Пояснительная
записка
Программа
по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала определения последовательности его изучения, путей формирования
системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического
комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;
издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
Вклад
учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Методологической
основой федеральных образовательных стандартов является системно-деятельностный
подход, в рамках которого реализуются совместные стратегии обучения,
предполагающие использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ)
в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на
протяжении всего периода обучения в школе.
Изучение
информатики в 7-9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования способствуя
·
Формированию целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за
счет развития представлений об информации, как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества; понимания роли информационных
процессов в современном мире.
·
Совершенствованию общеучебных и
общекультырных навыков работы с информацией в процессе систематизации и
обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в
области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности
школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской
деятельности и т.д.)
·
Воспитанию ответственного и
избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и
созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Общая
характеристика учебного предмета
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации
.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной
цивилизации . Вместе
с математикой,
физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы
естественнонаучного мировоззрения
.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число меж-дисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на
уровне инструментария
. Многие
предметные
знания и способы деятельности
(включая использование средств
ИКТ), освоенные
обучающимися
на базе
информатики, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных
областей, так и в
иных жизненных
ситуациях, становятся значимыми
для формирования качеств личности, т . е . ориентированы на формирование мета-предметных
и личностных результатов
. На протяжении всего периода
становления школьной информатики в ней накапливался
опыт формирования
образовательных
результатов,
которые в
настоящее время принято называть
современными
образовательными результатами .
Одной из основных черт нашего времени
является всевозрастающая изменчивость окружающего мира . В этих условиях
велика роль
фундаментального образования,
обеспечивающего
профессиональную мобильность
человека,
готовность
его к освоению новых технологий, в том числе информационных
. Необходимость
подготовки личности к быстро
наступающим переменам
в обществе
требует
развития разнообразных
форм мышления,
формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их
ориентации на деятельностную жизненную
позицию
.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики,
формировании
информационной культуры, развитии алгоритмического
мышления, реализовать в полной мере
общеобразовательный
потенциал этого курса .
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения информатики
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим
участникам образовательного
процесса,
самому образовательному процессу, объектам
познания,
результатам образовательной
деятельности . Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе,
являются: наличие
представлений
об информации
как
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества понимание роли информационных
процессов
в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических
аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; yyготовность к повышению своего
образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием
средств и методов информатики; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательного
процесса, -полезной,
учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни
за счет знания основных гигиенических, эргономических
и технических условий
безопасной эксплуатации
средств
ИКТ .
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех
учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса,
так
и в других
жизненных ситуациях
. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при
изучении
информатики
в основной
школе, являются:
владение общепредметными
понятиями
«объект»,
«система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др
.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии
для
классификации,
устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы;
владение
умениями самостоятельно
планировать пути
достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами,
осуществлять
контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать
свои действия
в соответствии
с изменяющейся
ситуацией;
оценивать правильность
выполнения учебной
задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности
при решении
проблем творческого
и поискового характера;
Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель; умение
строить разно-образные
информационные структуры для описания
объектов;
умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т . д .,
самостоятельно перекодировать
информацию
из
одной
знаковой системы в другую; умение
выбирать
форму представления информации в зависимости от стоящей
задачи,
проверять
адекватность
модели объекту и цели
моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных
видов
информации,
навыки создания
личного информационного пространства (обращение с
устройствами ИКТ; фиксация изображений
и звуков;
создание письменных сообщений;
создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация
и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения
информации;
анализ информации) .
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания
в рамках
учебного предмета,
его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование
научного типа
мышления,
научных представлений о ключевых
теориях, типах
и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами . В соответствии с Федеральным государственным
образовательным
стандартом общего образования основные
предметные
результаты
изучения информатики в основной
школе
отражают:
формирование информационной и алгоритмической куль-туры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности
в современном
обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из
языков программирования
и основными алгоритмическими
структурами
— линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ
представления данных в соответствии
с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и
в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной
этики
и права
.
Содержание учебного
предмета.
Структура содержания общеобразовательного предмета
(курса) информатики в основной школе
может быть
определена
тремя
укрупненными разделами:
введение в информатику;
алгоритмы и начала программирования;
информационные и коммуникационные технологии .
Раздел 1. Введение в информатику.
Информация . Информационный объект . Информационный процесс
. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность,
своевременность, достоверность,
актуальность
и т . п .
Представление информации . Формы представления информации . Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки . Алфавит, мощность алфавита .
Кодирование информации . Исторические примеры кодирования . Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного)
кодирования
. Двоичный алфавит . Двоичный код .
Разрядность двоичного
кода . Связь разрядности двоичного кода
и количества
кодовых
комбинаций .
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления . Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел
от 0 до
256 .Перевод
небольших целых чисел из
двоичной системы счисления в десятичную . Двоичная арифметика
.
Компьютерное представление текстовой информации . Кодовые таблицы . Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов
. Представление
о стандарте Юникод
.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь,
музыка, кинофильмы) . Стандарты хранения
аудио-визуальной информации
.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации . Достоинства и недостатки такого подхода
. Другие
подходы
к измерению количества
информации . Единицы
измерения
количества информации
.
Основные виды информационных процессов:
хранение, передача и обработка информации . Примеры информационных процессов в системах различной природы; их
роль в современном
мире .
Хранение информации . Носители информации (бумажные, магнитные,
оптические, флеш память)
. Качественные и количественные характеристики
современных носителей информации: объем информации, хранящейся
на носителе; скорости записи и чтения информации
. Хранилища информации . Сете-вое
хранение информации
.
Передача информации . Источник, информационный канал, приемник информации
. Скорость передачи информации . Пропускная способность
канала . Передача
информации в современных
системах связи .
Обработка информации . Обработка, связанная с получением новой информации . Обработка, связанная
с изменением
формы, но
не изменяющая
содержание информации
. Поиск информации .
Управление, управляющая и управляемая системы, пря-мая и обратная связь . Управление в живой природе, обществе и технике .
Модели и моделирование . Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления) .
Модели в математике, физике, литературе, биологии и т . д .
Использование
моделей
в практической деятельности
. Виды информационных моделей
(словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж,
граф,
дерево, список и др
.)
и их назначение
. Оценка адекватности модели моделируемому
объекту
и целям моделирования .
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений .
Компьютерное моделирование . Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач
. Представление
о цикле
компьютерного моделирования: построение
математической модели, ее программная реализация,
проведение
компьютерного эксперимента, анализ его
результатов,
уточнение модели
.
Логика высказываний (элементы алгебры логики) . Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое
сложение), выражения,
таблицы истинности .
Раздел 2. Алгоритмы и начало программирования.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации .
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и
вывода информации),
их функции и основные
характеристики (по состоянию на
текущий
период времени)
.
Программный принцип работы компьютера .
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение,
прикладное программное
обеспечение, системы программирования
. Правовые нормы использования программного
обеспечения
.
Файл . Каталог (директория) . Файловая система . Графический
пользовательский
интерфейс
(рабочий
стол,
окна, диалоговые окна, меню) .
Оперирование компьютерными
информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление
объектов,
организация их
семейств . Стандартизация пользовательского интерфейса
персонального
компьютера .
Размер файла . Архивирование файлов .
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной
эксплуатации компьютера
.
Обработка текстов
. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел,
абзац, строка, слово,
символ)
. Технологии создания
текстовых
документов . Создание
и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка,
удаление и за-мена символов, работа
с фрагментами текстов,
проверка
право-писания, расстановка
переносов) . Форматирование
символов (шрифт,
размер,
начертание,
цвет)
. Форматирование
абзацев (выравнивание,
отступ первой
строки,
междустрочный интервал) . Стилевое
форматирование . Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов . Гипертекст
. Создание
ссылок: сноски, оглавления, предметные
указатели
. Инструменты
распознавания
текстов и компьютерного
перевода . Коллективная работа
над
документом .Примечания .Запись
и выделение изменений
.Форматирование страниц
документа
. Ориентация, размеры
страницы, величина полей . Нумерация
страниц . Колонтитулы . Сохранение документа
в различных текстовых форматах
.
Графическая информация . Формирование изображения на экране монитора
. Компьютерное представление
цвета
. Компьютерная графика (растровая, векторная) . Интерфейс
графических
редакторов . Форматы графических файлов
.
Мультимедиа . Понятие технологии мультимедиа и области ее
применения
. Звук и видео как составляющие мультимедиа
. Компьютерные презентации
. Дизайн
презентации и макеты слайдов . Звуковая и видео информация .
Электронные (динамические) таблицы . Использование формул . Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
. Выполнение расчетов
. Построение
графиков и диаграмм .
Понятие
о сортировке
(упорядочении)
данных
.
Реляционные базы данных . Основные понятия, типы данных, системы
управления базами данных
и принципы работы с ними . Ввод и редактирование записей . Поиск, удаление и сортировка
данных
.
Коммуникационные технологии . Локальные и глобальные компьютерные сети
. Интернет
. Браузеры
. Взаимодействие
на
основе компьютерных сетей:
электронная почта,
чат, форум, телеконференция, сайт
. Информационные ресурсы компьютерных сетей:
Всемирная паутина,
файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники . Поиск информации
в файловой системе, базе данных,
Интернете
. Средства поиска информации:
компьютерные
каталоги,
поисковые
машины, запросы по
одному и нескольким
признакам .
Проблема достоверности полученной информации . Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты
времени
и т . п .)
. Формальные
подходы к доказательству
достоверности полученной информации,
предоставляемые современными ИКТ: электронная
подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др
.
Основы социальной информатики . Роль информации и ИКТ
в жизни
человека и общества
. Примеры
применения
ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические
исследования, управление производством
и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование
(дистанционное обучение, образовательные источники) .
Основные этапы развития ИКТ .
Информационная безопасность личности, государства, общества . Защита собственной информации от несанкционированного доступа . Компьютерные вирусы . Антивирусная профилактика . Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ
и работы в сети
Интернет . Возможные
негативные последствия (медицинские, социальные)
повсеместного
применения
ИКТ в со-временном
обществе .
№ п/п
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Характеристика основных видов деятельности
|
Планируемые результаты
|
дата
|
предметные
|
метапредметные
|
личностные
|
По плану
|
фактически
|
1
|
Цели
изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего
места
|
|
Анализировать
компьютер, с точки зрения, устройства, обрабатывающего информацию
|
Знать о
требованиях организации рабочего места и правилах поведения в кабинете
информатики
|
|
|
|
|
«Информация и информационные процессы»
|
2
|
Информация
и ее свойства.
|
|
оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр .);
• приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни;
• классифицировать информационные процессы по принятому
основанию;
• выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
• анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр .) системах с позиций управления .
кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
• определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
• определять разрядность
двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной
мощности;
• оперировать с единицами измерения количества
информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
|
Иметь
общие представления об информации и её свойствах; Знать сущности понятий
«информация», «сигнал»; Иметь представления об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества
|
Регулятивные:
-
Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
- Демонстрировать готовность и способность к выполнению норм и
требований школьной жизни.
Познавательные: Пользоваться
знаками, моделями, приведенными в учебнике.
- Давать определения понятий.
Коммуникативные:
-
Развивать способы взаимодействия с учителем, одноклассниками.
|
Личностные:
-
Развивать чувства национального самосознания, патриотизма, интереса и
уважения к другим культурам.
-
Иметь мотивацию к изучению информатики.
- Осваивать социальные нормы, правила поведения
|
|
|
3
|
Информационные
процессы. Обработка информации.
|
|
Иметь
общие представления об
информационных процессах и их роли в современном мире. Уметь приводить
примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой
природе, обществе, технике
|
|
|
4
|
Информационные
процессы. Хранение и передача информации.
|
|
Иметь
общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире;
умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека,
в живой природе, обществе, технике; навыки анализа процессов в биологических,
технических и социальных системах, выделения в них информационной
составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому
основанию
|
|
|
5
|
Всемирная
паутина как информационное хранилище.
|
|
Иметь
представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых
системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети
Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять
для индивидуального использования, найденные в сети Интернет информационные
объекты и ссылки на них
|
|
|
6
|
Представление
информации.
|
|
Иметь обобщённые
представления о различных способах представления информацию. Знать сущность
понятия «знак». Иметь представления о языке, его роли в передаче собственных
мыслей и общении с другими людьми.
|
|
|
7
|
Дискретная
форма представления информации.
|
|
Иметь
представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную.
Знать сущность двоичного кодирования. Уметь кодировать и декодировать
сообщения по известным правилам кодирования. Понимать роль дискретизации
информации в развитии средств ИКТ.
|
|
|
8
|
Единицы
измерения информации.
|
|
Знать
единицы измерения информации и свободное оперирование ими. Понимать сущность
измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения
|
|
|
9
|
Зачетный
урок по теме «информация и информационные процессы»
|
|
Иметь
представления об информации как одном из основных понятий современной науки,
об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах
кодирования и алфавитном подходе к измерению информации
|
|
|
«Компьютер как универсальное средство для работы с
информацией»
|
10
|
Основные
компоненты компьютера и их функции.
|
|
анализировать компьютер с точки зрения единства программных
и аппаратных
средств;
•анализировать
устройства компьютера с точки зрения
организации процедур
ввода,
хранения, обработки,
вывода и передачи
информации;
•определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных
процессов
при решении задач;
• анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;
• определять основные характеристики операционной системы;
• планировать собственное информационное пространство .
получать информацию о характеристиках компьютера; •
оценивать числовые
параметры
информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения
ин-формации; скорость передачи
информации,
пропускную
способность выбранного канала
и пр .);
• выполнять основные операции с файлами и папками; • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
•оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в за-данный интервал времени (клавиатура, сканер, микро-фон, фотокамера, видеокамера);
• использовать
программы-архиваторы;
• осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных
программ
|
Знать
назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие
аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и
физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств
ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов,
слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь приводить примеры
использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике
микропроцессора
|
Регулятивные:
- Учиться основам прогнозирования
как предвидения будущих событий и развития процесса.
- Развивать навыки самоконтроля и рефлексии учебных достижений.
Познавательные: - Развивать
умения систематизировать новые знания.
- Развивать умения смыслового
чтения: осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов.
Коммуникативные:
- Развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Научиться приветствовать и прощаться в соответствии с
этикетными нормами.
- Развивать умение работать в парах, в группе. Освоить
способы совместной деятельности.
|
Личностные:
- Развивать чувство гордости за свою школу.
|
|
|
11
|
Персональный
компьютер.
|
|
|
|
12
|
Программное
обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение.
|
|
Осознавать
роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи
компьютера. Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера.
Знать типы программного обеспечения, функции операционной системы. Знать
особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию
компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа». Уметь пользоваться
программами архиваторами, антивирусными программами. Уметь оперировать
компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме
(перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки)
|
|
|
13
|
Системы
программирования и прикладное программное обеспечение.
|
|
Понимать назначение
различных прикладных программ. Иметь представление о программировании. Уметь
называть группы программ прикладного и общего назначения.
|
|
|
14
|
Файлы и
файловые структуры.
|
|
Знать
определение файла. Иметь представление об организации файлов, о дереве
каталога. Знать возможности работы с файлами, основные действия с ними; о
необходимости проверки файлов на наличие вирусов. Уметь просматривать на
экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов.
|
|
|
15
|
Пользовательский
интерфейс.
|
|
Уметь
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс;
пользоваться меню и окнами, справочной системой.
|
|
|
16
|
Зачетный
урок по теме: «Компьютер как универсальное устройство для работы с
информацией»
|
|
Знать назначение
компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного
обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические
принципы организации устройств. Иметь представление о сущности программного
управления работой компьютера. Знать типы программного обеспечения, функции
операционной системы. Знать особенности процессов архивирования и
разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная
программа». Уметь пользоваться программами архиваторами, антивирусными
программами. Уметь оперировать компьютерными информационными объектами в
наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать
ярлыки)
|
|
|
«Обработка графической информации»
|
17
|
Формирование
изображения на экране компьютера.
|
|
Аналитическая
деятельность:
• анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач
.
Практическая деятельность:
• определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
• создавать и редактировать изображения с помощью инструментов
растрового графического
редактора;
• создавать и редактировать изображения с помощью инструментов
векторного
графического редактора
|
Иметь
представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать принцип
дискретного представления графической информации. Знать понятия пиксель, пространственное
разрешение монитора, цветовая модель, видеокарта. Уметь рассчитывать глубину
цвета в соответствии с количеством цветов в палитре. Уметь рассчитывать объем
графического файла.
|
Регулятивные:
- Учиться основам прогнозирования как предвидения
будущих событий и развития процесса.
- Развивать навыки самоконтроля и рефлексии учебных достижений.
Познавательные:
- Развивать умение составлять заметки/тезисы по содержанию
текста.
- Представлять информацию в виде текста,
рисунка, таблицы
-
Учиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового
чтения.
Коммуникативные:
- Развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности.
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на события, поступки.
|
Личностные:
- Воспитывать чувство патриотизма, уважение к культуре и
традициям разных народов России, интерес и толерантность к другим культурам.
|
|
|
18
|
Компьютерная
графика.
|
|
Иметь
представление о двух видах преставления изображения (вектор и растр); о
возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать
форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера,
использовать готовые графические объекты
|
|
|
19
|
Создание
графических изображений.
|
|
Иметь
представление о возможностях графического редактора; основных режимах работы.
Знать виды компьютерной графики, их сходства и отличия; интерфейс графических
редакторов, их структуру; способы работы в графических редакторах. Уметь
создавать изображения с помощью инструментов растрового графического
редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны;
производить геометрические преобразования изображения.
|
|
|
20
|
Зачетный
урок по теме «Обработка графической информации»
|
|
Иметь
представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать принцип
дискретного представления графической информации. Иметь представление о двух
видах представления изображения (вектор и растр); о возможностях графического
редактора; основных режимах его работы. Знать форматы графических файлов.
Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические
объекты. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового
графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и
шаблоны; производить геометрические преобразования изображения. Уметь
рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре.
Уметь рассчитывать объем графического файла
|
|
|
«Обработка текстовой информации»
|
21
|
Текстовые
документы и технология их создания
|
|
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
• выявлять
общее
и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач .
• создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием
базовых
средств
текстовых
редакторов;
• форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев;
вставка
колонтитулов и номеров страниц);
• вставлять в документ формулы, таблицы, списки,
изображения;
• выполнять коллективное создание текстового документа;
• создавать гипертекстовые документы;
• выполнять кодирование и декодирование текстовой
информации,
используя
кодовые
таблицы (Юникод, КОИ-8Р,Windows 1251);
• использовать ссылки и цитирование источников при
создании на их
основе собственных
информационных объектов
|
Знать
назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать
информационные объекты, выполнять простейшее редактирование. Знать технологию
создания и редактирования простейших текстовых документов
|
Регулятивные:
- Уметь
самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
- Адекватно
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его
реализации.
Познавательные:
- Поиск и выделение необходимой
информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств.
Коммуникативные:
-
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать
её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.
- Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
|
Личностные:
-
Формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики.
|
|
|
22
|
Создание
текстовых документов на компьютере.
|
|
Знать
назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать
информационные объекты, выполнять простейшее редактирование. Знать технологию
создания и редактирования простейших текстовых документов
|
|
|
23
|
Прямое
форматирование.
|
|
Иметь
представление о форматировании текста как этапе создания документа,
представления о прямом форматировании.
|
|
|
24
|
Стилевое
форматирование.
|
|
Иметь
представление о параметрах шрифта различных типах шрифта, размерах шрифта; о
4-х способах выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому
краю, по ширине), отступах (слева и справа) и междустрочных интервалах; о
нумерации и ориентации страниц, колонтитулах. Уметь форматировать текстовый
документ: задавать параметры шрифта, абзаца, размеры полей (верхнего и
нижнего, правого и левого), нумерацию (вверху или внизу по центру, справа или
слева), колонтитулы (верхний и нижний) страницы, нумерацию и ориентацию
страницы. Уметь форматировать символы и абзацы
|
|
|
25
|
Визуализация
информации в текстовых документах
|
|
Иметь
представление о вставке в документ графических объектов Знать виды списков
(нумерованные и маркированные). Иметь представление об устройстве таблицы
(строки, столбцы, ячейки); о диаграммах и их включении в документ. Уметь
включать в текстовый документ списки, таблицы, формулы
|
|
|
26
|
Распознавание
текста и системы компьютерного перевода.
|
|
Иметь представление о возможностях компьютерных
словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний,
обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность). Уметь
переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок
текста). Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в
графическом формате, затем провести распознавание текста для получения
документа в текстовом формате.
Уметь
сохранить документ, вывести на печать на принтере
|
|
|
27
|
Оценка
количественных параметров текстовых документов.
|
|
Понимать
принцип кодирования текстовой информации. Осознавать проблемы, связанные с
кодировкой символов русского алфавита и пути их решения. Знать основные кодировочные
таблицы. Уметь вычислять объем информационного сообщения
|
|
|
28
|
Оформление
реферата История вычислительной техники.
|
|
Знать примеры деловой переписки,
учебной публикации (доклад, реферат), основные требования к оформлению
учебной публикации. Уметь создавать оглавление, планировать текст; владеть
поиском необходимой информации в общешкольной базе данных, на внешних носителях
(компакт-диски), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей; вводить текст,
форматировать его с использованием заданного стиля; владеть включением в
документ таблиц, графиков, изображений; использовать цитаты и ссылки
(гипертекст); использовать системы перевода текста и словари; использовать
сканер и программы распознавания печатного текста.) Уметь создавать и
обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации
|
|
|
29
|
Зачетный
урок по теме «Обработка текстовой информации».
|
|
Знать
назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать и
обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации
|
|
|
«Мультимедиа»
|
30
|
Технология
мультимедиа.
|
|
• анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач
создавать презентации
с использованием готовых шабло-нов;
• записывать звуковые файлы с различным качеством зву-чания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)
|
Иметь
представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах
мультимедиа; об аналоговом и цифровом представление звука; о способах записи
музыки; о монтаже информационного объекта
|
Регулятивные:
- Уметь
самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- Адекватно
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные:
-
Умение структурировать знания;
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
Коммуникативные:
- Осуществлять
контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
|
Личностные:
Развитие
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование
коммуникативной компетентности в процессе образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
|
|
|
31
|
Компьютерные
презентации.
|
|
Знать характеристику
компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь
создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать
иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать,
структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды
презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и
вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на
экране компьютера. Уметь осуществлять демонстрацию презентации с использованием
проектора
|
|
|
32
|
Создание
мультимедийной презентации.
|
|
Знать
характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания.
Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов,
подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать,
структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды
презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и
вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на
экране компьютера. Уметь осуществлять демонстрацию презентации с
использованием проектора
|
|
|
33
|
Зачетный
урок по теме «Мультимедиа»
|
|
Иметь
представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа;
об аналоговом и цифровом представление звука; о монтаже информационного
объекта. Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций,
этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием
готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда,
форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь
вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью
микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и
демонстрировать ее на экране компьютера
|
|
|
«Итоговое повторение»
|
34
|
Итоговое
тестирование
|
|
|
Уметь
применять на практике знания, полученные за курс 7 класса.
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое
планирование
Учебного
курса (дисциплины) информатика
Для
7 класса
Учитель:
Шабанова Ирина Андреевна
1.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы
: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое
пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
4.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику
«Информатика. 7 класс»
5.
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
(metodist.lbz.ru/)
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и
предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном
процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты
сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты,
характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного
материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения
опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты
потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку
как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания
повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты,
характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков,
расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник
получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и
способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в
повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Введение в
информатику
Выпускник научится:
·
декодировать и кодировать информацию
при заданных правилах кодирования;
·
оперировать единицами измерения количества информации;
·
оценивать количественные параметры информационных объектов и
процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи
информации и др.);
·
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
·
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;
определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
·
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы,
схемы и др.);
·
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или
знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое
представление (визуализацию) числовой информации;
·
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график,
диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
·
строить простые информационные модели объектов и процессов из
различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц,
графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели
объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
·
углубить и развить представления о современной научной картине
мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об
информационных процессах и их роли в современном мире;
·
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи
сообщения;
·
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного
символами произвольного алфавита
·
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и
шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
·
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в
том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
·
научиться решать логические задачи с использованием таблиц
истинности;
·
научиться решать логические задачи путем составления логических
выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических
операций.
·
сформировать представление о моделировании как методе научного
познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов
окружающего мира;
·
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при
описании реальных объектов и процессов
·
научиться строить математическую модель задачи – выделять
исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2.
Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
·
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них
таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность,
результативность, массовость;
·
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование»,
«ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той
или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на
алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
·
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда
исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения,
накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых
исполнителем;
·
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной
системой команд;
·
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает
заданное;
·
ученик научится исполнять записанный на естественном языке
алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
·
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
·
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом
языке;
·
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл
с параметром или цикл с условием продолжения работы;
·
определять значения переменных после исполнения простейших
циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
·
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
·
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для
формального исполнителя с заданной системой команд;
·
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для
формального исполнителя с заданной системой команд;
·
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение
поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя
с заданной системой команд;
·
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов,
являющейся результатом работы алгоритма;
·
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он
предназначен;
·
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические
алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов
массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование
элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов
массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов
массива и др.);
·
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие
базовые алгоритмические конструкции;
·
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
·
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
·
описывать виды и состав программного обеспечения современных
компьютеров;
·
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой
задаче;
·
оперировать объектами файловой системы;
·
применять основные правила создания текстовых документов;
·
использовать средства автоматизации информационной деятельности
при создании текстовых документов;
·
использовать основные приёмы обработки информации в электронных
таблицах;
·
работать с формулами;
·
визуализировать соотношения между числовыми величинами.
·
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
·
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
·
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
·
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах
презентаций.
Ученик получит возможность:
·
научиться систематизировать знания о принципах организации
файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах
организации индивидуального информационного пространства;
·
научиться систематизировать знания о назначении и функциях
программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных
сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
·
научиться проводить обработку большого массива данных с
использованием средств электронной таблицы;
·
расширить представления о компьютерных сетях распространения и
обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с
соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной
безопасности;
·
научиться оценивать возможное количество результатов поиска
информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
·
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации
(оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные
моменты времени и т. п.);
·
закрепить представления о требованиях техники безопасности,
гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных
и коммуникационных технологий;
·
сформировать понимание принципов действия различных средств
информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.