Пояснительная
записка
Настоящая программа
составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по
информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение
базового курса информатики и ИКТ учащимися
8 классов в течении 35 учебных часов из расчета I час в неделю. Программа соответствует
федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования
по информатике и информационным технологиям.
Общая
характеристика учебного предмета.
Информатика
– это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она
способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на
этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом
образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными
объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные
процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия
содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный
процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая
же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования
средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования
функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и
для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс
нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать,
критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать
информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и
корректировать планы.
Цели:
•
освоение
знаний, составляющих
основу научных представлений об информации, информационных процессах,
системах, технологиях и моделях;
•
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью
компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную
деятельность и планировать ее результаты;
•
развитие
познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
•
воспитание
ответственного
отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных
проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных
на рынке труда.
Основные задачи программы:
§ систематизировать подходы к изучению предмета;
§ сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с
созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
§ научить пользоваться распространенными прикладными
пакетами;
§ показать основные приемы эффективного использования
информационных технологий;
§ сформировать логические связи с другими предметами
входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся,
т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных
процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного
взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными
технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных
профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной
культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим
редактором, электронными таблицами, мультимедийными продуктами.
Программой предполагается проведение практических работ,
направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала
осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела
курса заканчивается проведением контрольной работы.
Содержание программы
1. Информация и информационные процессы - 9 часов.
Цели изучения курса информатики и
ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
Информация и её свойства
Представление информации
Дискретная форма представления
информации
Единицы измерения информации
Информационные процессы.
Обработка информации.
Информационные процессы. Хранение
и передача информации.
Всемирная паутина как
информационное хранилище.
Контрольный тест. Информация
и информационные процессы.
|
Практика
на компьютере: освоение клавиатуры, работа с
тренажерами; основные приемы редактирования.
Учащиеся
должны
Знать:
·
Связь между информацией и знаниями человека;
·
Что такое информационные процессы;
·
Какие существуют носители информации;
·
Функции языка, как способа представления
информации; что такое естественные и формальные языки;
·
Как определяется единица измерения информации –
бит; (алфавитный подход);
·
Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
Уметь:
·
Приводить примеры информации и информационных
процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
·
Определять в конкретном процессе передачи
информации источник, приемник, канал;
·
Приводить примеры информативных и неинформативных
сообщений;
·
Измерять информационный объем текста в байтах (при
использовании компьютерного алфавита);
·
Пересчитывать количество информации в различных
единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
·
Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного
вода данных.
2. Компьютер как универсальное устройство для
работы с информацией - 6 часов.
Основные
компоненты компьютера. Персональный компьютер.
|
Программное
обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение
|
Системы
программирования и прикладное программное обеспечение
|
Файлы и
файловые структуры
|
Пользовательский
интерфейс
|
Контрольный тест. Устройство ПК.
|
Практика на компьютере:
знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключений;
знакомство с пользовательским интерфейсом ОС; работа с файловой системой ОС
(перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок,
переименование файлов, работа с файловыми менеджерами, поиск файлов на диске);
работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся
должны
Знать:
·
Правила техники безопасности и правила работы на
компьютере;
·
Состав основных устройств компьютера, их назначение
и информационное взаимодействие;
·
Основные характеристики компьютера в целом и его
узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
·
Структуру внутренней памяти компьютера (биты,
байты); понятие адреса памяти;
·
Типы и свойства устройств внешней памяти;
·
Типы и назначение устройств ввода-вывода;
·
Сущность программного управления работой
компьютера;
·
Принципы организации информации на внешних носителях:
что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
·
Назначение программного обеспечения и его состав.
Уметь:
·
Включать и выключать компьютер;
·
Пользоваться клавиатурой;
·
Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться
меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
·
Инициализировать выполнение программ из программных
файлов;
·
Просматривать на экране директорию диска;
·
Выполнять основные операции с файлами и каталогами
(папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
·
Использовать антивирусные программы.
3. Обработка графической информации - 4 часа.
Формирование изображения
на экране компьютера
|
Компьютерная графика
|
Создание графических
изображений
|
Контрольный тест. Графический
редактор.
Практика на компьютере: создание изображения в
среде графического редактора растрового типа с использованием основных
инструментов и приёмов манипулирования рисунком (копирование, отражение,
повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа
(можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Учащиеся должны
Знать:
·
Способы представления изображений в памяти ЭВМ;
понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
·
Какие существуют области применения компьютерной
графики;
·
Назначение графических редакторов;
·
Назначение основных компонентов среды графического
редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических
примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;
Уметь:
·
Строить несложные изображения с помощью одного из
графических редакторов;
·
Сохранять рисунки на диске и загружать с диска;
выводить на печать.
4. Обработка текстовой информации - 9 часов.
Текстовые
документы и технологии их создания
|
Создание
текстовых документов на компьютере
|
Прямое
форматирование
|
Стилевое
форматирование
|
Визуализация
информации в текстовых документах
|
Распознавание
текста и системы компьютерного перевода
|
Оценка
количественных параметров текстовых документов
История
вычислительной техники
|
Контрольный тест.
Текстовый редактор.
|
Практика на компьютере: основные приемы ввода и
редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со
шрифтами; приемы форматирования; работа с выделенными блоками через буфер
обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками;
вставка объектов в текст (рисунков и формул); знакомство со встроенными
шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Знать:
·
Способы представления символьной информации в
памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
·
Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
·
Основные режимы работы текстовых редакторов
(ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа
с файлами);
Уметь:
·
Набирать и редактировать текст в одном из текстовых
редакторов;
Выполнять
основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
·
Сохранять текст на диске, загружать его с диска,
выводить на печать.
5. Мультимедиа- 4 часов.
Технология
мультимедиа.
|
Компьютерные
презентации
|
Создание
мультимедийной презентации
Контрольный
тест.
|
Практика на компьютере: освоение работы с программным
пакетом создания презентаций; создание презентаций, содержащей графические
изображения, анимацию, звук, текст.
Учащиеся должны
Знать:
·
Что такое мультимедиа;
·
Принцип дискретизации, используемый для
представления звука в памяти компьютера;
·
Основные типы сценариев, используемых в
компьютерных презентациях;
Уметь:
·
Создавать несложную презентацию в среде типовой
программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
6. Итоговое повторение– 3 часа.
Итоговый контрольный тест.
Содержание учебного
курса.
№
|
Название
темы
|
Количество
часов
|
Контрольные
работы
|
-
|
Информация и информационные
процессы
|
9
|
1
|
-
|
Компьютер как универсальное
устройство для работы с информацией
|
6
|
1
|
-
|
Обработка графической информации
|
4
|
1
|
-
|
Обработка текстовой информации
|
9
|
1
|
-
|
Мультимедиа
|
4
|
1
|
-
|
Итоговое повторение
|
3
|
1
|
|
Итого:
|
35
|
6
|
Используемая литература
1.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика и ИКТ» для 8
класса. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика » для 7 класса.
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
3.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика и ИКТ»
рабочая тетрадь для 8 класса. БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012.
4.
Ссылки на материалы Единой Коллекции цифровых
образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
– анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала
более наглядным и увлекательным.
5.
УМК на сайте издательства в форме авторской
мастерской (http://metodist.lbz.ru).
6.
Семакин И.Г. «Информатика и
ИКТ. Базовый курс» учебник для 8 класса, . - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
20012.
7.
Семакин И.Г. «Информатика»
Задачник-практикум в 2-х томах для 7-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 20013.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.