Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №9
г. Новый Уренгой
«Согласовано»
Руководитель методического объединения
___________________/О.А. Вельчинская/
Протокол № _____ от «____» ______ 2014 г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №9
__________________________/В.Г.
Житникова/
«____»__________ 2014г.
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №9
_________________/С.Н. Демидова/
Приказ № ____ от «____»________ 2014г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Вельчинской Ольги
Александровны, 1 квалификационная категория
Ф.И.О., квалификационная
категория
по информатике и ИКТ
предмет
9б
класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__________
от
«_____»______2014г.
2014/2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа основного
общего образования по информатике составлена на основе фундаментального ядра
содержания общего образования, требований к результатам освоения основной
общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования,
утверждённого Министерством образования РФ, программы
курса «Информатика и ИКТ» для 7 – 9 кл., базовый уровень/ А.Г. Гейн. В ней отражены все требования обязательного
минимума к базовому образованию по информатике учащихся 7 класса.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа направлена на
всестороннее развитие личности учащихся, освоение знаний, овладение
необходимыми умениями, развитие познавательных интересов и творческих
способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества
в целом. В пpoгpaммe также учитываются основные идеи и положения Программы
развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего
образования.
В настоящей рабочей программе
учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным
образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной
школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения.
Далее, в основной школе они
закрепляю полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при
изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу,
опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое
осмысление, интерпретацию и обобщение полученного опыта. При этом программа
выстроена с ориентацией на то, что курс информатики основной школы является
частью непрерывного курса информатики, который включает в себя и профильное
обучение информатике в старших классах.
В программе сохранена традиционная
для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
Сегодня такая установка особенно актуальна, поскольку в технологическом плане
человеческая деятельность в настоящее время меняется очень быстро, на смену
существующим технологиям приходят новые, которые специалисту приходится
осваивать заново. Именно фундаментальное образование обеспечивает
профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению современных
технологий, в том числе информационных. Поэтому акцент на изучение
фундаментальных основ информатики целесообразен и позволяет реализовать в
полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
В основе курса лежит установка на
формирование у учащихся системы базовых понятий информатики и представлений об
информационных технологиях, а также выработка умений применять их для решения
жизненных задач. Курс информатики трактуется как дисциплина, направленная, с
одной стороны, на освоение теоретической базы, с другой стороны – на овладение
учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в
различных сферах человеческой деятельности.
К теоретической базе относятся
знания основных информационных процессов и особенностей их протекания в
компьютеризированной среде, представление об информации и информационных
системах, знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание
того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание
основных способов алгоритмизации, а также принципов строения компьютера. Важным
компонентом теоретической базы информатики является знание и понимание основных
социально-технологических тенденций, связанных с глобальной информатизацией
общества.
Приобретение учащимися
информационно-коммуникативной компетентности, являющееся одной из центральных
целевых установок российского образования, для курса информатики является
непосредственной целью его изучения. Такая компетентность опирается на
овладение описанным выше теоретическим ядром курса, но не менее значимой её
составляющей является практико-ориентированная часть, обеспечивающая человеку
эффективное его включение в информационные процессы и управление ими. Это
возможно лишь при условии, что ученик не просто обладает знаниями, но и умеет
системно их применять, владеет необходимыми информационными технологиями.
Важным компонентом является умение использовать глобальные сети (в первую
очередь Интернет) для удовлетворения разнообразных информационных потребностей.
Указанная ИКТ-компетентность
подразумевает, что в каждой конкретной ситуации человек способен оценить какая
информация ему нужна для решения стоящей перед ним задачи, откуда и какими
средствами эта информация может быть получена, какая коммуникативная сфера и
как должна быть задействована (при этом он должен уметь защищаться от
возможного негативного воздействия), какими информационными средствами будет
решаться задача и как будет использоваться результат. Все эти составляющие
ИКТ-компетентности непосредственно входят в структуру комплекса универсальных
учебных действий (УУД), овладение которым предписано новым образовательным
стандартом как одним из двух центральных компонентов Фундаментального ядра
общего образования. Таким образом, часть метапредметных результатов образования
входит в структуру курса информатики в качестве предметных.
Информатика имеет очень большое и
всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне
понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
Цели
ü
освоение и
систематизация знаний,
относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов
и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к
средствам моделирования; к информационным процессам в биологических,
технологических и социальных системах;
ü
овладение умениями строить математические объекты информатики, в
том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие
заданному описанию; строить программы на реальном языке программирования по их
описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для
нужд пользователя;
ü
развитие алгоритмического мышления, способностей к
формализации;
ü
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе
умения планировать свою деятельность, работать в коллективе; чувства
ответственности за использование результатов своего труда другими людьми;
установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе,
недопустимости действий, нарушающих права и законные потребности граждан;
ü
приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения,
передачи информационных объектов различного типа с помощью современных
программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации
информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального
проектирования
Задачи
" формирование представления о теоретических
основах информатики, её терминологии и понятийном аппарате;
" воспитание информационной и алгоритмической
культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
" развитие алгоритмического мышления,
необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие
умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами - линейной, условной и циклической;
" формирование умений формализации и
структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в
соответствии с доставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Место и роль
учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение
информатики и ИКТ в 9 классе отводится 2 ч в неделю (68 часов в год).
Формы организации
учебного процесса, технологии обучения, формы контроля
При организации учебного процесса используются следующие
формы уроков: урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции
знаний и умений; комбинированный урок; урок применения знаний и умений; урок
ознакомления с новым материалом; комбинированный урок; урок закрепления
изученного материала.
Применяются технологии обучения:
информационно-коммуникационная и здоровье-сберегающая.
Цель
применения информационно-коммуникационной технологии:
·
Освоение знаний, составляющих основу
научных представлений об информации, информационных процессах.
·
Развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей.
·
Выработка навыков применения средств
информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной
деятельности.
Результат
применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности
учащегося.
Цель применения
здоровье-сберегающей технологии:
·
Создание благоприятного психологического
фона на уроках,
·
использование приемов, способов появления
и сохранения интересов к учебному материалу,
·
создание условий для самовыражения
учащихся.
Деятельностный подход отражает
стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для
данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности.
Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько
на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только
практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску
информации, задания на поиск нестандартных способов решения, систематическая
работа с терминами. При выполнении творческих работ формируется умение
определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно
отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Реализация
календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и
компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
Промежуточная аттестация
проводится в ходе оценивания практических и лабораторных работ, выполнения
промежуточных тестов, в виде контрольных тестов по теоретическому материалу в
конце каждого раздела курса и итоговых тестов.
Программа составлена с учетом специфики данного класса. В
9б (2 группа) классе обучается 7 человек, 2 мальчика и 5 девочек. По итогам
прошлого учебного года уровень качества знаний составил 86 %, уровень
обученности 100%. Данная рабочая программа составлена для учащихся с высоким
творческим потенциалом. Более половины из ребят обладают хорошо сформированными
знаниями, умениями и навыками. Они хорошо воспринимают учебный материал,
обладают сформированными навыками самостоятельной работы, могут свободно
работать и выполнять задания на повышенном уровне сложности. В данной программе
у учащихся обеспечивается развитие универсальных учебных действий,
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий, формирование алгоритмической и информационной культуры.
Система оценивания
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка
выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
|
Отметка
|
95%
и более
|
отлично
|
75-94%
|
хорошо
|
50-74%
|
удовлетворительно
|
менее
50 %
|
неудовлетворительно
|
При выполнении
самостоятельной и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего
проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения
материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение
применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и
характера погрешностей, допущенных учащимися.
•
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия,
определения;
•
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие
о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
•
недочет – неправильное представление об объекте, не
влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
•
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не
искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого
оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания
математики. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный
курс математики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением
прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм, заложенных во всех
предметных областях, выставляется отметка:
-
«5» ставится при выполнении
всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2
недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3
от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены
существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями
поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала); отказ
от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос
осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного
опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение
проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников
на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка
письменных работ учащихся
Оценка «5»
ставится, если:
- работа
выполнена полностью;
- в
логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов, ошибок;
- в
решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка).
Оценка
«4» ставится, если:
- работа
выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;
- допущена
одна ошибка, или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах,
графиках и т.д.
Оценка
«3» ставится, если:
- допущено
более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, рисунках,
чертежах, графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой
теме.
Оценка
«2» ставится, если:
- допущены
существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными
умениями по данной теме в полной мере.
- работа
показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по
проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно;
- выполнено
менее 1/3 части работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№
|
Название раздела
|
Количество часов всего
часов
часов
|
Теория
|
Практические работы
|
Контроль знаний
|
1
|
Приложения
Windows
|
12
|
7
|
4
|
1
|
2
|
Переменные
в алгоритмах и структуры данных
|
25
|
18
|
6
|
1
|
3
|
Хранение
и поиск информации
|
10
|
4
|
5
|
1
|
4
|
Искусство
построения моделей
|
21
|
11
|
9
|
1
|
|
Итого
|
68
|
40
|
24
|
4
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Приложения Windows (12 часов)
Кодирование информации. Понятие
двоичного кодирования. Способы кодирования информационных объектов различного
вида (текст, графика, звук). Измерение количества информации. Единицы
количества информации. Скорость передачи информации по каналу связи.
Представление числовой информации в различных системах счисления. Двоичная и
шестнадцатеричная системы. Действия с числами в двоичной системе. Перевод чисел
из одной системы счисления в другую.
Переменные в алгоритмах и структуры данных (25 часов)
Понятие о формальной и
эвристической обработке информации. Понятие алгоритма. Понятие исполнителя
алгоритма. Допустимые действия исполнителя. Примеры алгоритмов и исполнителей.
Имитация допустимых действий исполнителя на компьютере. Учебный исполнитель
алгоритмов. Алгоритмические конструкции. Понятие ветвления. Применение
алгоритмов с ветвлениями. Понятие цикла в форме «пока» и «для каждого».
Применение циклических алгоритмов. Понятие вспомогательного алгоритма,
заголовка, аргументов и результатов вспомогательного алгоритма. Локальные и
глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных
алгоритмов. Организация данных. Переменные и действия сними. Операция
присваивания. Типы переменных. Символьные переменные и действия над ними.
Понятий массива и его элемента. Операции над массивами. Применение массивов при
решении задач. Графы. Основы языка программирования. Язык программирования как
одно из средств «общения» с компьютером. Реализация основных способов
организации действий в языке программирования, реализация в нем основных
способов организации данных.
Хранение и поиск информации (10 часов)
Компьютерные сети: виды, структура,
принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей:
электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и
разархивирование файлов.
Практика на компьютере:
работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в
Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с
браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с
архиваторами. Знакомство с
энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя
отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из
Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью
текстового процессора.
Искусство построения моделей (21 час)
Понятие модели; модели натурные и информационные.
Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные,
графические, математические, имитационные. Табличная организация информации.
Области применения компьютерного информационного моделирования. Текстовый редактор: его назначение и основные
функции. Работа с текстовым редактором. Гипертекст. Браузеры. Машинная графика.
Графический экран. Система координат. Цвет. Графические примитивы. Важнейшие
операции редактирования изображений. Понятие электронной таблицы. Типы ячеек
электронной таблицы. Заполнение электронной таблицы данными и формулами.
Основные операции, допускаемые электронными таблицами. Хранение данных. Базы
данных. Поиск, замена и добавление информации. Запросы по одному и нескольким
признакам. Решение информационно-поисковых задач.
Практика на компьютере:
работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение
следующих результатов освоения образовательной программы основного общего
образования:
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению,
готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и дознанию, выбору дальнейшего образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению
индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных
интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
4) yмeниe ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в
устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить apгyменты и контраргументы;
5) представление об информатике как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, владение первичными навыками
анализа и критичной оценки получаемой информации, умение распознавать логически
некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость,
активность при решении задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной
информационно-коммуникативной деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию информационных
объектов, задач, решений, рассуждений;
10) организация индивидуальной информационной среды, в
том числе с помощью типовых программных средств;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные
пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу
действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность
выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности
её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения
понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе
самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
аргументированные выводы;
6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и
роли участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
7) первоначальные представления об идеях и методах
информатики как об универсальном средстве моделирования явлений и процессов;
8) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические
средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9) умение видеть информационный компонент в контексте
проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач
и понимать необходимость их проверки;
11) умение видеть различные стратегии решения задач;
12) понимание сущности алгоритмических предписаний и
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
13) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать
алгоритмы для решения учебных задач;
14) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную
на решение задач исследовательского характера;
15) умение находить в различных источниках информацию,
необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать
решение в условиях неполной и избыточной, детерминированной и вероятностной
информации;
16) сформированность учебной и общепользовательской
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ-компетентность);
17) умение решать задачи из разных сфер человеческой
деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ, соблюдая
этические и правовые нормы;
18) умение использовать средства ИКТ для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
19) умение использовать готовые прикладные компьютерные
программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями
программ и сервисами;
предметные:
в сфере
познавательной деятельности:
1) освоение основных понятий и методов информатики;
2) понимание предпосылок к автоматизации информационных
процессов;
3) выделение основных информационных процессов в реальных
ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в
биологических, технических и социальных системах;
4) умение выбирать язык представления информации в
соответствии с поставленной целью, определять внешнюю и внутреннюю формы
представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической
обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки,
деревья и др.);
5) наличие представлений об информационных моделях и
необходимости их использования в современном информационном обществе;
6) умение использовать типовые средства (таблицы, графики,
диаграммы, формулы, программы, структуры данных и пр.) для построения моделей
объектов и процессов из различных предметных областей;
7) умение планировать и проводить компьютерный эксперимент
для изучения построенных моделей;
8) построение модели задачи (выделение исходных дaнных,
результатов, выявление соотношений между ними);
9) выбор источников информации, необходимых для решения
задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные
системы, ресурсы Интернета и др.);
10) выбор программных средств, предназначенных для
работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
11) освоение основных конструкций процедурного языка
программирования;
12) использование основных алгоритмических конструкций
для построения алгоритма и освоение методов решения задач, связанных с
использованием набора типовых учебных алгоритмов, проверка правильности алгоритма
путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление
типовых ошибок с использованием современных программных средств;
13) умение анализировать систему команд формального
исполнителя для определения возможности или невозможности решения сих помощью задач
заданного класса;
14) оценивание числовых параметров информационных
процессов ( объёма памяти, необходимого для хранения информации; скорости
обработки и передачи информации и пр.);
15) построение простейших функциональных схем основных
устройств компьютера;
16) определение основополагающих характеристик современного
персонального коммуникатора, компьютера;
17) приобретение опыта использования информационных
ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической
деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных
средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
18) осуществление мер по повышению индивидуальной
информационной безопасности и понижению вероятности несанкционированного
использования персональных информационных ресурсов другими лицами;
в сфере
ценностно-ориентационной деятельности:
1) понимание роли информационных процессов как фундаментальной
реальности окружающего мира и определяющего компонента в развитии современной
информационной цивилизации;
2) оценка информации, в том числе получаемой из средств
массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать
корректную аргументацию от некорректной;
3) использование ссылок и цитирование источников информации,
анализ и сопоставление различных источников;
4) проблемы, возникающие при развитии информационной
цивилизации, и возможные пути их разрешения;
5) приобретение опыта выявления информационных технологий,
разработанных со скрытыми целями;
6) следование нормам жизни и труда в условиях информационной
цивилизации;
7) соблюдение авторского права и прав интеллектуальной
собственности; знание особенностей юридических аспектов и проблем использования
ИКТ; соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче
информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере коммуникативной
деятельности:
1) знание особенностей представления информации различными
средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных
языков);
2) понимание основных психологических особенностей
восприятия информации человеком;
3) представление о возможностях получения и передачи
информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках
каналов связи;
4) овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций,
формирования Запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации
(браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по
электронной почте и др. ;
в сфере трудовой
деятельности:
1) определение средств информационных технологий, реализующих
основные информационные процессы;
2) понимание принципов действия различных средств информатизации,
их возможностей, технических и экономических ограничений;
3) рациональное использование наиболее распространённых
технических средств информационных технологий для решения общепользовательских
задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер,
графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые
датчики и др.);
4) знакомство с основными средствами персонального компьютера,
обеспечивающими взаимодействие с пользователем (интерфейс, круг решаемых задач,
система команд, система отказов);
5) умение тестировать используемое оборудование и стандартные
программные средства; использование диалоговой компьютерной программы
управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования,
удаления файлов и каталогов;
6) приближённое определение пропускной способности
используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
7) выбор средств информационных технологий для решения
поставленной задачи;
8) создание и оформление текстовых и гипертекстовых документов
средствами информационных технологий;
9) решение расчётных и оптимизационных задач путём
использования существующих программных средств (специализированные расчётные
системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
10) создание и редактирование графической и звуковой
форм представления информации (рисунков, чертежей, фотографий, аудио- и
видеозаписей, слайдов презентаций);
11) использование инструментов презентационной графики
при подготовке и проведении выступлений с сообщениями о результатах выполненной
работы;
12) использование инструментов визуализации для наглядного
Представления числовых данных и динамики их изменения;
13) создание и наполнение собственных баз данных;
14) приобретение опыта создания и преобразования информации
различного вида, в том числе с помощью компьютерных технологий;
в сфере эстетической
деятельности:
1) знакомство с эстетически значимыми кoмпьютерными
моделями и инструментами из различных образовательных областей;
2) приобретение опыта создания эстетически значимых
объектов с помощью средств информационных технологий (графических, цветовых,
звуковых, анимационных);
в сфере охраны
здоровья:
1) понимание особенностей работы с техническими средствами,
применяемыми в информационной сфере, их влияния на здоровье человека, владение
профилактическими мерами при работе с этими средствами;
2) знание и соблюдение требований безопасности и гигиены
в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ИНФОРМАТИКИ
В результате освоения курса
информатики учащиеся получат представление:
- о понятии «информация» – одном из основных понятий
современной науки;
- о понятии «данные» и о других базовых понятиях,
связанных с хранением, обработкой и передачей информации;
- о методах представления (кодирования) и алгоритмах
обработки данных, о способах разработки и программной реализации
простейших алгоритмов;
- о математических и компьютерных моделях, их использовании
в науке и технике;
- о современных компьютерах – универсальных устройствах
обработки информации, связанных в локальные и глобальные компьютерные
сети;
- о применении компьютеров в научно-технических исследованиях;
- о мировых сетях распространения и обмена информацией,
об авторском праве и других юридических и моральных аспектах создания и
использования интеллектуальной собственности в современном мире;
- о различных видах программного обеспечения и сервисов
по обработке информации;
- о существовании вредоносного программного обеспечения
и средствах защиты от него;
- о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры,
мобильные вычислительные устройства и др. ).
У выпускников будут
сформированы:
- основы алгоритмической культуры;
- базовые навыки и умения, необходимые для работы с
основными видами программных систем и сервисов, базовые знания о мировых и
национальных стандартах в сфере информатики и информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ);
- базовые навыки коммуникации с использованием современных
средств ИКТ;
- начальные представления о необходимости учёта юридических
аспектов любого использования ИКТ, о нормах информационной этики.
Обучающиеся познакомятся с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической; получат опыт
написания и отладки программ в выбранной среде программирования.
Раздел «Введение в информатику»
Выпускник научится:
- использовать термины «информация», «сообщение», «данные»,
«кодирование», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между
употреблением этих терминов в обыденной речи ив информатике;
- описывать размер двоичных текстов, используя термины
«бит» , «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие
скорость передачи данных;
- записывать в двоичной системе целые числа от о до
256;
- кодировать и декодировать тексты при известной кодовой
таблице;
- использовать основные способы графического представления
числовой информации.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с примерами математических моделей
и использования компьютеров при их анализе; понять разницу между
математической моделью объекта и его натурной моделью, между
математической моделью объекта/явления и его словесным (литературным)
описанием;
- узнать о том, что любые данные можно описать, используя
алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1 ;
- познакомиться с тем, как информация (данные) представляется
в современных компьютерах;
- познакомиться с двоичной системой счисления;
- познакомиться с двоичным кодированием текстов и с
наиболее употребительными современными кодами;
- познакомиться с примерами использования структур
данных (список, дерево, граф) при описании реальных объектов и процессов.
Раздел «Алгоритмы и элементы программирования»
Выпускник научится:
- использовать термины «информация», «сообщение», «данные»,
«кодирование», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между
употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления
исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке
программирования);
- использовать логические значения, операции и выражения
сними;
- формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием
конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных
алгоритмов, простых и табличных величин;
- создавать алгоритмы для решения несложных задач,
используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы),
вспомогательные алгоритмы и простые величины;
- создавать и выполнять программы для решения несложных
алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
·
познакомиться с
использованием строк в программах и с простейшими операциями со строками;
·
создавать программы для
решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне её;
·
строить модели различных
устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы
команд этих исполнителей;
·
познакомиться с
простейшими задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
·
познакомиться с понятиями
«управление», «сигнал», «обратная связь».
Раздел «Компьютерный практикум по информатике»
Выпускник овладеет:
·
базовыми навыками работы с
компьютером;
·
базовым набором понятий,
которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов
(файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры,
поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
·
знаниями, умениями и
навыками, достаточными для работы на базовом уровне с различными программными системами
и сервисами указанных типов; умением описывать работу этих систем и сервисов с
использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
·
познакомиться с программными
средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
·
практиковаться в создании
текстовых документов, включающих рисунки и другие иллюстративные материалы,
презентации и т. п.;
·
познакомиться с примерами
использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических
исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.
Федеральный
компонент государственного стандарта основного общего образования.
2.
Информатика. Рабочие
программы. Предметная линия учебников А.Г. Гейна и др. 7–9 классы: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений/ А.Г. Гейн. – М.: Просвещение, 2012, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
3.
Информатика. Методические
рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.Г.
Гейн. – М.: Просвещение, 2012.
4.
Учебник «Информатика и информационные
технологии, 9 класс»/ А.Г. Гейн, Н.А.Юнерман, А.А. Гейн. – М.: Просвещение,
2012 (на учебник получены положительные заключения
Российской академии наук и Российской академии образования).
5.
Информатика и информационные
технологии. Рабочая тетрадь, 9 класс/ А.Г. Гейн, А.А. Гейн. – М.: Просвещение,
2012
6.
Информатика и информационные
технологии. Тематические тесты, 9 класс. ГИА/ А.Г. Гейн, А.А. Гейн. – М.:
Просвещение, 2012
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1.
Учебник «Информатика, 9
класс»/ А.Г. Гейн, Н.А.Юнерман, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012
2.
Информатика. Рабочая
тетрадь, 9/ А.Г. Гейн, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012
3.
Информатика и ИКТ.
Тематические тесты, 9. ГИА/ А.Г. Гейн, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012
4.
http://www.bibigon.ru/
– познавательные мультфильмы и видео.
5.
http://video.4ra.biz/?paged=15 –
видеоуроки.
6.
http://www.uroki.ru/pos_rus/baza/baza.htm
– нормы и требования к учебным кабинетам и
подразделениям.
7.
http://school-collection.edu.ru/ –
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
8.
http://it-n.ru/
– сеть творческих учителей
9.
http://pedsovet.su/ – Педагогическое сообщество
Екатерины Пашковой
10. http://internet-urok.net/video/
– видеоуроки в Интернете
11. http://fcior.edu.ru/
– Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
12. www.1september.ru – «Первое
сентября»
13. http://www.openclass.ru/
– сетевое сообщество «Открытый класс»
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ – урок закрепления изученного материала.
УПЗУ – урок применения знаний и умений.
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ – урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ – комбинированный урок.
УУИМЗ – урок усвоения изученного материала в процессе решения задач.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.