Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 18»
города Череповца
Вологодской области
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей математики, информатики и физики
Протокол № 1
от 26.08. 2014 г.
Руководитель МО
_____ Н.В. Смирнова
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____Е.Н. Шувалова
27.08 2014г.
|
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета МБОУ
«СОШ № 18»
(протокол от 28.08.2014г.№ 1)
|
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ «СОШ № 18»
от 28.08. 2014 г. № 307
Директор МБОУ
«СОШ № 18»
______М.Г. Сафарова
|
Рабочая программа
по информатике
базовый уровень
для 8 б класса
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
Шувалова
Елена Николаевна,
учитель информатики,
высшая кв. категория
Пояснительная записка
Информатика – это
наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации
информационных процессов. Она способствует формированию современного научного
мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных
интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных
технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и
в их повседневной и будущей жизни.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 8а класса, занимающихся
по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой
психического развития разработана на основе следующих документов:
·
Закон РФ «Об образовании»;
·
Федеральный компонент
Государственного стандарта основного общего образования по информатике и
информационным технологиям (базовый уровень), утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
·
«Примерная программа
основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом
Минобразования России от 09.03.04. № 1312).
·
И.Г. Семакин, Л.А. Залогова,
С.В. Русаков, Л.В.Шестакова Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной
школы (8-9 классы)) (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений.
2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин.- М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012);
·
Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях" (утверждены Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.;
зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);
·
Учебный план
МБОУ «СОШ № 18» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом директора
Учреждения № 243 от 29.05.2014г.;
·
8. Годовой
календарный график МБОУ «СОШ № 18» на 2014-2015 учебный год;
·
9. Основная
образовательная программа МБОУ «СОШ № 18»;
·
10. Положение
о рабочих программах МБОУ «СОШ № 18».
Программа
рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ из расчета I час в
неделю.
Цели изучения информатики и
информационно-коммуникационных технологий в 8 классе:
•
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об
информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
•
овладение
умениями работать
с различными видами информации с помощью компьютера и других средств
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную
информационную деятельность и планировать ее результаты;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей средствами
ИКТ;
•
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых
и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной
информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных
проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий,
востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
§ систематизировать подходы к
изучению предмета;
§ сформировать у учащихся единую
систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией
и хранением информации;
§ научить пользоваться
распространенными прикладными пакетами;
§ показать основные приемы
эффективного использования информационных технологий;
§ сформировать логические связи с
другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван
обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности
информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся
необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с
современными информационными технологиями.
Приоритетными
объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные
процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на
основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через
такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и
информационные основы управления.
Практическая же часть
курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств
информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования
функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности
выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Обучащиеся
приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и
программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается
изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами.
СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
В рабочей программе конкретизировано
содержание блоков образовательного стандарта, даны распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и
тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса
нашего образовательного учреждения,
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Определен минимальный
набор практических работ, необходимых для формирования
информационно-коммуникативной компетентности обучающихся.
При составлении
программы учитывались следующие особенности обучающихся с задержкой
психического развития: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения
при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных
операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и
письменной речи.
Затруднения у обучающихся
возникают при переносе какого-либо явления или признака в новые условия, когда
надо увидеть что-то по-своему, с другой стороны. Это требует не только усвоения
последнего материала, но и соотнесения его с ранее изученным. Для многих обучающихся
с ЗПР характерны медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне
которой у них могут возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная
расторможенность. Обучающиеся затрудняются самостоятельно регулировать свою
деятельность и поведение, необходим внешний контроль со стороны.
Направленность
данной программы - адаптировать таких детей к учебному процессу, помочь им в
усвоении учебного материала, дать возможность поверить в свои силы. Поэтому образовательный
процесс необходимо осуществлять на основе дифференцированного и индивидуального
подхода, использовать различные виды помощи (стимулирующие, направляющие, обучающие),
создавать условия для интенсивного интеллектуального развития учащихся
средствами математики на материале, отвечающем их особенностям и возможностям.
Процесс
обучения имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию
имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается
на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью. В связи с этим в
календарно-тематическое планирование включен блок «Коррекционно-развивающая
работа». В данном блоке указаны педагогические меры и средства, целью которых
является развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти, внимания,
речи, а также осуществляется ликвидация пробелов в знаниях, закрепление
изученного материала, отработка алгоритмов, повторение пройденного на основе
решения развивающих упражнений.
В основу курса «Информатика и ИКТ» положены принципы:
1.Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является
важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и
коммуникационным технологиям.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость
и систематичность изложения
(включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом
возрастных особенностей обучаемых).
3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного
на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска
нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе
общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные
пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным
является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности
человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в
методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом
имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение,
создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
5. Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на
получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и
на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников
обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной
работы.
Следует
отметить, что все основные принципы, составляющие научно-методическую и
дидактическую основу рабочей программы, полностью согласуются с Государственным
образовательным стандартом (ГОС) основного общего образования по информатике и
информационным технологиям и Примерной программой основного общего образования
по информатике и информационным технологиям.
В данной программе нет отдельного раздела
«Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной
программы раскрываются в содержании других разделов курса. Представление
различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в
которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему
формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных
разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы
и исполнители», в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и
алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом
из этих двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления,
которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование».
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также
разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
Выбор учебников и пособий
осуществлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, выпускаемым
издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Комплект учебников и
учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по информатике
и ИКТ по данной программе
Учебники
|
Учебные
пособия
|
Методические
пособия
|
1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/И.Г.
Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.- М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012
|
1. Информатика. Задачник-практикум 1 и 2 части/Под ред.
И.Г Семакина. – М.: ЛБЗ, 2001.
2. Раздаточные материалы, лабораторные работы, системы
задач для организации изучения возможностей редакторов и практической работы
за компьютером..
3. Структурированный конспект базового курса./Под ред.Семакин
Я. Г.,Вараксин Г. С.-М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
4. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
|
1. Информатика.
Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое
пособие/ составитель М.Н. Бородин.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
2. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию
курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2006.
|
Указанные пособия позволяют реализовать цели
изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:
·
освоение знаний,
составляющих основу научных представлений об информации, информационных
процессах, системах, технологиях и моделях;
·
овладение умениями
работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную
информационную деятельность и планировать ее результаты, а также
сформулированные в этих документах задачи развивающего и воспитательного направления.
В содержании учебников достаточно сбалансированны три
составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая
информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные
технологии) и социальная информатика. Фундаментальный характер курсу придает
опора на базовые научные представления предметной области: информацию,
информационные процессы, информационные модели.
Вместе с тем, усилена технологическая
составляющая курса. Это связано как с изменением названия предмета,
произошедшего в 2004 г. (с «Информатика» на «Информатика и ИКТ»), так и с
концепцией образовательного стандарта. В содержании учебников выдержан принцип
инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного
обеспечения. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в
информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах
конкретных программных продуктов.
Учебники содержат теоретический материал
курса. Материал для организации практических занятий (в том числе, в
компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Задачник-практикум
дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней
работы учащихся. В нем содержатся задания как для теоретического выполнения,
так и для практической работы на компьютере. Большому число разнообразных заданий
позволяет варьировать содержание практической работы по времени и по уровню
сложности.
Учебники обеспечивают возможность
двухуровневого изучения теоретического содержания некоторых разделов курса. В
учебнике для каждого класса, помимо основной части, содержащей материал для
обязательного изучения (в соответствии с ГОС), присутствует вторая часть под
названием «Материал для углубленного изучения курса». Эта часть состоит из
дополнений к отдельным главам первой части.
В методической структуре учебника большое
значение придается выделению основных знаний и умений, которые должны
приобрести учащиеся. Этому служат упомянутые выше логические схемы, разделы
«Коротко о главном» в конце каждого параграфа; разделы «Чему вы должны
научиться, изучив главу …» в конце каждой главы; глоссарий курса в конце книги.
Формы организации образовательного процесса
Курс нацелен на
формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без
них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об
окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию;
организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы,
планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Единицей учебного процесса является урок. При планировании уроков предусмотрены:
·
индивидуальные формы
организации образовательного процесса;
·
групповые формы
организации образовательного процесса;
·
индивидуально-групповые
формы организации образовательного процесса;
·
фронтальные формы
организации образовательного процесса;
·
практикумы.
Программой
предполагается проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин.),
направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов —
интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного
содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на
выполнение различных практических работ в 8 классе отведено 17 часов. При
выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного
материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы
рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего
подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных
технологий) включается в домашнюю работу обучающихся, в проектную
деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение
нескольких недель. В итоговом подсчете учебного времени к образовательной
области «Информатика и информационные технологии» отнесена половина часов
практикумов на отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых
ИКТ.
Примерная программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении
приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на
этапе основного общего образования являются:
- определение
адекватных способов решения учебной задачи на основе использования прикладных
программ;
- знание структуры и
состава компьютера;
- источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
- владение умениями
совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее
участниками;
- объективное
оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- учет особенностей
различного ролевого поведения.
Механизмы формирования ключевых компетенций
обучающихся:
· Информационная
компетенция
- задание с выбором;
- работа с различными
формами информации: слово, схема, рисунок;
- перевод информации из
графической, символьной формы в словесную и наоборот.
· Ценностно-смысловая
компетенция
- самооценка своей работы
на основе критерий, указанных учителем;
- работа в парах, с
указанием лидера;
· Учебно-познавательная
компетенция.
- работа с памятками,
алгоритмами;
· Коммуникативная
компетенция
- все формы учебного
диалога;
- работа в группах
Контроль
уровня обученности включает систему контролирующих материалов, позволяющих
оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом
этапах изучения предмета. Средства контроля находятся в логической связи с
содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню освоения
предмета. Контроль уровня обученности запланирован проводиться в завершении
каждого конкретного раздела в форме тестового среза и проверки практических
навыков работы за компьютером, применяя современные информационные в
практической деятельности и повседневной жизни представлены требования,
выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение
разнообразных жизненных задач.
Основным результатом
обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной
компетентности учащегося.
Формы текущего контроля знаний, умений,
навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
· текущий контроль осуществляется с помощью практических работ
(компьютерного практикума).
· тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока
(темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или
компьютерного тестирования.
· итоговый контроль осуществляется по завершении учебного
материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу
или компьютерного тестирования, творческой работы.
Виды контроля:
·
наблюдение;
·
беседа;
·
фронтальный
опрос;
·
индивидуальный
опрос;
·
проверочная
работа по теоретическому материалу в конце изучения каждой темы;
·
практическая
работа.
Тематические и итоговые контрольные работы:
№
|
Тематика
|
Вид
|
Форма
|
8 класс
|
1
|
Первое знакомство с компьютером
|
Тематический
контроль
|
Интерактивное тестирование
/ тестирование по опросному листу
|
2
|
Текстовая информация и компьютер
|
Тематический
контроль
|
Интерактивное тестирование/
тестирование по опросному листу
|
3
|
Графическая информация и компьютер
|
Итоговый контроль
|
Контрольная работа
|
Условия реализации
программы
Данная программа
будет реализована при выполнении следующих условий:
·
внедрении
современных требований к уроку;
·
четкой
постановке целей урока;
·
целесообразном
планировании расхода времени на уроке;
·
осуществлении
индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся;
·
рациональном
планировании урока и каждого его этапа;
·
учета
возрастных и психологических особенностей детей;
·
создания
благоприятного психологического климата на уроке.
Требования
к уровню подготовки выпускников.
В результате
изучения информатики и информационных технологий ученик должен
8 класс
знать/понимать
• сущность понятия «информация», ее
основные виды;
• вилы информационных процессов;
примеры источников и приемников информации:
• особенности запоминания, обработки и
передачи информации человеком;
• единицы измерения количества и скорости передачи
информации:
• программный принцип работы
компьютера;
• основные виды программного
обеспечения компьютера и их назначение;
• назначение и функции используемых
информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к
измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя
графический интерфейс: открывать, именовать,
сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать
меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем
памяти, необходимый для хранения
информации; скорость передачи информации;
• создавать
информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст,
используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания:
использовать в тексте таблицы, изображения:
-
создавать
рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с
использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать
презентации на основе шаблонов;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным
оборудованием (принтером, сканером,
модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
•
следовать требованиям техники
безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности к повседневной
жизни для:
• создания информационных объектов, в том числе для
оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного
пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
Учебно-тематический план.
В рабочую программу включены следующие разделы:
Тема
|
Кол-во часов
|
Теория
|
Практические
работы
|
контр.
раб
|
Введение
в предмет
|
1
|
1
|
-
|
-
|
Человек и информация
|
4
|
3
|
1
|
-
|
Первое знакомство с компьютером
|
7
|
3
|
3
|
1
|
Текстовая
информация и компьютер
|
10
|
3
|
6
|
1
|
Графическая
информация и компьютер
|
6
|
2
|
3
|
1
|
Технология
мультимедиа
|
6
|
2
|
4
|
|
ВСЕГО:
|
34
|
14
|
17
|
3
|
Содержание учебного курса.
8 класс
Общее число часов – 31 час. Резерв учебного времени –
4 час.
- Введение в
предмет – 1 час.
Предмет
информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9
классах.
- Человек и
информация – 4 час.(3+1)
Информация и ее виды. Восприятие информации
человеком. Информационные процессы
Измерение
информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры,
работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
Þ
связь между информацией и знаниями человека;
Þ
что такое информационные процессы;
Þ
какие существуют носители информации;
Þ
функции языка как способа представления
информации; что такое естественные и формальные языки;
Þ
как определяется единица измерения информации —
бит (алфавитный подход);
Þ
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
Þ
приводить примеры информации и информационных
процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
Þ
определять в конкретном процессе передачи
информации источник, приемник, канал;
Þ
приводить примеры информативных и неинформативных
сообщений;
Þ
измерять информационный объем текста в байтах (при
использовании компьютерного алфавита);
Þ
пересчитывать количество информации в различных
единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
Þ
пользоваться клавиатурой компьютера для
символьного ввода данных.
3.
Первое знакомство с компьютером – 6
час.(3+3)
Начальные
сведения об архитектуре компьютера.
Принципы
организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление
данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный
компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и
эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы
(ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти.
Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с
комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений;
знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с
файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и
удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером,
поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных
программ.
Учащиеся должны
знать:
Þ
правила техники безопасности и при работе на
компьютере;
Þ
состав основных устройств компьютера, их
назначение и информационное взаимодействие;
Þ
основные характеристики компьютера в целом и его
узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
Þ
структуру внутренней памяти компьютера (биты,
байты); понятие адреса памяти;
Þ
типы и свойства устройств внешней памяти;
Þ
типы и назначение устройств ввода/вывода;
Þ
сущность программного управления работой
компьютера;
Þ
принципы организации информации на внешних
носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
Þ
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны
уметь:
Þ
включать и выключать компьютер;
Þ
пользоваться клавиатурой;
Þ
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться
меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
Þ
инициализировать выполнение программ из
программных файлов;
Þ
просматривать на экране каталог диска;
Þ
выполнять основные операции с файлами и каталогами
(папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
Þ
использовать антивирусные программы.
4.
Текстовая информация и компьютер – 9
час.(3+6)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы.
Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых
документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности,
принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом
(распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода
и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со
шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через
буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными
списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со
встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны
знать:
Þ
способы представления символьной информации в
памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
Þ
назначение текстовых редакторов (текстовых
процессоров);
Þ
основные режимы работы текстовых редакторов
(ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа
с файлами).
Учащиеся должны
уметь:
Þ
набирать и редактировать текст в одном из
текстовых редакторов;
Þ
выполнять основные операции над текстом,
допускаемые этим редактором;
Þ
сохранять текст на диске, загружать его с диска,
выводить на печать.
5.
Графическая информация и компьютер – 5
час.(2+3)
Компьютерная
графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования
изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические
редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в
среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов
и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты,
прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно
использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств:
сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны
знать:
Þ
способы представления изображений в памяти
компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
Þ
какие существуют области применения компьютерной
графики;
Þ
назначение графических редакторов;
Þ
назначение основных компонентов среды графического
редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических
примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны
уметь:
Þ
строить несложные изображения с помощью одного из
графических редакторов;
Þ
сохранять рисунки на диске и загружать с диска;
выводить на печать.
6.
Технология мультимедиа – 6 час.(2+4)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти
компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с
программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей
графические изображения, анимацию, звук, текст.
При наличии технических и программных средств:
демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись
звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой
техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в
презентации.
Учащиеся должны
знать:
Þ
что такое мультимедиа;
Þ
принцип дискретизации, используемый для
представления звука в памяти компьютера;
Þ
основные типы сценариев, используемых в
компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
Þ создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей
изображение, звук, анимацию и текст.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.