Инфоурок Информатика Другие методич. материалыРабочая программа по Информатике и ИКТ

Рабочая программа по Информатике и ИКТ

Скачать материал

Содержание

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 13

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»  предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. 

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и ИКТ  изучается в  учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля  получаемого профессионального образования.

Примерная программа ориентирована на достижение следующих   целей:

·    освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

·    овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

·    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

·    воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

·    приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание  программы представлено пятью темами:

– информационная деятельность человека;

– информация и информационные процессы;

– средства информационно-коммуникационных технологий;

– технологии создания и преобразования информационных объектов;

– телекоммуникационные технологии.

Содержание каждой темы  включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме  практикумов с использованием средств ИКТ.

При  освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.),  пользоваться  комплексными способами представления и обработки информации, а также  изучить  возможности использования ИКТ для профессионального роста.

В  программе курсивом выделен материал, который  при изучении учебной дисциплины  «Информатика и ИКТ» контролю не подлежит.

 

 


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов

Кол-во аудиторных

часов при очной

форме обучения

Самостоят.

работы

Лекций

Лаб. работы

1

2

3

4

Раздел 1. Информационная деятельность человека

6

6

12

Тема 1.1. Информационное общество. Профессиональная информационная деятельность человека

 

 

 

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

 

2

 

 

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения

2

 

 

Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление

2

 

 

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением

 

2

 

Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление

 

2

 

Лицензионные   и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного       обеспечения с использованием сети Интернет

 

2

 

Раздел 2. Информация и информационные процессы

16

16

11

Тема 2.1. Информация, измерение информации. Представление информации

 

 

 

Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов

2

 

 

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации

2

 

 

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации

 

4

 

Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации

 

 

 

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера

2

 

 

Алгоритмы и способы их описания

2

 

 

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов

2

 

 

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации

2

 

 

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска

2

 

 

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь

2

 

 

Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели

 

2

 

Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов

 

2

 

Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах

 

2

 

Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема

 

2

 

Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги

 

2

 

Тема 2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления

 

 

 

АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике

 

2

 

3. Средства информационных и коммуникационных технологий

6

16

11

Тема 3.1. Техническое и программное обеспечение профессиональной деятельности специалиста

 

 

 

Основные характеристики компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров

2

 

 

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности)

2

 

 

Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях

 

2

 

Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка

 

2

 

Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях

 

 

 

Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Понятие о системном администрировании

2

 

 

Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Понятие о системном администрировании

 

4

 

Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети

 

4

 

Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита

 

 

 

Защита информации, антивирусная защита

 

2

 

Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности

 

2

 

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

10

16

12

Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов

 

 

 

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста

2

 

 

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных

2

 

 

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др.

 

2

 

 

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Демонстрация систем автоматизированного проектирования

 

2

 

 

Создание       и редактирование графических    и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций       для выполнения учебных   заданий    из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования

2

 

 

Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей)

 

 

4

 

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей

 

4

 

Создание       и редактирование графических    и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций       для выполнения учебных   заданий    из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования

 

4

 

Использование системы управления базами   данных   для выполнения учебных    заданий    из различных предметных областей

 

4

 

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

9

16

12

Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер

 

 

 

Браузер. Интернет-магазин, Интернет-СМИ.

2

 

 

Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

 

2

 

Тема 5.2. Создание сайта

 

 

 

Методы создания и сопровождения сайта

2

 

 

Создание и сопровождение сайта

 

6

 

Тема 5.3. Организация коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях

 

 

 

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат

2

 

 

Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет.

3

 

 

Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения

 

4

 

Настройка видео веб-сессий

 

4

 

Всего по дисциплине

47

70

58


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

- учебный кабинет «Информатики и ИКТ».

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

-  рабочее место преподавателя;

-     посадочные места студентов;

-  наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал).

3.1.2. Технические средства обучения:

-     ПК с наличием лицензионного ПО;

-     мультимедийный проектор;

-     проекционный экран;

-     принтер, сканер;

-     колонки.

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

-     правила техники безопасности и производственной санитарии.

3.1.4.     Программное обеспечение:

-     сертифицированная ОС Windows XP Professional;

-     офисный пакет приложений Microsoft Office Professional Plus 2007;

-     мультимедиа-проигрыватели Windows Media Player;

-     антивирусная программа Kaspersky Open Space Security Media pack.

 

3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:

-      ФКГСОО (по дисциплине);

-      извлечение из ФГОС СПО по специальности;

-      примерная программа учебной дисциплины;

-      рабочая программа учебной дисциплины;

-      календарно-тематический план;

3.2.2. Общеметодический компонент:

Методические рекомендации:

-     по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;

-     по написанию и защите рефератов;

3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:

-     план учебного занятия (технологическая карта занятия);

-     конспекты лекций;

-     вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;

-     задания для самостоятельной работы студентов на занятиях;

-     домашние задания;

-     перечень тем рефератов, устных сообщений.

-     методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;

3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:

-     тесты по темам дисциплины;

-     перечень вопросов к экзаменационным билетам;

-     экзаменационные билеты.

 

3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

 

3.3.1. Основная литература

1. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2002.

2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А.  Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2001.

3. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.

4. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.

5. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.

6. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2006.

7. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.

8. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.

9. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.

10. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.

11. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.

12. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.

13. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы.  – М., 2005.

 

 

3.3.3. Интернет-ресурсы

1.   Официальный сайт Министерства образования и науки РФ, mon.gov

2.   Подготовка к ЕГЭ, http://www.fipi.ru/

3.   Российский общеобразовательный портал, school.edu

4.   Федеральный портал «Российское образование», edu.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, самостоятельных практических и контрольных работ.

Оценка качества освоения учебной программы включает стартовый, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины:

а) стартовый контроль (результаты уровня обученности);

б) текущий контроль – после изучения тем проверочные тематические тесты; формами текущего контроля являются так же участие студентов в проектной деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка устных сообщений, рефератов, мультимедийных презентаций;

в) итоговый контроль – экзамен.

Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для тематического контроля, примерной тематики устных выступлений и рефератов, варианты тестовых заданий, вопросы к экзаменационным билетам отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

1

2

3

УМЕНИЯ:

- уметь работать в текстовом редакторе, составление таблиц.

ОК 1

ок 4

ок 6

Индивидуальный контроль:

- самостоятельная работа студента по написанию рефератов,

- подготовка устных выступлений.

Групповой контроль:

- проектная работа.

- уметь составлять базу данных, редактировать и составлять запросы

ОК 4

ок 6

- анализировать поиск в интернете с помощью языков запроса.

ОК 1

ок 4

ок 8

- составление таблиц и графиков с помощью MS Excel

ОК 4

- знания формул MS Excel

ОК 1

ок 4

1

2

3

- разработка собственного сайта на базе языка HTML

ОК 4

ок 8

 

- создание презентаций

ОК 8

ЗНАНИЯ:

 

 

- основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

 

ОК 8

Текущий контроль: устный опрос (индивидуальный, групповой, фронтальный), письменный опрос (проверочные работы, самостоятельные работы по составлению опорно-логических конспектов и опорно-логических схем, тестирование).

Тематический контроль: семинары, письменные проверочные работы, защита рефератов, выступление на конференции, участие в олимпиаде.

Итоговый контроль: 2 семестр – дифференцированный зачет.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по Информатике и ИКТ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?

В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» (1996) сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин». Что такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?

Основными документами, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является:

  • государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент).
  • базисный учебный план школ РФ, который содержит:

- распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям;

- по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы;

- на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план;

- каждый же учитель, опираясь на все вышеперечисленные источники, на основе типовой учебной программы составляет свою рабочую программу, т.е. рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 928 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 310
    • DOCX 43 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лепихов Дмитрий Игоревич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лепихов Дмитрий Игоревич
    Лепихов Дмитрий Игоревич
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 17524
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 610 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 945 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 687 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 799 человек

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек