Муниципальное
общеобразовательное учреждение –
основная
общеобразовательная школа села Песчанка
Аткарского
района Саратовской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____ /Иванова М.
П /
ФИО
Протокол №____ от
«___» _________ 2014 г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР МОУ-ООШ с.Песчанка
_____ /Макарова О.
И. /
ФИО
«___» _________ 2014 г.
|
«Утверждено»
Директор МОУ-ООШ
с.Песчанка
_____ /Земскова Л.
П. /
ФИО
Приказ № __от
«___» _________ 2014
г.
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шайдуко
Ольги Петровны
I
квалификационная категория
по
информатике, 5 класс
2014-
2015 учебный год
с.Песчанка
Рабочая
программа по информатике
5
класс
Пояснительная
записка
Рабочая программа
учебного курса по информатике для 5 класса разработана на основе Федерального
компонента образовательного стандарта основного общего образования по
информатике; примерной программы основного общего образования по информатике, и
авторской программы курса Л. Л. Босовой . «Программы для
общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-9 классы» - 2-е издание,
исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. Используется
учебник:
Босова
Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Учебник
для общеобразовательных учреждений». Данный учебно-методический комплект,
обеспечивающий реализацию программы - это целостная система, в ее состав
входят учебная программа и учебник для учащихся, рабочая тетрадь. Учебники данного
автора включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на
текущий учебный год.
Изучение
информатики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
·
формирование
общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов
информатики;
·
формирование
у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для
решения познавательных задач и саморазвития;
·
усиление
культурологической составляющей школьного образования;
·
пропедевтика
понятий базового курса школьной информатики;
развитие
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В
соответствии с учебным планом МОУ-ООШ с.Песчанка на изучение информатики в 5
классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Программой предусмотрено
проведение:
контрольных работ
– 2 часа
практических работ
– 20 часов.
Реализация данной
программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а
так же методов современных образовательных технологий c
использованием форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж,
демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой. Методов: проблемный
метод, проектный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникативные
методы, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод
проблемного изложения; частично-поисковый, или эвристический, метод; исследовательский
метод.
Основной
формой организации учебного процесса является классно-урочная система, практические
занятия, решение экспериментальных задач, решение расчетных задач. В качестве
дополнительных форм организации образовательного процесса используется система
консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа
учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация
сопровождения учащихся направлена на:
-
создание оптимальных условий обучения;
-исключение
психотравмирующих факторов;
-
сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
-
развитие положительной мотивации к освоению программы;
-
развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
В качестве
форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные
самостоятельные и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с
использованием компьютерных технологий.
Формы
контроля:
1. Устный
опрос учащихся.
2. Контрольные
работы.
3. Самостоятельные
работы.
4. Тестовый
контроль с заданиями на бумаге и с заданиями на компьютере.
5. Умение
решать задачи экспериментальные и расчетные.
6. Творческие
работы (рефераты, сообщения, проекты).
7. Зачет.
8. Работа по
карточке
Система измерения результатов.
·
Система
измерения результатов состоит из тематического и текущего контроля.
Практические работы:
Практическая работа № 1. Знакомство с клавиатурой
Практическая работа № 2. Освоение мыши
Практическая работа № 3. Запуск программ. Основные элементы окна программы
Практическая работа № 4. Управление компьютером с помощью меню
Практическая работа № 5.
Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор
Практическая работа № 6. Ввод
текста
Практическая работа № 7.
Редактирование.(задание 1-4)
Практическая работа № 7.
Редактирование текста. Задание 5-7
Практическая
работа №8 «Работа с фрагментами текста (задания 1–5)»
Практическая
работа №8 «Работаем с фрагментами текста (задания 6–7)»
Практическая
работа №9 «Форматируем текст» Практическая работа №10
«Знакомимся с инструментами графического редактора»
Практическая
работа №11 «Начинаем рисовать (задания 1, 4, 5)»
Практическая
работа №11 «Начинаем рисовать (задания 2, 3)»
Практическая работа №12. Пригласительный билет. Создание комбинированных документов
Практическая работа № 5. Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор
Практическая работа № 13. Работа с фрагментами рисунка
Практическая работа
№14 «Создаем анимацию на заданную тему». Анимация
(начало)
Практическая работа № 14. Создаем
анимацию на заданную тему». Анимация (завершение)
Практическая работа
№15 «Создаем анимацию на свободную тему»
Контрольные
работы:
Контрольная
работа №1 по теме «Информация вокруг нас»
Контрольная работа
№ 2 по теме «Преобразование информации»
Учебно–тематический
план
№ п/п
|
Наименование
разделов
|
Всего
часов
|
Вид
занятий
|
Теоретические
|
Лабораторные
и практические работы (тема)
|
Контрольные
и диагностические работы
(тема)
|
Экскурсии
|
1
|
Компьютер для начинающих
|
8
|
4
|
4
|
0
|
|
2
|
Информация вокруг нас
|
8
|
7
|
0
|
1
|
|
3
|
Обработка текстовой и графической информации
|
10
|
0
|
10
|
0
|
|
4
|
Преобразование информации
|
8
|
1
|
6
|
1
|
|
|
Итого
|
34
|
12
|
20
|
2
|
-
|
Основное
содержание тем курса информатики 5 класса
1. Компьютер для начинающих (8 ч).
Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что
умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.
Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция
пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление
компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск
программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные
элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным
меню».
Клавиатурный тренажер.
2. Информация вокруг нас (8 ч).
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Как
хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX
веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.
Передача информации. Как передавали информацию в
прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.
Кодирование информации. Язык жестов. Формы
представления информации. Метод координат. Текст как форма представления
информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы
представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Обработка информации. Изменение формы представления
информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как
изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации
по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка
плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый
материал.
3. Информационные технологии ( 18 ч).
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и
текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы
подготовки документа на компьютере. О шрифтах.
Компьютерная графика. Графические редакторы.
Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на
экране монитора.
Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью
приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами
текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами
рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные
документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими
фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную
тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную
тему».
Требования
к уровню подготовки пятиклассников.
В результате изучения информатики и информационных технологий
ученик должен знать:
·
правила
техники безопасности, понятие информатика, информация, предысторию информатики,
основные этапы вычислительной техники, роль информации в жизни общества,
информационная этика;
·
правильно
организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при
работе на компьютер;
·
основные
устройства компьютера и понимать их назначение;
·
назначение
клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
·
основные
объекты Рабочего стола и понимать их назначение;
·
различия
доступных и недоступных, команд меню, выбранных и невыбранных команд меню;
·
элементы
управления диалоговых окон, назначение командных кнопок диалогового окна;
·
действия
с информацией, хранение информации;
·
носители
информации; понятия источник, канал, приемник;
·
основные
понятия: кодирование информации, язык, бит, байт, способы кодирования
информации;
·
основные
понятия: метод координат как универсальный способ кодирования графической
информации, система счисления, бит, байт, способы кодирования информации;
·
текст
является формой представления информации; табличная форма представления
информации;
·
наглядная
форма представления информации;
·
типы
обработки информации;
·
понятия:
текстовый редактор и текстовый процессор;
·
правила
ввода текста; понятие редактирования текста;
·
понятие
систематизации информации;
·
понятие
и способы форматирования.
·
понятие
графический редактор, устройство ввода графической информации;
·
название
инструментов в программе Paint и
возможности программной обработки
·
текстовой
и графической обработки в программе Paint;
·
способы
преобразования информации по заданным правилам;
·
способы
решения некоторых логических задач;
·
способы
записи плана действий;
·
понятия:
видеосюжет, последовательность создания движущихся изображений.
Уметь:
·
правильно
организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при
работе на компьютере;
·
работать
с клавиатурным тренажёром;
·
вводить
прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв,
переключать режимы ввода русских и латинских букв;
·
вводить
прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв,
переключать режимы ввода русских и латинских букв;
·
создавать
новый файл (новую папку), переименовывать файл (папку), копировать, удалять,
упорядочивать файлы и папки;
·
выделять
значок на рабочем столе, запускать программы с помощью главного меню;
·
запускать
программы с помощью главного меню, открывать окно (Мой компьютер, Мои
документы), перемещать окна, сворачивать окно в значок Панели задач,
восстанавливать окно, разворачивать окно на весь рабочий стол, пользоваться
горизонтальными и вертикальными полосами прокрутками, закрывать окно;
·
выбирать
команду меню, заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с
помощью клавиатуры, выбирать элемент списка диалогового окна, открывать
раскрывающийся список, различать переключатели и флажок, включать и выключать
переключатель, устанавливать (снимать) флажок, различать раскрывающиеся и
контекстные меню и вызывать их;
·
создавать
новый файл, переименовывать, перемещать, копировать, удалять файлы и папки;
·
кодировать
и декодировать простейшее сообщение;
·
приводить
примеры и информационных носителей, просматривать содержимое дискеты и жесткого
диска;
·
различать
и приводить примеры источника информации, приемника информации из окружающего
мира;
·
кодировать
и декодировать простейшую графическую информации;.
·
применять
свои знания, умения и навыки при логической игре;
·
открывать
программу Paint и
использовать имеющиеся в ней инструменты;
·
открывать
программу Калькулятор и использовать имеющиеся в ней инструменты;
редактировать и форматировать графические объекты;
·
решать
логические задачи;
·
создавать
движущиеся изображения.
·
Необходимые
общеучебные умения, навыки (ОУУН):
·
учебно-организационные
умения (планирование текущей работы, нацелить себя на выполнение поставленной
задачи, сотрудничать при решении учебных задач, умение работать с
первооисточником);
·
учебно-коммуникативные
(умение слушать и задавать уточняющие вопросы, работать в парах);
·
технические
навыки работы с ПК.
·
учебно-информационные
(умение пользоваться словарями, справочниками, составлять опорные конспекты);
·
учебно-интеллектуальные
(классифицировать и анализировать учебный материал).
Учебно-методическое
обеспечение:
Учебно-методический
комплект
1.Примерная
программа основного общего образования по информатике (базовый уровень);
2. Л. Л.
Босова . «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-9
классы» - 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2005.
3. Босова
Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2007.
4.Босова Л.Л.
Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2007.
5.Босова Л.Л.,
Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2007.
6. Босова
Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов
// Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование».
№6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Литература
для учащихся:
1. Босова
Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Босова
Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2007.
Дополнительная литература:
1. Журнал
Информатика в школе
2. Приложение
к газете Первое сентября «Информатика»
3. Босова
Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
4. Босова
Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
5. Босова Л.Л.
Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2007.
6. Макарова
Н.В., учебник «Информатика 5-6», Питер 2006 год (дополнительно).
Медиаресурсы:
1. Единые
образовательные ресурсы с сайта www. school-coolection.edu.ru
(единой
коллекции образовательных ресурсов)
2. Диск.
Информатика 5 класс. В помощь учителю и ученику. 2012
Лист
изменений
№ п.п
|
Количество
листов
|
Приказ
|
Ответственный:
завуч, директор, учитель
|
Дата
вступления
изменений
в силу
|
Заменённые
|
Удалённые
|
Новые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.