Инфоурок Информатика Рабочие программыРабочая программа по информатике 5-9 класс (УМК Босова)

Рабочая программа по информатике 5-9 класс (УМК Босова)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ рабочая программа 5-9 класс.docx

1.      Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа по информатике 5-9 классов разработана на основе:

- основной образовательной программы школы;

- примерной программой по информатике и ИКТ (Информатика. 5-9 класс. - М.: Просвещение, 2011.-32с.Серия: Стандарты второго поколения);

с учетом:

- авторской программы «Информатика. 5-6 классы. 7-9 классы. Программа для основной школы». Автор: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Издательство: Бином. Лаборатория знаний. Серия: Программы и планирование. ISBN 978-5-9963-1171-2; 2013 г.;

- учебно-методического комплекса (далее – УМК) «Информатика» для 5-6, 7-9 классов, авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.;

- В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

 

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов,  прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Таким образом, изучение информатики вносит значительный вклад в достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы, способствуя

в 5-6 классах:

v  развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

v  целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

v  воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

в 7-9 классах:

v  формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

v  совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

v  воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

 

2.      Общая характеристика учебного предмета

 

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой. Химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы сделан  акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.

 

3.      Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Данная рабочая программа позволяет организовать учебный процесс с использованием современных педагогических технологий ( в том числе дистанционных образовательных технологий, музейное образование и др.). Реализация рабочей программы допускает  сочетание различных форм обучения. Возможна организация обучения по индивидуальным учебным планам.

В базисном учебном   плане основной школы информатикаи ИКТ  изучается с 8 класса  (один час в неделю). В 9 –ом классе – 2 часа в неделю. В учебном плане школы  данное распределение часов соблюдается. Помимо этого в 5-7 класса ведется изучение информатики ИКТ  за счет школьного компонента по одному часу в неделю  в каждой параллели.

 

4.      Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика и ИКТ»

 

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

- понимание роли информационных процессов в современном мире;

- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 

5. Содержание учебного предмета

 

Структура содержания учебного предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:

- введение в информатику;

- алгоритмы и начала программирования;

- информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.  Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители  информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации.  Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы  – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования,  управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных,  образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе. В курсе основной школы по информатике и ИКТ направления проектной деятельности связанно с развитием ИКТ компетентности учащихся.

 

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

5–7классы

Темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Информация вокруг нас (19 часов)

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление . Понятие как форма мышления.

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.  Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители  информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации.  Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Аналитическая деятельность:

·         приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

·         приводить примеры информационных носителей;

·         классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

·         разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

·         определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

·     оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

·      приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

·      классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

·      выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

·      анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.

 

Практическая деятельность:

·         кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

·         работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

·         осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

·         сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

·         систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

·         вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

·         преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;

·         решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

·     кодировать и декодировать сообщения  по известным правилам кодирования;

·     определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

·     определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

·     оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

·         оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).

Тема 2. Компьютер  (14 часов)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Аналитическая деятельность:

·       выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

·       анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

·       определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

·     анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

·     анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

·     определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

·     анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

·     определять основные характеристики операционной системы;

·     планировать собственное информационное пространство.

 

 

Практическая деятельность:

·      выбирать и запускать нужную программу;

·      работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

·      вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

·      создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

·      соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

·     получать информацию о характеристиках компьютера;

·     оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

·     выполнять основные операции с файлами и папками;

·     оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

·     оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

·     использовать программы-архиваторы;

·      осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов  помощью антивирусных программ.

Тема 3. Подготовка текстов на компьютере (17 часов)

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

 

Аналитическая деятельность:

·      соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

·      определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

·     анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

·     определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

·     выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

 

 

Практическая деятельность:

·      создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

·      выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

·      осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

·      оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

·      создавать и форматировать списки;

·      создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

·     создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

·     форматировать текстовые документы (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

·     вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

·     выполнять коллективное создание текстового документа;

·     создавать гипертекстовые документы;

·     выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода,  КОИ-8Р, Windows 1251);

·      использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Тема 4. Компьютерная графика  (10 часов)

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации.

 Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета.  Компьютерная графика (растровая, векторная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Аналитическая деятельность:

·       выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

·       планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

·       определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

·     анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

·     определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

·     выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

 

 

Практическая деятельность:

·      использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

·      создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

·     определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

·     создавать и редактировать  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора;

·      создавать и редактировать    изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора.

Тема 5. Создание мультимедийных объектов (11 часов)

 

Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. 

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных

Аналитическая деятельность:

·       планировать последовательность событий на заданную тему;

·       подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

·     используемого программного средства;

·     определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

·     выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

 

 

Практическая деятельность:

·       использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

·       создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

·     создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

·       записывать звуковые файлы  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Тема 6. Объекты и системы (8 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Аналитическая деятельность:

·      анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

·      выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

·      осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

·      приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

 

Практическая деятельность:

·      изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

·      изменять свойства панели задач;

·      узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

·      упорядочивать информацию в личной папке.

Тема 7. Информационные модели (10 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Аналитическая деятельность:

·       различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

·       приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

 

Практическая деятельность:

·      создавать словесные модели (описания);

·      создавать многоуровневые списки;

·      создавать табличные модели;

·      создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

·      создавать диаграммы и графики;

·      создавать схемы, графы, деревья;

·      создавать графические модели.

Тема 8. Алгоритмика (10 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Аналитическая деятельность:

·     приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

·     придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

·     выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

 

Практическая деятельность:

·     составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

·     составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;

·     составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

 

Итоговое повторение. Основные понятия курса 6 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 класс

Темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Раздел I

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ – 9 часов

 

 

Информация в живой и неживой природе.

 Информация в обществе и технике.

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Количество информации.

 Определение количества информации.

Алфавитный подход к определению количества информации.

 

Аналитическая деятельность:

·         Приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике.

 

·         Объяснять принципы кодирования информации.

 

·         Решать задачи на определение количества информации.

 

Практическая деятельность:

·         Переводить единицы измерения количества информации с помощью калькулятора.

·         Вводить информацию с помощью клавиатуры.

 

 

Раздел II

КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ. 7 часов

Устройство компьютера.

Файлы и файловая система.

Программное обеспечение компьютера.

 Графический интерфейс операционных систем.

 Компьютерные вирусы  и антивирусные программы.

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

Аналитическая деятельность:

·         Приводить примеры основных устройств компьютера

·         Классифицировать программное обеспечение

·         Определять способы защиты информации

Практическая деятельность:

·         Работать с файлами

·         Форматировать диски

·         Устанавливать дату и время

·         Определять разрешение мыши

·         Защищать и лечить от вирусов

 

Раздел III.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 19 часов

Передача информации.

 Локальные компьютерные сети.

 Глобальная компьютерная сеть Интернет.

 Глобальная компьютерная сеть Интернет.

 Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

 Электронная почта.

Файловые архивы.

Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

 Поиск информации в Интернете.

Web-страницы и Web-сайты.

Вставка изображений в Web-страницы.

 Списки на Web-страницах.

 Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.

Аналитическая деятельность:

·         Иметь понятие информационного ресурса.   

·         Приводить основные принципы работы во всемирной паутине

·         Иметь понятие интерактивного общения

·         .

·         Соблюдать правила поведения в коллективном взаимодействии: форуме, телеконференции, чате.

·         Соблюдать Правила переписки, приложения к письмам.

·         Соблюдать Правила поиска информации в различных источниках.

·         Иметь понятия о файловых архивах, гипертексте, языке HTML

·         Соблюдать правила информационной безопасности.

Практическая деятельность:

·         Предоставлять доступ к диску

·         Подключаться к Интернету

·         Путешествовать в паутине

·         Работать с электронной почтой

·         Искать информацию в Интернете

·         Загружать файлы

·         Разрабатывать сайты

 

 

 

 

 

 

 

9 класс

 

Темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Раздел I

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации 15часов

 Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

Растровые изображения на экране монитора.

 Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и  HSB.

Растровая и векторная графика.

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах.

У Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.

 Растровая и векторная анимация.

 Растровая и векторная анимация.

 Кодирование и обработка звуковой информации.

 «Кодирование и обработка звуковой информации.

Цифровое фото и видео.

 

 

Аналитическая:

·     анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

·     определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

·     выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

 

Практическая:

·         определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

·         создавать и редактировать  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора;

·         создавать и редактировать    изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора.

Раздел II

Кодирование и обработка текстовой информации 9 часов

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

 

Аналитическая деятельность:

·     анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

·     определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

·     выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

 

Практическая деятельность:

·     создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

·     форматировать текстовые документы (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

·     вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

·     выполнять коллективное создание текстового документа;

·     создавать гипертекстовые документы;

·     выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода,  КОИ-8Р, Windows );

использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Раздел III

Кодирование и обработка числовой информации

10 часов

 Представление числовой информации с помощью систем счисления.

 Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

 Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

 Основные типы и форматы данных.

Встроенные функции.

 Построение диаграмм и графиков.

Базы данных в электронных таблицах.

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

 

 

Аналитическая деятельность:

·     анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

·     определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

·     выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

 

Практическая деятельность:

·         Переводить числа из одной системы счисления в другую

·         Использовать относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

·         Создавать таблицы значений функций

·         Сортировать и искать данные

·         создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

·         строить  диаграммы и графики в электронных таблицах.

Моделирование и формализация 10 часов

Понятия натурной и информационной моделей

Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.

Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Аналитическая деятельность:

·     осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

·     оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

·     определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

·     анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

·     определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

·     выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

 

Практическая деятельность:

·     строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

·     преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

·     исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

·     работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

·     создавать однотабличные базы данных;

·     осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования 20 часов

 Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.

 Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление».

Алгоритмическая структура «цикл».

Этапы решения задачи на компьютере.

Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.

Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

 Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

 Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

 

Аналитическая деятельность:

·     выделять этапы решения задачи на компьютере;

·     осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

·     сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

 

Практическая деятельность:

·     исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

·     разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

·     разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

o  (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; 

o  подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

o  нахождение суммы всех элементов массива;

o  нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

сортировка элементов массива  и пр.).

Информационное  общество 6 часов

Информационное общество.

Информационная культура.

Аналитическая деятельность:

·         Приводить примеры информационного общества

·         Владеть информационной культурой

 

 

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

В школе имеются два кабинета информатики. Помещения кабинетов  информатики, их  оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10).

В каждом кабинете оборудованы 12 стационарных рабочих мест и 1 рабочее место преподавателя, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера обеспечивает пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование представлено как в стационарном исполнении. Кабинеты  информатики укомплектованы  следующим периферийным оборудованием:

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

КОЛИЧЕСТВО

Примечание

МФУ(черно-белой печати, формата А4);

1

 

(мультимедийный проектор), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

1

 

интерактивная доска;

1

 

устройства для ввода визуальной информации (сканер, web-камера,);

 

1

 

акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

 

1

 

комплект оборудования для подключения к сети Интернет.

1

 

 

Компьютерное оборудование использует  операционную систему Windows. Все программные средства, установленные на компьютерах в кабинетах  информатики, лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.

Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» имеется наличие следующего программного обеспечения:

-       операционная система;

-       файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

-       почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

-       браузер (в составе операционных систем или др.);

-       мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

-       антивирусная программа;

-       программа-архиватор;

-       программа-переводчик;

-       система оптического распознавания текста;

-       клавиатурный тренажер;

-       интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;

-       растровый и векторный графические редакторы;

-       звуковой редактор;

-       система программирования;

-       геоинформационная система;

-       редактор Web-страниц.

Библиотечный фонд (книгопечатной продукции) кабинетов  информатики включает:

-       нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.);

-       учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);

-       научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);

-       периодические издания.

Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий включает плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающие основное содержание учебного предмета «Информатика», представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде.

В кабинетах  информатики организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

-       комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;

-       информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;

-       каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.

Примечание: Учебно-методический комплекс прилагается.

 

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ»

 

Все темы, изучаемые  информатике  объединены в три раздела : «Введение в теоретическую информатику»; «Алгоритмы и начала программирования» ; «Информационные и коммуникационные технологии».  Планируемые результаты к каждому разделу учебной программы:

Раздел 1. Введение в теоретическую информатику

Выпускник научится:

-       декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

-       оперировать единицами измерения количества информации;

-       оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

-       записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

-       составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

-       анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

-       перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

-       выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

-       строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

-       углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

-       научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

-       научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита

-       переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

-       познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

-       научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

-       научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.

-       сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;

-       познакомиться с примерами использования графов и деревьев  при описании реальных объектов и процессов

-       научиться строить математическую   модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научится:

-       понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

-       оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

-       понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

-       исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

-       составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

-       ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.

-       исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.

-       исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

-       понимать правила записи  и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

-       определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

-       разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

-       исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

-       составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

-        определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

-       подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

-       по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

-       исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);

-       разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

-       разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

-       называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

-       описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

-       подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

-       оперировать объектами файловой системы;

-       применять основные правила создания текстовых документов;

-       использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

-       использовать  основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;

-       работать с формулами;

-       визуализировать соотношения между числовыми величинами.

-       осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

-       основам организации и функционирования компьютерных сетей;

-       составлять запросы для поиска информации в Интернете;

-       использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Выпускник получит возможность :

-       научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

-       научится систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

-       научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

-       расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

-       научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.

-       познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

-       закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

-       сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по информатике 5-9 класс (УМК Босова)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная рабочая программа по информатике 5-9 классов разработана на основе: - основной образовательной программы школы; - примерной программой по информатике и ИКТ (Информатика. 5-9 класс. - М.: Просвещение, 2011.-32с.Серия: Стандарты второго поколения); с учетом: - авторской программы «Информатика. 5-6 классы. 7-9 классы. Программа для основной школы». Автор: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Издательство: Бином. Лаборатория знаний. Серия: Программы и планирование. ISBN 978-5-9963-1171-2; 2013 г.; - учебно-методического комплекса (далее – УМК) «Информатика» для 5-6, 7-9 классов, авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.; - В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом: - формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; - формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; - развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической; - формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; - формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы. Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий. Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни. Таким образом, изучение информатики вносит значительный вклад в достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы, способствуя в 5-6 классах: v развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; v целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; v воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; в 7-9 классах: v формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; v совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.); v воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 716 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.09.2020 147
    • ZIP 77 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лагутина Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лагутина Ирина Николаевна
    Лагутина Ирина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 104050
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 153 человека из 51 региона

Курс профессиональной переподготовки

Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель информационных технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 188 человек из 53 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе