ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по истории России составлена на основе Федерального компонента
государственного стандарта (основного) общего образования 2010 года по
предмету «История» (Приказ
Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897),
а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ
(Стандарты 2 поколения. Примерные программы основного общего образования.
История. 5-9 классы. М.. Просвещение. 2011г.); Образовательной программы школы
на 2013/14 учебный год, Учебного плана школы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса,
последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой
концепции исторического образования.
На основе
программы написан учебник А. Н. Сахарова «История Россиис древнейших
времен до конца XVI века» для 6 класса общеобразовательных
учреждений. Программа является составной частью учебно-методического комплекта
по отечественной истории для 6 класса, издающегося
в издательстве «Просвещение»: учебник, «Рабочая тетрадь к учебнику
А. Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца
XVI века» (автор Л. А. Соколова), «Поурочные методические рекомендации
к учебнику А. Н. Сахарова «История России с древнейших
времен до конца XVI века» (авторы А. Н. Сахаров и др.).
Главным
критерием отбора фактов и явлений в программе являлась
их значимость в историческом процессе, в развитии российской
цивилизации. Принципиальными позициями, заложенными в программу, являются:
— многофакторный
подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность
и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие
различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или
иной период, показ возможности альтернативного развития России
в переломные моменты ее истории;
— направленность
содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание
у них гражданских качеств, толерантности мышления;
— внимание
к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется прежде
всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического
процесса;
— акцент
на сравнение процессов, происходивших в истории России,
с аналогичными явлениями в зарубежных странах, показ общеисторических
тенденций и уникальной специфики в истории нашей страны;
— ориентация
учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории
России, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических
проблем.
Основной целью учебно-методического
комплекта является формирование у учащихся исторического мышления,
целостного представления об историческом пути России и населяющих
ее народов, об основных этапах, событиях и деятелях российской
истории с древнейших времен до конца XVI в. А также:
- воспитание патриотизма, уважения к
истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях,
процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и
хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами
исторического познания, умениями работать с различными источниками
исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе
ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными,
этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об
исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в
межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других
народов и стран
Рабочая программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках
познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения
разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные
связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и
отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать,
ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям,
критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение
различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении
творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения
учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы
деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из
них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные
решения.
Основное содержание
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что
изучает история России. Важнейшие особенности исторического развития России.
Значение изучения истории России для каждого жителя страны и всего
общества.
Исторические
источники. Археология. Антропология. Лингвистика. Письменные источники.
Памятники культуры.
Тема 1.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (С ДРЕВНЕЙШИХ
ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XIII в.) (13 ч)
Древнейшие
люди на территории России. Условия жизни, основные занятия. Родовые
общины. Племена. Переход от присваивающего к производящему хозяйству
и его последствия. Индоевропейцы, их расселение. Образование предков
современных народов мира. Появление славян, угрофиннов, тюрок.
Основные
понятия: родовая община, племя, производящее хозяйство, индоевропейцы,
славяне.
Славяне
и их соседи накануне возникновения государства Русь. Славянские
земледельческие поселения. Взаимоотношения земледельцев и кочевников.
Великое переселение народов и участие в нем славян. Складывание
союзов племен у славян. Взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар.
Основные занятия и образ жизни восточных славян. Перемены в хозяйстве
и общественной жизни. Соседская община. Образование двух центров
объединения восточных славян в среднем Поднепровье и у берегов
озера Ильмень. Предпосылки зарождения государства у восточных славян.
Язычество славян.
Основные
понятия: Восточные славяне. Великое переселение народов. Города-колонии.
Союз племен. Соседская община. Подсечное земледелие. Перелог. Двуполье.
Трехполье. Государство. Предпосылки образования государства. Центральная
власть. Налоги. Законы. Суд. Князь. Частная собственность. Дружина. Дружинник.
Смерд. Холоп. Челядь. Язычество. Монотеистическая религия.
Возникновение
государства у восточных славян и первые русские князья.
Образование государства Русь в Поднепровье с центром в Киеве
и на севере с центром в Новгороде. Варяги. Мнения
норманистов и антинорманистов о происхождении варягов
и государства Русь. Путь «из варяг в греки». Рюрик. Объединение
Олегом двух русских государственных центров. Обложение данью восточнославянских
союзов племен. Походы Олега на Византию. Князь Игорь. Полюдье. Действия
княгини Ольги по укреплению государства. Крещение Ольги. Князь Святослав,
его походы и завоевания.
Основные
понятия: Русь. Варяги. Норманнская теория. Великий князь. Дань. Полюдье.
Крещение. Печенеги.
Государство
Русь и русское общество в XI в. Усобица сыновей Святослава.
Князь Владимир. Оборона Руси от печенегов. Предпосылки принятия
христианства. Крещение Руси и его значение. Двоеверие. Усобица сыновей
Владимира. Ярослав Мудрый и его внутренняя и внешняя политика.
Русская Правда. Раздел Руси между сыновьями Ярослава Мудрого. Борьба
с половцами. Русская Правда Ярославичей. Управление государством.
Возникновение феодальной земельной собственности. Вотчина. Основные категории
населения Руси. Города, городское население, торговля и ее роль.
Организация Русской православной церкви. Митрополит Иларион. Зарождение
монашества на Руси. Киево-Печерский монастырь.
Основные
понятия: Усобицы. Крещение Руси. Православие. Католичество. Двоеверие.
Русская православная церковь. Митрополит. Епископ. Архиепископ. Священник.
Монастырь. Монах. Закон. Русская Правда. Вече. Поземельная зависимость.
Вотчина. Феодализм. Феодал. Феодально-зависимое население. Рядович. Закуп.
Натуральное хозяйство.
Русь
в конце XI — начале XII в. Борьба между сыновьями
и внуками Ярослава Мудрого. Взаимоотношения Руси с половцами.
Деятельность Владимира Мономаха. Любечский съезд князей, значение его решений
для развития страны. Крестовый поход против половцев. Усиление противоречий
в древнерусском обществе, восстание в Киеве. Правление Владимира
Мономаха в Киеве и его реформы. Устав Владимира Всеволодовича.
Основные
понятия: Съезд князей. Крестовый поход. Реформы. Реформатор.
Начало
периода раздробленности на Руси и отдельные русские земли. Распад
государства Русь. Природно-экономические, социальные и политические
причины распада. Положительные и отрицательные последствия периода
раздробленности. Образование самостоятельных княжеств и земель. Сохранение
сил, содействовавших единению Руси. Особенности отдельных земель. Галицко-Волынское
княжество. Ярослав Осмомысл. Даниил Галицкий. Новгородская земля: особенности
экономического и политического развития. Аристократическая республика.
Вече. Причины славянской колонизации Северо-Восточной Pycи; Князь Юрий
Долгорукий. Основание Москвы. Политика князя Андрея Боголюбского
по усилению княжеской власти. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества при
Всеволоде Большое Гнездо. Возникновение тенденции к складыванию
централизованного государства в наиболее развитых княжествах. Зарождение
новых социальных слоев.
Основные
понятия: Раздробленность. Дворянство. Централизация. Удел. Аристократия.
Республика. Посадник. Тысяцкий.
Русская
культура и быт Х — начала XIII в. Особенности древнерусской
культуры. Взаимное влияние культуры различных народов, населявших Русь.
Языческие и христианские начала в культуре. Роль Византии
в развитии русской культуры. Начало русской письменности, первые школы.
Зарождение литературы. Летописи. Нестор. «Слово о полку Игореве» —
величайший памятник культуры Древней Руси. Фольклор, былины, отражение
в них исторических событий и настроений народа. Архитектура. Влияние
традиций деревянного зодчества на каменное строительство. Прикладное
искусство, живопись. Складывание местных особенностей культуры в период
раздробленности. Особенности искусства во владимиро-суздальской
и новгородской землях. Быт высших и низших слоев населения.
Зарождение русской цивилизации и факторы, влиявшие
на ее характерные черты и темпы общего развития: неблагоприятные
географические и природно-климатические условия, постоянная борьба
с кочевниками, колонизация новых территорий.
Основные
понятия: Культура. Летописи. Былины. Зодчество. Мозаика. Фрески.
Цивилизация.
Тема 2.
БОРЬБА РУСИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
(XIII — НАЧАЛО XIV в.) (5 ч)
Монголо-татарское
нашествие на Русь. Территория расселения, хозяйство, военная
организация монголо-татар. Завоевательные походы Чингисхана. Поражение русских
князей в битве на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Силы сторон.
Оборона Рязани, Москвы, Владимира. Разгром Владимиро-Суздальского княжества.
Поход на Новгород. Оборона Козельска. Взятие монголо-татарами Киева. Поход
Батыя на запад. Образование Золотой Орды. Причины поражения Руси. Значение
борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями.
Основные
понятия: Монголо-татары. Золотая Орда.
Борьба
на северо-западе Руси. Завоевания крестоносцев в Прибалтике.
Образование немецких орденов и Литовского княжества. Князь Александр
Невский. Отражение натиска шведов и немецких крестоносцев в Невской
битве и Ледовом побоище. Отпор наступлению Литовского княжества. Причины
успешного противостояния агрессии с запада.
Основные
понятия: Духовно-рыцарский орден. Крестоносцы. Борьба
за независимость.
Монголо-татарское
иго на Руси. Формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды.
Дань и другие повинности населения, новые походы монголо-татар.
Последствия ига. Политика Александра Невского по отношению к Золотой
Орде. Русь и Золотая Орда во второй половине XIII в. Восстания
в русских городах.
Основные
понятия: Иго. Ярлык. Баскаки. «Ордынский выход».
Начало
возрождения русских земель. Развитие сельского хозяйства, городов. Роль
православной церкви в хозяйственном и духовном подъеме Руси. Разные
судьбы русских земель после монголо-татарского нашествия. Вхождение западных
и южных земель Руси в состав Венгрии, Польши, Великого княжества
Литовского. Причины успешного развития Северо-Восточной Руси. Начало
соперничества между Москвой и Тверью. Князь Михаил Тверской. Расширение
и укрепление Московского княжества при князе Данииле Александровиче.
Борьба московского князя Юрия за первенство в Северо-Восточной Руси.
Основные
понятия: Посад. Посадские люди. Малороссия. Великое княжество Литовское.
Тема 3.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА
(XIV — начало XVI в.) ( 9 ч)
Начало
объединения русских земель вокруг Москвы и борьба против ордынского ига.
Причины и предпосылки объединения русских земель. Возвышение Московского
княжества при князе Иване Калите. Победа Москвы над Тверью. Рост территории
и усиление влияния Московского княжества. Политика Ивана Калиты
по отношению к Золотой Орде. Прекращение крупных ордынских походов
на Русь. Ослабление Золотой Орды. Превращение Москвы в религиозный
центр Руси. Митрополит Петр. Митрополит Алексей. Отражение Москвой натиска
Великого княжества Литовского. Князь Дмитрий Донской. Начало открытой борьбы
с Золотой Ордой. Битва на реке Воже. Национальный подъем на Руси
и роль в нем православной церкви. Сергий Радонежский. Поход Мамая
и Куликовская битва. Причины победы русских войск. Значение Куликовской
битвы. Поход хана Тохтамыша и возобновление выплаты дани Золотой Орде.
Укрепление Московского княжества в конце XIV — начале XV в.
Борьба с врагами на западе и востоке. Феодальная война
в Северо-Восточной Руси и ее последствия. Укрепление власти
великого князя московского.
Основные
понятия: Религиозный центр. Единое Русское Государство. Патриотизм.
Национальное самосознание. . Феодальная война.
Образование
Русского единого государства. «Государь всея Руси» Иван III.
Подчинение Новгорода Москве. Стояние на Угре. Патриотический подъем
на Руси и роль православной церкви. Свержение ордынского ига.
Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве. Внешняя политика Русского
государства. Войны с Великим княжеством Литовским, Швецией
и Ливонским орденом. Присоединение Смоленска и других западнорусских
земель. Установление дипломатических отношений с западноевропейскими
странами. Складывание великорусской народности. Российское многонациональное
государство.
Основные
понятия: Ханство. Независимое государство. Евразийская держава.
Великорусская (русская) народность. Многонациональное государство.
Создание
централизованной системы управления. Великий князь. Боярская дума.
Центральные органы управления Российским государством. Зарождение приказов.
Роль Русской православной церкви в государственном управлении. Создание
системы местного управления. Судебник 1497 г.
Вооруженные силы. Поместная система. Ограничение права перехода крестьян.
Великий князь Василий III. Начало складывания самодержавной власти.
Основные
понятия: Централизованное управление. Боярская дума. Церковный собор.
Приказ. Дьяк. Уезд. Кормление. Помещик. Поместье. Служилые люди. Судебник.
Ограничение права крестьянских переходов. Юрьев день. Пожилое. Самодержавная
власть. Местничество. Бюрократия. Церковный собор.
Русская
православная церковь в XIV — начале XVI в. Распространение
монастырей. Основание Троице-Сергиева монастыря. Попытка создания унии
католической и православной церквей. Избрание митрополита всея Руси
на соборе русских священнослужителей. Взаимоотношения церкви
и великих князей. Церковь и ереси. Нестяжатели и иосифляне.
Сущность учения «Москва — Третий Рим».
Основные
понятия: Уния. Ересь. Нестяжатели. Иосифляне. Господствующая (официальная)
церковь.
Экономическое
развитие России в XV — начале XVI в. Развитие сельского
хозяйства. Деревня. Починок. Внутренняя колонизация. Положение крестьянства.
Города и торговля. Положение посадских людей.
Основные
понятия: Деревня. Починок. Крестьянство. Внутренняя колонизация. Городское
самоуправление.
Культура
и быт XIV — начала XVI в. Литература. Жития святых.
«Хождение за три моря» А. Никитина. Архитектура. Возрождение
каменного строительства. Строительство в Московском Кремле в конце
XV — начале XVI в. Роль итальянских архитекторов. Расцвет русской
живописи во второй половине XIV — XV в. Феофан Грек. Андрей
Рублев. «Троица». Народное творчество. Жизнь и быт основных сословий.
Основные
понятия: Жития. Иконопись. Хождения.
Тема 4.
РОССИЯ В XVI в. (5 ч)
Начало
правления Ивана IV Грозного и реформы середины XVI в.
Правление Елены Глинской. Последствия боярского правления. Формирование
взглядов Ивана Грозного на характер верховной власти и отношения
между правителем и подданными. Венчание Ивана Грозного на царство.
Московское восстание 1547 г. и его последствия. Начало
самостоятельного правления Ивана Грозного, возникновение Избранной рады.
А. Адашев. Сильвестр, А. Курбский, И. Висковатый. Земские
соборы — показатель зарождения в России признаков гражданского
общества. Создание стрелецкого войска и единого порядка службы дворян.
Реформа местного управления. Развитие приказной системы. Стоглавый собор.
Основные
понятия: Боярское правление. Копейка. Царь. Земский собор. Сословное
представительство. Гражданское общество. Староста. Стрельцы. Стоглав.
Центральное и местное управление.
Внешняя
политика Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского
ханств. Значение побед на Востоке. Меры по обороне России
от набегов со стороны Крымского ханства. Строительство засечных черт.
Начало Ливонской войны. Успехи русских войск. Поражение России в Ливонской
войне. Героическая оборона Пскова. И. П. Шуйский. Причины успехов
внешней политики России на Востоке и неудач на Западе.
Основные
понятия: Засечная черта. Протекторат. Речь Посполитая.
Опричнина
Ивана Грозного. Причины появления опричнины. Смысл опричнины. Расправы над
противниками царя. Сопротивление опричнине. Митрополит Филипп. Опричнина
в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI в.
Основные
понятия: Опричнина. Земщина. Неограниченная диктатура.
Россия
в конце XVI в. Отмена опричнины. Последствия опричнины
и войн для экономики и социального развития России. Введение
заповедных лет. Начало крепостного права. Становление казачества. Присоединение
Сибирского ханства. Строгановы. Ермак. Правление царя Федора Ивановича.
Стабилизация в стране. Б. Годунов. Введение патриаршества
и значение этого события. Первый патриарх Иов. Введение «урочных лет»
и пятилетнего срока сыска беглых крестьян. Смерть царевича Дмитрия
в Угличе, ее последствия.
Основные
понятия: Казаки. Заповедные годы. «Урочные лета». Крепостное право.
Патриарх.
Русская
культура и быт XVI в. Влияние событий XVI в.
на характер русской культуры. Народное творчество и его герои.
Развитие образования. Зарождение русского книгопечатания. И. Федоров
и его «Апостол». Литература. «Домострой». Летописание. Лицевой летописный
свод. Исторические произведения. XVI в. — век публицистики. Основные
идеи публицистических произведений И. Пересветова, А. Курбского
и Ивана Грозного. Архитектура. Зарождение шатрового стиля. Церковь
Вознесения в селе Коломенском. Храм Василия Блаженного. Живопись. Дионисий.
Проникновение новшеств в русский быт.
Основные
понятия: Книгопечатание. «Домострой». Публицистика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1ч)
Итоги
развития России с древнейших времен до конца XVI в. Место России
среди стран Запада и Востока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.