Инфоурок Информатика Другие методич. материалыРабочая программа по информатике 10 класс. УМК Семакин И.Г.

Рабочая программа по информатике 10 класс. УМК Семакин И.Г.

Скачать материал

 

Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение


 гимназия № 524 Московского  района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО: Заседание МО  протокол№ ____  от  «___» _____ 2014 г.

 

Принято: 

Педагогический совет  протокол №_________ от «___» _______ 2014 г.

                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по информатике

для учащихся 10 класса

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель информатики Кондратьева И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014/15 учебный год

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ГБОУ гимназия № 524 

_________ Н.М. Лучкова приказ № _____________ от «___» _______ 2014 г.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике и ИКТ для 10 классов Семакина И.Г. (http://metodist.lbz.ru). 

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. 

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. 

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. 

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. 

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. 

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

 

 

Место курса в учебном плане

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение в 10-11 классах обучения общеобразовательной средней школы в течение 34 учебных недель в году общим объемом 68  учебных часа (из расчета 1 час в неделю), в том числе в X классе – 34  учебных часа и в XI классе – 34 учебных часа.

 

1.       НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

 

Нормативные документы

1

Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт основного общего образования по информатике

2

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 

3

Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 № 1276)

4

Закон РФ «Об образовании»

 

 

2. СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРОЙ РАЗРАБОТАНА  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИНФОРМАТИКА» 10 класс

 

Программа составлена на основе Программы курса «Информатика» для 10 – 11   классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), которую разработали авторы учебников Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., содержание соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса. Так увеличено количество часов на повторение и подготовку к ЕГЭ. Для обучения основам объектно-ориентированного программирования используется язык программирования Turbo Pascal.

 

 

3. ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК

 

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя:

1.         Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10  класс. –

М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2013. (с практикумом в приложении).  

2.         Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11  класс. –

М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2013. (с практикумом в приложении).  

3.         Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).

 

4. КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС), согласно разделу ФГОС 18.3.1. «Учебный план среднего (полного) общего образования»,  в состав обязательной для изучения предметной области «Математика и информатика» входит учебный предмет «Информатика» (базовый и углубленный уровни). На освоение программы информатики в 10 классе отведен 1 час в неделю, 34 часа за год, в том числе 2 контрольные работы.

 

5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССА)

 

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей

ü  формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, 

ü  умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); 

ü  формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 

ü  развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с языком программирования  Turbo Pascal 7.0 и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; 

ü  формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. 

ü  совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников; 

ü  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ. 

 

 

Задачи: 

      овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; 

      освоение основных этапов полного цикла решения задачи: постановка задачи, построение и анализ модели, формализация, реализация модели, в том числе программная, анализ полученных результатов, коррекция модели, использование полученных результатов в учебной и практической деятельности;

 

      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; 

      воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; 

      выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. 

 

6. АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ, ЕЕ ОТЛИЧИЕ

ОТ ПРИМЕРНОЙ ИЛИ РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШЕЙ

Отличие данной рабочей программы от ранее действовавшей заключается в использовании УМК авторов Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.

 

 

7. ОБОСНОВАНИЕ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ  В ПРИМЕРНУЮ (ТИПОВУЮ) ПРОГРАММУ ПО ПРЕДМЕТУ  ИЛИ АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ

Изменен порядок изучения тем, что вызвано переходом на УМК других авторов.

 

 

8. МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ГИМНАЗИИ

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС), согласно разделу ФГОС 18.3.1. «Учебный план среднего (полного) общего образования»,  в состав обязательной для изучения предметной области «Математика и информатика» входит учебный предмет «Информатика» (базовый и углубленный уровни). На освоение программы информатики в 10 классе отведен 1 час в неделю, 34 часа за год.

 

 

9. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ     УЧЕБНОГО          ПРОЦЕССА             ПО ПРЕДМЕТУ

Обязательные для всех задания ориентированы на репродуктивный уровень подготовки ученика. Использование заданий повышенной сложности позволяет достигать креативного, творческого  уровня обученности.  Выполнение практических заданий теоретического характера (измерение информации, представление информации и др.) следует осуществлять с использованием компьютера (текстового редактора, электронных таблиц, пакета презентаций).

 

10. ВИДЫ И ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО, ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

В течение учебного года запланирован тематический контроль знаний в виде контрольных и самостоятельных работ, входных и итоговых тестов по модулям.

 

11. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ УРОКОВ

На уроках планируется применение технологий ОС «Школа 2100» таких, как проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания, а также технологию проектной деятельности, элементы игровой технологии и элементы дистанционного обучения.  

 

12. СВЕДЕНИЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ КЛАССА, ОПИСАНИЯ ПУТЕЙ ЕЁ УЧЕТА ПЕДАГОГОМ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА.

 

 

 

13. СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ГИА (ОГЭ И  ЕГЭ);

Содержание рабочей программы соответствует Примерной программе среднего

(полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном

уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и требованиям ГИА (ОГЭ и ЕГЭ). Для соответствия требованиям ЕГЭ увеличено количество часов на повторение и подготовку к ЕГЭ. Для обучения основам объектно-ориентированного программирования используется язык программирования Turbo Pascal.

 

 

14. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные и метапредметные результаты являются едиными  для базового и профильного уровней.  

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:

 

1.        Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 

 Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения.  Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.  Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, о ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие. 

2.        Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. 

Эффективным методом формирования данных качеств является учебнопроектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем,  формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы  предусматривается процедура зашиты  проекта перед коллективом класса,  которая  также требует  наличия коммуникативных навыков у детей.

3.        Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

Все большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. 

4.        Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении. В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективы их развития.

 

 

Требования ФГОС

Чем достигается в настоящем курсе

 

Личностные результаты:

1.Сформированность мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития науки и

общественной практики    

 

10 класс, § 1. «Понятие информации». Информация рассматривается как одно из базовых понятий современной науки, наряду с материей и энергией. Рассматриваются различные подходы к понятию информации в философии, кибернетике, биологии.

 

2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,

учебно-исследовательской,

проектной и других видах

деятельности 

 

В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии,  выработку коллективного мнения.

В практикуме (приложения к учебникам)  помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов содержатся  задания проектного характера.

 

3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение

оказывать первую помощь

 

10 класс. Введение.

Этому вопросу посвящен раздел «Правила техники безопасности и гигиены при работе на персональном

компьютере»

 

4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных

жизненных планов 

Ряд проектных заданий требуют  осознания недостаточности имеющихся знаний, самостоятельного изучения нового для учеников теоретического материала, ориентации в новой предметной (профессиональной) области,  поиска источников информации, приближения учебной работы к формам производственной деятельности 

10 класс. Практикум 

Работа     2.3.     Проектное       задание:

 

выбор конфигурации  компьютера Работа             2.4.      Проектное             задание:

настройка BIOS

 

 

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях 

Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как: 

-            учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль  за результатами работы;  

-            изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к  анализу объекта деятельности;  

-            алгоритмическая линия курса: алгоритм  можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:

-            формулировка многих вопросов и заданий к  теоретическим разделам курса стимулирует  к дискуссионной форме обсуждения и принятия  согласованных  решений;

-            ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; зашита работы предполагает коллективное обсуждение ее  результатов.

3.        Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Информационные технологии  являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности. 

Интернет является важнейшим современным источником информации,  ресурсы которого постоянно расширяются.  В процессе изучения информатики, ученики осваивают  эффективные методы получения информации через  Интернет, ее отбора и систематизации.

4.        Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального, дифференцированного подхода при  распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий.  Такое  разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий. 

 

Требования ФГОС

Чем достигается в настоящем курсе

 

Метапредметные  результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных

ситуациях

Проектные     задания           в             разделе практикума 

10 класс. Глава 3.

Программирование обработки информации

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты

 

Задания поискового, дискуссионного содержания: 

10 класс: § 1, 9, 10, 11 и др.

Методические рекомендации к выполнению проектных заданий: организация защиты проектных работ

3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-

познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и

интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

 

Выполнение проектных заданий (практикум для 10 класса) требует самостоятельного сбора информации и освоения новых программных средств.

 

 

4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 

Деление заданий практикума  на уровни сложности:

1 уровень –  репродуктивный; 2 уровень – продуктивный; 3 уровень – творческий.

Методические рекомендации к выполнению проектных заданий: распределение заданий между

учениками

 

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки:

 

 

п/п

Предметные

компетентности ФГОС

С помощью каких учебных текстов достигаются 

 (учебник … класс, глава, параграф)

1.1

Сформированность представлений          о             роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире

10 класс. Глава 1. Информация

§ 1. Понятие информации

10 кл. Глава 2. Информационные процессы

§ 7. Хранение информации

§ 8. Передача информации

§ 9. Обработка информации и алгоритмы

 

1.2

Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов

10 класс. Глава 2. Информационные процессы § 9. Обработка информации и алгоритмы

    10     класс.     Глава     3.     Программирование

обработки информации § 12. Алгоритмы и величины

§ 13. Структуры алгоритмов

§          23.       Вспомогательные      алгоритмы             и подпрограммы

1.3

Владение  умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

    10     класс.     Глава     3.     Программирование

обработки информации.   (Паскаль) § 14–29

знанием основных конструкций программирования;

    10     класс.     Глава     3.     Программирование

обработки информации (Паскаль) § 15. Элементы языка и типы данных

§ 16. Операции, функции, выражения

§ 17. Оператор присваивания, ввода и вывода данных

§ 19. Программирование ветвлений

§ 21. Программирование циклов

§          23.       Вспомогательные      алгоритмы             и подпрограммы

умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц

10 класс.  Глава 3.  Программирование обработки      информации. Практикум     по программированию:                                      использование трассировочных      таблиц             для      проверки алгоритмов.

1.4

Владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ

10 класс.  Глава 3.  Программирование обработки информации (Паскаль)

§ 20. Этапы решения задачи на компьютере

§ 19. Программирование ветвлений

§ 21. Программирование циклов

§ 22. Вложенные и итерационные циклы § 23. Вспомогательные алгоритмы и

подпрограммы

§ 24. Массивы

§ 26. Типовые задачи обработки массивов

§ 27. Символьный тип данных

§ 28. Строки символов

§ 29. Комбинированный тип данных

 

п/п

Предметные

компетентности ФГОС

С помощью каких учебных текстов достигаются 

 (учебник … класс, глава, параграф)

 

 

Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

 LibreOffice Base – система управления базами данных

KompoZer – конструктор сайтов

Excel – табличный процессор. Прикладные средства:

-                линии тренда (регрессионный анализ, МНК); - функция КОРРЕЛ (расчет корреляционных зависимостей);

-                «Поиск решения» (оптимальное

планирование, линейное программирование)

 

 

1.5

 

 

Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных 

10 класс. Глава 1. Информация

§ 5. Представление чисел в компьютере § 6.Представление текста,  изображения и звука в компьютере

10 класс. Глава 2. Информационные процессы

§ 7. Хранение информации

§ 9. Обработка информации и алгоритмы

§ 10.  Автоматическая обработка информации

§ 11. Информационные процессы в компьютере

10 класс. Глава 3. Программирование

обработки информации

§ 20. Этапы решения задачи на компьютере

 

 

1.6

 

Владение компьютерными средствами представления и анализа данных

 

1.7

 

Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации

10 класс. Введение. 

Раздел: «Правила техники безопасности и гигиены при работе на персональном

компьютере»

 

 

 

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: 

      формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; 

      развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; 

      формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 

      формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; 

                 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ (ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ) РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В 10 КЛАССЕ

По окончанию курса должны быть достигнуты результаты: а) предметные

 

Учащиеся должны знать/понимать:

        Что такое информация, каковы её свойства, виды и способы представления;

        Виды информационных процессов;

        Значение языка как способа представления информации;

        Программный принцип работы компьютера;

        Принцип дискретного представления информации;

        Методы измерения количества информации;

        Алфавитный , содержательный и вероятностный подходы к измерению информации;

        Понятие систем счисления, виды систем счисления, арифметические действия в системах счисления; Назначение и способы кодирования и декодирования информации; 

        Архивирование информации; Учащиеся должны уметь:

        Определять форму представления информации;

        Приводить примеры информации, представленные в различных формах;

        Оценивать свойства информации;

        Определять виды информационных процессов;

        Приводить примеры информационных процессов в системах различной природы;

        Приводить примеры представления информации на естественных, искусственных, формальных языках;

        Переводить количество информации из одних единиц измерения информации в другие;

        Переводить числа из одной системы счисления с разным алфавитом и основанием в другую;

        Уметь переводить целые и вещественные числа и выполнять основные арифметические операции  в системах счисления с разным основанием;

        Оценивать объём памяти, необходимой для хранения информации;

        Определять информационную ёмкость различных носителей информации;

        Оценивать скорость передачи информации

 

Учащиеся должны знать/понимать:

        Что такое компьютер и его составляющие (аппаратное и программное обеспечение);

        Основные виды и характеристики устройств компьютера их назначение, функции и взаимосвязь;

        Условия безопасной работы с компьютером;

        Виды и средства пользовательского интерфейса;

        Структуру программного обеспечения компьютера;

        Файловую систему;

        Основные функции операционных систем; Меры антивирусной защиты компьютера Учащиеся должны уметь:

        Включать и выключать компьютер, запускать и устанавливать необходимое программное обеспечение;

        Правильно использовать устройства компьютера;

        Выполнять все методы работы с файлами и папками;

        Использовать различные средства пользовательского интерфейса; Соблюдать меры антивирусной защиты компьютера

Учащиеся должны знать/понимать:

        Понятие «алгоритм» и его свойства;

        Виды алгоритмов и способы их описания;

        Типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, повторение;

        Подходы к разработке алгоритмов для решения конкретных задач;

        Основные понятия языка программирования Turbo Pascal 7.0, арифметические операторы и выражения 

        Понятия вспомогательной программы (подпрограммы);

        Типы данных языка программирования Turbo Pascal 7.0;

        Логические выражения, операции выражения на языке Turbo Pascal 7.0;

        Основные операторы языка Turbo Pascal 7.0

        Массивы – одномерные и многомерные языка Turbo Pascal 7.0

        Строковые и символьные типы данных языка Turbo Pascal 7.0 и основные функции работы

        со строковыми типами данных;

        Текстовые файлы языка Turbo Pascal 7.0

        Записи в языке Turbo Pascal 7.0 Учащиеся должны уметь:

        Приводить примеры алгоритмов, перечислять свойства алгоритмов;

        Записывать алгоритм разными способами, использовать при построении алгоритмов основные  алгоритмические конструкции;

        Выполнять простые алгоритмы;

        Создавать, выполнять линейные программы, а также программы с использованием условного оператора, на языке программирования Turbo Pascal 7.0

 

б) личностные

Интеллектуальные умения:

      Самостоятельно выделять информационные аспекты в деятельности человека;

      Самостоятельно осуществлять информационное взаимодействие в процессе своей деятельности; Самостоятельно использовать способы кодирования и представления информации в процессе своей  деятельности;

      Самостоятельно измерять и адекватно оценивать количество информации;

      Самостоятельно эффективно использовать системы счисления с различным основанием Самостоятельно отбирать необходимое программное обеспечение Организационные умения:

      Организовать свою деятельность с помощью необходимых технических  средств;

      Организовать свою деятельность с помощью необходимых программных  средств;

      Самостоятельно освоить технологию принятия решения, выявления организаторских данных,  лидерских качеств;

      Позволяющие ориентировать на заданную систему требований, уровень алгоритмизации действий, соблюд

      Самостоятельно управлять своей деятельностью от постановки цели и выбора способов до контроля  и оценки полученного результата; Коммуникативные умения:

      Самостоятельно анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными  в начале работы, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения при изучении разных  предметов

      при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументами факты. Учиться критически относиться к своему мнению;

      понимать точку зрения другого. Формировать умение работать с научным текстом; участвовать в организации учебного взаимодействия. Прогнозировать последствия своих и коллективных решений.

в) метапредметные

      Выделять информационные процессы в ходе изучения различных предметов;

      Отличать один вид информации от другого при изучении содержания различных предметов;

      Определять необходимые для обучения свойства информации;

      Отбирать информацию, обладающую определёнными, необходимыми для обучения свойствами;

      Выполнять оценку количества информации при решении учебных задач в различных областях;

      Сравнивать полученные результаты с планируемыми результатами решения учебной задачи в  различных предметных областях;

      Выбирать способы наиболее быстрого и эффективного представления информации;

      Представлять разными способами информацию об объекте изучения в различных предметных областях

      Осваивать необходимые программные средства для изучения разных предметов;

      Выбирать программные средства для достижения целей обучения и применять их на практике;

      Ориентироваться в разнообразии программного обеспечения при решении задач в различных  предметных областях

      ставить учебную задачу, планировать деятельность по её решению;

      анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале работы; уметь самостоятельно выбирать соответствующие аппаратные и программные средства для создания  программ на языке программирования Turbo Pascal 7.0;

      оценивать свою деятельность и деятельность других, распределять работу при совместной деятельности;

      организовывать работу в группе в процессе обучения

 

учащиеся должны уметь применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

      создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей; проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

      создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

      организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

      передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

      понимания и правильности применения на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

      определения   устройства     компьютера, моделирующие          основные             компоненты информационных функций человека;

      умения различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

      умения запускать программы из меню Пуск;

      знаний о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдения требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

   

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ И КУРСА В ЦЕЛОМ

Название модуля

 

 

Кол-во часов

1

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

 

 

18

2

ИНФОРМАЦИЯ

 

 

11 

3

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

34

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Алгоритмизация и программирование  (17 часов + 1 час - ТБ)

Тема 1. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

Учащиеся должны знать

-   этапы решения задачи на компьютере;

-   что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

-   какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

-   систему команд компьютера;

-   классификацию структур алгоритмов;

-   основные принципы структурного программирования.

 

Учащиеся должны уметь:

-   описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

-   выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.

 

Тема 2. Программирование линейных алгоритмов  

Учащиеся должны знать

-   систему типов данных в Паскале;

-   операторы ввода и вывода;

-   правила записи арифметических выражений на Паскале;

-   оператор присваивания;

-   структуру программы на Паскале.

Учащиеся должны уметь: составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.

 

Тема 3. Логические величины и выражения, программирование ветвлений

Учащиеся должны знать

-   логический тип данных, логические величины, логические операции;

-   правила записи и вычисления логических выражений; - условный оператор if; -  оператор выбора select case. Учащиеся должны уметь: программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления.

 

Тема 4. Программирование циклов

Учащиеся должны знать

-   различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

-   различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

-   операторы цикла while и repeat – until;

-   оператор цикла с параметром for; - порядок выполнения вложенных циклов.

Учащиеся должны уметь:

-   программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;

-   программировать итерационные циклы;

-   программировать вложенные циклы.

 

 

Тема 5. Подпрограммы  

Учащиеся должны знать

-   понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы; - правила описания и использования подпрограмм-функций; - правила описания и использования подпрограмм-процедур.

Учащиеся должны уметь:

-   выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

-   описывать функции и процедуры на Паскале;

-   записывать в программах обращения к функциям и процедурам.

 

Тема 6. Работа с массивами

Учащиеся должны знать

-   правила описания массивов на Паскале;

-   правила организации ввода и вывода значений  массива; - правила программной обработки массивов.

Учащиеся должны уметь:

составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.

 

Тема 7. Работа с символьной информацией Учащиеся должны знать: 

-   правила описания символьных величин и символьных строк;

-   основные функции и процедуры  Паскаля для работы с символьной информацией.

Учащиеся должны уметь:

решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.

 

Информация  (11 часов)

 

Тема 8. Информация. Представление информации Учащиеся должны знать: 

-      три философские концепции информации;

-      понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

-      что такое язык представления информации; какие бывают языки;

-      понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

-      примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

-      понятия «шифрование», «дешифрование». 

 

Тема 9. Измерение информации.

Учащиеся должны знать: 

-      сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

-      определение бита с позиции алфавитного подхода;

-      связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

-      связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб; - сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; - определение бита с позиции содержания сообщения.

Учащиеся должны уметь:

-      решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов);

-      решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении,

используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

-      выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

 

Тема 10. Представление чисел в компьютере Учащиеся должны знать: 

-      основные принципы представления данных в памяти компьютера;

-      представление целых чисел;

-      диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; - принципы представления вещественных чисел.

Учащиеся должны уметь:

-      получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

-      определять по внутреннему коду значение числа.

 

Тема 11. Представление текста,  изображения и звука в компьютере Учащиеся должны знать: 

-      способы кодирования текста в компьютере;

-      способы представление изображения; цветовые модели;

-      в чем различие растровой и векторной графики; - способы дискретного (цифрового) представление звука.

Учащиеся должны уметь:

-      вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

-      вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.

 

Информационные процессы  (5 часов)

 

Тема 12 Хранения и передачи информации Учащиеся должны знать: 

-   историю развития носителей информации;

-   современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

-   модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

-   основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; - понятие «шум» и способы защиты от шума.

Учащиеся должны уметь:

-   сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

-   рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи.

 

Тема 13. Обработка информации и алгоритмы Учащиеся должны знать: 

-   основные типы задач обработки информации; - понятие исполнителя обработки информации; - понятие алгоритма обработки информации.

Учащиеся должны уметь: по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.

 

Тема 14. Автоматическая обработка информации Учащиеся должны знать: 

-   что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; 

-   определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.

Учащиеся должны уметь:

составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.

 

 

Тема 15. Информационные процессы в компьютере   Учащиеся должны знать: 

-   этапы истории развития ЭВМ;

-   что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;

-   для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);

-   архитектуру персонального компьютера;

-   основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12–15 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента».

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

        принтер (черно-белой печати, формата А4); 

        принтер (цветной печати, формата А4); 

        мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

        экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;

        устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.); 

        управляемые компьютером устройства, дающие учащимся  возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);

        акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

        оборудование,           обеспечивающее       подключение к          сети     Интернет        (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатикидолжны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест. 

Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:

        операционная система;

        файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

        почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

        браузер (в составе операционных систем или др.);

        мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

        антивирусная программа;

        программа-архиватор;

        программа-переводчик;

        система оптического распознавания текста;

        программа интерактивного общения;

        клавиатурный тренажер;

        виртуальные компьютерные лаборатории;

        интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;

        растровый и векторный графические редакторы;

        звуковой редактор;

        система автоматизированного проектирования;

        система программирования; геоинформационная система;

        редактор Web-страниц.

 

Учебно – методические средства обучения и контроля.

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10  класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2013. (с практикумом в приложении).  

                      Набор цифровых образовательных ресурсов для 10 класса.

 

Электронные учебные пособия

 

1.    http://www.metodist.ru  Лаборатория информатики МИОО

2.    http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

3.    http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

4.    http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

5.    http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

6.    http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Примечание:

 

При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

 

 

- урок изучения новых знаний

УИНЗ

 

- урок закрепления знаний

УЗЗ

- комбинированный урок

КУ

- урок обобщения и систематизации знаний

УОИСЗ

- урок контроля

УК

 

 


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по информатике 10 класс. УМК Семакин И.Г."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике и ИКТ для 10 классов Семакина И.Г. (http://metodist.lbz.ru). 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 760 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 333
    • PDF 497.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кондратьева Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кондратьева Ирина Анатольевна
    Кондратьева Ирина Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2207
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 100 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 806 человек

Курс повышения квалификации

Организация преподавания информационных систем и технологий в профессиональном образовании

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек