Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / История / Рабочая программа по историческому краеведению (7 класс)

Рабочая программа по историческому краеведению (7 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Муниципальное образовательное учреждение Дмитриево Помряскинская средняя общеобразовательная школа.


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы

протокол № _____ __________________ _________________

от «___» _________ 20___ г. «___»__________20____г. «___»___________20___г.




Рабочая программа

по историческому краеведению

класс 7

учитель Орлов А.Ю.

учебный год 2014-2015.








Количество часов по учебному плану

Очное обучение (О.о.)

Дистанционное обучение (Д.о.)

Всего за учебный год

35


В т.ч.

На I полугодие

17


На II полугодие

18





Пояснительная записка.



Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к ее прошлому и настоящему.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения:

- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития края;

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории родного края;

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому нашего края, культуре народов, проживающих на территории Ульяновской области.

Программа предусматривает организацию работы на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Основные задачи курса:

- дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

- подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;

- сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;

- предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.

Программа соответствует обязательному минимуму содержания исторического и культурологического образования в части регионального компонента и представляет базовый уровень краеведческих знаний.

На изучение курса «Историческое краеведение» отводится 35 часов, т.е. по 1 часу в неделю.







Содержание курса.

Введение в историческое краеведение. (1 ч.)

Глава I. Наш край в древности. (5 ч.)

Наш край в древности. Наш край в составе Волжской Булгарии.

Глава II. Период Золотой Орды и Казанского ханства.(4 ч.)

Наш край в составе Золотой Орды. Симбирская земля в составе Казанского ханства.

Глава III. Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII вв.( 15 ч.)

Симбирск – средневековый город. «Бунташный век». Неприступная крепость государева. Поражение С. Разина под Симбирском. Симбирское Поволжье в конце XVIIвеке. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. Е. Пугачёв в Симбирске. Социально-экономическое развитие края в XVIII веке. Культура Симбирского края XVIII века. Народы Симбирского Поволжья в XVII-XVIII веках.

Повторение.(8 ч.)

Резерв (2 ч.)





















Историческое краеведение. Планирование учебного материала.

урока

Содержание учебного материала.

Сроки

планируемые фактические

Примечания.

1.

Введение в историческое краеведение.




2.

Глава I. Наш край в древности.

Население края в эпоху палеолита и мезолита.




3.

Неолитические стоянки людей на территории нашего края.




4.

Племена и племенные союзы на территории Среднего Поволжья в эпоху меди и бронзы.




5-6.

Наш край в составе Волжской Булгарии.




7-8.

Глава II. Период Золотой Орды и Казанского ханства.

Наш край в составе Золотой Орды.

Симбирская земля в составе Казанского ханства.




9-10.

Симбирская земля в составе Казанского ханства.




11-12.

Глава III. Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII вв.

Симбирск – средневековый город.




13.

«Бунташный век».




14-15.

Неприступная крепость государева. Поражение

С. Разина под Симбирском.




16-17.

Симбирское Поволжье в конце XVII века.




18-19.

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. Пугачёв в Симбирске.




20-21.

Социально-экономическое развитие края в XVIII веке.




22.

Культура Симбирского края XVIII века.




23.

Народы Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв.




24-25.

Урок-повторение. Симбирский край в XVII-XVIII вв.




26-27.

Урок-повторение. Наш край в древности.




28-29.

Урок-повторение. Наш край в XV-XVI вв.




30-31.

Урок-повторение. Наш край в XVII-XVIII вв.




32-33.

Итоговое обобщение.




34-35.

Резерв.





Перечень учебно-методического обеспечения.

Класс

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет-ресурсы

7

Историческое краеведение. Учебное пособие для VII-IX классов общеобразовательных учреждений/Под ред. Т.Б.Табардановой. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. Рекомендовано Управлением образования администрации Ульяновской области в качестве регионального учебного пособия (Приказ № 25 от 20.01.2000).

Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение/ Под общ. Ред. А.А.Баранова. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.

Областная научно-практическая конференция работников образования «Краеведение в системе общего среднего образования», посвященная 350- летию Симбирска: Тезисы областной научно-практической конференции. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.

Рабочие листы.

Карточки.

Задания для групп.






Историческое краеведение. 7 класс. Учебно-тематический план.

урока.

Название раздела, темы урока, пункт.

Триединые дидактические цели.

Основные понятия.

Меж-предметная связь.

Методы обучения.

Форма урока.

Требования к знаниям, умениям, навыкам.

Виды контроля, измерители

Средства нагляд-ности.

Домашнее задание.

Литература

1.

Введение в историческое краеведение.

Сформировать у учащихся понятие и представление о целях и содержании курса исторического краеведения; развивать у учащихся умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь к Родному краю, гражданственность, толерантность, нравственность.

Историчес-кое краеведение Симбирский край

Симбирская губерния

Ульяновская область


История России.

Р

ПО

О-И

К

Знать и характери-зовать основные цели и задачи историчес-кого краеведения; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, делать выводы, находить общее и особенное.

Письменные задания.



Инд. сообщение «Флора и фауна нашего края в эпоху палеолита и мезолита».

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульяно-вская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.





2.

Глава I. Наш край в древности.

Население края в эпоху палеолита и мезолита.























Сформировать у учащихся понятия и представления об особенностях развития нашего края в эпоху палеолита и мезолита; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность патриотизм.




Палеолит

Мезолит

Неандер-талец

Кромань-онец






История России. Эпоха палеолита и мезолита на территории России.




Р

О-И




К




Знать и понимать особен-ности развития края в эпоху палеолита и мезолита; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, делать выводы.




Письмен-ные задания.




Изображе-ния древних людей.




# 1.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульяно-вская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.










3.

Неолитические стоянки людей на территории нашего края.

Сформировать у учащихся понятие и представление об особенностях развития нашего края в эпоху неолита; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.














Неолит

Неолити-ческая революция

Присваи-вающее хозяйство

Произво-дящее хозяйство



История России. Неолит на территории России.

Р

ПО

О-И

К

Характери-зовать

знать сущность, содержание и значение неолити-ческой революции; уметь: обобщать, анализиро-вать, сравнивать, работать с учебником.

Письмен-ные задания.


#2.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульяно-вская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


4.

Племена и племенные союзы на территории Среднего Поволжья в эпоху меди и бронзы.

Сформировать представление о племенах, живших в Среднем Поволжье в эпоху меди и бронзы; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Финно-угры

«Абашев-цы»

Мокша

Эрзя


История России. Эпоха меди и бронзы на территории России.

Р

О-И


К

Знать названия племён, населяв-ших наш край в эпоху меди и бронзы; характери-зовать быт и занятия племён и племенных союзов; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, работать с учебником.

Составле-ние плана.


# 3.

Ульяноская-Симбиская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбир-ская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.




5-6.

Наш край в составе Волжской Булгарии.

Сформировать у учащихся понятие и представление об особенностях развития нашего края в составе Волжской Булгарии; охарактеризовать государство Волжская Булгария; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

















Волжская Булгария

Хан

Реисы

Буртасы



Р

О-И

ПО

К

Знать и обяснять особенности развития нашего края в составе Волжской Булгарии; характе-ризовать Волжскую Булгарию, ее государ-ственное устройство, уровень экономи-ческого, социаль-ного и культур-ного развития, а также ее отношения с Русью; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, работать с учебником.

Проблем-ные задания.

Составле-ние характе-ристики государ-ства.

Поиск информа-ции о Волжской Булгарии в Интернете.

Карта «Волжская Булгария».

# 4.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульянов-ская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.






7-8.

Глава II. Период Золотой Орды и Казанского ханства.

Наш край в составе Золотой Орды.

Симбирская земля в составе Казанского ханства.





Сформировать у учащихся понятие и представление о монголо-татарском нашествии на территории нашего края; понять особенности развития края в составе Золотой Орды; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.







Ярлык

Дань

Баскак

«Дикое поле»

Ушкуйник







История России. Монголо-татарское нашествие на Русские княжества.





Р

ПО

О-И





К






Знать и понимать особен-ности развития нашего края в период монголо-татарского нашествия; характери-зовать сопротив-ление булгар; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать, работать с учебником.





Письмен-ные задания.

Проблем-ные задания.





Карта «Монголо-татарское нашествие на Русь».





# 5-6.

Ульянов-ская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

9-10.

Симбирская земля в составе Казанского ханства.

Познакомить учащихся с особенностями развития нашего края в составе Казанского ханства; дать характеристику Казанскому ханству; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Ханство

Диван

Эмир

Бек

Князь

Мирза

Оглан

Шариат

Мэктебе



История России. Внешняя политика Ивана IV.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особен-ности развития нашего края в составе Казанского ханства; характери-зовать государ-ственное устройство ханства и его отношения с Русью; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Составле-ние плана. Проблем-ные задания.

Иллюстра-ции с видами Казани.

# 7-8. Индиви-дуальные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.






11-12.

Глава III. Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII вв.

Симбирск – средневековый город.






Сформировать у учащихся понятие и представление об основании Симбирска, его средневековом облике; охарактеризовать личность и деятельность

Б. Хитрово; развивать умения составлять исторический портрет, обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.







Город-крепость

Кремль

Слобода

Посад







История России. Российское государ-ство при первых Романо-вых.






ПО

О-И






К

У-Д






Знать дату основания Симбирска;знать и объяснять особен-ности средневекового Симбирска; характери-зовать личность и деятель-ность Богдана Хитрово; составлять рассказ об облике Симбирска XVII века; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.






Инд.сооб-щение об основателе Симбирска Б. Хитрово. Составле-ние историчес-кого портрета Б. Хитрово.







Изображе-ния Симбирска XVII века.

Портрет Богдана Хитрово.






# 9-10. Индиви-дуальные сообщения.






Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

Россия. Полное географи-ческое описание нашего отечества.Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. С.-Петербург Изд. А.Ф. Девриена. 1901 г.


13.






«Бунташный век».

Сформировать у учащихся понятие и представление о степени влияния событий XVII века на жизнь нашего края; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать собственное отношение к восстаниям и народным движениям семнадцатого столетия, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


«Бунташ-ный век».

Бунт

Восстание

Народное движение

Крестьян-ская война


История России. «Бунташ-ный век».

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особен-ности и степень влияния событий XVII века на жизнь нашего края;уметь показывать на карте ход основных событий территории края; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать; высказы-вать собствен-ное отношение к народным движениям XVII в.

Индиви-дуальные сообщения о событиях «Бунташ-ного века».

Составле-ние плана.

Карта «Народные движения XVIIв.»

Составление таблицы «Бунташ-ный век на территории нашего края».. Инд.

сообщение о С.Т. Разине.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


14-15.

Неприступная крепость государева. Поражение

С. Разина под Симбирском.

Сформировать у учащихся понятие и представление о степени влияния событий XVII века на жизнь нашего края; охарактеризовать личность С.Т. Разина и события, связанные с обороной Симбирска от его войска; развивать умения составлять исторический портрет, обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать собственное отношение к восстаниям и народным движениям семнадцатого столетия, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Повстанцы

Осада

Струг


История России. «Бунташ-ный век».

Р

О-И

ПО

К

У-Д

Знать и понимать особен-ности и степень влияния событий XVII века на жизнь нашего края; характеризовать личность и деятель-ность С.Т. Разина; уметь показывать на карте ход основных событий территории края; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать; высказы-вать собствен-ное отношение к народным движениям XVII в.

Инд. сообщение о С.Т. Разине.

Составле-ние историчес-кого портрета С.Т. Разина.

Портрет С.Т. Разина.

Карта «Народные движения XVIIв.»

# 11.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

16-17.

Симбирское Поволжье в конце XVII века.

Сформировать у учащихся понятие и представление об особенностях социально-экономического и культурного развития Симбирского края в конце XVII века;

развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.







История России. Российское государ-ство во второй половине XVII века.

Р

О-И

ПО

И

К

Знать и понимать особен-ности развития края в конце XVII века ; называть дату основания родного села; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Записи в тетрадях.

Карта «Россий-ское государ-ство во второй половине XVII в.»





Поиск информа-ции по истории родного села в интернете и других источниках

Инд.сооб-щение о Е.И. Пугачёве.

Ю.Н.

Мордви-нов. Взгляд в прош-лое : из истории селений Старо-майнско-го р-на Ульян. обл. /

Ю. Н. Мордви-нов. –

Улья-новск : Караван, 2007.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

18-19.

Крестьянская война под предводитель-ством Емельяна Пугачёва. Пугачёв в Симбирске.

Познакомить учащихся с событиями крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва и ее ходе на территории края; охарактеризовать личность Е.И. Пугачёва; развивать умения составлять исторический портрет; обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм; высказывать собственное отношение к пугачёвскому движению.

Крестьян-ская война


История России. Крестьянская война под предводи-тельством Е.И. Пугачёва.

Р

О-И

ПО

К

У-Д

Знать и объяснять сущность событий, связанных с крестьян-ской войной на территории Симбир-ского края; характери-зовать личность и деятель-ность Е.И. Пугачёва; объяснять значение и роль Симбирска в крестьян-ской войне и судьбе Пугачёва;

уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Проблем-ные задания.

Составле-ние историчес-кого портрета Е.И. Пугачёва.

Карта «Крестьянская война под предводи-тельством Е.И. Пугачёва».

Портрет Е.И. Пугачёва.

# 12.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.


20-21.

Социально-экономическое развитие края в XVIII веке.

Сформировать у учащихся понятие и представление об особенностях социально-экономического развития Симбирского края в XVIII веке; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


История России. Социально-экономи-ческое развитие России в XVIII веке.

Р

О-И

ПО


К

Знать и характе-ризовать особен-ности социально-экономи-ческого развития Симбир-ского края в XVIII веке; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Составле-ние плана.

Работа с учебником.

Гравюра «Вид города Симбирска с северо-запада».

# 13. Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.


22.

Культура Симбирского края XVIII века.

Сформировать у учащихся понятие и представление о культурном развитии края в XVIII веке; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


История России. Культура России в XVIII веке.


И

ПО

К

Знать и объяснять особен-ности культур-ного развития края в XVIII веке; знать памятники культуры, созданные в XVIII веке; уметь самосто-ятельно искать информа-цию в Интернете, обобщать, анлизиро-вать, сравнивать, делать выводы.

Письмен-ные задания.

Индивиду-альные сообщения.

Изобра-жения памят-ников культуры XVIII века.

# 13. Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.

Е.К.Рыкова. Культура Симбир-ского края. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.




23.

Народы Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв.

Познакомить учащихся с особенностями жизни и быта народов Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв.; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.



Этнос

Нация


История России. Быт и обычаи.

Р

О-И

ПО

И


К

Знать и характери-зовать особен-ности жизни и быта народов Симбир-ского Поволжья в XVII-XVIII вв.;

уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Индиви-дуальные сообщения о народах Поволжья.

Мульти-медийная презента-ция.

# 13. Индиви-дуальные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.


24-25.

Урок-повторение. Симбирский край в XVII-XVIII вв.


Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме;

развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.



















И

ПО


У-О














Проблем-ные задания.

Самосто-ятельная работа.














Повторить #1-4.

Индиви-дуальные сообщения.












26-27.

Урок-повторение. Наш край в древности.

Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.





И

ПО

У-О


Проблем-ные задания. Индиви-дуальные сообщения.


Повторить # 5-8.


.


28-29.

Урок-повторение. Наш край в XV-XVI вв.


Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.



















История России. Великая Отечест-венная война. 1941-

1945 гг.

И

ПО

У-Д


Индиви-дуальные сообщения.

Проблем-ные задания.

.

Повторить #9-13.

Индиви-дуальные сообщения.


30-31.

Урок-повторение. Наш край в XVII-XVIII вв.

















Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.





И

ПО

У-О


Письмен-ные задания. Индиви-дуальные сообщения.


Повторить # 1-13. Индиви-дуальные сообщения.



32-33.

Итоговое обобщение.


Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по пройденному курсу; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.





И

ПО

У-О


Самосто-ятельная работа.





















34-35.

Резерв.











Примечания.

1. Методы обучения: 2.Форма урока: К - комбинированный

Р – репродуктивный О-И – объяснительно-иллюстративный К - комбинированный

ПО – метод проблемного обучения У-Д – урок-диалог

И – исследовательский У-О – урок-диалог





























Требования к уровню подготовки учащихся.



Учащиеся должны знать:


  • крупнейшие события отечественной истории и их влияние на жизнь нашего края с древности по XVIII в.;

  • имена выдающихся и замечательных людей, чья деятельность была связана с историей нашего края;

  • характеризовать основные направления экономического, социального, культурного и политического развития нашего края;

  • периодизацию ключевых явлений в истории Симбирского края;

  • основные информационные источники по истории родного края;

  • наиболее распространённые и научно обоснованные интерпретации и оценки событий, явлений и личностей прошлого.




Учащиеся должны уметь:


  • давать характеристику отдельным этапам развития края с древности по XVIII в.;

  • показывать на историко-географической карте ход событий изучаемого периода;

  • определять причинно-следственные связи событий и процессов, происходивших на территории нашего края с древности по XVIII в., их взаимосвязь с общероссийскими событиями, выделяя общее и особенное в его развитии;

  • составлять исторический портрет выдающихся деятелей;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различное;

  • давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

  • на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты. Характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные признаки исторических событий и явлений;

  • применять полученные знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в политкультурной среде.




Литература для учителя.


Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. С.-Петербург Изд. А.Ф. Девриена. 1901 г.

Край Симбирский: Краткий исторический очерк. Саратов: 1989.

Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993 г.

Из этнической истории Ульяновской области. Ульяновск: обл. газетное издательство, 1993 г.

Б.В.Аржанцев , М.Г.Митропольская . Архитектурная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбирская книга" 1994.

Н.П.Крадин. Русское оборонное зодчество, М, Искусство, 1988 г.

Города России: Энциклопедия/ Гл. ред Г.М. Лаппо.- М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия" ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.

Альманах "Памятники Отечества" NN 41,42 (5-6,7-8/1998)

Протодиакон Алексий Скала. Симбирский Покровский некрополь. - Ульяновск, 1997 г.

Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

Симбирск-350 (Первое издание уникальных исторических фотографий) Ульяновск, 1998 г.

Симбирский вестник. Историко-краеведческий сборник.- Ульяновск "Симбирская книга" Вып. 1,2,3,4

Историческая застройка Симбирска-Ульяновска. Составитель О.А. Свешникова Ульяновск , "Корпорация технологий продвижения" 2001 г.

Б.В.Аржанцев . Архитектурно-исторические образы Симбирска: Архитектурное эссе. - Ульяновск: ГУП "Облтипография "Печатный двор", 2003 г.

Симбирск в истории и культуре России 1648-1998. Ульяновск Издательство Средневолжского научного центра 2003 г.

История Симбирского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской области: альбом -Ульяновск: издательство "Корпорация технологий продвижения", 2006 г.

Е.К.Рыкова. Культура Симбирского края. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.


Планы Симбирска-Ульяновска из фондов Государственного архива Ульяновской области / сост. и авт. аннотаций к док.

В. Н. Ильин, О. А. Свешникова, Л. А. Сомова, А. С. Сытин, А. Ю. Шабалкин ; ОГУ Гос. архив Ульян. обл. –

Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2008.



Ю.Н.Мордвинов. Взгляд в прошлое : из истории селений Старомайнского р-на Ульян. обл. / Ю. Н. Мордвинов. –

Ульяновск : Караван, 2007.




















Литература для учащихся.


Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993 г.

Из этнической истории Ульяновской области. Ульяновск: обл. газетное издательство, 1993 г.

Б.В.Аржанцев , М.Г.Митропольская . Архитектурная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбирская книга" 1994.

История Симбирского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской области: альбом -Ульяновск: издательство "Корпорация технологий продвижения", 2006 г.

Города России: Энциклопедия/ Гл. ред Г.М. Лаппо.- М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия" ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.

Альманах "Памятники Отечества" NN 41,42 (5-6,7-8/1998)

Край Симбирский: Краткий исторический очерк. Саратов: 1989.

Ю.Н.Мордвинов. Взгляд в прошлое : из истории селений Старомайнского р-на Ульян. обл. / Ю. Н. Мордвинов. –

Ульяновск : Караван, 2007.



















  • История
Описание:

Пояснительная записка.

 

 

    Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к ее прошлому и настоящему.

  Программа  составлена исходя из следующих целей обучения:

 - ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития края;

 - выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории родного края;

 - развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

 - формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

 - развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому нашего края, культуре народов, проживающих на территории Ульяновской области.

  Программа предусматривает организацию работы на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

  Основные задачи курса:

  - дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

  - подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;

 - сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;

 - предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.

  Программа соответствует обязательному минимуму содержания исторического и культурологического образования в части регионального компонента и представляет базовый уровень краеведческих знаний.

  На изучение курса «Историческое  краеведение» отводится 35 часов, т.е. по 1 часу в неделю.

 

 

Автор Орлов Андрей Юрьевич
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1866
Номер материала 45338
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы