Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа 40 имени Вячеслава Токарева»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________________/ ФИО/
Протокол № ___от______20__г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______________ / ФИО/
Протокол № ___от______20__г.
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 40 им.
В.Токарева»
________________/ФИО /
Приказ № ____от _______20__г.
|
«Утверждаю»
Приказ
____ от «___»____________ 2014 г.
Директор МБОУ «СОШ 40 им. В.Токарева»
___________ Федака Н. И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету
«Информатика и ИКТ»
для 2 класса
на 2014-2015
учебный год
Рабочая программа составлена на основе
примерной программы начального общего образования по информатике и авторских
программ Матвеевой Н.
В., Цветкова М. С. 2013 год
Составитель: Никитина Т. Е., учитель
информатики
г.
Бийск
Пояснительная записка
Рабочая
программа по предмету информатика и ИКТ составлена на основе:
·
Примерной учебной программы для начального
образования по информатике.
·
Программы для начальной школы: 2-4 классы: / Н.В.
Матвеева, М.С. Цветкова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Цели
преподавания:
Важнейшая
цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего
образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной
деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но
и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика
рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в
частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования целостного и
системного представления о мире информации, об общности информационных
процессов в живой природе, обществе технике. С этой точки зрения на
пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные
представления об информационной деятельности человека. Второй аспект
пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения,
обработки, передачи, хранения и использования информации решение задач с
помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных
технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной
школы к продолжению образования, к активному использованию учебных
информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ,
электронных справочников и энциклопедий на учебных предметах, при выполнении
творческих проектных работ.
Курс
информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с
первым аспектом информатики осуществляется теоретическая
и
практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование
первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации
общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных
и этических нормах работы с информацией В соответствии со вторым аспектом
информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка
формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка
школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных коммуникационных
технологий на других предметах.
Таким
образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие
таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества,
в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной
компетентности (ИКТ-компетентности).
Программа
курса информатики для начальной разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального
общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп
образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные, метапредметные и
предметные результаты
освоения информатики
С
учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план
конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной
образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов.
1-я группа
требований: личностные результаты
|
Эти
требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых
отношений «учитель-ученик»:
1.1) готовность
и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и
познанию
1.2)
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции
1.3) социальные
компетенции
1.4) личностные
качества
|
2-я группа
требований: метапредметные результаты
|
Эти
требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при
решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении
проектов во внеурочное время:
освоение
универсальных учебных действий:
2.1)
познавательных
2.2) регулятивных
2.3)
коммуникативных
2.4) овладение
межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
|
3-я группа
требований: предметные результаты
|
Эти
требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при
решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении
заданий и проектов во внеурочное время:
|
С точки зрения достижения планируемых
результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции,
отраженные в содержании курса:
·
наблюдать за объектами окружающего
мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и
письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с
информацией;
·
соотносить результаты наблюдения
с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т.е. получать ответ
на вопрос « Удалось ли достичь поставленной цели? »;
·
устно и письменно представлять информацию о
наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель
наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или
графического редактора;
·
понимать, что освоение
собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является
не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания
и описания (под описанием понимается создание информационной модели
текста, рисунка и др.);
·
выявлять отдельные
признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе
информационного моделирования и сравнения объектов анализировать
результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»);
объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие
же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание
информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений
разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов
осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых
предметных, знаковых и графических моделей',
·
решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении
упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
·
самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять
оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать
творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы),
разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты
и презентации, применять простейшие логические выражения типа:
«...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное
обоснование высказанного суждения;
·
овладевать первоначальными
умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования
компьютера-, при выполнении интерактивных компьютерных заданий и
развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном
компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно
происходит овладение различными способами представления информации, в том числе
в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым
параметрам (возрастанию и убыванию);
·
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания.
Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование
образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности
действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на
вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
·
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это
происходит при определении способов контроля и оценки собственной
деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат? », «Правильно
ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их
исправлении;
·
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться,
распределять работу между членами группы, оценивать свои личный вклад и общий
результат деятельности.
Соответствие возрастным особенностям
учащихся достигалось:
·
учетом индивидуальных интеллектуальных различи
учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически
ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех
компонентах УМК;
·
оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического),
образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов
изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления
учебной темы;
· учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым
учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось
через развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в
себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения.
Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:
·
наблюдать и описывать объекты;
· анализировать данные об объектах (предметах, про-1 цессах и явлениях);
·
выделять свойства объектов;
·
обобщать необходимые данные;
·
формулировать проблему;
·
выдвигать и проверять гипотезу;
· синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных
моделей;
· самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих
практических действий и др.
В результате всего вышеперечисленного
происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой
создания учебных курсов.
Все компоненты УМК представляют собой
единую систему обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном
объеме. Эта системность достигается:
1. Опорой на сквозные содержательные
линии:
·
информация, виды информации (по способу восприятия,
по способу представления, по способу организации);
·
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись,
видеозапись);
·
источники информации (живая и неживая природа, творения
человека);
·
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование,
хранение, использование);
·
средства информационных технологий (телефон, компьютер,
радио, телевидение, мультимедийные устройства);
·
организация информации и данных (оглавление, указатели,
каталоги, записные книжки и др.).
2. Использованием общей смысловой структуры
учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты
этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:
·
раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит
интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и
обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры
могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым
удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения
жизненных интересов;
·
содержание параграфа представлено через компоненты
деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь»
— новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по
изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе
развивается творческая деятельность;
·
разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия.
Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование
средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к
контрольной работе);
·
«Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и
классификация;
·
практические задания, включая задания в рабочих
тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать
полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать
содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач
(культура мышления, культура решения задач, культура проект-; ной и
исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять
планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной
учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор
ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение);
формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации
для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со
старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными
людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, сама структура изложения
материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных
умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и
развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности.
Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности,
которые включают:
·
учебную мотивацию;
·
учебную цель;
·
учебную задачу;
·
учебные действия и операции (ориентировка,
преобразование материала, контроль и оценка);
·
метапредметные учебные действия (умственные действия
учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной
деятельностью).
В УМК реализуется комплексный подход к
использовании дидактических средств. Использование полного комплекс
дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для
дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими
рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение
учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися
адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии,
в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
В состав учебно-методического комплекта по
информатике для 2 класса входят:
·
учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 2 класс: Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2013.
·
рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс: Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2013.
·
тетрадь контрольных работ, 2 класс: Н.В. Матвеева,
Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
·
методическое пособие для учителя, 2 класс;
Электронное сопровождение УМК:
·
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и
др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection. edu.ru/);
·
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f" I 18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class) j []=45&subject[]=19);
ЭОР на CD-диске к методическому
пособию для учителя 3 класс, Н.В. Матвеева и др.;
·
авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodislbz.ru/authors/inf ormatika/4/);
· лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodislbz.ru/lections/8/).
Учебно-методический комплект:
В начальной школе не рекомендуется
организация обучения в открытой информационной среде. Содержат компонентов УМК
ориентировано на организацию познав, тельной деятельности учащихся с использованием
ИК и ресурсов локальной сети школы. Изучение информатик и
информационно-коммуникационных технологий по УМ «Информатика» (2-4 классы)
приводит к значительном расширению информационного поля учащегося и учителя в
процессе обучения, развитию ИКТ-компетентности учащихся, к способности
использовать сетевые ресурсы школы для реализации индивидуальных познавательных
интересов младших школьников. К каждому уроку информатики имеются электронные
образовательные ресурсы. Как это реализовано в УМК «Информатика» и как «привязаны»
ЦОР к УМК смотрите в таблицах соответствия (Приложение 1, Приложение 2).
Осуществляется сетевая методическая
поддержка УМ средствами сайта методической службы издательства «БИНОМ.
Лаборатория знаний» www.metodist,lbz.ru.
Материально-техническое
обеспечение информационной образовательной среды для
реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных
навыков при изучении других дисциплин — это:
·
минимальная модель:
·
один компьютер на рабочем месте учителя;
презентационное оборудование;
·
выход в Интернет (выход в открытое информационно*
пространство сети Интернет — только для учителя начальной школы, для учащихся —
все приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));
·
целевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМЦ
для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении
информатике;
· цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя,
доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное
моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru);
·
базовая модель:
· компьютерный класс (сеть, сервер);
· презентационное оборудование;
·
выход в Интернет (выход в открытое информационное
пространство сети Интернет — только для учителя начальной школы, для учащихся
— все приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));
·
ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР wwwi
school-collection.edu.ru;
·
сетевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК1
для поддержки работы учащихся при обучении информатике;
· цифровые зоны: компьютерной графики (граф —i планшеты
на каждом рабочем месте, цифровой фотоаппарат на класс), коммуникационная
(веб-камера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач,
компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www. school-collection.edu.ru), клавиатурного письма;
·
расширенная модель:
·
компьютерный класс (2 компьютерных класса и более,
сеть, сервер);
·
презентационное оборудование;
·
выход в Интернет (в начальной школе выход в открытое
информационное пространство сети Интернет - только для учителя начальной школы
или под руководством и в присутствии учителя, для учащихся на уроке — все
приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));
·
ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
·
сетевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК
для поддержки работы учащихся при обучении информатике;
·
цифровые зоны начальной школы — это
дополнительные специализированные лаборатории или отдельные компьютеры, на
которых установлено специальное оборудование и программное обеспечение:
цифровая киностудия (соответствующие программы, микшерский пульт, магнитофоны,
разные кинокамеры и др.); издательское рабочее место (верстальные программы,
корректоры, словари и др., брошюровщик, ризограф); рабочее место для Web-дизайна (графический планшет, Web-конструкторы,
сканеры, сложные графические пакеты для работы с фото и видео) и др.
Характеристика организации учебного процесса
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа.
Форма обучения:
очная.
Режим занятий: 1 час
в неделю.
Методы и формы обучения
Ø Вербальные, наглядные, практические методы обучения;
Ø Индуктивные, дедуктивные методы обучения;
Ø Объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие;
Ø Репродуктивные, продуктивные, эвристические;
Ø Показательный, монологический, диалогический, эвристический,
исследовательский, алгоритмический;
Ø Стимулирования, организация и контроля;
Ø Изложения и организации самостоятельной учебной деятельности.
Содержание тем учебного
курса
Тема 1. Виды информации, человек и компьютер – 8 часов.
Человек и информация. Какая бывает информация.
Источники информации. Приёмники формации. Компьютер и его части.
Тема 2. Кодирование информации – 8 часов.
Носители информации. Кодирование информации.
Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.
Тема 3. Информация и данные – 7 часов.
Текстовые данные. Графические данные. Числовая
информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные.
Тема 4. Документ и способы
его создания – 9 часов.
Документ и его создание. Поиск документа.
Создание текстового документа. Создание графического документа.
Тема 5. Резерв – 2 часа.
Планируемые
результаты обучения.
Цель – это ожидаемый результат. Авторы попытались сформулировать некую
текстовую информационную модель выпускника начальной школы. В результате
получилось, что авторы хотят видеть выпускников такими:
·
Исследователями,
использующими свое естественное любопытство для приобретения навыков,
необходимых в целенаправленном исследовании.
·
Мыслителями,
умеющими использовать навыки критического и творческого мышления для принятия
решений и нахождения выхода из сложных ситуаций.
·
Общительными
людьми, прекрасно умеющими общаться, получать информацию и обмениваться идеями,
владеющими родным языком и языком науки в рамках содержания учебных предметов.
·
Уверенно
и решительно осваивающими новые жизненные роли, идеи и стратегии и понимающими,
что функции – это «как это работает, что оно может», что причинность – это
«почему это такое», что форма – это «на что оно похоже».
·
Обладающими
знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам начального образования.
·
Принципиальными,
искренними, честными, справедливыми и открытыми для общения и получения новых
знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к знаниям.
·
Заботливыми
и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми придти на помощь,
уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению старших и уважающих
учителей и школу.
·
С
широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения и с уважением
относиться к ценностям и традициям своей культуры и других культур.
·
Размышляющими
о том, откуда мы «это» знаем и какова наша ответственность за все, что
происходит вокруг и с нами.
·
Гармоничными
личностями, понимающими важность физического и душевного развития, понимающих
непосредственную их зависимость одно от другого, а также их влияние на личное
благополучие.
·
Способными
размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и слабые стороны,
работать над собой.
·
Помнящими,
что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не
умеет учиться.
·
Умеющими
определять свою цель, эмоционально не зависеть от проверок, воспринимать новое
и не бояться идти вперед.
·
Умеющими
учиться, работать с информацией и данными с помощью компьютера и современных
информационных технологий.
Использование все компонентов УМК по курсу «Информатика» обеспечивает
выполнение следующих требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих
начальную школу:
знать/понимать
·
основные источники информации;
·
назначение основных устройств
компьютера;
·
правила безопасного поведения и
гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
уметь
·
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге –
составлять устную текстовую модель;
·
составлять небольшие письменные описания предмета,
картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
·
составлять алгоритм решения текстовых задач (не
более 2–3 действий);
·
распознавать изученные геометрические фигуры и
изображать их на экране компьютера;
·
сравнивать различные объекты реальной
действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать
эти отношения с помощью схем;
·
определять признаки различных объектов природы
(цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза,
рисунка;
·
различать объекты природы и изделия; объекты живой
и неживой природы;
·
различать части предметов и отображать их в рисунке
(схеме);
·
выполнять инструкции
(алгоритмы) при решении учебных задач;
·
определять цель своей
деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять
организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной
трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я
делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
·
получать необходимую информацию
об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных
и электронных носителях);
·
создавать модели несложных
объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной
жизни;
·
использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие
аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
·
работать с разными источниками информации
(словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
·
сравнивать и упорядочивать (классифицировать)
объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
·
обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои
познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном
крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения,
измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
·
самостоятельно использовать всевозможные игры и
электронные конструкторы, тренажеры;
·
осуществлять сотрудничество в
процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
·
решать учебные и практические
задачи с применением возможностей компьютера;
·
осуществлять поиск информации с
использованием простейших запросов;
·
изменять и создавать простые
информационные объекты на компьютере.
Методика
обучения информатике в начальной школе подразумевает реализацию принципа «от
активности учителя в процессе обучения – к активности учащегося». В соответствии
с этим принципом разработано содержание компонентов УМК. Оно
ориентировано на управление познавательной деятельностью учащихся, при
этом дидактический акцент смещается от преподавания к учению. УМК в составе
своих компонентов обеспечивает необходимое разнообразие, полноту и
достаточность средств для саморегуляции учебной деятельности
учащихся. Переход от репродуктивного усвоения знаний к сознательному,
формирование опыта самоорганизации познавательной деятельности, культуры работы
с информацией, постепенное формирование навыков самообразования. Принцип
реализуется поэтапно по мере развития школьника от класса к классу (2–4).
Тематический план Рабочей программы
учебного предмета по
«Информатике и ИКТ»
(вариант: 34 ч в неделю; 34
учебных недели)
Номер
темы и ее название
|
Всего
часов
на
тему
|
Их
них:
|
|
Теоретические
занятия
|
Практические
работы
|
Тестирование
|
|
Тема 1. Виды информации, человек и компьютер
|
8
|
5
|
5
|
1
|
|
|
Тема 2. Кодирование информации
|
8
|
4
|
4
|
1
|
|
Тема 3. Информация и данные
|
7
|
6
|
6
|
1
|
|
Тема 4.Документ
и способы его создания
|
11
|
5
|
5
|
2
|
|
ИТОГО
|
34
|
27
|
27
|
4
|
|
Критерии оценки знаний, умений и навыков
учащихся по информатике
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется
программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность
усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и
незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная
работа, практическая работа на компьютере, тестирование, устный опрос.
Отметка
зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое
значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки,
свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об
объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и
письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и
т.п.
Эталоном,
относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный
минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм, выставляются
следующие отметки.
Критерий оценки устного ответа
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
-
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность
и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны
одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,
которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. Если ответ
удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из
недостатков:
-
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные
по замечанию учителя:
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов
или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего
усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной
части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной
терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
Критерии
оценки письменных работ учащихся:
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических
выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две
различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания
учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны
(если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом
проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках,
чертежах блок-схем или тексте программы.
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках,
чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по
проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Критерий оценки практического задания на компьютере
Отметка «5»:
-
учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
-
работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
-
работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»:
-
работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно
по требованию учителя.
Отметка «3»:
-
работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная
ошибка, при этом учащийся владеет основными навыками работы на компьютере,
требуемыми для решения поставленной задачи.
Отметка «2»:
-
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не
может исправить даже по требованию учителя, что свидетельствует о том что учащийся
не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере
-
значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Критерии оценки
за тестирование
При
тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии
с таблицей:
Процент
выполнения задания
|
Отметка
|
90% и более
|
отлично
|
65%-89%
|
хорошо
|
50%-64%
|
удовлетворительно
|
49% и менее
|
неудовлетворительно
|
Материально-техническое и
учебно-методическое обеспечение Рабочей программы
1.
АМР учителя: компьютер, экран, проектор, колонки,
МФУ.
Дополнительная литература
1.
Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 2
класса/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 3-е изд.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 191 с.
2.
Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь
для 2 класса: в 2 ч. Ч. 1/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П.
Панкратова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 63 с.
3.
Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь
для 2 класса: в 2 ч. Ч. 2/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П.
Панкратова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 111 с.
4.
Электронный
образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др.
«Информатика и ИКТ», 2 класс.
5.
Интернет ресурсы:
a)
http://www.metodist.lbz.ru
Методическая служба.
b)
http://www.it-n.ru
Сеть творческих учителей информатики.
c)
http://www.metod-kopilka.ru
Методическая копилка учителя информатики.
d)
http://pedsovet.su
Педагогическое сообщество.
e)
http://www.videouroki.net Видео
уроки по информатике.
f)
http://www.klyaksa.net Информатика
и информационно-коммуникационные технологии в школе.
g)
http://www.uroki.net
h)
http://informatikaikt.narod.ru/uroki/classurok3.html
Календарно-тематический
план
№
п/п
|
Наименование
разделов
|
Всего
часов
|
Дата
|
Корректировка
даты
|
1.
|
Виды информации.
Человек и компьютер
|
8
|
|
|
|
Наименование
тем уроков по разделу
|
Всего часов
|
Дата
|
Корректировка даты
|
1.1
|
Правила поведения
в кабинете информатики. Человек и информация.
|
1
|
|
|
|
|
1.2
|
Какая бывает
информация
|
1
|
|
|
|
|
1.3
|
Источники
информации
|
1
|
|
|
|
|
1.4
|
Приемники
информации
|
1
|
|
|
|
|
1.5
|
Компьютер и его части
|
1
|
|
|
|
|
1.6
|
Компьютер и его части
|
1
|
|
|
|
|
1.7
|
Повторение, работа со словарем
|
1
|
|
|
|
|
1.8
|
Контрольная работа по теме: «Виды информации человек
и компьютер»
|
1
|
|
|
|
|
2.
|
Кодирование
информации
|
8
|
|
|
|
|
|
Наименование
тем уроков по разделу
|
Всего часов
|
|
|
Корректировка даты
|
2.1
|
Носители
информации
|
1
|
|
|
|
|
2.2
|
Кодирование
информации.
|
1
|
|
|
|
|
2.3
|
Кодирование информации.
|
1
|
|
|
|
|
2.4
|
Письменные источники информации
|
1
|
|
|
|
|
2.5
|
Языки людей и языки программирования
|
1
|
|
|
|
|
2.6
|
Работа со словарем.
|
1
|
|
|
|
|
2.7
|
Контрольная
работа по теме: «Кодирование информации»
|
1
|
|
|
|
|
2.8
|
Резерв
|
1
|
|
|
|
|
3.
|
Информация и
данные
|
7
|
|
|
|
|
|
Наименование
тем уроков по разделу
|
Всего часов
|
Дата
|
Корректировка даты
|
3.1
|
Текстовые данные
|
1
|
|
|
|
|
3.2
|
Графические данные
|
1
|
|
|
|
|
3.3
|
Числовая информация
|
1
|
|
|
|
|
3.4
|
Десятичное кодирование
|
1
|
|
|
|
|
3.5
|
Двоичное кодирование
|
1
|
|
|
|
|
3.6
|
Числовые данные
|
1
|
|
|
|
|
3.7
|
Повторение, работа со
словарем
|
1
|
|
|
|
|
3.8
|
Контрольная работа по
теме «Информация и данные»
|
1
|
|
|
|
|
4.
|
Документ и
способы его создания
|
11
|
|
|
|
|
|
Наименование
тем уроков по разделу
|
Всего часов
|
Дата
|
Корректировка даты
|
4.1
|
Документ и его создание
|
1
|
|
|
|
|
4.2
|
Электронный
документ и файл
|
1
|
|
|
|
|
4.3
|
Поиск документа
|
1
|
|
|
|
|
4.4
|
Создание текстового документа
|
1
|
|
|
|
|
4.5
|
Создание графического документа
|
1
|
|
|
|
|
4.6
|
Повторение, работа со словарем
|
1
|
|
|
|
|
4.7
|
Подготовительная контрольная работа
|
1
|
|
|
|
|
4.8
|
Работа над ошибками
|
1
|
|
|
|
|
4.9
|
Итоговая контрольная работа
|
1
|
|
|
|
|
4.10
|
Резерв
|
1
|
|
|
|
|
4.11
|
Резерв
|
1
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
34
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист
корректировки календарно - тематического планирования
Класс
|
Дата
|
Количество
непроведен-
ных
уроков
|
Причина
|
Коррекция
|
Согласование
с курирующим завучем
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.