Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе:
-Федерального компонента государственного
образовательного стандарта общего образования.
-Программы
для общеобразовательных учреждений. «История» 5-9 кл. М. «Просвещение» 2007г.
Курс « История Древнего мира» и Программы А.А.Вигасина и Г. И. Годера «История
древнего мира» 5 класс 2009.
Учебно-методический
комплект.
1. Вигасин А.А. ; Годер Г.И. «История Древнего
мира» учебник для 5 кл. М. «Просвещение», 2008г.
2. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для
учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003
3.Атлас
и контурные карты по истории Древнего мира 5 кл.
Цели курса:
- осветить взаимодействие человека с
окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные
формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего
мира и их роль в истории и культуре;
-охарактеризовать становление идей и институтов,
понимание которых необходимо современному человеку и гражданину, деспотическая
форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные
верования);
- раскрыть на конкретном примере, что каждый
из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
- формировать у учащихся терпимость, широту
мировоззрения, гуманизм.
Задачи курса:
- формирование исторического мышления;
-овладение элементарными методами
исторического познания, умениями работать с различными источниками и словарями
в поиске необходимых знаний;
-овладение способами деятельностей:
учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
Тематическое планирование рассчитано на 68 часов в
год. 2 часа в неделю, согласно
федеральному базисному учебному плану (2004г).
Ведущие формы,
методы, средства обучения и технологии, используемые педагогом.
Изучение курса осуществляется на основе деятельностного
подхода к обучению. Предполагается активное применение методов и приемов
проблемного обучения, технологии критического мышления, интерактивных методов,
ИКТ. Методическая система учебника (вопросы и задания к параграфу,
иллюстрациям, схемам, документам, источникам, учебному тексту) ориентирует
учащихся на познавательную деятельность, различающуюся по уровню
самостоятельности (репродуктивную, преобразующую, творчески-поисковую) и
методам решения познавательных задач (описание, оценка, интерпретация, сопоставление
и т.д.).
Технологии:
1.Информационно-коммуникативная.
2. Исследовательская.
3. Проектная.
4. Технология проблемного обучения.
5.Здоровьесберегающая.
Формы проведения
занятий:
·
урок-лекция;
·
урок – пресс-конференция;
·
комбинированный урок;
·
урок-семинар;
·
видео-экскурсия.
Методы обучения:
- словесные,
- наглядные,
- практические
- репродуктивные
- обьяснительно-иллюстративные,
- поисковые,
- исследовательские,
- проблемные
- индуктивные
- дедуктивные
Средства
обучения:
·
Печатные (учебники и учебные пособия, раздаточный материал и т.д.)
·
Электронные образовательные
ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые
образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
·
Аудиовизуальные (слайды,
слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы
на цифровых носителях.
·
Наглядные плоскостные (плакаты,
карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
Планируемые образовательные результаты обучающихся:
Должны
знать/ понимать:
- даты
основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
-
результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
-
представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических
источников.
Должны
уметь:
-
сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших
исторических понятий;
- уметь
дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно
давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
-
показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и
государств;
-
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников,
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям
и личностям истории Древнего мира.
Способы и формы оценивания образовательных результатов
обучающихся.
В процессе
освоения планируемого учебного материала для контроля образовательных
результатов обучающихся учителем используются следующие формы текущего
контроля:
- устный ответ;
- семинар
Формами итогового
контроля (после изучения темы) являются:
- зачет;
- реферат;
- доклад;
Устный ответ:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет
предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
·
осуществлять поиск
информации, представленной в различных знаковых системах;
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так
и на вопросы по историческому источнику;
·
соотносить исторические
события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории,
определять их место в историческом развитии страны и мира;
·
анализировать, сравнивать,
обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
·
давать оценку исторических
событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад
в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
·
сопоставлять различные точки
зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
·
применять исторические
знания при анализе различных проблем современного общества;
·
толковать содержание
основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
·
демонстрировать знание
основных дат отечественной истории;
·
составлять краткий
(тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
·
оформлять контурную карту
в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
·
читать карту, ориентируясь
в историческом пространстве и времени;
·
преобразовывать текстовую
информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые
требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не
искажающие общего исторического смысла:
·
демонстрирует знание
причинно-следственных связей, основных дат;
·
дает определения
прозвучавшим при ответе понятиям;
·
не достаточно полно и
уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с
исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
·
демонстрирует общие
представления об историческом процессе;
·
путается в датах,
допускает неточности в определении понятий;
·
показывает верное
понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного
использования необходимых умений;
·
отсутствует логически
построенный и продуманный ответ;
·
не умеет сопоставлять
исторические события в России с событиями всеобщей истории;
·
не показывает знание
различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких
знаний, либо отказался отвечать.
Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
·
установил тип источника и
время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на
основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
·
сопоставил факты
нескольких исторических источников;
·
применил контекстные
знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и
т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
·
дал теоретическое
обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной
терминологии;
·
привел собственную точку
зрения на рассматриваемую проблему;
·
аргументировал свою
позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
·
определил тип источника и
историческую эпоху его появления;
·
извлек из источника
историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в
тексте проблему;
·
сопоставил факты
нескольких исторических источников;
·
применил контекстные
знания для объяснения содержания исторического источника;
·
прокомментировал
информацию источника с использованием научной терминологии;
·
привел собственную точку
зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою
позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
·
не узнал тип источника, но
указал примерное время его появления;
·
на основе информации
источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
·
попытался раскрыть
проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
·
не сформулировал
собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к
тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
·
не указал тип источника,
но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
·
не увидел проблему и не
смог ее сформулировать;
·
пересказал текст источника
без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
·
читает легенду карты,
правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую
терминологию;
·
раскрывает сущность
исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком
карты;
·
правильно и в полном
объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
·
допускает неточности при
чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не
в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении
карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
·
не в полном объеме
выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
·
допускает ошибки при
чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
·
не соотносит историческую
информацию с картой;
·
не может обозначить
изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
·
не умеет читать легенду
карты;
·
не распознает историческую
информацию, представленную на карте;
·
отказался работать с
контурной картой.
Тематическое планирование.
№
темы и её название
|
Всего
часов по рабочей программе.
|
|
|
Всего
часов по авторской программе.
|
|
1.Что
изучает история
|
2
|
2
|
|
2.Жизнь
первобытных людей.
|
5
|
5
|
|
Повторение
по теме «Значение первобытной эпохи в истории человечества».
|
1
|
1
|
|
3.Древний
Восток.
|
18
|
18
|
|
Повторение
по теме Древний Восток»
|
2ч
|
2
|
|
4.Древняя
Греция.
|
20
|
20
|
|
Повторение
по теме «Древняя Греция».
|
1
|
1
|
|
5.Древний
Рим.
|
17
|
17
|
|
Повторение
и обобщение по теме: « Наследие Древнего мира _ фундамент современной
цивилизации».
|
2
|
2
|
|
68
68
Учебно - методическое обеспечение
образовательного процесса по предмету:
1. Биберина А.В. Тестовые эадания для проверки
энаний учащихся по истории Древнего мира: 5 класс. М., 2000;
2. Вигасин А.А. Годер Г.И. История древнего
мира - М.: Просвещение, 2008
3. Всемирная история в лицах. Древний мир:
энциклопедия.- М., 1999;
4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего
мира : в 2 ч. – М.. Просвещение, 2006.
5. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории
Древнего мира/ - М., 1987;
6. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие
для учителя. М., 1983;
7. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Вспомогательные
исторические дисциплины., М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003.;
8. Литвинов А.В. История становится ближе/
А.В. Литвинов.- М., 1998;
9. Немировский А.И. Книга для чтения по
истории древнего мира. – М., 1998;
10.Пчёлов Е.В. Государственные символы России -
герб, флаг, гимн: Учебное пособие.- М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002;
11. Смирнов Г. Задачник по истории древнего
мира/ Г. Смирнов.-М.: просвещение, 1998;
12. Уколова В.И. Методические рекомендации к
учебнику «История Древнего мира»: 5 кл.: пособие для учителя. В.И.Уколова.-
М.: Просвещение, 2003.
13. Хрестоматия по истории Древнего мира:
Эллинизм. Рим. М.1998;
14. Хрестоматия по истории Древнего мира:
пособие для учителя. М.1991
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.