Аннотация к рабочей программе по истории 6
класса.
Рабочая
программа по истории для 6 общеобразовательного класса муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№9» составлена на основе следующих программ:
4.
Примерной программы основного общего образования по
истории Федерального компонента государственного стандарта 2004 года ( www.mon.gov.ru)
5. Авторской программы В.А. Ведюшкина «История Средних веков» к
учебнику Е.В. Агибаловой «История Средних веков» для 6 кл. (в виду отсутствия авторской
программы Е. В. Агибаловой).
6.
Авторской программы «История России 6-9 кл.» под
редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной – М: Просвещение, 2009.
Используемые УМК.
·
Учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История
средних веков» 6 класс, М., «Просвещение»;
·
Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 кл.
·
Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России
с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М.,
«Просвещение».
- Атлас и контурные карты по истории
России с древнейших времён до конца XVІ века
Курс рассчитан
на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, согласно федеральному базисному учебному плану (2004г).
Пояснительная записка.
Рабочая
программа по истории для 6 общеобразовательного класса муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№9» составлена на основе следующих программ:
7.
Примерной программы основного общего образования по
истории Федерального компонента государственного стандарта 2004 года ( www.mon.gov.ru)
8. Авторской программы В.А. Ведюшкина «История Средних веков» к
учебнику Е.В. Агибаловой «История Средних веков» для 6 кл. (в виду отсутствия
авторской программы Е. В. Агибаловой).
9.
Авторской программы «История России 6-9 кл.» под
редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной – М: Просвещение, 2009.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта
образования основной ступени обучения общеобразовательной школы, базисному
учебному плану МБОУ СОШ №9, рассчитанному на шестидневную рабочую неделю и
разработанному на основе Базисного учебного плана общеобразовательных
учреждений РФ 2004 года, базисного учебного плана общеобразовательных
учреждений Алтайского края, Устава образовательного учреждения с учетом
требований установленных СанПиНами 2.4.2.2821-10..
Выбор
данных авторских программ обусловлен тем, что они
конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, и дают
распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем
и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, содействуют
реализации единой концепции исторического образования и сохраняют условия для
проявления творческой инициативы.
Историческое
образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с
точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к
национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически
сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе
обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных
исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых
событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом
пути российского народа важны и для понимания современных общественных
процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Цель изучения курса «История средних веков» –
это формирование общей картины исторического развития человечества, получение
учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в
период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи
Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени,
выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях,
помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает
возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ
современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые
так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Цель преподавания курса «Истории России с
древнейших времен до конца XVI века»– детальное и
подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых
процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение
зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества,
увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.
Цели курса:
1.Детальное
и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее
противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно
изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке
истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с
другими.
2.
Формирование целостного представления об историческом
развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и
понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и
человечества в целом.
3.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации,
познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
1.
Осветить экономическое, социальное, политическое и
культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
2.
Охарактеризовать наиболее яркие личности России и
мира, их роль в истории и культуре;
3.
Показать возникновение и развитие идей и
институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия,
республика, законы, нормы морали).
4.
Сформировать открытое историческое мышление: умение
видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать
следствия).
Используемые УМК.
Учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних
веков» 6 класс, М., «Просвещение»;
·
Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 кл.
·
Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России
с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М.,
«Просвещение».
- Атлас и контурные карты по истории
России с древнейших времён до конца XVІ века
Курс рассчитан
на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, согласно федеральному базисному учебному плану (2004г).
. Предусмотрены уроки итогового повторения. Структура
курса подчинена хронологическому принципу, что в полной мере отвечает специфике
основной школы. Внутри разделов материал сгруппирован по проблемному признаку. Структура
курса традиционная, включает в себя раздельные курсы истории средних веков
(34ч.) и истории России с древности до конца ХVI в.
(34ч.). Курсы истории средних веков и истории России изучаются
последовательно: в 1 полугодии история средних веков, во 2-м – история России.
В рабочую программу по истории России внесены изменения
в IV и VI главы, добавлены по 1 часу из итогового повторения.
Изучение курса
осуществляется на основе деятельностного подхода к обучению. Предполагается
активное применение методов и приемов проблемного обучения, технологии
критического мышления, интерактивных методов, ИКТ. Методическая система
учебника (вопросы и задания к параграфу, иллюстрациям, схемам, документам,
источникам, учебному тексту) ориентирует учащихся на познавательную
деятельность, различающуюся по уровню самостоятельности (репродуктивную,
преобразующую, творчески-поисковую) и методам решения познавательных задач
(описание, оценка, интерпретация, сопоставление и т.д.).
Основными
формами диагностики и контроля знаний и уровня сформированности ключевых
компетентностей учащихся на данном этапе обучения являются:
·
словарная работа;
·
понятийный (терминологический) диктант;
·
хронологический диктант;
·
различные виды работ с исторической картой;
·
анализ простейших исторических источников;
·
творческие задания-задачи;
·
сочинение-миниатюра;
·
рефлексия по итогам самостоятельной и групповой
работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная);
·
педагогическое наблюдение.
Домашнее задание, как правило,
дифференцировано: учащимся предлагаются как репродуктивные, так и творческие
задания различного уровня сложности.
Формы проведения
занятий:
·
урок-лекция;
·
урок – пресс-конференция;
·
комбинированный урок;
·
урок-семинар;
·
видео-экскурсия.
Методы обучения:
- словесные,
- наглядные,
- практические
- репродуктивные
- обьяснительно-иллюстративные,
- поисковые,
- исследовательские,
- проблемные
- индуктивные
- дедуктивные
Средства
обучения:
·
Печатные (и учебные пособия,
раздаточный материал и т.д.)
·
Электронные образовательные
ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные
ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
·
Аудиовизуальные (слайд-фильмы,
видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых
носителях.
·
Наглядные плоскостные (плакаты,
карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
Планируемые образовательные результаты
обучающихся:
В результате
изучения истории в 6 классе ученик должен
знать/понимать
·
основные этапы и ключевые события истории России и
мира периода средневековья;
·
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей
истории изученного периода;
·
важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
сформировавшиеся средневековый период;
·
изученные виды исторических источников;
уметь
·
соотносить даты событий отечественной и всеобщей
истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий
отечественной и всеобщей истории;
·
использовать текст исторического источника при ответе
на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных
источников;
·
показывать на исторической карте территории
расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических
событий;
·
рассказывать о важнейших исторических событиях и их
участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать
описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе
сочинений);
·
соотносить общие исторические процессы и отдельные
факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
·
объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и
явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий;
·
объяснять свое отношение к наиболее значительным
событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям
отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·
понимания исторических причин и исторического
значения событий и явлений современной жизни;
·
высказывания собственных суждений об историческом
наследии народов России и мира;
·
объяснения исторически сложившихся норм социального
поведения;
·
использования знаний об историческом пути и традициях
народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности.
Способы и формы оценивания образовательных результатов
обучающихся:
В процессе освоения
планируемого учебного материала для контроля образовательных результатов
обучающихся учителем используются следующие формы текущего контроля:
- устный ответ;
- семинар
Формами итогового
контроля (после изучения темы) являются:
- зачет;
- реферат;
- доклад;
Устный ответ:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет
предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
·
осуществлять поиск
информации, представленной в различных знаковых системах;
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так
и на вопросы по историческому источнику;
·
соотносить исторические
события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории,
определять их место в историческом развитии страны и мира;
·
анализировать, сравнивать,
обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
·
давать оценку исторических
событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад
в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
·
сопоставлять различные
точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
·
применять исторические
знания при анализе различных проблем современного общества;
·
толковать содержание
основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
·
демонстрировать знание
основных дат отечественной истории;
·
составлять краткий
(тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
·
оформлять контурную карту
в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
·
читать карту, ориентируясь
в историческом пространстве и времени;
·
преобразовывать текстовую
информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые
требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не
искажающие общего исторического смысла:
·
демонстрирует знание причинно-следственных
связей, основных дат;
·
дает определения
прозвучавшим при ответе понятиям;
·
не достаточно полно и
уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с
исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
·
демонстрирует общие
представления об историческом процессе;
·
путается в датах,
допускает неточности в определении понятий;
·
показывает верное
понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного
использования необходимых умений;
·
отсутствует логически
построенный и продуманный ответ;
·
не умеет сопоставлять
исторические события в России с событиями всеобщей истории;
·
не показывает знание
различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких
знаний, либо отказался отвечать.
Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
·
установил тип источника и
время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на
основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
·
сопоставил факты
нескольких исторических источников;
·
применил контекстные
знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и
т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
·
дал теоретическое
обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной
терминологии;
·
привел собственную точку
зрения на рассматриваемую проблему;
·
аргументировал свою позицию
с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
·
определил тип источника и
историческую эпоху его появления;
·
извлек из источника
историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в
тексте проблему;
·
сопоставил факты
нескольких исторических источников;
·
применил контекстные
знания для объяснения содержания исторического источника;
·
прокомментировал
информацию источника с использованием научной терминологии;
·
привел собственную точку
зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою
позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
·
не узнал тип источника, но
указал примерное время его появления;
·
на основе информации
источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
·
попытался раскрыть
проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
·
не сформулировал
собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к
тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
·
не указал тип источника,
но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
·
не увидел проблему и не
смог ее сформулировать;
·
пересказал текст источника
без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
·
читает легенду карты,
правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую
терминологию;
·
раскрывает сущность
исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком
карты;
·
правильно и в полном
объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
·
допускает неточности при
чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не
в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении
карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
·
не в полном объеме
выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
·
допускает ошибки при
чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
·
не соотносит историческую
информацию с картой;
·
не может обозначить
изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
·
не умеет читать легенду
карты;
·
не распознает историческую
информацию, представленную на карте;
·
отказался работать с
контурной картой.
Учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса по предмету:
1.
Алексеев Ю.Г. Под знаменем
Москвы. – М.; 1992
2.
Беловинский Л.В. С русским
воином через века. – М.: 1992
3.
Борисов Н.С. Русские
полководцы XIII – XVI вв. – М.: 1993
4.
Буганов В.И. Куликовская
битва. – М.: 2003
5.
Вяземский Е.Е., Стрелова
О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М.: 2001
6.
Древняя русская летопись в
переложении С.М.Соловьева для детей. – М.: 2000
7.
Кобрин В.Б. Иван Грозный.
– М.: 1999
8.
Короткова М.В. Путешествие
в историю русского быта. – М.: - 1999
9.
Леонтьева Г.А. Ключи к
тайнам Клио. – М.: 1994
10.
Ясин В.Л. Берестяная почта
столетий. – М.: 1999
Тематическое планирование по истории средних веков.
№
|
Наименование разделов и тем.
|
Всего часов по авторской программе
|
Всего часов по
рабочей программе.
|
1.
|
Введение
|
1
|
1
|
2.
|
Раннее Средневековье.
|
10
|
10
|
3.
|
Расцвет Средневековья
|
13
|
13
|
4.
|
«Осень»
Средневековья.
|
6
|
6
|
5.
|
Вдали от Европы.
|
3
|
3
|
6.
|
Итоговое
повторение
|
1
|
1
|
Итого 34 часа
Тематическое
планирование по истории России с древнейших времен до конца 16века.
№
|
Наименование разделов и тем.
|
Всего часов по авторской программе.
|
Всего часов по
рабочей программе.
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
2
|
Восточные славяне.
|
2
|
2
|
3
|
Русь IX- первой половине XII в
|
6
|
6
|
4
|
Русь во второй половине XII - XIII в.
|
8
|
9
|
5
|
Образование единого русского государства.
|
8
|
8
|
6
|
Московское государство в XVI в.
|
5
|
6
|
7.
|
Итоговое повторение.
|
4
|
2
|
34 часа 34 часа
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.