«Согласовано»
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель
МО Заместитель директора по УР
Директор МБОУ
МБОУ
«СОШ № 15 ЗМР РТ» «СОШ № 15 ЗМР РТ»
__________/ Л.А.Самсонова/
Протокол № от
__________/ И.П.Николаева / __________/
Е.И.Иванова /
« » августа
2013 года « ____» ____________ 2013 года Приказ
№ _____ от
« ____»
____________ 2013 года
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 15
с
углублённым изучением отдельных предметов
Зеленодольского
муниципального района РТ»
Николаевой
И.П., учителя
истории и обществознания
высшей
квалификационной категории
по
ИСТОРИИ, профильный уровень
10б класс, профильный
уровень
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
протокол
№ от
«
» августа 2013 года
2013
– 2014 учебный год
Пояснительная
записка
Основными документами для разработки рабочей программы являются:
Ø
Конституция
Ø
закон
Российской Федерации "Об образовании"
Ø
приказ
Министерства образования Российской Федерации от 19.05.98. № 1236 «Об
утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования»
Ø приказ
Минобразования России от 9 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
РФ, реализующих программы общего образования»
Ø федеральный
базисный учебный план. Примерные учебные планы для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ МО РФ №
1312 от 09.03.2004 г.)
Ø инструктивно-методическое
письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства
образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О
примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного
плана»
Ø приказ Минобразования
России от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования»
Ø требования к
оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением
учебных предметов федерального компонента государственного стандарта (история,
обществознание, право, экономика). Интернет ссылка: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/m4-1.html
Ø государственный
образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по истории (федеральный
и национально-региональный компонент), 2004 год;
Ø
региональный
базисный учебный план (БУП РТ - 2013) для общеобразовательных учреждений
Республики Татарстан, который содержит распределение содержания образования по
образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям
Ø
федеральная
Примерная (типовая) программа среднего (полного) общего образования по истории,
2004 год и программа курса «История Татарстана и татарского народа. XX-начало XXI в» 2009 года
Ø
Письмо
Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в
сфере образования Минобрнауки России от 4 сентября 2008 г. № 03-1905
«Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия
А.И.Солженицына в общеобразовательных учреждениях»
Ø
федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на
2012/2013 учебный год
Ø
приказ
МОиНРТ от 29 апреля 2010 года № 1763/10 «Об утверждении порядка разработки
рабочих программ учебных курсов, предметов образовательными учреждениями
Республики Татарстан»
Ø
локальный
акт «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов,
предметов по образовательному учреждению»
Ø
методическое
письмо Министерства образования и науки РФ «Об изучении истории и
обществоведческих дисциплин в 2012-2013 учебном году».
История изучается в рамках концентрической
системы. Изучение курса осуществляется в средней (полной) школе на профильном
уровне – четыре учебных часа в неделю (140 часов в год). Основные
содержательные линии предмета «История» (10-11 классы) реализуются в рамках
курсов «Всеобщая история» и «История России». Планирование и преподавание
курсов всеобщей истории и истории России осуществляется отдельными курсами
(блоками), последовательно (один за другим). Национально-региональный
компонент историко-обществоведческого образования представлен курсом «История
татарского народа и Татарстана» и интегрирован в курс истории России. Изучение
содержательной линии «История татарского народа и Татарстана» является
обязательным (не менее 10 часов в год) и осуществляется как за счет резерва
учебного времени, так и распределения в курсы истории России по синхронно-параллельному
принципу (планирование уроков по истории РТ составлено на основе рекомендаций в
книге Фокеевой И.М. «Национально-региональный компонент исторического
образования» - К., 2003). Сначала изучается Всеобщая история, затем История
России. При синхронно-параллельном изучении возможна интеграция некоторых тем
из состава обоих курсов.
В средней (полной) школе в школьном журнале на
странице «История» фиксируется изучение содержания, отмечается посещаемость и
успеваемость учащихся, выставляются отметки за полугодие без разделения на
отдельные курсы Всеобщей истории, Истории России и История татарского народа и
Татарстана.
Распределение часов, предназначенных на изучение
курсов всеобщей истории и истории России в X - XI классах,
осуществляется учителем в соответствии со стандартами и содержанием учебника. В
целом, с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований
межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное
распределение учебного времени в рамках крупных тематических блоков.
Для учащихся X – XI классов,
рекомендуется следующее примерное распределение часов на изучение «Истории» в X – XI классах.
Класс
|
Всеобщая
История
|
История
России
|
Резерв
|
Всего
|
Профильный
уровень
|
X
|
48
|
72
|
20
|
140
|
XI
|
48
|
72
|
20
|
140
|
всего
|
96
|
144
|
40
|
280
|
Резерв свободного учебного времени в объеме 40 учебных часов (или 14,3%)
предусмотрен для реализации национально-регионального компонента («История
татарского народа и Татарстана»), использования разнообразных форм организации
учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических
технологий.
Рабочая
программа по истории 10 класса (профильный уровень) составлена на основе
указанных выше документов и рекомендаций.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление
представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе,
понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей
исторического пути России. Используемые типы и формы уроков помогают выявить
пробелы и сформировать требуемые компетенции.
Рабочая программа по истории 10 класса (профильный уровень) составлена на основе
указанных выше документов, авторских программ А.Н.Сахарова и Н.В.Загладина,
Н.А.Симония 2009 года, региональной Программы курса «История Татарстана и
татарского народа», 2009 год.
В
10-м классе основные содержательные линии реализуются в рамках курсов
«Всеобщая история» (48 часов) и «История России» (72 часа), «История татарского
народа и Татарстана» (20 часов) с древнейших
времён до середины XIX века, которые
изучаются последовательно при сохранении синхронности исторических периодов.
Планирование уроков по истории РТ составлено на основе указанной выше
программы.
Цели
курса:
Ø воспитание
гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих
убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных,
религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок,
идеологических доктрин
Ø расширение
социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого
взаимодействия в истории
Ø развитие
способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную
информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами
Ø освоение
систематизированных знаний об истории человечества и элементов
философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе, подготовка
учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин
Ø овладение
умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических
источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения
исследовательских задач
Ø формирование
исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки
зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую
обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять
и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
В результате
изучения истории на базовом уровне предусматривается формирование у
учащихся следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций:
1.
Знать/понимать:
·
факты, процессы и явления, понятия,
теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса
·
принципы периодизации всемирной истории
·
важнейшие методологические концепции
исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу
·
особенности исторического, историко-социологического,
историко-политологического, историко-культурологического, антропологического
анализа событий, процессов и явлений прошлого
·
историческую обусловленность формирования
и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и
мотивов человеческого поведения
·
взаимосвязь и особенности истории России и
мира, всемирной, региональной, национальной и локальной
2.
Уметь:
§ проводить
комплексный поиск исторической информации в источниках различного типа
§ осуществлять
внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника,
время, обстоятельства и цели его создания, степень достоверности)
§ классифицировать
исторические источники по типу информации
§ использовать
при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки,
отражения информации в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.) и перевод информации из одной знаковой системы в
другую
§ различать
в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические
объяснения, гипотезы и теории
§ использовать
принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и
пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
§ систематизировать
разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих
закономерностях всемирно-исторического процесса
§ формировать
собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая
формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных
историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование
ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями
§ участвовать
в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии,
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её
аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать
идеи, организовывать работу группы
§ представлять
результаты индивидуальной и групповой историко-познавательской деятельности в
формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского
проекта, публичной презентации
3. Использовать приобретённые знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ü понимания
и критического осмысления общественных процессов и ситуаций
ü определения
собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их
исторической обусловленности
ü формулирование
своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесение их с исторически
возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями
ü учёта
в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными
убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
ü осознание
себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданином России.
В преподавании
используются элементы технологий развивающего, проблемного,
личностно-ориентированного обучения, информационных технологий.
Учебно
– тематическое планирование
по
истории
Классы: 10б
(социально-гуманитарного профиля)
Учитель:
И.П.Николаева.
Количество
часов: всего
140 часов; в неделю 4 часа.
Административных
контрольных уроков _____ часов.
Планирование
составлено на основе федеральной Примерной программы среднего
(полного) общего образования по истории (профильный уровень) 2004 года и авторских
программ А.Н.Сахарова и Н.В.Загладина, Н.А.Симония 2009 года, Программы курса
«История Татарстана и татарского народа», 2009 год.
Учебники:
1.
Загладин Н.В. Всеобщая история с древнейших
времён до конца XIX века. Учеб. 10
кл.. М.: Русское слово, 2009.
2.
Сахаров А.Н. и др.. История России с
древнейших времён до конца XVII
века. М.: Просвещение, 2006.
3.
В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, Сахаров А.Н.
История России, конец XVII - XIX
век. М.: Просвещение, 2006.
4.
Гилязов И.А., Пискарёв В.И., Хузин Ф.Ш.
История Татарстана и татарского народа с древнейших времён до конца XIX
века. – К.: Хэтер, 2008.
Дополнительная
литература:
1) Данилов
А.А..История России. 10 класс: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008.
2) Саплин
В.В.. История России. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ-2010, базовый
уровень 10-11 класс: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Легион, 2009.
Учебно – тематический план
№
п/п
|
Тема
раздела
|
Количество
часов
|
1
|
Всеобщая
история: от древности до Средневековья.
|
28
|
2
|
История
России: от древности до Средневековья.
|
45
|
3
|
Новое
время: эпоха модернизации.
|
20
|
4
|
Российское
государство в период Нового времени.
|
47
|
итого
|
140
|
Учебно-методическое
обеспечение.
1.
Электронные
образовательные ресурсы:
·
История
Древнего мира. 5 класс. Дрофа. Интерактивное наглядное пособие.
·
История
Древнего мира. 5 класс. 1С: Образовательная коллекция.
·
Атлас
древнего мира (Jewel).
·
Мифы
Древней Греции (Jewel). Новый диск.
·
Античность:
литература и искусство. DVD-box. Новый диск.
·
Цивилизации
Древнего Востока. DVD-box. Новый диск.
·
Занимательная
история. Часть 1. Древний мир и Средневековье (Jewel).
·
Культура
стран Древнего и средневекового Востока. МХК. (Jewel).
Новый диск.
·
Уроки
всемирной истории КИМ. Древний мир. Нью Медиа Дженерейшн.
·
История
Средних веков. 6 класс. Дрофа. Интерактивное наглядное пособие.
·
История
России с древнейших времён до XVI века. 6 класс. Клоков.
Дрофа. Интерактивное наглядное пособие.
·
История
Средних веков. 6 класс. 1С: Образовательная коллекция.
·
Хрестоматия
по истории России IX-XVI вв.. 1С: Образовательная
коллекция.
·
История
России с возникновения до XIX века (Jewel). Новый диск.
·
История
России IX-конец XIX века. Витязь на распутье.
Интерактивное наглядное пособие.
·
История
России с IX по XXI в. Новый диск.
·
Увлекательная
история. Средние века. Замки и крепости. DVD. Бука.
·
Уроки
всемирной истории КИМ. Средние века. Нью Медиа Дженерейшн.
·
Уроки
отечественной истории до XIX века КИМ. Нью Медиа
Дженерейшн.
·
История
Нового времени. Ч.1. 7 класс. Дрофа. Интерактивное наглядное пособие.
·
История
России XVII-XVIII вв. 7 класс. Дрофа. Интерактивное
наглядное пособие.
·
История
Нового времени. 7 класс. 1С: Образовательная коллекция.
·
Барокко.
Новый диск.
·
Большая
хрестоматия. История России от возникновения до XIX
в. (Jewel). Новый диск.
·
Занимательная
история. Часть 2. Новое и Новейшее время (Jewel). Новый диск.
·
История
живописи в шедеврах. Том 1,2. Новый диск.
·
Мастера
раннего и высокого Возрождения. Нью Медиа Дженерейшн.
·
Уроки
всемирной истории КИМ. Новая история. Нью Медиа Дженерейшн.
·
Энциклопедия.
1000 великих художников. Новый диск.
·
История
мировых цивилизаций. Эпоха модернизаций. (Jewel). Новый диск.
·
Русский
музей. Живопись(Jewel). Новый диск.
·
Уроки
отечественной истории XIX - XX века КИМ. Нью Медиа Дженерейшн.
·
Энциклопедия.
1000 великих художников. (Jewel). Новый диск.
2.
Печатные
пособия:
·
таблицы
·
портреты
выдающихся деятелей истории России с древнейших времён до конца XIX века
·
карты
3.
Технические
средства обучения
·
ноутбук
·
мультимедийный
проектор
·
экран
проекционный
4.
Учебно-практическое
оборудование
·
аудиторная
доска с магнитной поверхностью
Календарно-тематическое
планирование.
№
|
Тема
урока
|
Кол-во
часов
Тип
урока
|
10
класс (профиль)
Обязательный
минимум содержания /
Характеристика
основных
видов деятельности ученика
(на
уровне учебных умений)
|
Виды
контроля, измерители
|
Д/з
|
Дата
проведения
|
Приме-чание
|
|
Тема 1. Всеобщая история: от древности до
Средневековья.
|
план – 28ч
факт -
|
|
|
1
|
История
в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Исторический
источник.
|
1
Лекц.
с эл.бес.
|
История как наук. История
в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Исторический
источник. Проблема подлинности и достоверности исторических источников.
Единство и многообразие исторического процесса. Концепции
исторического развития человечества. Проблема прогресса в истории. Принципы
периодизации исторического процесса.
Предцивилизационная стадия
истории человечества. Современные концепции происхождения
человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем
прошлом человека. Религиозные версии протоистории человечества. Природное
и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.
Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему
хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира. Принципы
периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира.
Традиционное общество. Архаичные цивилизации Африки, Азии, Америки –
географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь,
социальная структура общества. Мифологическая картина мира. Античные
цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная
структура. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Культурное
и философское наследие Древней Греции и Рима. Проблема цивилизационного
синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары). «Великие переселения народов».
Формирование
религиозных верований и изменение картины мира. Складывание индо-буддийской и
китайско-конфуцианской цивилизаций. Общее и особенное в хозяйственной жизни и
социальной структуре. Социальные нормы и мотивы общественного поведения
человека. Власть и право в традиционном обществе. Духовные ценности,
философская мысль, культурное наследие Древнего Востока. Зарождение
иудео-христианской духовной традиции, ее мировоззренческие особенности.
Восточная и западная ветви в развитии христианства.
Понимать
причины, этапы и значение исторических событий.
Устанавливать
причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
Анализировать
и оценивать исторические события, процессы и явления.
Характеризовать роль
исторических деятелей в развитии страны.
Определять
отношение общественности к происходящему.
Высказывать
и аргументировать своё мнение.
Структурировать
учебный материал в таблицу и схему.
Составлять
развёрнутый
план.
Сравнивать
развитие отдельных сфер и институтов общества, явлений и процессов, определять
особенности.
Характеризовать
положение различных слоёв и классов общества, роль исторических деятелей в
развитии страны.
Структурировать
учебный материал в таблицу и диаграмму.
Анализировать
документы, делать выводы.
Характеризовать
направления и задачи политики правительства, способы их реализации.
Сравнивать явления
и процессы.
Средневековье. Принципы
периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового
мира. Религиозно-культурные миры Средневековья. Цивилизации
Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социокультурные
особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура
и философская мысль в эпоху Средневековья.
«Великое переселение народов» в Европе и
формирование христианской средневековой цивилизации. Западноевропейский и
восточноевропейский регионы цивилизационного развития. Православие и
католицизм. Социальная этика, отношение к труду и собственности, правовая
культура, духовные ценности в православной и католической традициях.
Особенности хозяйственной жизни, социальной структуры и
государственно-правовой организации в европейском средневековом обществе.
Культурное и философское наследие Средневековья.
Дискуссия об уникальности европейского
средневекового общества. Темпы и характер развития европейской
средневековой цивилизации. Кризис европейского средневекового общества в
XIV-XV вв. Изменения в мировосприятии европейского человека.
Социально-психологические, природно-климатические, экономические предпосылки
процесса модернизации.
Характер международных отношений в средние века. Арабские
и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов.
|
Схемы
Пробл-ые
задачи
|
З.§ 1, вопросы устно
|
|
|
|
Схемы
Таблицы
Развёрн-ый план
|
З.§ 2,3, вопросы устно
Табл.
|
|
|
|
2-4
|
Единство
и многообразие исторического процесса. Концепции исторического развития
человечества.
|
3
Л.-пр.з.
|
|
5-6
|
Современные
концепции происхождения человека и общества.
|
2
С.з.
Л.р.
|
Таблица
|
З. § 4, вопросы устно,
зад.(п.)
|
|
|
|
7-8
|
Неолитическая революция.
|
2
Пр.
у.
Л.р.
|
Таблица
Схема
|
З. § 5,
вопросы устно,
зад.(п.)
|
|
|
|
9
|
Принципы
периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира.
|
1
Лекц.
с эл.бес.
|
Таблица
Схема
|
Конспект прораб, зад по группам
|
|
|
|
Таблица
Схема
|
З. § 6,
вопросы устно,
зад.(п.)
|
|
|
|
10
|
Деспотии
Востока.
|
1
Л.р.
|
|
11-12
|
Расширение
ареала цивилизации.
|
2
С.з.
Л.р.
|
Карты
Схема
|
З. § 7-8, вопросы устно, зад.(п.)
|
|
|
|
13
|
Античные
цивилизации Средиземноморья.
|
1
Лекц.
с эл.бес.
|
Карты
Схема
|
Конспект прораб, зад по группам
|
|
|
|
14-16
|
Цивилизации
в период античности.
|
3
С.з.
Лаб.р.
|
Карты
Схема
Таблица
|
З. § 9-11,
вопросы устно, зад. по гр.
|
|
|
|
17-18
|
Изменений условий развития народов Евразии. «Великие переселения
народов».
|
2
С.з.
У-исслед.
|
Карты
|
З. § 12,13, вопросы устно, зад. по гр.
|
|
|
|
19
|
Принципы
периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира.
|
1
Л.з.
|
Карты
Схема
|
З. § 14,
вопросы устно, зад. по гр.
|
|
|
|
20
|
Цивилизации Востока в эпоху Средневековья.
Возникновение исламской цивилизации.
|
1
С.з.
|
Карты
Схема
|
З. § 15,
вопросы устно, зад. по гр.
|
|
|
|
21-22
|
Западноевропейская цивилизация в период раннего
Средневековья.
|
2
С.з.
У-исслед.
|
Карты
Схема
|
З. § 16-17,
вопросы устно, зад. по гр.
|
|
|
|
23
|
Византия
и Восточная Европа в V-X веках.
|
1
С.з.
У-исслед.
|
Карты
Схема
|
З. § 18,
вопросы устно, зад. по гр.
|
|
|
|
24-25
|
Западноевропейская
цивилизация в эпоху зрелого Средневековья.
|
2
С.з.
У-исслед.
|
Карты
Схема
|
З. § 19-21,
вопросы устно, зад. по гр.
|
|
|
|
26
|
Государства
Азии в период европейского Средневековья.
|
1
У-иссл
|
Карты
Схема
|
З. § 22,
вопросы устно, зад. по гр.
|
|
|
|
27
|
Международные
отношения и войны Средневековья.
|
1
Л.р.
|
Карты
Схема
|
З. § 23-24,
вопросы устно, зад. по гр.
|
|
|
|
28
|
Духовная
жизнь европейского Средневековья. Культурное и философское наследие
Средневековья.
|
1
У-иссл
|
|
Схема
Нагл-ть
|
З. § 25,
вопросы устно, зад. по гр.
|
|
|
|
Тема 2. История России: от древности до
Средневековья.
|
план – 45
ч
факт -
|
|
|
29-30
|
Российский
исторический процесс в контексте мировой истории. История России:
формационное и цивилизаци-онное измерения.
|
2
Лекц.
с эл.бес
|
История России — часть всемирной истории. Основные
этапы развития исторической мысли в России.
Народы и древнейшие государства на
территории России. Освоение человеком северных регионов
Евразии.
Великое оледенение и климат Восточной Европы и Северной Азии. Каменный век.
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы.
Появление металла и его влияние на первобытное общество. Начальные этапы
формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое
переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Восточнославянские
племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования. Родовая и
территориальная община. Город.
Понимать
причины, этапы и значение исторических событий.
Устанавливать
причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
Анализировать
и оценивать исторические события, процессы и явления.
Характеризовать роль
исторических деятелей в развитии страны.
Определять
отношение общественности к происходящему.
Высказывать
и аргументировать своё мнение.
Структурировать
учебный материал в таблицу и схему.
Составлять
развёрнутый
план.
Сравнивать
развитие отдельных сфер и институтов общества, явлений и процессов, определять
особенности.
Характеризовать
положение различных слоёв и классов общества, роль исторических деятелей в
развитии страны.
Структурировать
учебный материал в таблицу и диаграмму.
Анализировать
документы, делать выводы.
Характеризовать
направления и задачи политики правительства, способы их реализации.
Сравнивать явления
и процессы.
Русь в IX – начале XII вв.. Возникновение
государственности восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о
происхождении Древнерусского государства. Князья и дружина. Вечевые
порядки. Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси.
«Русская Правда». Дискуссии историков об уровне социально-экономического
развития Древней Руси. «Лествичный» порядок наследования власти. Тенденции
к раздробленности.
Международные
связи Древней Руси. Языческие традиции и христианская культура. Влияние
Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из
факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII –
середине XV вв. . Причины распада Древнерусского
государства. Княжеская власть и боярство. Монархии и республики. Русь и
Степь. Княжеские усобицы. Идея единства Русской земли. «Слово о полку
Игореве». Особенности культурного развития русских земель.
Образование
Монгольского государства. Монгольское завоевание и его роль в истории нашей
страны.
Экспансия
с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики.
Образование
Золотой Орды. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие
Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси.
Образование
Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества
Литовского и Русского.
Восстановление
экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы
землевладения и категории населения. Русский город. Роль церкви в
консолидации русских земель.
Борьба
за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и
центрах объединения русских земель. Москва как центр объединения русских
земель. Политика и роль московских князей. Взаимосвязь процессов
объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
Зарождение национального самосознания.
Великое
княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром
Золотой орды и поход на Русь. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Понимать
причины, этапы и значение исторических событий.
Устанавливать
причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
Анализировать
и оценивать исторические события, процессы и явления.
Характеризовать роль
исторических деятелей в развитии страны.
Определять
отношение общественности к происходящему.
Высказывать
и аргументировать своё мнение.
Структурировать
учебный материал в таблицу и схему.
Составлять
развёрнутый
план.
Сравнивать
развитие отдельных сфер и институтов общества, явлений и процессов, определять
особенности.
Характеризовать
положение различных слоёв и классов общества, роль исторических деятелей в
развитии страны.
Структурировать
учебный материал в таблицу и диаграмму.
Анализировать
документы, делать выводы.
Характеризовать
направления и задачи политики правительства, способы их реализации.
Сравнивать явления
и процессы.
|
Схема
|
С. введ,
в(у), конспект прораб
|
|
|
|
Нагл-ть
|
Конспект прораб
|
|
|
|
31-32
|
Основные этапы развития исторической мысли в России.
|
2
Лекц.
с эл.бес
|
|
Карта
Схема
|
С. § 1,
в(у),
зад. по
группам
|
|
|
|
33-34
|
Появление человека на территории Восточной Европы.
|
2
Пробл. У
|
|
35
|
Формирование
народов.
|
1
пр.
з.
|
Карта
Схема
|
С. § 2,
в(у),
зад. по
группам
|
|
|
|
36
|
Государства на
территории Закавказья и Средней Азии. Античные города-государства на
территории Северного Причерноморья.
|
1
Пробл.У
|
Карта
Схема
|
С. § 3,
в(у),
зад. по
группам
|
|
|
|
37-38
|
Появление
славян.
|
2
Л.р.
У-диск
|
Карта
Схема
|
С. § 3,
в(у),
зад. по
группам
|
|
|
|
Карта
Схема
|
С. § 4,
в(у),
зад. по
группам
|
|
|
|
39-40
|
Славяне
в V-VII вв.
|
2
С.з.
|
|
Карта
Схема
|
С. § 5,
в(у),
зад. по
группам
|
|
|
|
41
|
Предпосылки
образования Древнерусского государства.
|
1
У-исслед
|
|
42
|
Появление
государства у восточных славян.
|
1
Пробл.У
|
Карта
Схема
|
С. § 6,
в(у),
зад. по
группам
|
|
|
|
43
|
Русь в X-XI вв.
Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава.
|
1
пр.з.
|
Карта
Схема
|
С. § 7,
в(у),зад.
по групп
|
|
|
|
44
|
Русь в X-XI вв.
Правление Владимира Красное Солнышко. Оборона Руси от кочевников.
|
1
пр.з.
|
Карта
Схема
|
С. § 8,
в(у),зад.
по групп
|
|
|
|
45
|
Правление Ярослава Мудрого.
|
1
пр.з.
|
Карта
Схема
|
С. § 9,
в(у),зад.
по групп
|
|
|
|
46
|
Русское общество в XI в.
|
1
Л.р.
|
Схема
|
С.§
10-11,
в(у),зад.
по групп
|
|
|
|
47
|
Время новых усобиц.
|
1
Пробл.У
|
Карта
Схема
|
С.§ 12,
в(у),зад.
по групп
|
|
|
|
48
|
Владимир Мономах - великий киевский
князь.
|
1
пр.з.
|
Карта
Схема
|
С.§ 13,
в(у),
вопр и
зад с. 144
|
|
|
|
49
|
Обобщение. Древнерусское
государство.
|
1
пр.з.
|
тесты
|
Принести
учебн ИТ
|
|
|
|
Развёрн-ый
план
|
К-кт
прораб
Г. §
1-2, в(у)
|
|
|
|
50-51
|
Татары как этническая общность. Мир кочевых народов в эпоху
Средневековья.
Среднее Поволжье в
процессе расселения племён.
|
2
У-лекц.
Л.р
|
|
52-53
|
Волжская Булгария в X - начале XIII
веках.
|
2
У-исслед.
|
Таблица
|
Г. §
3-4, в(у)
|
|
|
|
54
|
Образование Монгольского
государства.
|
1
Л.
р.
|
Схема
|
Г. § 5,
С. § 19,
в(у),
учеб ИР
|
|
|
|
55-57
|
Русь удельная.
|
3
У-исслед.
|
Таблица
|
С. §
14-16, в(у)
|
|
|
|
58-60
|
Культура Древней Руси X-начала XIII веков.
|
3
У-экск
|
Пробл-ое
задание
|
С. §
17-18, в(у),
учеб ИТ
|
|
|
|
63-64
|
Золотая Орда.
|
2
Л.
р.
|
Карта
Схема
|
Г. §
6-7, в(у),
учеб ИР
|
|
|
|
61,
62
65
|
Внешние угрозы Руси: крестоносцы и
«Батыево нашествие». Русь и Золотая Орда.
|
3
У-исслед.
|
Карта
Схема
|
С.§ 20,
в(у),зад.
по групп
|
|
|
|
Схема
|
С.§ 21,
в(у),зад.
по групп
|
|
|
|
66
|
Хозяйство Руси и положение различных
групп общества в XIV-XV вв.
|
1
Л.р.
|
|
67-68
|
Москва -центр объединения русских
земель. Иван Калита. Дмитрий Донской.
|
2
Пробл.У
|
Карта
Схема
|
С.§ 22,
в(у),зад.
по групп
|
|
|
|
69-70
|
Культурное развитие русских земель и
княжеств в XIV- XV веках.
|
2
У-
экск
|
Пробл-ое
задание
|
С. § 24,
в(у),
учеб ИТ
|
|
|
|
71-72
|
Казанское ханство:
возникновение, развитие.
|
2
Л.
р.
|
Развёрн-ый
план
|
Г. §
8-9,
в(у),
учеб ИР вопр
и зад с. 201
|
|
|
|
73
|
Обобщение. Русь в XIII-XV вв.
|
1
пр.з
|
Тесты
задания
|
Принести
учебн ВИ
|
|
|
|
Тема 3. Новое время: эпоха модернизации.
|
план – 20
ч
факт -
|
|
|
74-77
|
Европа в раннее Новое время: эпоха
перемен.
|
4
У-иссл
|
Новое время: эпоха модернизации
Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия
об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс
перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие
географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.
Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли
техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе
модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе
жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху
Возрождения и Реформации. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму.
Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Формы
абсолютизма. Кризис сословного мышления и формирование основ
гражданского, национального сознания. Буржуазные революции XVII-XIX вв.
(исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических
движений). Философско-мировоззренческие основы Просвещения. Конституционализм.
Классические доктрины либерализма, социализма, консерватизма, анархизма.
Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его
влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы. Становление
гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII – середине XIX
вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной
структуры индустриального общества в XIX в. Изменение среды обитания человека.
Урбанизация. Формирование в европейских странах различных моделей
перехода от традиционного к индустриальному обществу. Мировосприятие человека
индустриального общества. Формирование классической научной картины мира.
Культурное и философское наследие Нового времени.
Влияние европейской колониальной экспансии
на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные
движения в колониальных и зависимых странах.
Эволюция системы международных отношений в конце XV
- середине XIX вв. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового
времени. Зарождение международного права. Колониальный раздел мира.
Понимать
причины, этапы и значение исторических событий.
Устанавливать
причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
Анализировать
и оценивать исторические события, процессы и явления.
Характеризовать роль
исторических деятелей в развитии страны.
Определять
отношение общественности к происхо-дящему.
Высказывать
и аргументировать своё мнение.
Структурировать
учебный материал в таблицу и схему, диаграмму.
Составлять
развёрнутый
план.
Сравнивать
развитие отдельных сфер и институтов общества, явлений и процессов, определять
особен-ности.
Характеризовать
положение различных слоёв и классов общества, роль исторических деятелей в
развитии страны.
Анализировать
документы, делать выводы.
Характеризовать
направления и задачи политики правительства, способы их реализации.
Сравнивать явления
и процессы.
|
тесты
|
З. §
26-29
зад. по
гр.
|
|
|
|
78
|
Политическое развитие европейских стран
в период раннего Нового времени.
|
1
У-иссл.
|
Развёрн-ый
план
|
З. §
30-31
зад. по
гр.
|
|
|
|
79-80
|
Время революционных потрясений и перемен.
|
2
Пробл.У
|
Пробл-ое
задание
|
З.§32,34-36,
в (у)
|
|
|
|
81-82
|
Промышленный переворот и его
последствия.
|
2
Л.р.
|
Таблица
|
З. §
37-39
зад. по
гр.
|
|
|
|
83-84
|
Страны континентальной Европы в период
промыш-ленного переворота.
|
2
Пробл.
У
|
Развёрн-ый
план
|
З. §
41-42
зад. по
гр.
|
|
|
|
85-86
|
Духовная жизнь европей-ского
Средневековья и раннего Нового времени.
|
2
Пробл.
У
|
Пробл-ое
задание
|
З. §
25,40
зад. по
гр.
|
|
|
|
87
|
Страны Западного полушария в XIX веке.
|
1
Л.
р.
|
Пробл-ое
задание
|
З. § 43
зад. по
|
|
|
|
88-90
|
Мир
Востока в XVIII – перв.
пол. XIX вв
|
3
Л.
р.
|
Развёрн-ый
план
|
З. §
44-47
зад. по
гр
|
|
|
|
91
|
Эволюция системы между-народных
отношений.
|
1
Л.
р.
|
Пробл-ое
задание
|
З. § 48
зад. по
|
|
|
|
92
|
Обобщение.
Зарубежный мир к концу Нового времени.
|
1
Пр.р.
|
тесты
|
Принести
учебн ИР
|
|
|
|
Тема 4. Российское государство в период
Нового времени.
|
план – 47
ч
факт -
|
|
|
93
|
Завершение объединения русских земель и
образование Российского государства.
|
1
У-иссл.
|
Российское
государство во второй половине XV-XVII вв.. Завершение
объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение
золотоордынского ига. Становление органов центральной власти. «Москва -
третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Ереси на Руси.
Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». Социальная структура общества.
Формы землевладения. Особенности образования централизованного государства в
России.
Рост
международного авторитета Российского государства. Распад Золотой Орды.
Причины и формы вхождения русских земель в состав Великого княжества
Литовского.
Выделение русского, украинского и белорусского народов.
Установление
царской власти. Создание органов сословно-представительной монархии. Усиление
самодержавия. Дискуссия о характере опричнины. Разорение страны.
Закрепощение крестьян. Расширение территории России при Иване Грозном:
колонизационные процессы и завоевания.
Идеология
самодержавия. Культура Российского государства. Учреждение патриаршества.
Пресечение
правящей династии и обострение социально-экономических противоречий. Дискуссия
о причинах Смуты. Феномен самозванства. Массовые движения в России
в начале XVII века. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Ликвидация
последствий Смуты. Восстановление самодержавия. Система крепостного права.
Новые явления в экономике. Споры о новом периоде русской истории.
Рост
территории государства. Политика объединения православных земель под властью
московского царя.
Ортодоксальная
церковь. Старообрядчество. Дискуссии о характере социальных
движений в России во второй половине XVII в. Вызревание предпосылок
преобразования страны.
Русская
традиционная (средневековая) культура. Усиление светских элементов в русской
культуре.
Россия в XVIII -
середине XIX вв.
Петровские
преобразования. Победа в Северной войне и провозглашение империи. Абсолютизм.
Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества.
Дворянство – господствующее сословие. Традиционные порядки и крепостничество
в условиях модернизации. Дискуссии о месте и роли петровских реформ в
истории России.
Россия в
период дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм.
Законодательное оформление сословного строя. Правовые реформы и мероприятия
по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
Особенности
экономики России в XVIII – первой половине XIX в. Кризис традиционного
общества. Зарождение буржуазных отношений. Начало промышленного переворота и
его последствия.
Политическая
идеология во второй половине XVIII – первой половине XIX в. Европейское
влияние на российское общество. Русское Просвещение. Масонство.
Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке.
Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Консерваторы.
Превращение
России в мировую державу. Россия в системе международных отношений в XVIII
– первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика
России. Крымская война и ее последствия для страны.
Понимать
причины, этапы и значение исторических событий.
Устанавливать
причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
Анализировать
и оценивать исторические события, процессы и явления.
Характеризовать роль
исторических деятелей в развитии страны.
Определять
отношение общественности к происходящему.
Высказывать
и аргументировать своё мнение.
Структурировать
учебный материал в таблицу и схему.
Составлять
развёрнутый
план.
Сравнивать развитие
отдельных сфер и институтов общества, явлений и процессов, определять
особенности.
Характеризовать
положение различных слоёв и классов общества, роль исторических деятелей в
развитии страны.
Структурировать
учебный материал в таблицу и диаграмму.
Анализировать
документы, делать выводы.
Характеризовать
направления и задачи политики правительства, способы их реализации.
Сравнивать явления
и процессы.
|
Карта
Схема
|
С.§ 23, в(у)
|
|
|
|
94-95
|
Россия в XVI веке.
Реформы Ивана Грозного.
|
2
У-иссл.
|
Пробл-ое
задание
|
С.§ 25, в(у)
|
|
|
|
96
|
Внешняя
политики Ивана Грозного. Российское многонациональное госуд-во.
|
1
У-диск
|
Пробл-ое
задание
|
С.§ 26, в(у),
учеб ИТ
|
|
|
|
Пробл-ое
задание
|
Г. § 11,
в(у)
|
|
|
|
97
|
Завоевание Казанского
ханства.
|
1
Пробл.
у
|
|
98-99
|
Казанский край в составе
Русского государства.
|
2
Л.р.
|
Схема
таблица
|
Г. §
12-13,
в(у),
учеб ИР
|
|
|
|
100
|
В
преддверии Смуты.
|
1
У-иссл.
|
Пробл-ое
задание
|
С.§ 27, в(у),
зад по групп
|
|
|
|
101-102
|
Культура
и быт конца XV-XVI вв..
|
2
У-исслед
|
Пробл-ое
задание
|
С.§ 28,29,
в(у),
вопр и
зад с. 242
|
|
|
|
103
|
Обобщение.
Россия во второй половине XV-XVI вв.
|
1
Пр.р.
|
тесты
|
Прочит
§ 30 ИР
|
|
|
|
104-105
|
Смутное
время в России.
|
2
Л.
р.
У-диск.
|
Пробл-ое
задание
|
С. §
30-31
в(у)
|
|
|
|
106-107
|
Становление российского аб-солютизма.
Гос-во и церковь в условиях переломного века.
|
2
Л.
р.
|
Пробл-ое
задание
|
С. §
32-33
в(у)
|
|
|
|
108
|
Социально-экономическое раз-витие страны
в XVII веке.
Фор-мирование системы крепостно-го права.
|
1
Л.
р.
|
Развёрн-ый
план
|
С. § 34
в(у)
|
|
|
|
109
|
Социальные движения в России в XVII веке.
|
1
Л.
р.
|
Пробл-ое
задание
|
С. § 35
в(у)
|
|
|
|
110
|
Внешняя политика России в XVII веке.
Нерусские народы России.
|
1
Л.
р.
|
Развёрн-ый
план
|
С. §
36-37
в(у)
|
|
|
|
111-112
|
Культура народов Российского государства
в XVI- XVII веках.
|
2
У-
экск
|
Таблица
|
С. § 39-40
в(у),
учеб ИТ
|
|
|
|
113-114
|
Народы Среднего Поволжья в
составе Русского государства во второй половине XVI-XVII веках.
|
2
Л.
р
|
Схема
Таблица
|
Г. §
14,15,
в(у),
учеб ИР вопр
и зад с. 333
|
|
|
|
115
|
Правление
Фёдора Алексеевича и Софьи Алексеевны.
Обобщение.
Россия во второй половине XV-XVI вв.
|
1
Пр.р.
|
тесты
|
С. § 38,
в(у)
|
|
|
|
116-118
|
Россия на путях модернизации. Эпоха
петровских реформ.
|
3
У-иссл
|
Пробл-ое
задание
|
С. § 41-45
зад. по
гр.
|
|
|
|
119
|
Наследство Петра I и его
наследники.
|
1
Пробл.
У
|
Таблица
|
С. § 46
в(у)
|
|
|
|
120
|
Просвещённый
абсолютизм Екатерины II.
|
1
Л.р.
|
Пробл-ое
задание
|
С. § 47
в(у)
|
|
|
|
121
|
Восстания
XVIII века.
|
1
Л.р.
|
Пробл-ое
задание
|
С. § 52
в(у)
|
|
|
|
122
|
Внешняя
политика России во второй половине XVIII века.
|
1
Л.р.
|
Пробл-ое
задание
|
С. §
48-49
в(у),
учеб ИТ
|
|
|
|
123
|
Хозяйственное
развитие России в XVIII веке.
|
1
Пробл.
У
|
Пробл-ое
задание
|
С. §
48-49
в(у),
учеб ИТ
|
|
|
|
124
|
Культура,
духовная жизнь и быт в XVIII веке.
|
1
У-иссл
|
Пробл-ое
задание
|
С.§
53-54,
в(у),
учеб ИТ
|
|
|
|
125-127
|
Среднее Поволжье в составе Российской империи в XVIII в.
|
3
Л.р.
|
Развёрн-ый
план
|
Г. §
16-20
в(у)
учеб ИР
вопр и зад с. 120
|
|
|
|
128
|
Обобщение. Российская империя в XVIII веке.
|
1
Пр.р.
|
тесты
|
Прочит
С. § 56,
в(у)
|
|
|
|
129-131
|
Власть и
общество в первой половине XIX века.
|
3
Л.р.
Пробл.
У
|
Пробл-ое
задание
|
С. § 56,
59
§ 60-61,
62
зад. по
гр.
|
|
|
|
132
|
Особенности
социально-эконо-мического развития России в XVIII - первой
половине XIX веках.
|
1
Л.р.
|
Пробл-ое
задание
|
С. § 55,61
зад. по
гр.
|
|
|
|
133-134
|
Превращение
России в миро-вую державу.
|
2
У-иссл
|
Пробл-ое
задание
|
С. §
57-58, 63
зад. по
гр.
|
|
|
|
135-136
|
Культура
России в первой половины XIX веков.
|
2
У-экск
|
Пробл-ое
задание
|
С. §
64-66 зад. по гр
учеб ИТ
|
|
|
|
137-139
|
Среднее Поволжье в первой половине XIX века.
|
3
Л.р.
|
Развёрн-ый
план
|
Г. §
21-24
зад. по
гр.
учеб ИР
вопр и зад с. 221
|
|
|
|
140
|
Обобщение.
Россия к середине XIX века.
|
1
Л.р.
|
тест
|
Повт
изученное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.