МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАРАСОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВАСИЛЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ТАРАСОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
346056
Ростовская область, Тарасовский район, х. Васильевка,
ул.
Железнодорожная, д. 33
т.
(8-86386)-33-3-61
Рассмотрено
и рекомендовано к утверждению на заседании МО
(ПолупановаА.А.)
Протокол №-------от
---------- 2013г.
|
Рассмотрено
и рекомендовано к утверждению на заседании МС
(Тищенко Л.И.)
Протокол №-------от
---------- 2013г.
|
Рассмотрено
и рекомендовано к утверждению на заседании педсовета
Протокол №-------от
---------- 2013г.
|
Утверждаю
Директор
МБОУ
Васильевской
ООШ
(Тарасов И.В.)
Приказ №------- от
---------- 2013г
|
Рабочая программа
по информатике
2 класс
Выполнила:
учитель начальных классов
Полупанова А.А.
2013 -2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена
на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ
«Образовательная система «Школа 2100» под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс,
2004), Образовательной программы МБОУ Васильевской ООШ на 2013 -2014
учебный год и является приложением к основной общеобразовательной программе
начального общего образования. Рабочая программа по информатике
разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
второго поколения и
на основе следующих нормативных документов:
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования,
на 2011 - 2015 годы
(утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
2. ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6
октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. №
15785
3.
Федеральным законом Российской
Федерации « Об образовании» ( статья 7).
4.
Учебного плана МБОУ
Васильевская ООШ на 2013 / 2014 учебный год.
Данный курс является пропедевтическим
курсом и рассчитан на изучение учащимися 2 класса в течение 34 часов (из
расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования .
УМК «Информатика» состоит из следующих
компонентов:
- Учебник: Горячев А.В., Горина
К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 2-й класс в 2-х частях:
Учебник-тетрадь в 2 ч. – М.: Баласс, 2012г.
- Методическое обеспечение: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова
Н.И., Спиридонова Т.Ю., Лобачева Л.Л. Информатика в играх и задачах. 2 класс.
Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2008.
Данный курс предназначен для развития
логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок
успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в
областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления
и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в
формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
описание объектов – атрибуты, структуры,
классы;
описание поведения объектов – процессы и
алгоритмы;
описание логических рассуждений –
высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и
функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на
протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий
возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса
информатики и ИКТ – развивая логическое,
алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения
инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с
информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных
и программных средств выходят на первое место в формировании научного
информационно-технологического потенциала общества.
Задачи
курса:
1) развитие у школьников навыков решения
задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и
распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении
задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических
операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ...,
то...»);
• алгоритмический подход к решению задач –
умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели,
а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число
или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных
объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из
которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение
влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход –
акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в
группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и
действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по
принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний,
тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами,
логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и
некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения
логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать
задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и
создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции,
правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и
развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных
позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и
правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения информатики и
ИКТ является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых
как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения информатики и ИКТ являются доступные
по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения
предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и
проектной деятельности.
Основные цели программы: формирование
первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в
частности с использованием компьютера.
Виды учебной деятельности.
- простейшие наблюдения и исследования
объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.
- моделирование.
- Решение доступных конструкторско-технологических
задач.
- простейшее проектирование
К концу обучения в начальной школе будет
обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут
необходимый уровень первоначальных умений, которые включают овладение такими универсальными
учебными действиями, как:
ориентировка в задании, поиск, анализ и
отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование
результатов собственной и коллективной деятельности, осуществление объективного
самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей,
умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе.
Умение самостоятельно справляться с
доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать
доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные
роли (руководитель-подчиненный)
Развитие личностных качеств:
любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду,
внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и
готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Содержание курса
предмета «Информатика и ИКТ»
2 класс
Отличительные признаки и составные части
предметов ( 8 ч)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам.
Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным
признакам. Составные части предметов.
План действий и его описание (7 ч)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение
последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок
в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов.
Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Логические рассуждения (19 ч)
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей
на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные
множества. Построение отрицания высказываний.
Требования к результатам
обучения.
В результате обучения информатики и ИКТ
ученик будет знать/понимать:
Область применения и назначения
компьютера;
Основные источники информации;
Назначение основных устройств компьютера
Правил безопасного поведения и гигиены при
работе с компьютером.
Уметь:
называть признаки, состав и действия
предметов;
ориентироваться в пространстве;
находить предмет на координатной сетке;
определять действие, его результат и
обратное действие;
составлять алгоритм, алгоритм с
ветвлением;
называть множество, элементы множества,
сравнивать множества;
уметь решать задачи путем отображения
множеств;
кодировать слова разными способами;
находить пересечение, объединение,
включение множеств;
определять истинные и ложные высказывания,
смысл понятий «и» и «или»;
чертить графы и деревья, решать с их
помощью задачи.
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных учебных и практических
задач с применением возможностей компьютера;
поиска информации с использованием
простейших запросов;
изменения и создания информационных
объектов на компьютере.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2 кл./ А. В. Горячев, Т.
О. Волкова, К. И. Горина идр.- М.: Баласс, 2011г.
2. Информатика в играх и задачах для 2 кл.: Методические рекомендации для
учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2007г..
http://videouroki.net/
Тематическое
планирование 2 класс
I четверть
|
№ п/п
|
Наименование раздела программы
|
Тема урока
|
Коли-чество часов
|
Тип
уро-ка
|
Элементы содержания урока
|
Требования к
уровню подготовки учащихся
|
Вид
конт-
роля
|
Д/з
|
Дата проведения
|
план
|
факт
|
1
|
Отличительные признаки и составные
части предметов (8 часов)
|
Признаки предметов.
|
|
|
Изучение признаков предметов
(цвет, форма, размер, материал и т.п.). Обобщение и классификация
предметов по какому-либо общему признаку.
|
Уметь находить признаки предмета,
классифицировать предметы по какому-либо признаку.
|
Ф
|
С.5 №8
|
07.09
|
|
2
|
Описание предметов.
|
1
|
ИН
|
Описывание и определение
предметов через из признаки. Сравнение предметов по их признакам.
|
Уметь описывать предмет,
сравнивать предметы по их признакам.
|
Ф, ГР
|
С.9 №18
|
14.09
|
|
3
|
Состав предметов.
|
1
|
ИН
|
Знакомство с понятием составных
частей предметов. Описывание предметов через их составные части.
|
Уметь описывать предмет, называя
его составные части.
|
Ф, СР
|
С.13 №28
|
21.09
|
|
4
|
Действия предметов.
|
1
|
ИН
|
Определение и называние действия
предметов. Обобщение и классификация предметов по их действиям.
|
Уметь определять и называть
действия предметов.
|
Ф, ГР
|
С.17 №38
|
28.09
|
|
5
|
Отличительные признаки и составные
части предметов (8 часов)
|
Симметрия.
|
1
|
КУ
|
Закрепление пространственных
представлений («вверх», «вправо», «влево»). Введение понятия
симметричности фигур, оси симметрии.
|
Уметь ориентироваться в
пространстве. Знать расположение оси симметрии. Уметь отличать
симметричные фигуры.
|
Ф, СР
|
Нарис. домик, симметр. относит.
вертик. оси
|
05.10
|
|
6
|
Координатная сетка.
|
1
|
ИН
|
Формирование представлений о
координатной сетке. Знакомство с локализацией предметов на
координатной сетке.
|
Уметь определять координаты
предметов.
|
Ф, ГР
|
С.26 №59
|
12.10
|
|
7
|
Повторение по теме «План действий» Контрольная
работа №1 по теме: «Отличительные признаки и составные части
предметов».
|
1
|
КР
|
Проверка знаний учащихся по
пройденным темам.
|
Уметь классифицировать предметы
по общему признаку, находить предмет по его координатам,
ориентироваться в пространстве, описывать предмет.
|
Ф, СР
|
Вырез. любые 3 фигуры, имеющие ось
симметрии
|
19.10
26.10
|
|
8
|
Анализ к.р и работа над ошибками.
|
1
|
КУ
|
Дать первое представление о компьютере
и о его устройстве.
|
Уметь включать и выключать
компьютер.
|
ПР
|
С.28 №67
|
02.11
|
|
9
|
|
Повторение пройденного материала.
|
1
|
КУ
|
Закрепление пространственных
представлений («вверх.«вправо», «влево»
|
|
|
|
16.11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II четверть
|
10
|
|
Действия предметов.
|
1
|
ИН
|
Знакомство с действиями предметов
и их результатами. Определение результата действия.
|
Уметь определять действия
предметов и их результаты.
|
Ф, СР
|
С.38 №9
|
23.11
|
|
11
|
План действий и его описание ( 7
часов)
|
Обратные действия.
|
1
|
ИН
|
Знакомство с понятием «обратное
действие». Определение обратного действия.
|
Уметь определять обратное
действие.
|
Ф, ГР
|
С.42 №18
|
30.11
|
|
12
|
Последовательность событий.
|
1
|
ИН
|
Подготовка к введению понятия
«алгоритм». Определение последовательности событий.
|
Уметь определять
последовательность событий.
|
Ф, СР, ГР
|
С.46 №28
|
07.12
|
|
13
|
Алгоритм.
|
1
|
ИН
|
Введение понятия «алгоритм».
Составление и выполнение алгоритма. Поиск ошибок и исправление
алгоритма.
|
Уметь составлять и выполнять
алгоритм.
|
Ф, СР
|
С.50 №38
|
14.12
|
|
14
|
Ветвление.
|
1
|
ИН
|
Знакомство с понятием «ветвление»
в алгоритме. Составление алгоритма с ветвлением (условием).
|
Уметь составлять алгоритм с
ветвлением.
|
Ф, ГР
|
С. 54 №48 (б)
|
21.12
|
|
15
|
Повторение. Контрольная работа №2
по теме: «Отличительные признаки предметов.»
|
1
|
КР
|
Проверка знаний по пройденным
темам.
|
Уметь определять действия
предметов и обратные им, последовательность событий. Уметь составлять
алгоритм и алгоритм с ветвлением.
|
КР
|
Нарис. картинку «Чего не бывает
на свете»
|
28.12
|
|
16
|
Повторение пройденного.
|
1
|
КУ
|
Составление алгоритма с ветвлением
(условием).
|
Уметь составлять алгоритм с
ветвлением
|
ПР
|
С.60 №65
|
18.01
|
|
III четверть
|
17
|
Логические рассуждения ( 19 ч)
|
Множество. Элементы множеств.
|
1
|
ИН
|
Знакомство с понятием
«множество», «элементы множества». Нахождение множества предметов.
|
Уметь находить пересечение,
объединение, включение множеств; называть множество, элементы
множества, сравнивать множества.
|
Ф, СР
|
С.5 №10
|
25.01
|
|
18
|
Способы задания множеств.
|
1
|
ИН
|
Упражнение в задавании множества
путем перечисления элементов. Выделение и называние общего свойства
элементов множества. Составление множества.
|
Уметь решать задачи путем
отображения множеств.
|
Ф, ГР
|
С.9 №20
|
01.02
|
|
19
|
Сравнение множеств.
|
1
|
ИН
|
Сравнение множеств. Знакомство с
понятиями «равенство множеств», «пустое множество».
|
Уметь сравнивать множества,
определять «равные» множества, «пустое множество»
|
Ф, СР
|
С.13 №30
|
08.02
|
|
20
|
Отображение множеств.
|
1
|
ИН
|
Сопоставление элементов двух
множеств. Решение задач путем отображения множеств.
|
Уметь решать задачи путем
отображения множества.
|
Ф
|
С.17 №40
|
15.02
|
|
21
|
Кодирование.
|
1
|
ИН
|
Знакомство с понятием
«кодирование». Упражнение в кодировании слов разными способами.
|
Уметь кодировать слова, уметь
декодировать слова.
|
Ф, ПР
|
С.21 №49
|
22.02
|
|
22
|
Вложенность (включение) множеств.
|
1
|
ИН
|
Знакомство с понятием «включение
множеств». Упражнение в составлении множества.
|
Уметь составлять множества с
«включением»
|
Ф
|
С.25 №60
|
01.03
|
|
23
|
|
Пересечение множеств.
|
1
|
ИН
|
Понятие «пересечение множеств».
Упражнение в нахождении пересечения множеств.
|
Уметь находить пересечение
множеств, уметь показывать пересечение на кругах.
|
Ф, ИА
|
С.29 №70
|
15.03
|
|
24
|
Объединение множеств.
|
1
|
ИН
|
Понятие «объединение множеств».
Упражнение в нахождении и обозначении объединения множеств.
|
Уметь находить объединение
множеств, уметь показывать объединение на кругах.
|
Ф, ГР
|
С.33 №79
|
22.03
|
|
25
|
Контрольная работа №3 по теме:
«Множества».
|
1
|
КР
|
Повторение пройденного материала.
Проверка знаний и умений учащихся по пройденным темам.
|
|
КР
|
С.34 №81, 82
|
05.04
|
|
26
|
Анализ контрольной работы.
|
1
|
Ком.
|
Повторение пройденного материала.
|
|
Пр
|
С.40 №99
|
12.04
|
|
IV четверть
|
27
|
|
Знакомство с клавиатурой.
Клавиатурный тренажер
|
1
|
Ком.
|
Познакомить с клавиатурой,
основными клавишами.
|
Уметь работать с клавиатурным
тренажером.
|
Пр
|
С.40 №100
|
19.04
|
|
28
|
|
Понятия «истина», «ложь».
|
1
|
ИН
|
Понятия «ложь» и «истина».
Упражнение в определении истинных и ложных высказываний.
|
Уметь определять истинность и
ложность высказываний.
|
Ф
|
С.46 №10, 12
|
26.04
|
|
29
|
|
Отрицание.
|
1
|
ИН
|
Понятие «отрицание». Получение
отрицания из исходных высказываний путем прибавления частицы «не» и
подбора антонимов.
|
Уметь определять истинные и
ложные высказывания, смысл понятий с частицей «не»
|
Ф, СР
|
С.50 №23, 24
|
03.05
|
|
30
|
Логические рассуждения ( 19 ч)
|
Логические операции «и», «или».
|
1
|
ИН
|
Понятия «и», «или». Упражнение в
нахождении ответа по данным характеристикам.
|
Уметь определять истинные и
ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или».
|
Ф, ГР
|
С.55 №36
|
10.05
|
|
31
|
Графы, деревья.
Комбинаторика.
|
1
|
ИН
|
Уточнение представлений о графе.
Обучение черчению деревьев. Смысл графов и деревьев.
Упражнение в решении задач с
помощью приемов комбинаторики
|
Уметь чертить графы и деревья,
решать с их помощью задачи.
Уметь решать задачи с помощью
приемов комбинаторики
|
Ф, СР
|
С.59 №46, 47
|
17.05
|
|
32
|
|
Контрольная работа
|
1
|
, КР
|
Повторение пройденного материала.
Проверка знаний и умений учащихся по пройденным темам.
|
Уметь чертить графы и деревья, решать
с их помощью задачи. Уметь определять истинные и ложные высказывания,
смысл понятий «и» и «или
|
КР
|
|
24.05
|
|
№4 по теме: «Высказывания. Комбинаторика»
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.