«Согласовано»
Заместитель
директора
школы по УВР
___________ /Л.Н.Коваленко/
Протокол МС № ________
от ________________20 г.
|
|
«Утверждаю»
Директор школы
__________ /Г.Л.Ковтун/
Приказ № _________
от______________20 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информационные технологии
6 класс
(68 часов)
Учитель: Ламонова Н.Н.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана
на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для
6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой.
Программа ориентирована на
использование учебника «Информатика»: Учебник для 6 класса Босовой Л.Л., - 2013г.
Материал учебника структурирован по четырем главам, содержащим соответственно
теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал
для дополнительного изучения и компьютерный практикум, а также дополнительных
пособий: «Рабочая тетрадь для 6 класса» Л.Л. Босовой, 2013г.
Предполагаемый
объем учебного времени – 2 часа в неделю, 68 часов в год (учебный план ГБОУ СОШ
№ 933 предполагает изучение данного курса в области ТЕХНОЛОГИЯ). Программа
Босовой (5-6 класс) рассчитана на 136 часов, т.о. введение 2 часа в неделю
позволит ввести элементы проектной деятельности в курс.
Распределение
содержания по годам обучения: 6 класс – 2 часа в неделю (68 часа в год).
Настоящий
календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета
«ИнформационныеТехнологии», который рассматривается как систематический курс,
непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно
– коммуникационных технологий.
Цели
обучения информационным
технологиям в 6 классах определяются следующим образом:
·
Формирование готовности к
информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять
средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для
реализации учебных целей и саморазвития;
·
Пропедевтика понятий
базового курса школьной информатики;
·
Развитие творческих и
познавательных способностей учащихся.
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ программы
Общее
число часов – 68 ч.
Раздел 1. Информационное
моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства,
действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их
классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные
модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила
оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное
представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах.
Деревья.
Раздел 2. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные
исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как
примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система
команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов
(нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов,
алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных
произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для
управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
В основу представляемого
вводного курса информатики для 6 классов положены следующие принципы:
§ Целостность и непрерывность;
§ Научность в сочетании с доступностью, строгость и
систематичность изложения;
§ Практико–ориентированность;
§ Принцип дидактической спирали;
§ Принцип развивающего обучения.
Согласно действующему учебному
плану календарно-тематический план предусматривает в 6 классе обучение в
объеме 2 час в неделю, 68 часов в год.
В соответствии с этим
реализуется модифицированная программа курса информатики и информационных
технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой, а
именно последовательная модель. Она включает в себя следующий подход к
изложению учебного материала: компьютер и информация – человек и информация –
алгоритмы и исполнители.
С учетом уровневой специфики
классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы
ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты)
Раздел 1.
Информационное моделирование
Выпускник
научится:
·
понимать
сущность понятий «модель», «информационная модель»;
·
различать
натурные и информационные модели, приводить их примеры;
·
«читать»
информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы
и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
·
перекодировать
информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы
в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию)
числовой информации;
·
строить
простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит
возможность:
·
сформировать
начальные представления о о назначении и области применения моделей; о
моделировании как методе научного познания;
·
приводить
примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
·
познакомится с
правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
·
выбирать форму
представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в
соответствии с поставленной задачей.
Раздел 2.
Алгоритмика
Выпускник
научится:
·
понимать смысл
понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
·
понимать
термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система
команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
·
осуществлять
управление имеющимся формальным исполнителем;
·
понимать
правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции
«следование», «ветвление», «цикл»;
·
подбирать
алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
·
исполнять
линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
·
разрабатывать
план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Выпускник получит возможность:
·
исполнять
алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с
заданной системой команд;
·
по данному
алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
·
разрабатывать
в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые
алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Деятельностный подход отражает стратегию современной
образовательной политики.
Компьютерный практикум для
данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности.
Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько
на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только
практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску
информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с
терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому.
При выполнении творческих
работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи
на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности
в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них,
мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные
решения.
Учащиеся должны научиться
представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности
в форме исследовательского проекта, публичной презентации.
Реализация
календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и
компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по
теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как
«понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для
любой предметной области.
С точки зрения развития умений и
навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели,
планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.),
оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их
устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными
достижениями, чертами своей личности.
Интеллектуальные умения
Абстрактное
мышление, доступное ученикам основной школы, и стремление к практической
деятельности позволяют достроить картину мира фактами, явлениями и абстрактными
понятиями из разных предметов (наук). Дальнейшее развитие интеллектуальных
умений осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе
самостоятельного решения учебных задач на уроках и в ходе проектной
деятельности.
Ступени обучения, классы
|
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать
необходимость нового знания
|
Делать предварительный отбор источников информации
для поиска нового знания
|
Добывать новые знания (информацию) из различных
источников и разными способами
|
Обрабатывать полученную информацию для получения
необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта
|
Преобразовывать информацию из одной формы в другую и
выбирать наиболее удобную для себя форму
|
6 класс
|
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна
для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов
|
Самостоятельно отбирать необходимые для решения
предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники,
цифровые носители информации
|
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из
различных источников (словари, энциклопедии, справочники, цифровые носители
информации)
|
Анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений.
Использовать полученную информацию в проектной
деятельности под руководством учителя-консультанта
|
Представлять информацию в виде таблиц, схем,
опорного конспекта.
Составлять сложный план текста
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или
развернутом виде.
|
Оценочные умения
В этом возрасте ученик постепенно учится
давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он
постепенно выращивает основы личного мировоззрения. Однако зачастую
даваемые подростком оценки еще не согласуются друг с другом. Сам он
может не замечать и не признавать, что только определяется в своем мировоззрении.
Поэтому подростки так часто занимают максималистские, крайние позиции.
Ступени обучения, классы
|
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с
точки зрения общепринятых норм и ценностей (нравственных, гражданско-патриотических,
эстетических), а также с точки зрения различных групп общества (верующие –
атеисты, богатые - бедные и т.д.)
|
Объяснять (прежде всего самому себе) свои оценки,
свою точку зрения, свои позиции
|
Самоопределяться в системе ценностей
|
Действовать и поступать в соответствии с этой
системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия
|
6 класс
|
Учиться оценивать жизненные ситуации (поступки
людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с
точки зрения различных групп общества).
|
Объяснять свои оценки отдельных поступков, явлений.
|
Сравнивать свои оценки с оценками других и объяснять
их отличия. На основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей,
определять свое место.
|
Приучать себя действовать в соответствии с
выбранными ценностями и понимать последствия своего выбора и поступка.
|
Коммуникативные умения
Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников осуществляется
через использование на уроках учителями-предметниками технологии формирования
правильного типа читательской деятельности, а также через самостоятельное
использование учениками присвоенной системы приемов понимания устного и
письменного текста. На уроках по ряду предметов ведется обучение приемам
гибкого чтения, различным способам фиксации информации.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются
в ходе учебного взаимодействия в группах, самостоятельной работы (в т.ч. в
проектной деятельности). Принципиально важно, чтобы подростки учились
переносить основные коммуникативные умения в свое ежедневное неформальное
общение.
Ступени обучения, классы
|
Донести свою позицию до других, владея приемами монологической и
диалогической речи
|
Понять другие позиции (взгляды, интересы)
|
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для
того чтобы сделать что-то сообща
|
6 классы
|
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Учиться подтверждать аргументы фактами.
Учиться критично относиться к своему мнению.
|
Понимать точку зрения другого (в том числе автора). Для этого владеть
правильным типом читательской деятельности.
Самостоятельно использовать приемы изучающего чтения на различных
текстах, а также приемы слушания.
|
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
|
Соответствие содержания программы
обязательному минимуму содержания образования
Содержание программы
соответствует обязательному минимуму содержания образования, имеет большую
практическую направленность.
В результате изучения информатики в пятом
классе школьники должны:
·
определять,
информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного
субъекта к его восприятию;
·
понимать смысл
терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
·
приводить
примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
·
различать
необходимые и достаточные условия;
·
иметь
представление об алгоритмах, приводить их примеры;
·
иметь представление
об исполнителях и системах команд исполнителей;
·
уметь
пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
·
определять
назначение файла по его расширению;
·
выполнять
основные операции с файлами;
·
уметь
применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования
текстов, создания списков и таблиц;
·
уметь
применять инструменты простейших графических редакторов для создания и
редактирования рисунков;
·
создавать
простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
·
иметь
представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Определение образовательных технологий и
измерителей (заданий, учебных достижений обучающихся)
В 6-х классах наиболее приемлемы комбинированные
уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности
обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и
кризисах внимания учащихся на уроке, проводится объяснение в первой части
урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна
для учащихся и имеет для них большее и личностное значение.
Одной из наиболее актуальных форм организации
проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Тест
состоит из отдельных заданий, к которым следует отнести:
1.
задания с выбором
правильных ответов из нескольких предложенных;
2.
задания с открытым
ответом;
3.
задания на установление
соответствия;
4.
задание на установление
правильной последовательности.
Школьникам объясняются критерии оценивания:
·
за каждый правильный ответ
начисляется один балл;
·
за каждый ошибочный ответ
начисляется штраф в один балл;
·
за вопрос, оставленный без
ответа, ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиваться вдумчивого отношения
к тестированию, формировать навыки самооценки и ответственного отношения к
собственному выбору.
Выставление оценок осуществляется с учетом
общепринятых соотношений: 50 – 70% - «3»; 71 – 85% - «4»; 86 – 100 – «5».
Учитывая индивидуальные особенности ряда учащихся,
учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, а также эти требования
могут быть снижены.
Ресурсное обеспечение
Для реализации данного
календарно тематического плана система информационно - методического
обеспечения учебного процесса представлена в виде:
v методического пособия для учителя под редакцией
Босовой;
v рабочей тетради для ученика;
v текстового процессора Word;
v графических редакторов: Paint;
v пакета презентационной графики PowerPoint;
v методических разработок автора программы с сайта lbz@aha.ru.
Литература:
1. Программы для общеобразовательных
учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2013г.
2.
Босова Л.Л. Информатика:
Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3.
Босова Л.Л. Информатика:
Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
4.
Босова Л.Л. Информатика:
Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5.
Босова Л.Л. Информатика:
рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6.
Босова Л.Л. Информатика:
рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
7.
Босова Л.Л. Информатика:
рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
8.
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2007.
9.
Босова Л.Л., Босова А.Ю.,
Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2006.
10.
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII
классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и
образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
11.
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
12.
Босова Л.Л. Набор цифровых
образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2012.
http://metodist.lbz.ru/konkursy/files/konkmr/6-2010.pdf
http://metodist.lbz.ru/content/videocourse.php#inf
http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=19
http://fcior.edu.ru
http://www.ict.edu.ru
http://college.ru/informatika/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.