Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
142300, Московская область, г.Чехов, ул.
Лопасненская, стр.1/1
Телефоны: 8(49672)2-38-70; 8(49672)6-52-74
Утверждена
приказом директора МБОУ СОШ№3
29 августа 2014 года
№ 66.о.
Рабочая программа по информатике и ИКТ
8 - а, б, в, г, д классы
(базовый уровень)
Составитель:
Мартынова Елена Анатольевна,
учитель
информатики и ИКТ первой квалификационной категории
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы
базового курса информатики и ИКТ, разработанной авторами учебников Босовой
Л.Л., Босовой А.Ю., «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012 год.
Необходимость составления обусловлена
различием количества часов авторской программы, рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 класса в течении 35 учебных часов из
расчета 1 час в неделю и количеством часов, отведённым на изучение предмета
учебным планом школы (при 1–й часовой недельной нагрузки нагрузке - 34 часа за
год).
Изучение информатики и
информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение
следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных
представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными
видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную
деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в
повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в
учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке
труда.
- освоение технологии работы в растровом
редакторе Gimp и векторном редакторе Incskape;
- освоение технологии работы в текстовом
процессоре Word;
- освоение технологии работы в глобальной сети
Интернет;
- освоение технологии работы c мультимедиа
презентациями;
- формирование представления об основах
кодирования;
Основные
задачи программы:
- овладение умениями работать с различными
видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную
информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в
повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов,
в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на
рынке труда.
Данный курс призван обеспечить базовые знания
учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и
информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой
частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными
информационными технологиями.
Поурочное планирование составлено в
соответствии с программой для общеобразовательных школ и ориентировано на
учебное издание Босовой Л.Л., Босовой А.Ю., Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса.
Базовый уровень «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012 год.
Количество
часов по программе - 34 часа. В соответствии с учебным планом на изучение
информатики и ИКТ в 11 классе отводится 1 часа в неделю ( всего за учебный год
– 34 часа).
В авторскую
программу внесены изменения, а именно:
-уменьшено количество часов на 1 в теме «Информация
и информационные процессы»
-увеличено количество часов на 1 в теме Мультимедиа»;
- уменьшено количество часов на 1 в теме «Итоговое
повторение»;
Основное содержание курса информатики и ИКТ.
8
класс (34 часа)
1. Информация и информационные процессы
Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные
сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные
характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и
обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность»,
«достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления
информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и
формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Преобразование
информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный
алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного
кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования.
Равномерные и неравномерные коды.
Измерение информации. Алфавитный подход к
измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита.
Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный
объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт, терабайт).
Понятие информационного процесса. Основные
информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача
информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением
новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая
содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.
Носители информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как
мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска
информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и
нескольким признакам.
Примеры информационных процессов в системах
различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.
2. Компьютер как универсальное устройство
для работы с информацией
Основные компоненты компьютера (процессор,
оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их
функции. Программный принцип работы компьютера.
Устройства персонального компьютера и их
основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные
и количественные характеристики современных носителей информации: объем
информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.
Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость
передачи данных по каналу связи.
Состав и функции программного обеспечения:
системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы
программирования. Антивирусные программы. Архиваторы.
Правовые нормы использования программного
обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс
(рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными
информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование,
сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация
индивидуального информационного пространства.
Гигиенические, эргономические и технические
условия безопасной эксплуатации компьютера.
3. Обработка графической информации
Пространственное разрешение монитора.
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета.
Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.
Возможность дискретного представления
визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти,
необходимой для хранения визуальных данных.
Компьютерная графика (растровая, векторная,
фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
4. Обработка текстовой информации
Текстовые документы и их структурные единицы
(раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых
документов.
Создание и редактирование текстовых документов
на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами
текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер,
начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки,
междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков,
таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок:
сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение
изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры
страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
Инструменты распознавания текстов и
компьютерного перевода.
Сохранение документа в различных текстовых
форматах.
Компьютерное представление текстовой
информации. Кодовые таблицы.
Американский стандартный код для обмена информацией,
примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте
Юникод. Информационный объём фрагмента текста.
5. Мультимедиа
Понятие технологии мультимедиа и области её
применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного
представления звука и видео.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и
макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видео информации.
Композиция и монтаж.
6. Итоговое повторение
Требования к
уровню подготовки учащихся.
В результате изучения информатики и
информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры
источников и приемников информации;
- назначение и функции используемых
информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- приводить примеры информационных процессов,
источников и приемников информации;
- кодировать и декодировать информацию
при известных правилах кодирования;
- переводить единицы измерения количества
информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и
процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость
передачи информации;
- записывать в двоичной системе целые числа от
0 до 256; создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя
нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку
правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения,
диаграммы, формулы;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- передавать информации по телекоммуникационным
каналам в учебной и личной переписке;
- пользоваться персональным компьютером и его
периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным
проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Календарно-тематическое
планирование
Учебно-тематическое планирование.
№
|
Тема
|
Кол-во часов по авторской
программе
|
Кол-во часов по рабочей
программе
|
1
|
Информация и информационные процессы
|
9
|
8
|
2
|
Компьютер как универсальное устройство для
работы с информацией
|
7
|
7
|
3
|
Обработка графической информации
|
4
|
4
|
4
|
Обработка текстовой информации
|
9
|
9
|
5
|
Мультимедиа
|
4
|
5
|
6
|
Итоговое повторение
|
2
|
1
|
|
Итого
|
35
|
34
|
№ урока
|
Раздел,
тема в поурочном планировании
|
Кол-во часов
|
Код контролиру-емого элемента
|
Дата
|
Домашнее
задание
|
8-а
|
8-б
|
8-в
|
8-г
|
8-д
|
|
I.Тема «Информация и
информационные процессы»
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Введение.
Техника безопасности и организация рабочего места.
|
1
|
2.1.1
|
|
|
|
|
|
Введение
РТ: № 1, краткое сообщение на тему «Информатика – это
наука о ….», «ИКТ в современном мире», «Компьютер и здоровье».
|
2.
|
Информация и
её свойства Представление информации
|
1
|
2.1.1
|
|
|
|
|
|
§1.1, вопросы 1–8
РТ: № 2, 4, 6,
1.2, вопросы 1–9
РТ: № 8–12
|
3.
|
Дискретная
форма представления информации
|
1
|
2.1.1
|
|
|
|
|
|
§1.3, вопросы
1–5, 7-8
РТ: № 18, 21, 24, 30, 33, 36
|
4.
|
Единицы
измерения информации
|
1
|
1.1.1
|
|
|
|
|
|
§1.4,
вопросы 1–3, 5
РТ: № 42, 46, 47, 49, 50, 54
|
5.
|
Информационные
процессы. Обработка информации.
|
1
|
2.1
|
|
|
|
|
|
§1.5 (п.1, 2, 3), вопросы 1–8
РТ: № 56, 58, 60
|
6.
|
Информационные
процессы. Хранение и передача информации.
|
1
|
2.1
|
|
|
|
|
|
§1.5 (п.4, 5, 6), вопросы 9–14, сообщение «История
средств хранения информации
|
7
|
Практическая
работа №1 по теме: «Всемирная паутина как
информационное хранилище»
|
1
|
|
|
|
|
|
|
§1.6, вопросы 1–8
РТ: № 68, 70
|
8.
|
Контрольная
работа №1 по теме: «Информация и информационные процессы»
|
1
|
1.1.3
|
|
|
|
|
|
|
|
II.Тема «Компьютер как
универсальное устройство для работы с информацией»
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
Основные
компоненты компьютера
|
1
|
1.4.1
|
|
|
|
|
|
§2.1, вопросы 1-9
РТ: № 71, 72
|
10.
|
Персональный
компьютер.
|
1
|
1.4.1
|
|
|
|
|
|
§2.2, вопросы 1-4
РТ: № 77-80, 82, 90, сообщение «История мыши»,
«Принцип работы клавиатуры»
|
11.
|
Программное
обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение
|
1
|
1.4.1
|
|
|
|
|
|
§2.2, вопросы 1-4
РТ: № 77-80, 82, 90, сообщение «История мыши»,
«Принцип работы клавиатуры»
|
12.
|
Системы
программирования и прикладное программное обеспечение
|
1
|
1.4.1
|
|
|
|
|
|
§2.3 (п.3,4,5), вопросы 10, 12-18
РТ: № 100, 103, 104
|
13.
|
Файлы и
файловые структуры
|
1
|
1.4.3
|
|
|
|
|
|
§2.4, вопросы 1-16
РТ: № 105, 107, 109, 111, 113, 114, 118, 119
|
14.
|
Пользовательский
интерфейс
|
1
|
2.1.2
|
|
|
|
|
|
§2.5, вопросы 1-12
РТ: № 120, 121
|
15.
|
Контрольная
работа №2 по теме: «Компьютер как универсальное устройство для работы с
информацией» в формате компьютерного тестирования
|
1
|
2.1
|
|
|
|
|
|
|
|
III.Тема «Обработка
графической информации»
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
|
Формирование
изображения на экране компьютера . Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» (Задания
3.1–3.4)
|
1
|
2.3.3
|
|
|
|
|
|
§3.1, вопросы 1-7
РТ: № 122-126, 137-139
|
17.
|
Компьютерная
графика. (Задания 3.5–3.9)
|
1
|
2.3.3
|
|
|
|
|
|
§3.2, вопросы 1-3, 5-10
РТ: № 152, 157, 158, сообщение «Компьютерная графика
и сферы её применения», «Фрактальная графика»
|
18.
|
Практическая
работа №3 по теме: «Создание графических
изображений» (Задание 3.10)
|
1
|
2.3.3
|
|
|
|
|
|
§3.3 (1,2), вопросы 1-9
РТ: № 156, 160, 162, 165
|
19.
|
Контрольная работа
№3 по теме: «Обработка графической информации» в формате компьютерного
тестирования
|
1
|
2.3.3
|
|
|
|
|
|
|
|
IV.Тема «Обработка текстовой
информации»
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
20.
|
Текстовые
документы и технологии их создания. Задания 4.1–4.5
|
1
|
2.3
|
|
|
|
|
|
§4.1, вопросы 2-6
РТ: № 166–168
|
21.
|
Практическая
работа №4 по теме: «Создание текстовых документов
на компьютере» Задания
4.6–4.9
|
1
|
2.3.1
|
|
|
|
|
|
§4.2, вопросы 1-12
РТ: № 169, 173, 175, 176, 178, 179, 181
|
22.
|
Прямое
форматирование .Задания
4.10–4.12
|
1
|
2.3.1
|
|
|
|
|
|
§4.3 (1,2,3), вопросы 1-3
РТ: № 186, 187
|
23.
|
Стилевое
форматирование .Задания
4.13–4.16
|
1
|
2.3.1
|
|
|
|
|
|
§4.3 (п. 4,5), вопросы 4-9
РТ № 188, 189
|
24.
|
Визуализация
информации в текстовых документах.
Задания 4.17–4.18
|
1
|
2.3.1
|
|
|
|
|
|
§4.4, вопросы 1-8
РТ № 189, сообщение «Инфографика»
|
25.
|
Распознавание
текста и системы компьютерного перевода. Задания 4.19–4.20
|
1
|
2.3.3
|
|
|
|
|
|
§4.5, вопросы 1-7
РТ № 190, 191
Сообщение «Сетевые серверы по компьютерному переводу»
или «Технологии сканирующего листания»
|
26.
|
Оценка
количественных параметров текстовых документов. Задания 4.21
|
1
|
2.3.3
|
|
|
|
|
|
§4.6, вопросы 1-9
РТ № 196, 198, 200, 201
|
27.
|
Практическая
работа №5 по теме: Оформление реферата «История
вычислительной техники».
|
1
|
2.3.3
|
|
|
|
|
|
§§ 4.1–4.6,
РТ № 209, 210, 212, 213
|
28.
|
Контрольная
работа №4 по теме: «Обработка текстовой информации» в формате
тестирования
|
1
|
2.3.3
|
|
|
|
|
|
|
|
V.Тема «Мультимедиа»
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
29.
|
Технология
мультимедиа. Задание 5.1
|
1
|
2.7.1
|
|
|
|
|
|
§5.1, вопросы 1-7
|
30.
|
Компьютерные
презентации. Задание 5.2
|
1
|
2.7.1
|
|
|
|
|
|
§5.2, вопросы 1-8
РТ № 223, 226
|
31.
|
Создание
мультимедийной презентации.
Задание 5.2
|
1
|
2.7.1
|
|
7
|
|
|
|
РТ № 228
|
32.
|
Практическая
работа №6 по теме: «Создание мультимедийной
презентации на тему:"Мой любимый фильм"»
|
1
|
2.7.1
|
|
|
|
|
|
|
33.
|
Контрольная
работа №5 по теме: Итоговая контрольная работа «Мультимедиа»
|
1
|
2.7.1
|
|
|
|
|
|
|
|
VI.Итоговое повторение
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
34.
|
Основные
понятия курса.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
I. Учебно-методический
комплект
1.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы /
Составитель М. Н. Бородин. – 4 – е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика и
ИКТ» Базовый кур: Учебник для 8 класса – М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012
г.;
3. рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л.
«Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г;
4. Набор цифровых образовательных ресурсов для
8 класса . Локальная версия ЭОР в поддержку курса. URL:: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
II. Дополнительная литература.
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Программа курса
«Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы)/ (http://metodist.lbz.ru)
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Пояснительная
записка к учебнику «Информатика и ИКТ» для 8 класса. (http://metodist.lbz.ru)
3. Кузнецов А.А., Пугач В. Тестовые задания.
Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 + диск
4. Самылкина В. Построение тестовых заданий по
информатике. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003
5. Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс.
Базовый курс. Практикум - задачник по моделированию. – Спб. «Питер», 2012
III. Технические средства обучения
- Рабочее место ученика (системный блок,
монитор, клавиатура, мышь).
- Рабочее место учителя (системный блок,
монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Микрофон (рабочее место учителя).
- Проектор.
- Лазерный принтер черно-белый
- Локальная сеть.
IV. Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Файловый менеджер Проводник (входит в состав
операционной системы).
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в
состав операционной системы).
- Мультимедиа проигрыватель Windows Media
(входит в состав операционной системы).
- Программа Звукозапись (входит в состав
операционной системы).
- Браузер Mozilla Firefox (свободное
программное обеспечение)
- Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый разработки презентаций Microsoft
PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
«Согласовано»
Протокол заседания
ШМК
математики, физики и информатики
от 29 августа
2014
№ 1
|
.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по
УР
____________ Зубрилина
Е.П.
« 29 » августа 2014г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.