Инфоурок Информатика Рабочие программыРабочая программа по информатике (ФГОС) 7 класс

рабочая программа по информатике (ФГОС) 7 класс

Скачать материал

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

         В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)

 

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Методологической основой федеральных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются совместные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.

Изучение информатики в 7-9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования способствуя

·        Формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации, как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире.

·        Совершенствованию общеучебных и общекультырных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.)

·        Воспитанию ответственного и избирательного  отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

 

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Информатика это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации .

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации . Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения .

Информатика имеет большое и всевозрастающее число меж-дисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария . Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т . е . ориентированы на формирование мета-предметных и личностных результатов . На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами .

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира . В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных . Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию .

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса .

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

 

Личностные результаты это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности . Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; yyготовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием

средств и методов информатики; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательного процесса, -полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ .

 

Метапредметные результаты освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях . Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

 владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др .;

владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 

 

Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разно-образные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т . д ., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

ИКТ-компетентность широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства бращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации) .

 

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами . В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

формирование информационной и алгоритмической куль-туры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях «информация», «алгоритм», «модель» и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права .

 

 

Содержание учебного предмета.

 

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупненными разделами:

введение в информатику;

алгоритмы и начала программирования;

информационные и коммуникационные технологии .

 

Раздел 1. Введение в информатику.

 

Информация . Информационный объект . Информационный процесс . Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т . п .

Представление информации . Формы представления информации . Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки . Алфавит, мощность алфавита .

Кодирование информации . Исторические примеры кодирования . Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования . Двоичный алфавит . Двоичный код . Разрядность двоичного кода . Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций .

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления . Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256 .Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную . Двоичная арифметика .

Компьютерное представление текстовой информации . Кодовые таблицы . Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов . Представление о стандарте Юникод .

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы) . Стандарты хранения аудио-визуальной информации .

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации . Достоинства и недостатки такого подхода . Другие подходы к измерению количества информации . Единицы измерения количества информации .

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации . Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире .

Хранение информации . Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш память) . Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации . Хранилища информации . Сете-вое хранение информации .

Передача информации . Источник, информационный канал, приемник информации . Скорость передачи информации . Пропускная способность канала . Передача информации в современных системах связи .

Обработка информации . Обработка, связанная с получением новой информации . Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации . Поиск информации .

Управление, управляющая и управляемая системы, пря-мая и обратная связь . Управление в живой природе, обществе и технике .

Модели и моделирование . Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления) . Модели в математике, физике, литературе, биологии и т . д . Использование моделей в практической деятельности . Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др .) и их назначение . Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования .

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений .

Компьютерное моделирование . Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач . Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели .

Логика высказываний (элементы алгебры логики) . Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности .

 

Раздел 2. Алгоритмы и начало программирования.

 

Компьютер как универсальное устройство обработки информации .

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени) .

Программный принцип работы компьютера .

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования . Правовые нормы использования программного обеспечения .

Файл . Каталог (директория) . Файловая система . Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол,

окна, диалоговые окна, меню) . Оперирование компьютерными

информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств . Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера .

Размер файла . Архивирование файлов .

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера .

Обработка текстов . Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ) . Технологии создания текстовых документов . Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и за-мена символов, работа с фрагментами текстов, проверка право-писания, расстановка переносов) . Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет) . Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал) . Стилевое форматирование . Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов . Гипертекст . Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели . Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода . Коллективная работа над документом .Примечания .Запись и выделение изменений .Форматирование страниц документа . Ориентация, размеры страницы, величина полей . Нумерация страниц . Колонтитулы . Сохранение документа в различных текстовых форматах .

Графическая информация . Формирование изображения на экране монитора . Компьютерное представление цвета . Компьютерная графика (растровая, векторная) . Интерфейс графических редакторов . Форматы графических файлов .

Мультимедиа . Понятие технологии мультимедиа и области ее применения . Звук и видео как составляющие мультимедиа . Компьютерные презентации . Дизайн презентации и макеты слайдов . Звуковая и видео информация .

Электронные (динамические) таблицы . Использование формул . Относительные, абсолютные и смешанные ссылки . Выполнение расчетов . Построение графиков и диаграмм . Понятие о сортировке (упорядочении) данных .

Реляционные базы данных . Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними . Ввод и редактирование записей . Поиск, удаление и сортировка данных .

Коммуникационные технологии . Локальные и глобальные компьютерные сети . Интернет . Браузеры . Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт . Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники . Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете . Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам .

Проблема достоверности полученной информации . Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации ценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т . п .) . Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др .

Основы социальной информатики . Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества . Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники) .

Основные этапы развития ИКТ .

Информационная безопасность личности, государства, общества . Защита собственной информации от несанкционированного доступа . Компьютерные вирусы . Антивирусная профилактика . Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет . Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в со-временном обществе .

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты

дата

предметные

метапредметные

личностные

По плану

фактически

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

 

Анализировать компьютер, с точки зрения, устройства, обрабатывающего информацию

Знать о требованиях организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики

 

 

 

 

«Информация и информационные процессы»

2

Информация и ее свойства.

 

оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр .);

приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни;

классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр .) системах с позиций управления .

кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

 

Иметь общие представления об информации и её свойствах; Знать сущности понятий «информация», «сигнал»; Иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества

Регулятивные:

- Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

- Демонстрировать готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни.

Познавательные: Пользоваться знаками, моделями, приведенными в учебнике.

- Давать определения понятий.

Коммуникативные:

- Развивать  способы взаимодействия с учителем, одноклассниками.

 

Личностные:

- Развивать чувства национального самосознания, патриотизма, интереса и уважения к другим культурам.

- Иметь мотивацию к изучению информатики.

- Осваивать социальные нормы, правила поведения

 

 

 

3

Информационные процессы. Обработка информации.

 

Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире. Уметь приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

 

 

4

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

 

Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию

 

 

5

Всемирная паутина как информационное хранилище.

 

Иметь представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них

 

 

6

Представление информации.

 

Иметь обобщённые представления о различных способах представления информацию. Знать сущность понятия «знак». Иметь представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми.

 

 

7

Дискретная форма представления информации.

 

Иметь представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную. Знать сущность двоичного кодирования. Уметь кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. Понимать роль дискретизации информации в развитии средств ИКТ.

 

 

8

Единицы измерения информации.

 

Знать единицы измерения информации и свободное оперирование ими. Понимать сущность измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения

 

 

9

Зачетный урок по теме «информация и информационные процессы»

 

Иметь представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации

 

 

 

 

 

«Компьютер как универсальное средство для работы с информацией»

10

Основные компоненты компьютера и их функции.

 

анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

определять основные характеристики операционной системы;

планировать собственное информационное пространство .

получать информацию о характеристиках компьютера; оценивать числовые параметры информационных процессов бъем памяти, необходимой для хранения ин-формации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр .);

выполнять основные операции с файлами и папками; оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в за-данный интервал времени (клавиатура, сканер, микро-фон, фотокамера, видеокамера);

использовать программы-архиваторы;

осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ

 

 

Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессора

Регулятивные:

 - Учиться основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

- Развивать навыки самоконтроля и  рефлексии учебных достижений.

Познавательные:      - Развивать умения систематизировать новые знания.

- Развивать умения смыслового чтения: осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов.

Коммуникативные:

- Развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности.

- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Научиться приветствовать и прощаться в соответствии с этикетными нормами.

- Развивать умение работать в парах, в группе. Освоить способы совместной деятельности.

Личностные:

- Развивать чувство гордости за свою школу.

 

 

 

11

Персональный компьютер.

 

 

 

12

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение.

 

Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Знать типы программного обеспечения, функции операционной системы. Знать особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа». Уметь пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами. Уметь оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки)

 

 

13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение.

 

Понимать назначение различных прикладных программ. Иметь представление о программировании. Уметь называть группы программ прикладного и общего назначения.

 

 

14

Файлы и файловые структуры.

 

Знать определение файла. Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога. Знать возможности работы с файлами, основные действия с ними; о необходимости проверки файлов на наличие вирусов. Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов.

 

 

15

Пользовательский интерфейс.

 

Уметь оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; пользоваться меню и окнами, справочной системой.

 

 

16

Зачетный урок по теме: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

 

Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств. Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Знать типы программного обеспечения, функции операционной системы. Знать особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа». Уметь пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами. Уметь оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки)

 

 

«Обработка графической информации»

17

Формирование изображения на экране компьютера.

 

Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач .

Практическая деятельность:

определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора

 

 

 

 

Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать принцип дискретного представления графической информации. Знать понятия пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, видеокарта. Уметь рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре. Уметь рассчитывать объем графического файла.

Регулятивные:

- Учиться основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

- Развивать навыки самоконтроля и  рефлексии учебных достижений.

Познавательные:

- Развивать умение составлять заметки/тезисы по содержанию текста.

-  Представлять информацию в виде текста, рисунка, таблицы

- Учиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

Коммуникативные:

- Развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности.

- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные:

- Воспитывать чувство патриотизма, уважение к культуре и традициям разных народов России, интерес и толерантность к другим культурам.

 

 

 

18

Компьютерная графика.

 

Иметь представление о двух видах преставления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты

 

 

19

Создание графических изображений.

 

Иметь представление о возможностях графического редактора; основных режимах работы. Знать виды компьютерной графики, их сходства и отличия; интерфейс графических редакторов, их структуру; способы работы в графических редакторах. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения.

 

 

20

Зачетный урок по теме «Обработка графической информации»

 

Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать принцип дискретного представления графической информации. Иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения. Уметь рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре. Уметь рассчитывать объем графического файла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Обработка текстовой информации»

21

Текстовые документы и технология их создания

 

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач .

создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

форматировать     текстовые     документы     (установка параметров страницы     документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);

вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

выполнять коллективное создание текстового документа;

создавать гипертекстовые документы;

выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р,Windows 1251);

использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов

 

Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать информационные объекты, выполнять простейшее редактирование. Знать технологию создания и редактирования простейших текстовых документов

Регулятивные:

- Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

- Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные:

- Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

 

Коммуникативные:
- Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
- Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 

Личностные:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

 

 

 

22

Создание текстовых документов на компьютере.

 

Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать информационные объекты, выполнять простейшее редактирование. Знать технологию создания и редактирования простейших текстовых документов

 

 

23

Прямое форматирование.

 

Иметь представление о форматировании текста как этапе создания документа, представления о прямом форматировании.

 

 

24

Стилевое форматирование.

 

Иметь представление о параметрах шрифта различных типах шрифта, размерах шрифта; о 4-х способах выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине), отступах (слева и справа) и междустрочных интервалах; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах. Уметь форматировать текстовый документ: задавать параметры шрифта, абзаца, размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) страницы, нумерацию и ориентацию страницы. Уметь форматировать символы и абзацы

 

 

25

Визуализация информации в текстовых документах

 

Иметь представление о вставке в документ графических объектов Знать виды списков (нумерованные и маркированные). Иметь представление об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о диаграммах и их включении в документ. Уметь включать в текстовый документ списки, таблицы, формулы

 

 

26

Распознавание текста и системы компьютерного перевода.

 

Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность). Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста). Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, затем провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате.

Уметь сохранить документ, вывести на печать на принтере

 

 

27

Оценка количественных параметров текстовых документов.

 

Понимать принцип кодирования текстовой информации. Осознавать проблемы, связанные с кодировкой символов русского алфавита и пути их решения. Знать основные кодировочные таблицы. Уметь вычислять объем информационного сообщения

 

 

28

Оформление реферата История вычислительной техники.

 

Знать примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат), основные требования к оформлению учебной публикации. Уметь создавать оглавление, планировать текст; владеть поиском необходимой информации в общешкольной базе данных, на внешних носителях (компакт-диски), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей; вводить текст, форматировать его с использованием заданного стиля; владеть включением в документ таблиц, графиков, изображений; использовать цитаты и ссылки (гипертекст); использовать системы перевода текста и словари; использовать сканер и программы распознавания печатного текста.) Уметь создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации

 

 

29

Зачетный урок по теме «Обработка текстовой информации».

 

Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации

 

 

«Мультимедиа»

30

Технология мультимедиа.

 

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач

создавать презентации с использованием готовых шабло-нов;

записывать звуковые файлы с различным качеством зву-чания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)

 

Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа; об аналоговом и цифровом представление звука; о способах записи музыки; о монтаже информационного объекта

Регулятивные:

- Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные:
- Умение структурировать знания;
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

- Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Личностные:
Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 

 

 

31

Компьютерные презентации.

 

Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера. Уметь осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора

 

 

32

Создание мультимедийной презентации.

 

Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера. Уметь осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора

 

 

33

Зачетный урок по теме «Мультимедиа»

 

Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа; об аналоговом и цифровом представление звука; о монтаже информационного объекта. Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера

 

 

 

 

 

 

«Итоговое повторение»

34

Итоговое тестирование

 

 

Уметь применять на практике знания, полученные за курс 7 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Учебного курса (дисциплины) информатика

Для 7 класса

Учитель: Шабанова Ирина Андреевна

 

Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 7 класс
а

 

1.            Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2.            Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3.            Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

4.            Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 7 класс»

5.            Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

 

 

 

 

 

Планируемые результаты изучения информатики

 

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

 

Раздел 1. Введение в информатику

Выпускник научится:

·        декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

·        оперировать единицами измерения количества информации;

·        оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

·        записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

·        составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

·        анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

·        перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

·        выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

·        строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

·        углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

·        научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

·        научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита

·        переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

·        познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

·        научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

·        научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.

·        сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;

·        познакомиться с примерами использования графов и деревьев  при описании реальных объектов и процессов

·        научиться строить математическую   модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

 

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научится:

·        понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

·        оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

·        понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

·        исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

·        составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

·        ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.

·        исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.

·        исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

·        понимать правила записи  и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

·        определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

·        разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

·        исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

·        составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

·         определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

·        подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

·        по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

·        исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);

·        разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

·        разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

 

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

·        называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

·        описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

·        подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

·        оперировать объектами файловой системы;

·        применять основные правила создания текстовых документов;

·        использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

·        использовать  основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;

·        работать с формулами;

·        визуализировать соотношения между числовыми величинами.

·        осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

·        основам организации и функционирования компьютерных сетей;

·        составлять запросы для поиска информации в Интернете;

·        использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Ученик получит возможность:

·        научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

·        научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

·        научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

·        расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

·        научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.

·        познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

·        закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

·        сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по информатике (ФГОС) 7 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

 

         В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.03.2015 488
    • DOCX 124 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шабанова Ирина Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шабанова Ирина Андреевна
    Шабанова Ирина Андреевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 28437
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 101 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 803 человека

Курс повышения квалификации

Организация преподавания информационных систем и технологий в профессиональном образовании

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 73 человека

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе