эмоционально-чувственный мир ребенка, его
воображение и направлена на овладение учащимися различных способов изображения,
способствующих проявлению различных эмоций.
Арт-терапия делает акцент на
свободное самовыражение ребенка посредством любых художественных материалов и
средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыражение необходимо (или
желательно) для того, чтобы помочь ребенку устранить проявления его
негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние (связанные с
самочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с
окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт-терапия
способствует развитию личности средствами искусства (самопознание,
саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора
психического развития и саморазвития ребенка.
На занятиях изобразительным
искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности:
рассматривание картин, рисование, лепку, конструирование, работу с природными
материалами, иллюстрирование сказок и музыки и др.
Одной из арт-терапевтических техник
является ассоциативное рисование. В процессе такого рисования дети учатся выражать
свои чувства и эмоции в абстрактных (формальных) и изобразительных
композициях.
Другой особенностью данной программы
является предложение осуществить во внеклассной работе разнообразную проектную
деятельность. Цель проектной деятельности — расширить представления
учащихся об искусстве, приобщить их к поискам новой информации, к
самостоятельной исследовательской работе. Почти все проекты предполагают
посещение выставочных залов, музеев, библиотек, просмотр специальных
телепередач и видеофильмов, чтение дополнительной литературы.
Одной из форм проектов может
выступить тематическая выставка по какой-либо теме с использованием
репродукций, фотографий, открыток, альбомов, детских работ (в конце цикла
уроков, четверти, года).
Ряд проектов предполагает проведение
интегрированных музыкально-изобразительных занятий. Это — игра-импровизация
«Цвет и звук», «Новогодний карнавал сказочных героев», «Путешествие на воздушном
шаре», «В гостях у сказки», «Ярмарка изделий народных мастеров» и др.
Программой также предусмотрены
индивидуальные и коллективные формы выполнения заданий. В индивидуальной работе
учащиеся осваивают новые виды и техники работы, изобразительную грамоту.
Возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных произведений
обеспечивают развитие у ребенка способности видеть целое раньше частей, а также
видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные
формы коллективного труда школьников (дети совместно создают одно изображение;
4—5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе
одновременно и т.д.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и
координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о
содержании и ходе выполнения задания.
Основные задачи обучения
изобразительному искусству в первом классе:
- изучение
«Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по
составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в
радуге, выразительные возможности основных и составных цветов;
- ознакомление с выразительными возможностями графических материалов
(графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и
др.); ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи
(гуашь, акварель);
- освоение
простейших приемов лепки объемных форм (из одного куска, из отдельных частей,
из колец и др.);
-
формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации
смысловых связей между изображаемыми объектами;
- умение
выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от
замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности
образов;
- освоение
способов передачи пространства на плоскости листа (прием загораживания,
уменьшение удаленных объектов);
- ознакомление
с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново,
Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семенове Загорск);
- освоение
некоторых приемов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрешек,
хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;
- обучение
«Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат,
куб, треугольник) в природе и объектах дизайна;
–
обучение
умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических
форм.
Учебно-тематический план.
Название раздела
|
Количество часов
|
«Королевство волшебных красок»
|
8
|
«В мире сказок»
|
10
|
«В гостях у народных мастеров»
|
10
|
«В сказочной стране Дизайн» .
Итого
|
5
33
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (33 ч)
Мир
изобразительного искусства (18 ч)
«Королевство волшебных
красок» (8 ч). Картинная галерея. Радужный мост. Основные и составные цвета.
Красное королевство. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство. Зелёное
королевство. Сине-голубое королевство. Фиолет вое королевство.
«В мире сказок» (10
ч). Волк и семеро козлят. Сорока-белобока. Колобок. Петушок-Золотой гребешок.
Красная Шапочка. Буратино. Снегурочка.
Мир народного и
декоративного искусства (10 ч)
«В гостях у народных
мастеров» (10 ч). Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Матрёшки. Городец.
Хохлома. Гжель.
Мир дизайна и
архитектуры (5 ч)
«В сказочной стране
Дизайн» (5 ч). Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное
королевство. Квадратное королевство. Кубическое королевство.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
К концу 1 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут
сформированы:
· положительное
отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат
возможность для формирования:
· познавательной
мотивации к изобразительному искусству;
· осознания своей
принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям
России;
· внимательного
отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
·
эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой
действительности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· называть расположение
цветов радуги;
· различать, называть
цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
· составлять
дополнительные цвета из основных цветов;
· работать с цветом,
линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных
работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
· использовать в
работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные
карандаши, графитный карандаш);
· элементарно
передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение
объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).
Учащиеся получат
возможность научиться:
· передавать в
композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
· подбирать цвет в
соответствии с передаваемым в работе настроением;
· выполнять некоторые
декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
· определять
(узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка,
Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· адекватно
воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по
заданной инструкции;
· использовать
изученные приёмы работы красками; · осуществлять пошаговый контроль своих
действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике
последовательностью;
· вносить коррективы в
свою работу;
Учащиеся получат
возможность научиться: · понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать
правильность выполнения задания;
· анализировать
результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую
задачу, используя известные средства;
· включаться в
самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и
конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· «читать» условные
знаки, данные в учебнике;
· находить нужную
информацию в словарях учебника;
· вести поиск при
составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их
оттенки,
· соотносить объекты
дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность
научиться:
· осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные
материалы учебника;
· различать формы в
объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать
изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать
персонажей произведения искусства;
· группировать
произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать
объекты дизайна.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы,
задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать
последовательность действий;
· выслушивать друг
друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в
коллективном обсуждении;
· выполнять совместные
действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат
возможность научиться:
· выражать собственное
эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к
другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и
приходить к общему решению, работая в паре;
· строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для
реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учебно-методический комплекс.
Н.М. Сокольникова.
Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова.
Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М.
Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». —
М.: АСТ, Астрель.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.