Пояснительная записка
Рабочая
программа учебного предмета «Информатика» составлена на основе авторской
программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы
Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.
Цели обучения информатике в начальной школе:
1. Формирование общих
представлений школьников об информационной картине мира, об информации и
информационных процессах как элементах реальной действительности.
2. Знакомство с основными
теоретическими понятиями информатики.
3. Приобретение опыта
создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков,
схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
4. Формирование умения
строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных
и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
5. Формирование
системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов,
рисунков, схем.
6. Формирование и развитие
умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в
ном процессе.
7. Формирование и развитие
умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и
эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
В ходе обучения информатике
по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного
пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
- развиваются общеучебные,
коммуникативные элементы информационной культуры, т. е. умения с
информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и
передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из
учебников, обмениваться информацией между собой и пр.);
- формируется умение описывать
объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них
различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формируются начальные навыки
использования компьютерной техники и современных информационных технологий
для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для
освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.
Логика изложения и содержание
авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента
государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не
внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в
обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к
элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Формы организации учебного процесса:
При
проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы,
работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры.
Виды деятельности на уроке:
1 – чтение текста
2 – выполнение заданий и упражнений (информационных
задач)
3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)
4 – компьютерный практикум (работа с электронным
пособием)
5 – работа со словарём
6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа
7 – итоговое тестирование
8 – эвристическая беседа
9 – разбор домашнего задания
10 – физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты
Общая характеристика учебного предмета
Программа
конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт
распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения
разделов и тем учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения,
возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор
практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной
компетентности учащихся.
Непрерывность обучения
информатике со 2 по 11 класс — это необходимый шаг в развитии общего
образования.
Данный курс информатики в
начальной школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных
заведениях и рассчитан на обучение с применением компьютера.
Компьютер, как правило,
используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового
материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с
использованием компьютера (здесь достаточно одного или двух компьютеров в
классе, урок ведет учитель начальных классов), а также для организации индивидуального
обучения и для поощрения. Курс обладает большим развивающим
потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний,
полученных на Других уроках, в частности на уроках математики, русского языка,
природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения
новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих
других.
Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так,
требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с
помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений в
рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума
вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие
операции с файлами и данными.
В содержательном плане данный
курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в
соответствии с минимумом содержания образовательной области «Информатика».
Содержание курса строилось на основе трёх основных идей:
1.
Элементарного изложения
содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий
и представлений о компьютере.
2.
Разделение в представлении
школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной
действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
3.
Формирование и развитие умения
целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста,
рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты
реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных
носителях информации.
Место учебного предмета в учебном
плане
Учебный предмет «Информатике и ИКТ» относится к образовательной области «Технология».
Рабочая программа по информатике и ИКТ рассчитана на 34
учебных часа.
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов для проведения контрольных: 4 часа
Ценностные ориентиры
содержания учебного предмета
Основной
целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся
основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это
и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения
достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования
на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем
звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании
курса:
·
основы логической и алгоритмической
компетентности, в частности овладение основами
логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с
алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
·
основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения,
представления информации, в том числе информации, данной в различных видах:
текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
·
основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств
ИКТ) для решения информационных задач;
·
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются
стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей
информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны
с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и
передачи информации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные
результаты
1) овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные
результаты
1) освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
3) использование знаково-символических
средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и
средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска
(в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве
Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением;
6) осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
форме;
7) овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
9) готовность конструктивно разрешать
конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о
сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений
действительности;
11) овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
Предметные
результаты
1) владение базовым понятийным аппаратом:
-
цепочка (конечная последовательность);
-
мешок (неупорядоченная совокупность);
-
утверждения, логические значения утверждений;
-
исполнитель, система команд и ограничений,
конструкция повторения;
-
дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
-
игра с полной информацией для двух игроков,
понятия: правила игры,
ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2)
владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их
применением к решению информатических и неинформатических задач:
-
выделение, построение и достраивание по системе
условий: цепочки, дерева, мешка;
-
проведение полного перебора объектов;
-
определение значения истинности утверждений для
данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений,
в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет,
всего, не;
-
использование имён для указания нужных
объектов;
-
использование справочного материала для поиска
нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и
энциклопедий;
-
сортировка и упорядочивание объектов по
некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
-
выполнение инструкций и алгоритмов для решения
некоторой практической или учебной задачи;
-
достраивание, построение и выполнение программ
для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
- использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов
партий игры, классификации, описания структуры.
Содержание учебного предмета
Виды информации. Человек и компьютер
Человек и информация: мы живём в мире информации; информацию человек воспринимает с
помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа); звуки несут человеку
информацию; примеры звуковой информации.
Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная),
обонятельная вкусовая, тактильная (осязательная),
обонятельная информация; примеры.
Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т.
д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожа и пр.)
Приёмники информации: люди и животные – приёмники различных видов информации (на
примерах); радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон –
средство связи и общения.
Компьютер как инструмент: человек
создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а
также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и
графической.
Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек
и компьютер».
Кодирование информации.
Носители информации:
звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители,
любые предметы (на примерах).
Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и
иероглифы.
Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма.
Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование.
Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.
Языки людей и компьютеров: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал
искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный
алфавит.
Текстовая и графическая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).
Контрольная работа по теме «Кодирование информации».
Числовая информация и компьютер.
Числовая информация:
способы счёта предметов и древности, человек и информация - это форма
представления информации и способ кодирования информации.
Время и числовая информация: число как способ представления информации о времени, даты,
календарь, текущая дата.
Число и кодирование информации: число несёт в себе информацию о размере предметов, о расстоянии,
о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.
Код из двух знаков:
звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование.
Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.
Память компьютера:
электронная лампа, ламповая память.
Контрольная работа по теме «Числовая информация и
компьютер».
Данные и компьютер.
Данные: воспринимать
информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.
Смысл текстовых данных: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков
препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.
Память компьютера: электронная лампа, ламповая память, память на
микросхемах, их особенности
Передача данных:
почта, средства доставки писем, электронная почта.
Компьютер и обработка данных: текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти
компьютера, компьютерный (электронный) текст.
Контрольная работа по теме «Данные и компьютер».
Материально-техническое
обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Информатика»
Рабочая программа
ориентирована на использование УМК:
- Учебник «Информатика» 2 класс, Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова,
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Рабочая
тетрадь в 2 частях «Информатика» 2 класс,
Н.В.Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Е.Н.Челак, М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012.
- Методическое
пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4
классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова,
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Изучение
предмета проходит за счёт компонента образовательного учреждения. Это позволяет
реализовать непрерывный курс информатики.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.