Рабочая
программа по истории древнего мира
Класс: 5
(дистанционное обучение)
Составитель:
Вишнякова Наталья Николаевна, учитель первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом
государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных
документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004
В
основу планирования курса взяты:
1)
примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для
образовательных учреждений с русским языком обучения, программы «История
Древнего мира. 5 класс» Изд. «Просвещение», 2008.
2)
авторская программа: А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История
Древнего мира».- М.: «Просвещение», 2006г. 5кл.
В
учебной программе используется следующий учебно - методический комплекс:
1)
Арсланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5
класс.-3-е изд-ние к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера. М., «ВАКО»,
2007 г.
2)
Учебник История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.
Свенцицкая изд – М.:Просвещение, 2010.
В курсе происходит знакомство с процессом
формирования человека и человеческого общества, с важнейшими
цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие
«цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их
наименования и определение сущности являются спорными и
неустановленными). В отличие от общеобразовательной программы в данную
программу включены дополнительные разделы.
1 ЧАС В
НЕДЕЛЮ
Главной
целью
изучения курса истории древнего мира является - дать школьникам знания о
далеком прошлом, которые служат одной из основ их общей образованности.
Основными
образовательными задачами курса являются:
-формирование исторического мышления учащихся;
-развитие умений работы с книгой и с
картографическим материалом;
-формирование
навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные
вопросы;
-формирование
умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат
исторических событий;
-формирование
знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии
древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о
наиболее ярких личностях эпохи;
-формирование
умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
-формирование
представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями
(деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить
следующие воспитательные задачи:
-формирование правовой культуры школьников;
-формирование
представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение
этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и
т.д.);
-развитие
познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре),
воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
-формирование
веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
-развитие
личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира:
свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
С учетом
психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной
интеграции рабочая программа устанавливает распределение учебного времени в
рамках 35 часов в 5кл. при 1часе в неделю.
Планируемые
знания и умения
В результате
изучения истории ученик должен
знать/понимать:
-основные
этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого
периода;
-выдающихся
деятелей всеобщей истории;
-важнейшие
достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического
развития;
-изученные
виды исторических источников;
уметь:
-в связной монологической форме пересказать
текст учебника, воспроизвести информацию,
содержавшуюся в устном изложении учителя,
раскрыть содержание иллюстрации;
- оперировать историческими датами, в том числе
относящимися к периоду до Рождества Христова,
соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность
и длительность важнейших событий всеобщей истории;
-читать историческую карту, определять
местоположение историко-географических объектов;
-рассказывать
о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов;
-давать
описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
-соотносить
общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты
исторических процессов, явлений и событий;
-объяснять
смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия
сравниваемых исторических событий и явлений;
-определять
на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических
событий;
-объяснять
свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории,
достижениям мировой культуры;
-использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира
в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Организация образовательного процесса
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод
обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения,
направленный на включение внутренних механизмов личностного развития
школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в
информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной
деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных)
знаний.
- дифференцированного обучения, при котором учитываются личностное
отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к
изучению предмета, к личности учителя;
- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при
условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое
значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные
задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из
сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;
Также при реализации программы использовали и традиционные технологии,
такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде
понятий, терминов.
При реализации
программы используются практически все методы организации учебно-познавательной
деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности
школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного
изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные,
практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и
дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА
ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
№ п/п
|
Тема
|
Количество
часов
|
|
Жизнь первобытных людей
|
4
|
1
|
Введение. Древнейшие люди.
|
|
2
|
Родовые общины охотников и собирателей. Первобытные
верования.
Зарождение искусства.
|
|
3
|
Первые земледельцы и скотоводы.
|
|
4
|
Счет лет в истории.
Самостоятельная работа по теме «Жизнь первобытных людей».
|
|
|
Древний Египет
|
3
|
5
|
Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы
и ремесленники в Египте.
|
|
6
|
Жизнь египетского вельможи. Военные походы
фараонов.
|
|
7
|
Религия древних египтян. Искусство Древнего
Египта.
|
|
|
Западная Азия в древности
|
4
|
8
|
Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его
законы.
|
|
9
|
Древнееврейское царство
|
|
10
|
Ассирийская держава.
|
|
11
|
Персидская держава царя царей.
|
|
|
Индия и Китай в древности
|
2
|
12
|
Индия в древности.
|
|
13
|
Первый властелин единого Китая.
|
|
|
Древнейшая Греция
|
2
|
14
|
Греки и критяне.
|
|
15
|
Религия древних греков. Легенды о
людях и богах.
|
|
|
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
|
5
|
16
|
Зарождение демократии в Афинах.
|
|
17
|
Древняя Спарта.
|
|
18
|
Олимпийские игры в древности.
|
|
19
|
Победа греков над персами в Марафонской битве.
|
|
20
|
Нашествие персидских войск на Элладу.
|
|
|
Возвышение Афин в 5-м в. до н.э.
Расцвет демократии
|
3
|
21
|
В городе богини Афины.
|
|
22
|
Культура Древней Греции.
|
|
23
|
Афинская демократия при Перикле.
|
|
24
|
Македонские завоевания в 4-м веке до н.э. Эллинистический
мир
|
1
|
|
Рим от его возникновения до установления
господства над Италией
|
3
|
25
|
Завоевание Римом Италии.
Легенды и верования римлян.
|
|
26
|
Устройство Римской республики.
|
|
27
|
Рим — сильнейшая держава Средиземноморья.
|
|
|
Гражданские войны в Риме
|
2
|
28
|
Рабство в древнем Риме. Восстание Спартака.
|
|
29
|
Войны Рима. Единовластие
Цезаря. Установление империи в Риме.
|
|
|
Римская империя в первые века нашей эры
|
5
|
30
|
В Риме при Нероне.
|
|
31
|
Расцвет империи во 2-м веке.
|
|
32
|
«Вечный город» и его жители.
|
|
33
|
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской
империи.
|
|
34
|
Обобщение по теме « Древний Рим».
|
|
35
|
Обобщение по курсу
|
|
|
Итого:
|
35
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.