Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение Жилинская средняя общеобразовательная
школа
Россошанского
муниципального района Воронежской области
«РАССМОТРЕНО»
На
заседании МО
протокол
№ _____
от
« ___» __________2014
|
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.
директор по УВР ___________
Э.И.Кочергина
«__»___________2014
г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
школы___________
Е.А.Шейкина
«__»___________2014
г.
|
Рабочая программа
по предмету «ИНФОРМАТИКА» 2
класс
учитель
информатики и ИКТ: Рогозянская Людмила Михайловна
2014-2015
учебный год
Пояснительная
записка
Настоящая
рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 2
класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
·
Закон
«Об образовании»
·
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373.
· Авторской
программы Н.В.Матвеевой «Информатика и ИКТ» для начальных классов
Согласно
действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план
предусматривает во 2 классе обучение в объеме 1 часа в неделю, 35
часов в год по учебнику Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н.К.
Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012. В данной программе будет использоваться УМК:Учебник «Информатика», 2
класс , рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс
Методическое
пособие для учителя «Обучение информатике во втором классе»
Соответствует федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования 2009 г.
Цели изучения предмета
Важнейшая цель начального образования – создание
прочного фундамента для последующего образования, развитие умений
самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не
только освоение опорных знаний, умений, но и развитие способности к
сотрудничеству и рефлексии. Также целью курса
является
формирование
универсальных
учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в
информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных
компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса
информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в
информационной среде.
Задачами курса являются:
-
формирование
системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
-
формирование
умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе
различных способов представления информации;
-
овладение
приемами и способами информационной деятельности;
-
формирование
начальных навыков использования компьютерной техники и современных
информационных технологий для решения практических задач.
-
Предусматривается
обучение по следующим содержательным линиям:
-
информация,
виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
-
информационные
объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
-
источники
информации (живая и неживая природа, творения человека);
-
работа
с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
-
средства
информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства
мультимедиа);
-
организация
информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и
другое).
Общая характеристика курса «Информатика»
во втором классе.
Непрерывность обучения
информатики со второго класса – это необходимый шаг в развитии общего образования.
Уже во втором классе начальной школы необходимо донести до детей понимание
того, что в жизни современного человека как никогда раньше велика роль
информации, закодированной текстом или иным способом, которая может храниться в
закодированном виде в памяти компьютера или на других материальных носителях.
Текст (текстовые данные), любое изображение (графические данные) могут
обрабатываться компьютером. А это означает, что компьютер есть не что иное, как
универсальный инструмент по обработке данных.
Содержание курса
информатики в начальной школе определено стандартом базового курса информатики
для основной школы.
Информатика во втором классе – это предварительный курс,
знакомство с предметом. Изучение информатики во втором классе должно подготовить
детей к восприятию учебного материала в третьем и четвертом классе на уровне понимания
языка информатики и осуществления осознанных действий с информацией и
данными, в том числе с помощью компьютера.
Изучение информатики во втором классе позволит детям:
1. Получить и уточнить предварительные
представления о значении некоторых важных терминов информатики на основе
активизации их личного опыта информационной деятельности, получить первичные
представления об информационной картине мира;
2. Научиться видеть определенные объекты
информатики (например, источники информации и данных, приемники информации и
данных и др.) в разных жизненных ситуациях;
3. Приводить примеры использования
информации в жизни человека, прежде всего из собственного опыта и собственной
жизни;
4. Активно использовать термины
информатики в устной и письменной речи, то есть научиться применять язык
информатики на практике;
5. Научиться использовать компьютер на
уровне начального пользователя, а именно: правильно сидеть за компьютером, включать
и выключать его, понимать смысл и значение экранных объектов (меню, виртуальных
кнопок, курсора и пр.), запускать нужные программы, пользоваться мышью для
управления экранными объектами, набирать тексты с клавиатуры и т.д.
Каждый урок информатики в начальной
школе должен состоять из нескольких видов деятельности ученика:
·
теоретической
работы с текстом учебника, иллюстрациями;
·
ответов
на вопросы;
·
выполнение
заданий в рабочей тетради традиционными способами;
·
компьютерного
практикума, то есть выполнения аналогичных заданий другими способами
деятельности, то есть с помощью компьютера;
·
обсуждения
выполняемых действий, то есть рефлексии (что мы делали, зачем и как), что
позволит сделать информационную деятельность осознанной.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно
Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, изучение предмета «Информатика» предполагается во 2 классе,
но за счет регионального компонента. Предусматривается, что непрерывный курс
информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и
профильного. В нашей школе информатика во втором классе преподается первый год.
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета
·
Гражданственность
как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества,
свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия
России и мира.
·
Семья
как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
·
Труд
и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
·
Традиционные
российские религии и межконфессиональный диалог как основа
духовно-нравственной консолидации российского общества.
·
Здоровый
образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно
- и социально-нравственное.
·
Нравственный
выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному
наследию, к самому себе и окружающим людям.
·
Культура
как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её
форм.
·
Наука
как часть культуры, отражающая человечески стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
·
Искусство
(живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение
духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя,
природы и общества.
·
Человечество
как многообразие народов, культур, религий,
·
Международное
сотрудничество как основа мира на Земле
·
Патриотизм
как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к
России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
·
Социальная
солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям.
Планируемые результаты изучения информатики
Программа курса информатики для
начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального
общего образования и нацелена на обеспечение реализации трёх групп
образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
личностные результаты достигаются
под воздействием применения методики обучения и особых отношений
«учитель-ученик»:
- готовность и способность к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию
- ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции
- социальные компетенции
- личностные качества
метапредметные результаты достигаются
при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в
рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время:
освоение универсальных учебных действий:
·
2.1)
познавательных
·
2.2)
регулятивных
·
2.3)
коммуникативных
·
2.4)
овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
предметные
результаты достигаются при освоении теоретического содержания
курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при
выполнении заданий и проектов во внеурочное время.
Использование всех компонентов УМК по курсу
«Информатика» обеспечивает выполнение следующих требований к уровню подготовки
учащихся, оканчивающих начальную школу:
знать/понимать
· основные
источники информации;
· назначение
основных устройств компьютера;
· правила
безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в
том числе с компьютером);
уметь
·
кратко
рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;
·
составлять
небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу
с помощью текстового редактора;
·
составлять
алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
·
распознавать
изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
·
сравнивать
различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению
в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
·
определять
признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические
модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
·
различать
объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
·
различать
части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
· выполнять
инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
· определять
цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять
организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной
трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я
делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
· получать
необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы,
эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
·
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора
и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной
деятельности и повседневной жизни;
·
использовать
телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства
коммуникации;
·
работать
с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на
электронных носителях).
·
сравнивать
и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади,
массе, вместимости и пр.;
·
обогащать
жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск
дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью
непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные
средства обучения;
·
самостоятельно
использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
· осуществлять
сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и
презентациями;
· решать
учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
· осуществлять
поиск информации с использованием простейших запросов;
·
изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
Методика обучения информатике в начальной школе
подразумевает реализацию принципа «от активности учителя в процессе
обучения – к активности учащегося». В соответствии с этим принципом разработано
содержание компонентов УМК. Оно ориентировано на управление познавательной
деятельностью учащихся, при этом дидактический акцент смещается от преподавания
к учению. УМК в составе своих компонентов обеспечивает необходимое
разнообразие, полноту и достаточность средств для саморегуляции учебной
деятельности учащихся. Переход от репродуктивного усвоения знаний к
сознательному, формирование опыта самоорганизации познавательной деятельности,
культуры работы с информацией, постепенное формирование навыков
самообразования. Принцип реализуется поэтапно по мере развития школьника от
класса к классу.
Содержание курса информатики и информационных и коммуникационных
технологий для 8 класса
Программа
рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год). Программой предусмотрено
проведение 4 контрольных работ:
№ п/п
|
Тема
|
Контроль
|
Кол-во часов
|
1.
|
Виды информации. Человек и компьютер
|
Контрольная
работа №1
|
9
|
2.
|
Кодирование информации
|
Контрольная работа №2
|
8
|
3.
|
Числовая
информация и компьютер
|
Контрольная
работа №3
|
8
|
4.
|
Текстовая
информация
|
Контрольная
работа №4
|
9
|
ВСЕГО
|
34 + резерв 1 час
|
Материально-техническое
обеспечение учебного процесса в начальной школе
Материально-техническое
обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения
информатики и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков
при изучении других дисциплин – это:
·
компьютерный
класс с необходимым количеством ПК;
·
презентационное
оборудование;
·
интерактивная
доска;
·
выход
в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети интернет – только
для учителя, для учащихся – все приготовлено учителем;
·
ресурс
к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
·
сетевой
набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике
на компакт-дисках;
·
цифровые
зоны: компьютерной графики (цифровой фотоаппарат на класс), коммуникационная
(веб-камера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач,
компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru), клавиатурного
письма.
В состав УМК по информатике входят:
1. Информатика:
учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и
др.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.–80 с.
2. Информатика:
учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В.Матвеева, Е.Н Челак, Н.К.Конопатова и
др.–М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.–80 с.
3. Информатика:
рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В.Матвеева, Е.Н Челак, Н.К.Конопатова
и др.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4. Информатика:
рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак,
Н.К.Конопатова и др.–М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
5. Информатика:
контрольные работы для 2 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и
др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
6. Информатика.
Программы для начальной школы: 2 – 4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 133 с.:
Электронное
сопровождение УМК:
- Электронный
образовательный ресурс (ЭОР) Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и
др. «Информатика» 2 класс.
- ЭОР
Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» на сайте: http://school-collection.edu/ru.
Коды
рекомендуемых видов деятельности на уроке:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.