Главная / История / Рабочая программа по историческому краеведению (9 класс)

Рабочая программа по историческому краеведению (9 класс)

Скачать материал

Муниципальное образовательное учреждение Дмитриево Помряскинская средняя общеобразовательная школа.


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО

руководитель_______ Зам.директора по УВР Директор школы

протокол № _____ __________________ _________________

от «___» _________ 20___ г. «___»__________20____г. «___»___________20___г.




Рабочая программа

по историческому краеведению

класс 9

учитель Орлов А.Ю.

учебный год 2014-2015.








Количество часов по учебному плану

Очное обучение (О.о.)

Дистанционное обучение (Д.о.)

Всего за учебный год

34


В т.ч.

На I полугодие



На II полугодие






Пояснительная записка.



Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с региональным базисным учебным планом, утверждённым распоряжением министерства образования Ульяновской области №929-р от 15.03. 2012 г., примерными учебными планами образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, а также – региональным компонентом содержания образования под общей редакцией А.А.Баранова.

На изучение курса «Историческое краеведение» отводится 34 часа, т.е. по 1 часу в неделю.

Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к ее прошлому и настоящему.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения:

- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития края;

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории родного края;

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому нашего края, культуре народов, проживающих на территории Ульяновской области.

Программа предусматривает организацию работы на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Основные задачи курса:

- дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

- подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;

- сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;

- предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.

Программа соответствует обязательному минимуму содержания исторического и культурологического образования в части регионального компонента и представляет базовый уровень краеведческих знаний.


Содержание курса.


Глава I. Симбирская губерния в 1900-1917 гг. ( 5 часов).

Симбирск в начале ХХ века. Общественные движения в Симбирске на рубеже веков. Губерния в годы первой русской революции (1905-1907 гг.). Политические партии и их деятельность на территории губернии ( социал-демократы, эсеры, кадеты, черносотенцы и др.). Столыпинская аграрная реформа в губернии. П.А.Столыпин, его связь с Симбирским краем. Влияние Первой мировой войны на жизнь в губернии (1914-1917 гг.).


Глава II. Симбирская губерния в 1917-1921 гг. ( 4 часа).

События февраля 1917 года. Создание Советов, их объединение. «Дом свободы». Двоевластие в Симбирске. Оформление большевистской организации в Симбирске, рост ее влияния среди рабочих. Рабочее и крестьянское движение в губернии летом-осенью 1917 года. Большевизация Советов в губернии. Установление Советской власти в Симбирске и губернии. Роспуск городской Думы. Губерния в 1918 году. Мятеж чехословацкого корпуса. Начало гражданской войны. Захват Самары белочехами. Власть Комуча. Создание Восточного фронта и его 1-й армии. Мятеж Муравьева. М.Н.Тухачевский. Белый террор в Симбирске. Железная дивизия и ее боевой путь под командованием Г.Д.Гая. Освобождение Симбирска 12 сентября 1918 года. Губерния в тылу Красной Армии.


Глава III. Ульяновская область в 20-30 гг. ( 5 часов).

Крестьянские мятежи в губернии. Введение НЭПа. Засуха и голод 1921 года. Организация помощи голодающим в губернии. Известие о смерти Ленина. Переименование Симбирской губернии и Симбирска в Ульяновскую губернию т город Ульяновск. Борьба с неграмотностью. Ликбезы. Область в годы индустриализации и коллективизации. Выступления крестьян против Советской власти. Репрессии 20-30-х годов. Уничтожение храмовых архитектурных ансамблей (памятников) в Ульяновске.


Глава IV. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. (5 часов).

Начало войны. Патриотический подъем в области. Эвакуация предприятий в Ульяновскую область. Перевод промышленности на военный лад. Заводы Ульяновска для фронта (УАЗ, завод им. Володарского и др.). Эвакуация раненых. Госпитали. Жизнь и труд ульяновцев в годы войны. Ульяновцы в боях за Родину. Герои Советского Союза И.С.Полбин, А.Матросов, В.Деев, Г.Карюкин и др. Создание Ульяновской области. Сельское хозяйство области в годы войны.


Глава V. Ульяновская область во второй половине ХХ – начале ХХIвв. (5 часов).

Восстановление хозяйства. Засуха 1946 года. Переход на выпуск мирной продукции. Индустриальное развитие области в 50-е годы. Строительство Волжской ГЭС и затопление земель. Особенности развития сельского хозяйства. Успехи в развитии образования в Ульяновской области. Изменения в политической и экономической жизни Ульяновской области в 90-е годы. Ульяновская область в начале ХХI века.

Глава VI. Культура Ульяновской области в ХХ веке. (9 часов).

Бурное строительство в Симбирске в начале ХХ века. Железнодорожный мост через Волгу. Здание Краеведческого музея имени И.А.Гончарова. Строительство в городе в 60-70-е годы. Ленинский мемориальный комплекс. Современная планировка и застройка города. Изобразительное искусство в крае в советский период. А.А.Пластов – «певец земли Русской». Творчество современных ульяновских художников. Народная консерватория в Симбирске. Творчество А.В.Варламова. Музыкальные фестивали в Ульяновске в 70-80-е годы. Ульяновская областная филармония. Ульяновский государственный симфонический оркестр. Органная музыка в Ульяновске. История Ульяновского областного драматического театра. Современная афиша театра и творчество ведущих актеров. Наука и образование. Спорт.


Обобщающее повторение. ( 1 час).

Планирование учебного материала.

урока

Содержание учебного материала

Сроки

планируемые фактические

Примечание


1-2.

Глава I. Симбирская губерния в 1900-1917 гг.

Симбирск в начале ХХ века.




3.

События первой русской революции.




4.

Столыпинская реформа в Симбирской губернии.




5.

Влияние Первой мировой войны на жизнь губернии.






6.

Глава II. Симбирская губерния в 1917-1921 гг.

События Февральской революции в Симбирской губернии.




7.

Установление Советской власти в губернии.




8.

Начало Гражданской войны. Мятеж Муравьева.




9.

Бои за Симбирск

(июль-сентябрь 1918 г.).

Создание Железной дивизии.






10.

Глава III. Ульяновская область в 20-30 гг.

Период новой экономической политики в Симбирской губернии (1921-1925 гг.).




11.

Промышленность Ульяновской области в 20-30-е годы. Участие в индустриализации.




12.

Осуществление политики коллективизации.




13.

Укрепление командно-административной системы. Идеологизация общественной жизни.




14.

Ульяновск накануне войны.






15.

Глава IV. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

В первые месяцы войны.




16.

Тыл работает для фронта.




17-18.

Ульяновцы на полях сражений.




19.

Жизнь в тылу.






20.

Глава V. Ульяновская область во второй половине ХХ – начале ХХIвв.

Развитие промышленности в период социализма.




21.

Сельское хозяйство: проблемы и достижения.




22.

Ульяновская область в рыночной экономике: «авансы и долги».




23-24.

Ульяновская область в начале ХХI века.






25.

Глава VI. Культура Ульяновской области в ХХ веке.

Бурное строительство в Симбирске в начале ХХ века.




26.

Строительство в городе в 60-70-е годы.




27.

Изобразительное искусство в крае в советский период. А.А.Пластов.




28.

Современное изобразительное искусство в Ульяновской области.




29.

Музыка в Ульяновской области.




30-31.

Областной драматический театр.




32.

Наука и образование.




33.

Спорт в Ульяновской области.




34.

Обобщающее повторение.








Перечень учебно-методического обеспечения.

Класс

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет-ресурсы

9

Историческое краеведение. Учебное пособие для VII-IX классов общеобразовательных учреждений/Под ред. Т.Б.Табардановой. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. Рекомендовано Управлением образования администрации Ульяновской области в качестве регионального учебного пособия (Приказ № 25 от 20.01.2000).

Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение/ Под общ. Ред. А.А.Баранова. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.

Областная научно-практическая конференция работников образования «Краеведение в системе общего среднего образования», посвященная 350- летию Симбирска: Тезисы областной научно-практической конференции. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.

Рабочие листы.

Карточки.

Задания для групп.






Историческое краеведение. 9 класс. Учебно-тематический план.

урока.

Название раздела, темы урока, пункт.

Триединые дидактические цели.

Основные понятия.

Меж-предметная связь.

Методы обучения.

Форма урока.

Требования к знаниям, умениям, навыкам.

Виды контроля, измерители

Средства нагляд-ности.

Домашнее задание.

Литература





1-2.

Глава I. Симбирская губерния в 1900-1917 гг.

Симбирск в начале ХХ века.


























Сформировать у учащихся понятия и представления об особенностях развития Симбирского края в начале ХХ века;

развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность патриотизм.





Модерни-зация

Индустри-альное общество

Социаль-ная структура






История России. Россия в начале ХХ века.





Р

О-И





К





Знать и понимать особен-ности развития Симбир-ского края в начале ХХ века; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, делать выводы.





Письмен-ные задания.





Изображе-ния с видами города начала ХХ века.





# 21.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Б.В.Ар-жанцев , М.Г.Ми-трополь-ская . Архи-тектурная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбирская книга" 1994.








3.

События первой русской революции.

Сформировать у учащихся понятие и представление о сущности и влиянии первой русской революции на развитие нашего края; охарактеризовать основные политические партии , осуществлявшие свою деятельность в крае в начале ХХ века; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.














Революция

Полити-ческая партия

Государ-ственная дума

История России. Первая русская революция.

Р

О-И

У-Л

У-Д

Характери-зовать основные политичес-кие

партии , осущест-влявшие свою деятель-ность в крае в начале ХХ века; знать события первой русской революциии понимать ее влияние на жизнь наших земляков ; уметь давать характеристику этапу развития края в 1905-1907 гг; уметь: обобщать, анализиро-вать, сравнивать, работать с учебником.

Письмен-ные задания.

Портреты Д.И.

Ульянова, С.М.

Баратаева, А.Ф.

Аладьина.

#26, 29,31.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульяно-вская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


4.

Столыпинская реформа в Симбирской губернии.

Познакомить учащихся с особенностями хода Столыпинской аграрной реформы в Симбирском крае; сформировать представление о значении реформы; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Аграрная реформа

Отруб

Хутор

Пере-селенцы

История России. Аграрная реформа П.А.Сто-лыпина.

Р

О-И

ПО

К

Знать сущность и особен-ности хода аграрной реформы в Симбир-ской губернии; уметь обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником.

Проблем-ные задания.

Портрет П.А.

Столыпина

Иллюстра-ции с изображе-нием крестьян и крестьян-ского быта начала ХХ века.

#27, с. 120-122.

Ульяноская-Симбиская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбир-ская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.




5.

Влияние Первой мировой войны на жизнь губернии.

Сформировать у учащихся понятие и представление о степени влияния первой мировой войны на жизнь Симбирской губернии; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать негативное отношение к войне, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


















История России. Россия в Первой мировой войне.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать степень влияния первой мировой войны на жизнь Симбир-ской губернии; уметь обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником.

Проблем-ные задания.


# 28.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульянов-ская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.






6.

Глава II. Симбирская губерния в 1917-1921 гг.

События Февральской революции в Симбирской губернии.





Сформировать у учащихся понятие и представление о степени влияния Февральской революции на жизнь губернии; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать собственное отношение к революции, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.







Революция

Республика





История России. Февраль-ская революция.





Р

О-И





К






Знать и понимать степень влияния Февраль-ской революции на жизнь губернии; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать, работать с учебником, высказы-вать собствен-ное отношение к револю-ционным событиям.





Письмен-ные задания.

Проблем-ные задания.





Иллюстра-ция с изображе-нием Дома Свободы в Симбирске.





# 32.

Ульянов-ская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

7.

Установление Советской власти в губернии.

Познакомить учащихся с особенностями процесса установления Советской власти в губернии; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать собственное отношение к революции, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Советы


История России. Октябрь-ская революция.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особен-ности процесса установле-ния Советской власти в губернии; уметь обобщать, анализировать, сравнивать, высказы-вать собствен-ное отношение к револю-ционным событиям.

Письмен-ные задания.

Проблем-ные задания.

Иллюстра-ция с изображе-нием здания Симбир-ской земской управы.

# 33. Индиви-дуальные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

8.

Начало Гражданской войны. Мятеж Муравьева.

Познакомить учащихся с ходом Гражданской войны в губернии; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать собственное отношение к позиции красных и белых, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Граждан-ская война

История России. Начало Граждан-ской войны.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особенности хода Граждан-ской войны на территории края; уметь показывать на карте ход событий Граждан-ской войны на территории края; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать; высказы-вать собствен-ное отношение к позиции красных и белых.

Работа с учебником.

Индиви-дуальные сообщения.


# 34-35. Индиви-дуальные сообщения.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


9.

Бои за Симбирск

(июль-сентябрь 1918 г.).

Создание Железной дивизии.

Познакомить учащихся с ходом гражданской войны в губернии; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать негативное отношение к гражданской войне, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.



История России. На фронтах Граждан-ской войны.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особенности хода Граждан-ской войны на территории края; уметь показывать на карте ход событий Граждан-ской войны на территории края; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать; высказы-вать собствен-ное отношение к позиции красных и белых.


Индиви-дуальные сообщения


Портреты Г.Д.Гая, И.И.

Вацетиса.

# 36. Индиви-дуальные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.





10

Глава III. Ульяновская область в 20-30 гг.

Период новой экономической политики в Симбирской губернии (1921-1925 гг.).





Познакомить учащихся с особенностями развития губернии в период нэпа; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.






Новая эко-номическая политика





История России. Переход к нэпу.





О-И

ПО




У-Д





Знать и понимать особен-ности развития губернии в период нэпа; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.





Проблем-ные задания.










# 37.





Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

11

Промышлен-ность Ульяновской области в

20-30-е годы. Участие в индустриали-зации.

Познакомить учащихся с состоянием промышленности края в 20-30-е годы и ходом индустриализации в регионе; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Индустри-ализация

История России. Социалис-тическая индустриа-лизация.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особен-ности состояния и развития промышленности края в 20-30-е гг; давать харак-теристику особен-ностям индустрии-ализации в крае; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Проблем-ные задания.


# 38.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.


12

Осуществление политики коллективизации

Познакомить учащихся с ходом процесса коллективизации в нашем крае, ее особенностями и итогами; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать собственное отношение к коллективизации,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Коллек-тивизация

Колхоз

МТС

История России. Коллекти-визация сельского хозяйства.

И

О-И

ПО

У-Д

Знать и понимать сущность процесса коллекти-визации и особен-ности ее в нашем крае; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Проблем-ные задания.

Иллюстра-ции и фото-графии с изображе-нием колхоз-ников, МТС.

# 39.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.


13

Укрепление командно-административ-ной системы. Идеологизация общественной жизни.

Сформировать понятие и представление о сущности тоталитарной системы и ее проявлениях в жизни края; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Тоталита-ризм

Командно-адми-нистратив-ная система

История России. Политическая система СССР в

30-е гг.

И

ПО

К

Знать и понимать сущность тоталитар-ной системы и особен-ности ее проявления в жизни нашего края; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Письмен-ные задания.

Портреты

Г.Д.Гая, И.М.

Варейкиса.

Общий вид централь-ной части Ульяновска в начале 1930-х гг.

# 40.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.


14

Ульяновск накануне войны.

Познакомить учащихся с особенностями жизни Ульяновска накануне Великой Отечественной войны; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.




История России. СССР накануне Великой Отечест-венной войны.

Р

О-И


К

Знать особен-ности жизни Ульяновска накануне Великой Отечест-венной войны; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать

Работа с учебником.

Индиви-дуальные сообщения.

Фото-графия кинотеатра «Худо-жествен-ный».

# 41.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.









15

Глава IV. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

В первые месяцы войны.








Познакомить учащихся с жизнью нашего края в первые месяцы Великой Отечественной войны; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм









История России. Начало Великой Отечест-венной войны.








И

ПО








К








Знать особен-ности жизни края в первые месяцы войны;

уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать








Проблем-ные задания.

















# 42. Индиви-дуальные сообщения








Ульяновцы - великой победе. Краевед-ческие записки. Выпуск 11. - Ульяновск. Издатель-ство "Корпора-ция технологий продвиже-ния". 2005.






16

Тыл работает для фронта.

Познакомить учащихся с жизнью тыла в годы Великой Отечественной войны; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм на примерах героизма тружеников тыла.


История России. Советский тыл в Великой Отечест-венной войне.

И

ПО

К

Знать дату образова-ния Ульянов-ской области.

Знать и понимать особен-ности жизни тыла в годы войны, героизм труже-ников тыла; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, приводить примеры трудовых подвигов жителей Ульянов-ской области.

Проблем-ные задания. Индиви-дуальные сообщения.

Фото-графии труже-ников тыла.

# 43,44. Индиви-дуальные сообщения

Ульяновцы - великой победе. Краевед-ческие записки. Выпуск 11. - Ульяновск. Издатель-ство "Корпора-ция технологий продвиже-ния". 2005.


17

Ульяновцы на полях сражений.

Познакомить учащихся с героями-ульяновцами, участниками Великой Отечественной войны; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм на примерах героизма защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны.



















История России. Великая Отечест-венная война. 1941-

1945 гг.

И

ПО

У-Д

Знать имена и подвиги героев-ульянов-цев; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, приводить примеры героизма на примере подвигов земляков.

Индиви-дуальные сообщения.

Проблем-ные задания.

Портреты А.Матро-

сова, И.С.

Полбина, А.Ф.На-

ганова, В.П.

Хазова, героев Свири, героев-старомайн-цев, И.В.

Тюленева.

# 46-47.

Герои-ульяновцы в боях за Родину: Краткий биогра-фический словарь. Ульяновск: «Ульянов-ский Дом печати», 2000.

Ульяновцы в боях за Родину, Ульяновск, 1962; Навечно в строю, кн. 1, М., 1957.

Ульяновцы в боях за Родину. 2-е изд. Саратов, 1964 .




19

Жизнь в тылу.




















Познакомить учащихся с особенностями жизни Ульяновска в годы войны; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


История России. Советский тыл в Великой Отечест-венной войне.

Р

О-И

ПО

К

Знать особен-ности жизни Ульяновска в годы войны; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, приводить примеры трудовых подвигов жителей Ульянов-ской области.

Письмен-ные задания.

Иллюстра-ции с военной продук-цией заводов Ульяновска

# 48-49. Индиви-дуальные сообщения.

Ульяновцы - великой победе. Краевед-ческие записки. Выпуск 11. - Ульяновск. Издатель-ство "Корпора-ция технологий продвиже-ния". 2005.








20

Глава V. Ульяновская область во второй половине ХХ – начале ХХI вв.

Развитие промышлен-ности в период социализма.







Познакомить учащихся с особенностями развития ульяновской промышленности в послевоенный период, индустриальном подъеме; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.







Военно-промыш-ленный комплекс







История России. Вос-становле-ние разрушен-ного хозяйства.Экономика СССР в 1953-1964 гг. Экономика «развитого со-циализма».







Р

О-И

ПО







К







Знать особен-ности развития Ульянов-ской промыш-ленности в послевоен-ный период, основные предпри-ятия края; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать.










Индивиду-альные сообщения. Работа в группах.

Проблем-ные задания.







Иллюстра-ции с продук-цией заводов Ульяновска и Ульянов-ской области.







# 50.







Жан Миндубаев. Присяга делу. Юрий Горячев на фоне «ретро». Ульяновск: Ульянов-ский Дом печати, 2011.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.













21

Сельское хозяйство: проблемы и достижения.

Познакомить учащихся с развитием сельского хозяйства после войны, участием ульяновцев в освоении целины; сформировать понятие и представление о процессах концентрации и специализации сельского хозяйства области; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Специа-лизация

Концен-трация


История России. Вос-становле-ние разрушен-ного хозяйства.Экономика СССР в 1953-1964 гг. Экономика «развитого со-циализма».

Эконо-мические реформы 1985-1991гг.

Р

О-И

ПО

К

Знать особен-ности развития сельского хозяйства Ульянов-ской области после войны; уметь давать определе-ния концентра-ции и специали-зации; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Работа в группах.

Проблем-ные задания.


# 51. Индивиду-альные сообщения.

Жан Миндубаев. Присяга делу. Юрий Горячев на фоне «ретро». Ульяновск: Ульянов-ский Дом печати, 2011.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.




22

Ульяновская область в рыночной экономике: «авансы и долги».

Сформировать у учащихся понятие и представление об особенностях развития в период рыночной экономики; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Рыночная экономика

История России. Российская экономика на пути к рынку.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особен-ности и характер-ные черты развития области в период рыночной экономики; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения. Работа в группах.

Проблем-ные задания.

Иллюстра-ция с изображе-нием Здания админи-страции Ульянов-ской области.

Портрет Ю.Ф.

Горячева.

# 53. Индивиду-альные сообщения.

Жан Миндубаев. Присяга делу. Юрий Горячев на фоне «ретро». Ульяновск: Ульянов-ский Дом печати, 2011.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.




23-24

Ульяновская область в начале ХХI века.

Сформировать у учащихся понятие и представление об общем состоянии региона и перспективах развития Ульяновской области в начале ХХI века; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Модерни-зация

История России. Россия в начале ХХI века.

И

ПО

У-Д

Знать и характери-зовать общее состояние региона и перспек-тивы его развития в начале века; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения. Работа в группах.

Проблем-ные задания.

Портреты В.А.

Шаманова, С.И.

Морозова.

Индивиду-альные сообщения.

Жан Миндубаев. Присяга делу. Юрий Горячев на фоне «ретро». Ульяновск: Ульянов-ский Дом печати, 2011.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.









25

Глава VI. Культура Ульяновской области в ХХ веке.

Бурное строительство в Симбирске в начале ХХ века.






Познакомить учащихся с процессом застройки Симбирска в начале ХХ века; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.







История России. Духовная жизнь Серебряно-го века.






Р

О-И

ПО






К






Знать основные здания, построен-ные в начале ХХ века в Симбирске, имена архитек-торов этих проектов; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.






Индивиду-альные сообщения.

Проблем-ные задания.






Иллюстра-ции с видами Симбирска начала ХХ века.






# 21, 27. Индивиду-альные сообщения.






Б.В.Ар-жанцев , М.Г.Ми-тро-польская . Архитек-турная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбир-ская книга" 1994.

Города России: Энцикло-педия/ Гл. ред Г.М. Лаппо.- М., Научное издатель-ство "Большая Российская энциклопе-дия" ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.

Симбирск-350 (Первое издание уникаль-ных историчес-ких фотогра-фий) Ульяновск, 1998 г.

Исто-рическая застройка Симбирска-Улья-новска. Состави-тель О.А. Свеш-никова Ульяновск , "Корпо-рация технологий продвиже-ния" 2001 г.








26

Строительство в городе в 60-70-е годы.

Познакомить учащихся с процессом застройки Ульяновска в 60-70-е годы ХХ века; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


История России. «Оттепель» в духовной жизни.

И

О-И

ПО

К

Знать основные здания, построен-ные в Ульяновске в 60-70-е гг, имена их архитек-торов ; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Работа в группах. Индивиду-альные сообщения.

Иллюстра-ции с видами Ульяновска 60-70-х гг. ХХ века.

# 52. Индивиду-альные сообщения.

Б.В.Ар-жанцев , М.Г.Ми-тро-польская . Архитек-турная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбир-ская книга" 1994.

Города России: Энцикло-педия/ Гл. ред Г.М. Лаппо.- М., Научное издатель-ство "Большая Российская энциклопе-дия" ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.

Альманах "Памят-ники Отечества" NN 41,42 (5-6,7-8/1998) .

С.М.Чер-вонная. Художники Улья-новска. Ленинград, "Художник РСФСР" 1985 г.




27

Изобразительное искусство в крае в советский период. А.А.Пластов.

Познакомить учащихся с особенностями развития изобразительного искусства в крае в советский период; сформировать у учащихся понятие и представление о творчестве А.А.Пластова; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Изобрази-тельное искусство. А.А.

Пластов.

И

О-И

ПО

У-Д

Знать и характе-ризовать особен-ности развития изобрази-тельного искусства в крае в советский период; иметь представ-ление о творчестве А.А.

Пластова; давать нравствен-ную оценку творчеству советских худож-ников, уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения.

Портрет А.А.

Пластова. Репро-дукции картин А.А.

Пластова.

Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


Русские худож-ники. Энцикло-педический словарь.- СПб.: Азбука, 1998 .


28

Современное изобразительное искусство в Ульяновской области.

Познакомить учащихся с современным изобразительным искусством Ульяновской области; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Изобрази-тельное искусство.

И

О-И

ПО

У-Д

Знать и характери-зовать состояние изобрази-тельного искусства в крае на современ-ном этапе развития; знать имена современ-ных худож-ников; уметь давать нравствен-ную оценку произведе-ниям.

Индивиду-альные сообщения

Портрет Никаса Сафронова.

Репро-дукции картин современ-ных Ульянов-ских худож-ников.

#52. Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


29

Музыка в Ульяновской области.

Познакомить учащихся с особенностями развития музыки в Ульяновской области; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Музыка.

И

О-И

ПО

К

Знать и характери-зовать особен-ности развития музыки в Ульянов-ской области, знать имена известных музы-

кантов-земляков;

уметь давать нравствен-ную оценку музыкаль-ным произве-дениям, обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения


# 52. Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


30-31

Областной драматический театр.

Познакомить учащихся с театральным искусством Ульяновской области и ведущими актерами драмтеатра; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


История России. Духовная жизнь России.

И

О-И

ПО

К

Знать и характери-зовать театраль-ное искусство Ульянов-ской области, имена ведущих актёров драмтеатра; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения.

Фото-графии ведущих актёров Ульянов-ского драмтеатра

Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


32

Наука и образование.

Познакомить учащихся с наукой и образованием Ульяновской области; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края.


История России. Духовная жизнь России.

Р

О-И

ПО

К

Знать и характе-ризовать состояние науки и образова-ния в Ульянов-ской области, знать имена учёных-земляков и деятелей образова-ния; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения.

Портреты выдаю-щихся Ульянов-цев-деятелей науки и образова-ния.

# 52. Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


33

Спорт в Ульяновской области.

Познакомить учащихся с уровнем развития спорта в Ульяновской области и выдающимися спортсменами региона; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края.



И

О-И

ПО

К

Знать и характери-зовать общее состояние спорта в Ульянов-ской области, имена выдаю-щихся спорт-сменов-земляков; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения.

Работа в группах.

Портреты знаме-нитых спорт-сменов Ульянов-ской области.

Повторить

# 26-53.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


34

Обобщающее повторение.

Обобщить знания учащихся по курсу исторического краеведения; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края.



Р

И

О-И

ПО

У-О

Знать крупней-шие события отечест-венной истории и их влияние на жизнь нашего края в ХХ веке; знать имена выдающихся деятелей науки, культуры, военачаль-ников, политиков, спорт-сменов и других замеча-тельных людей, чья деятель-ность была связана с историей нашего края; характе-ризовать основные направле-ния экономии-ческого, социаль-ного, культур-ного и политичес-кого развития нашего края в настоящее время; знать достиже-ния региона в сфере культуры и образова-ния; знать даты переимено-вания Симбирска в Ульяновск и образова-ния Ульянов-ской области; уметь давать характе-ристику отдельным этапам развития края.

Работа в группах.




Примечания.

1. Методы обучения: 2.Форма урока: К - комбинированный

Р – репродуктивный О-И – объяснительно-иллюстративный К - комбинированный

ПО – метод проблемного обучения У-Д – урок-диалог

И – исследовательский У-О – урок-диалог

Требования к уровню подготовки учащихся.



Учащиеся должны знать:

  • крупнейшие события отечественной истории и их влияние на жизнь нашего края в ХХ веке;

  • имена выдающихся деятелей науки, культуры, военачальников, политиков, спортсменов и других замечательных людей, чья деятельность была связана с историей нашего края;

  • характеризовать основные направления экономического, социального, культурного и политического развития нашего края в настоящее время;

  • достижения региона в сфере культуры и образования;

  • знать даты переименования Симбирска в Ульяновск и образования Ульяновской области;

  • достижения Ульяновской области в сфере художественной культуры и образования.


Учащиеся должны уметь:


  • давать характеристику отдельным этапам развития края в ХХ веке;

  • показывать на историко-географической карте ход событий гражданской войны на территории края;

  • определять причинно-следственные связи событий и процессов, происходивших на территории нашего края в ХХ веке, их взаимосвязь с общероссийскими событиями, выделяя общее и особенное в его развитии.















Литература для учителя.


Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. С.-Петербург Изд. А.Ф. Девриена. 1901 г.

Край Симбирский: Краткий исторический очерк. Саратов: 1989.

Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993 г.

Из этнической истории Ульяновской области. Ульяновск: обл. газетное издательство, 1993 г.

Б.В.Аржанцев , М.Г.Митропольская . Архитектурная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбирская книга" 1994.

Н.П.Крадин. Русское оборонное зодчество, М, Искусство, 1988 г.

Города России: Энциклопедия/ Гл. ред Г.М. Лаппо.- М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия" ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.

Русские художники. Энциклопедический словарь.- СПб.: Азбука, 1998 .

Альманах "Памятники Отечества" NN 41,42 (5-6,7-8/1998)

Протодиакон Алексий Скала. Симбирский Покровский некрополь. - Ульяновск, 1997 г.

Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

С.М.Червонная. Художники Ульяновска. Ленинград, "Художник РСФСР" 1985 г.

Симбирск-350 (Первое издание уникальных исторических фотографий) Ульяновск, 1998 г.

Симбирский вестник. Историко-краеведческий сборник.- Ульяновск "Симбирская книга" Вып. 1,2,3,4

Историческая застройка Симбирска-Ульяновска. Составитель О.А. Свешникова Ульяновск , "Корпорация технологий продвижения" 2001 г.

Б.В.Аржанцев . Архитектурно-исторические образы Симбирска: Архитектурное эссе. - Ульяновск: ГУП "Облтипография "Печатный двор", 2003 г.

Симбирск в истории и культуре России 1648-1998. Ульяновск Издательство Средневолжского научного центра 2003 г.

Ульяновцы - великой победе. Краеведческие записки. Выпуск 11. - Ульяновск. Издательство "Корпорация технологий продвижения". 2005.

История Симбирского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской области: альбом -Ульяновск: издательство "Корпорация технологий продвижения", 2006 г.

Ульяновцы в боях за Родину, Ульяновск, 1962; Навечно в строю, кн. 1, М., 1957.

Ульяновцы в боях за Родину. 2-е изд. Саратов, 1964 .

Е.К.Рыкова. Культура Симбирского края. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.


Планы Симбирска-Ульяновска из фондов Государственного архива Ульяновской области / сост. и авт. аннотаций к док.

В. Н. Ильин, О. А. Свешникова, Л. А. Сомова, А. С. Сытин, А. Ю. Шабалкин ; ОГУ Гос. архив Ульян. обл. –

Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2008.



Ю.Н.Мордвинов. Взгляд в прошлое : из истории селений Старомайнского р-на Ульян. обл. / Ю. Н. Мордвинов. –

Ульяновск : Караван, 2007.

Герои-ульяновцы в боях за Родину: Краткий биографический словарь. Ульяновск: «Ульяновский Дом печати», 2000.

Библиотека в документах, письмах, воспоминаниях. 1848-1990 гг. / Ульян. обл. науч. б-ка им. В. И. Ленина ; сост., авт.

вступ. ст. и коммент Л. Ю. Ивашкина, науч. ред. Л. В. Белозёрова. – Ульяновск : Печатный двор, 2008.

Народная культура Поволжья. Методической пособие/ Под ред. С.Н. Митина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.

Из этнической истории Ульяновской области (краткие очерки): Сборник. - Ульяновск: обл. газетное изд-во, 1993.

Жан Миндубаев. Присяга делу. Юрий Горячев на фоне «ретро». Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2011.



Литература для учащихся.


Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993 г.

Из этнической истории Ульяновской области. Ульяновск: обл. газетное издательство, 1993 г.

Б.В.Аржанцев , М.Г.Митропольская . Архитектурная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбирская книга" 1994.

Ульяновцы - великой победе. Краеведческие записки. Выпуск 11. - Ульяновск. Издательство "Корпорация технологий продвижения". 2005.

Жан Миндубаев. Присяга делу. Юрий Горячев на фоне «ретро». Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2011.

История Симбирского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской области: альбом -Ульяновск: издательство "Корпорация технологий продвижения", 2006 г.

Ульяновцы в боях за Родину, Ульяновск, 1962; Навечно в строю, кн. 1, М., 1957.

Ульяновцы в боях за Родину. 2-е изд. Саратов, 1964 .

Ю.Н.Мордвинов. Взгляд в прошлое : из истории селений Старомайнского р-на Ульян. обл. / Ю. Н. Мордвинов. –

Ульяновск : Караван, 2007.

Герои-ульяновцы в боях за Родину: Краткий биографический словарь. Ульяновск: «Ульяновский Дом печати», 2000.

Библиотека в документах, письмах, воспоминаниях. 1848-1990 гг. / Ульян. обл. науч. б-ка им. В. И. Ленина ; сост., авт.

вступ. ст. и коммент Л. Ю. Ивашкина, науч. ред. Л. В. Белозёрова. – Ульяновск : Печатный двор, 2008.













Рабочая программа по историческому краеведению (9 класс) Скачать материал
  • История
Описание:

       Настоящая рабочая программа разработана   в соответствии с региональным базисным учебным планом, утверждённым распоряжением министерства образования Ульяновской области №929-р от 15.03. 2012 г., примерными учебными планами образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования,  а также – региональным компонентом содержания образования под общей редакцией А.А.Баранова.

 

       На изучение курса «Историческое  краеведение» отводится 34 часа, т.е. по 1 часу в неделю.

  Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к ее прошлому и настоящему.

  Программа  составлена исходя из следующих целей обучения:

 - ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития края;

 - выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории родного края;

 - развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

 - формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

 - развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому нашего края, культуре народов, проживающих на территории Ульяновской области.

  Программа предусматривает организацию работы на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

  Основные задачи курса:

  - дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

  - подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;

 - сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;

 - предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.

  Программа соответствует обязательному минимуму содержания исторического и культурологического образования в части регионального компонента и представляет базовый уровень краеведческих знаний.

 

Автор Орлов Андрей Юрьевич
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 935
Номер материала 33930
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓