Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №933
«Согласовано»
Заместитель
директора
школы по УВР
___________ /Л.Н.Коваленко/
Протокол МС № ________
от ________________20 г.
|
|
«Утверждаю»
Директор школы
__________ /Г.Л.Ковтун/
Приказ № _________
от______________20 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информационные технологии
5 класс
(68 часов)
Учитель: Ламонова Н.Н.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике
и ИКТ составлена на основе:
· авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ
для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.
2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2009».
·
Государственного стандарта
Основного общего образования по информатике.
Данная программа конкретизирует и
расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта, дает распределение
учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом
внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса. Программа
содержит набор практических работ и практикумов, необходимых для формирования у
учащихся информационно-коммуникативных компетентностей и создает условия для
развития информационной культуры.
Цели программы:
·
формирование общеучебных умений и способов
интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
·
формирование у учащихся готовности к использованию
средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и
саморазвития;
·
усиление культурологической составляющей школьного
образования;
·
пропедевтика понятий базового курса школьной
информатики;
·
развитие познавательных, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
Задача современной
школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить
каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор,
графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.)
Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную
деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой,
личностно-значимой для обучаемого.
· развитие коммуникативных
умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения
работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе
выполнения учебных задач);
· формирование основополагающих
понятий информатики, таких как: «информация», «программа», «файл», «рабочий
стол», «главное меню», «носители информации», «кодирование информации», др.;
· формирование навыков
использования компьютерной техники и современных информационных и
коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все
это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на
последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала
по всем предметам в средней школе.
Основное
содержание программы
Общее число часов – 70ч.
1.
Компьютер для начинающих (16 часов)
Информация
и информатика.
Как
устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод
информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция
пальцев на клавиатуре.
Программы
и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню.
Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
Практическая
работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая
работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая
работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая
работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный
тренажер.
2.
Информация вокруг нас (16 часа)
Действия
с информацией.
Хранение
информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации.
Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма
представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные
формы представления информации.
Обработка
информации. Изменение формы представления информации. Систематизация
информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления
информации.
Получение
новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.
Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его
запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный
тренажер.
Координатный
тренажер.
Логические
компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
3.
Информационные технологии (31 час)
Подготовка
текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы
подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические
редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся
изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая
работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая
работа №6 «Вводим текст».
Практическая
работа №7 «Редактируем текст».
Практическая
работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая
работа №9 «Форматируем текст».
Практическая
работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая
работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая
работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая
работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая
работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая
работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
4.Резерв, повторение
учебного материала (3 часа)
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части
урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется
компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в
5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут)
проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик
имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию
самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Для
осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических
технологий:
- Традиционное
обучение;
- Личностно-ориентированное
обучение;
- Дифференцированное
обучение;
- Педагогики
сотрудничества.
В
основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной
деятельности:
- Комбинированный
урок;
- Урок-практикум;
- Творческая
лаборатория;
- Урок-консультация.
Начало формирований
навыков самостоятельной работы. Направленность на формирование навыков
самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации
компьютерного практикума. Большинство работ компьютерного практикума состоит из
заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от
предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания
репродуктивного, продуктивного или творческого уровня.
Первый уровень
сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие
подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых
технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого
задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях
приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие
школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной
школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в
области ИКТ ученикам, и наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку
во внеурочное время менее подготовленным ребятам.
В заданиях
второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки,
учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем
уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают
полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило,
несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно
искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в
справочниках, имеющихся в конце учебников.
Цепочки этих
заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты
предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от
промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия,
формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и
составляет основу актуального во все времена умения учиться.
Задания третьего
уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее
продвинутых учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном
виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение
творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при
уточнении его условий, по поиску необходимой информации, по выбору
технологических средств и приемов его выполнения. Такие задания целесообразно
предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их
выполнение дополнительной оценкой.
Формы текущего контроля знаний,
умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
В
5-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование;
контрольная работа; разноуровневая практическая работа.
Контрольные
работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для
их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников
учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в
разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические
контрольные работы для учащихся 5 классов представлены в трех уровнях сложности.
Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный
их возможностям.
Текущий контроль осуществляется с помощью
практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по
завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, контрольных или
практических работ разного уровня сложности.
Итоговый контроль осуществляется по завершении
учебного материала за год в форме тестирования или творческой работы.
Тематические
и итоговые контрольные работы:
Практических работ – 16
Тематический контроль – 4:
Тестирование
– 3
Практическая
работа - 1
Итоговый контроль
(творческая работа) - 1
№
|
Тематика
|
Вид
|
Форма
|
1
|
Устройство
компьютера и основы пользовательского интерфейса.
|
Тематический контроль
|
Разноуровневая практическая контрольная работа
|
2
|
Информация вокруг
нас
|
Тематический контроль
|
Интерактивное
тестирование
|
3
|
Обработка
информации средствами текстового и графического редакторов
|
Тематический контроль
|
Разноуровневая
практическая контрольная работа
|
4
|
Информационные
технологии
|
Тематический контроль
|
Разноуровневая
практическая контрольная работа
|
5
|
Создание анимации
|
Тематический контроль
|
Творческая работа
|
Преподавание курса ориентировано на
использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
-методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается
содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
- комплект цифровых образовательных ресурсов;
- сборник занимательных задач, в котором собраны,
систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по
информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые
могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и
решения.
Название
|
Класс
|
ФИО автора
|
Издательство
|
Год издания
|
Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса –
2-е изд.
|
5
|
Л.Л. Босова
|
БИНОМ. Лаборатория знаний
|
2011
|
Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5
класса
|
5
|
Л.Л. Босова
|
БИНОМ. Лаборатория знаний
|
2013
|
Информатика и ИКТ: методическое пособие для
учителей.
|
5
|
Л.Л. Босова
|
БИНОМ. Лаборатория знаний
|
2011
|
Набор цифровых образовательных ресурсов на
диске «Информатика 5–7».
|
5
|
Л.Л. Босова
|
БИНОМ. Лаборатория знаний
|
2011
|
Занимательные задачи по информатике: сборник
задач по информатике для 5-7 классов.
|
5-7
|
Л.Л. Босова
|
БИНОМ. Лаборатория знаний
|
2008
|
Информатика и ИКТ. Учебная программа и
поурочное планирование для 5–7 классов.
|
5
|
Л.Л. Босова
|
БИНОМ. Лаборатория знаний
|
2011
|
Перечень средств ИКТ, необходимых для
реализации программы.
Аппаратные средства
·
Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Программные средства
- Операционная система – Windows XP, Alt Linux.
- Пакет офисных
приложений MS Office 2003, OpenOffice.
·
Клавиатурный тренажер.
·
Плакаты Босовой Л.Л.
·
Ресурсы Единой коллекции
цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
·
Материалы авторской
мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
· понимать и правильно применять на бытовом уровне
понятия «информация», «информационный объект»;
· различать виды информации по способам её восприятия
человеком, по формам представления на материальных носителях;
· приводить простые жизненные примеры передачи,
хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе,
обществе, технике;
· приводить примеры информационных носителей;
· иметь представление о способах кодирования
информации;
· уметь кодировать и декодировать простейшее
сообщение;
· определять устройства компьютера, моделирующие
основные компоненты информационных функций человека;
· различать программное и аппаратное обеспечение
компьютера;
· запускать программы из меню Пуск;
· уметь изменять размеры и перемещать окна,
реагировать на диалоговые окна;
· вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры
и мыши;
· уметь применять текстовый редактор для набора,
редактирования и форматирования простейших текстов;
· уметь применять простейший графический редактор для
создания и редактирования рисунков;
· уметь выполнять вычисления с помощью приложения
Калькулятор;
·
знать о требованиях к
организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и
гигиены в работе со средствами ИКТ.
·
широкие познавательные интересы, инициатива и
любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность
учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного,
алгоритмического и логического мышления;
·
готовность к повышению своего образовательного
уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и
ИКТ;
·
интерес к информатике и ИКТ, стремление
использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
·
основы информационного мировоззрения – научного
взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике
как одну из важнейших областей современной действительности;
·
способность увязать учебное содержание с
собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в
области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
·
готовность к самостоятельным поступкам и действиям,
принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению
индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
·
способность к избирательному отношению к получаемой
информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное
отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
·
развитие чувства личной ответственности за качество
окружающей информационной среды;
·
способность и готовность к принятию ценностей
здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты,
достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики
и ИКТ:
·
уверенная ориентация учащихся в различных
предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных
дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
·
владение основными общеучебными умениями
информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как
составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих
компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение
следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических
цепочек рассуждений и т.д.,
·
владение умениями организации собственной учебной
деятельности, включающими целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при
помощи фиксированного набора средств. Прогнозирование – предвосхищение результата.
Контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися
данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения
ошибки). Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план
действий в случае обнаружения ошибки. Самооценка – осознание учащимся того,
насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
·
владение основными универсальными умениями
информационного характера: поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
·
владение информационным моделированием как
основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую
модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания
объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
·
широкий спектр умений и навыков практического
характера в использования средств информационных и коммуникационных технологий
для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации
(работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих
редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации
расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров;
хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение
информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного
пространства;
·
овладение основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми:
- умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль
в понятной собеседнику форме;
- умение осуществлять в коллективе совместную
информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
- умение выступать перед аудиторией, представлять
результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.