Инфоурок Информатика Другие методич. материалыРабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс ФГОС

Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс ФГОС

Скачать материал

Пояснительная записка к рабочей программе по информатике и ИКТ  6 класс.

 

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов общеобразовательной средней школы». Рабочая программа  создана в связи с  изменением количества часов по некоторым разделам. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Целью изучения информатики в 6-м классе является:

ü развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

ü целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

ü воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;

ü развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

 

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики,  который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах.  Освоение данного курса вполне доступно для учащихся. Предусмотрено изучение следующих тем:

Название темы

Количество часов

авторская

рабочая

примечание

1

Объекты и системы

8

8

 

2

Информационные модели

10

10

 

3

Алгоритмика

10

10

 

4

Выполнение и защита итогового проекта.

0

2

 

5

Резерв

2

0

Часы резерыва отводятся на выполнение итогового проекта

 

Итого:

 

 

 

 

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Личностные результаты

ü     понимание роли информационных процессов в современном мире;

ü     развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

ü     способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

ü     способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и

ü    взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности;

ü     способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты

ü    уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за

ü    счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

ü    владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

ü    владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

ü    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ü    владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от  конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

ü    владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

ü    ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты

ü    формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

ü    формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

ü    развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

ü формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

ü опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

ü  формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 Программа составлена на один учебный год, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение 6 контрольных работ (3 из которых практического характера и выполняются на компьютере) и 16 практических работ. В 6-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; практическая работа; контрольная работа; итоговая проектная.

 

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Объекты и системы

8

6

2

2

Информационные модели

10

5

5

3

Алгоритмика

10

3

7

4

Выполнение и защита итогового проекта.

2

0

2

 

 


Тематический план, 6 класс.

 

Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Теория

Практика

Личностные

Метопредметные

Предметные

Форма контроля

Тема 6. Объекты и системы (8 часов)

6

2

Умение анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

Умение осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;

Умение разрешать конфликтные ситуации — выявлять проблемы, совершать поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать

 решения и его реализовывать;

Умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами.

 Умение приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Инициативное

сотрудничество в поиске и сборе

информации;

Умение устанавливать причинно-следственные

связи, строить логические цепи рассуждений;

выдвигать гипотезы и обосновать их перед учителем или одноклассниками.

Умение изменять: параметры свойств рабочего стола- тему, фоновый рисунок, заставку;

параметры свойств панели задач;

Умение узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

Умение упорядочивать информацию в личной папке.

Контрольная работа-тест.

Тема 7. Информационные модели (10 часов)

5

5

Умение различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

Умение формулировать проблемы;

самостоятельно создавать способы

решения проблем творческого и поискового характера

Умение планировать: учебное сотрудничество

с учителем и сверстниками —

определять цели, функции участников, способы         взаимодействия;

постановка вопросов

 

Умение использовать таблицы, диаграммы, схемы, графы и т.д. при ознакомлении с  другими дисциплинами, изучаемыми в школе

Инициативное

сотрудничество в поиске и сборе

информации;

Умение устанавливать причинно-следственные

связи, строить логические цепи рассуждений;

выдвигать гипотезы и обосновать их перед учителем или одноклассниками

 

 

Умение создавать: словесные модели (описания);

многоуровневые списки;

табличные модели;

простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

диаграммы и графики;

схемы, графы, деревья;

графические модели.

 

Практическая работа. Контрольная работа.

Тема 8. Алгоритмика

 (10 часов)

3

7

Умение: приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

 

Умение применять знания при решении  примеров ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Умение структурировать

знания.

Умение составлять: линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем;

циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Практическая работа. Контрольная работа.

Выполнение и защита итогового проекта.

(2 часа)

2

 

 

 

Умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

 Умение составлять план и последовательность действий;

Умение внести необходимые  дополнения и коррективы

в план и способы действия в случае расхождения.

Умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

 

 

Умение применять свои знания, полученные за год при решении проблем творческого и поискового характера

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Умение устанавливать причинно-следственные

связи, строить логические цепи рассуждений; выдвигать гипотезы и обосновать их перед учителем или одноклассниками

 

Умение изменять: параметры свойств рабочего стола- тему, фоновый рисунок, заставку;

параметры свойств панели задач;

Умение узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

Умение упорядочивать информацию в личной папке.

Умение создавать: словесные модели (описания);

многоуровневые списки;

табличные модели;

простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

диаграммы и графики;

схемы, графы, деревья;

графические модели.

Умение составлять: линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем;

циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

 

Итоговая практическая работа

 

 


Поурочное планирование 6 класс

 

1.

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

Введение, §1

2.

Объекты операционной системы.

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

§2(3)

3.

Файлы и папки. Размер файла.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

§2(1,2)

4.

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами.

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)

§3 (1, 2)

5.

Отношение «входит в состав».

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

§3 (3)

6.

Разновидности объекта и их классификация.

§4 (1, 2)

7.

Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

§4 (1, 2, 3)

8.

Системы объектов. Состав и структура системы

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

§5 (1, 2)

9.

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

§5 (3, 4)

10.

Персональный компьютер как система.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

§6

11.

Способы познания окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

§7

12.

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

§8 (1, 2)

13.

Определение понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

§8 (3)

14.

Информационное моделирование как метод познания. 

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

§9

15.

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

§10 (1, 2, 3)

16.

Математические модели.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

§10 (4)

17.

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

§11 (1, 2)

18.

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

§11 (3, 4)

19.

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

§12

20.

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

§12

21.

Многообразие схем и сферы их применения.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

§13 (1)

22.

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

§13 (2, 3)

23.

Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

§14

24.

Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик

§15

25.

Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей

§16

26.

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

§17 (1)

27.

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

§17 (2)

28.

Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»

§17 (3)

29.

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

§18 (1, 2)

30.

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

§18 (3)

31.

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

§18 (4)

32.

Обобщение и систематизации  изученного по теме «Алгоритмика»

 

Итоговое повторение

33-35.

Выполнение и защита итогового проекта.

 

 

 

 


Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 6 классов

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Учебно-методический комплект для 5-9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-9». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
  8. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php)

включают:

·      методические материалы для учителя;

·      файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

·      текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);

·      дополнительные материалы для чтения;

·      мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;

·      интерактивные тесты.

  1. Операционная система Windows, Linux
  2. Пакет офисных приложений для Windows, Linux

 Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

§    Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; ос­новная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся муль­тимедиа-возможности.

§    Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

§    Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и уче­ника; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

§    Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.

§    Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

§    Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для инди­видуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучи­вания всего класса.

§    Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк­ранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер.
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, мультимедийный редактор.
  6. Программа разработки презентаций.
  7. Браузер.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс ФГОС"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов общеобразовательной средней школы». Рабочая программа создана в связи с изменением количества часов по некоторым разделам. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 752 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.01.2020 147
    • DOCX 126.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Краснова Ольга Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Краснова Ольга Михайловна
    Краснова Ольга Михайловна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83735
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 69 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе