МКОУ «Шумилихинская СОШ»
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
методическим объединением
учителей Директор
МКОУ
Протокол №___от_
«___»______20___г. «Шумилихинская СОШ»
__________________________________
_______________/_____________/
Рабочая программа
по информатике
10-11 классы
Базовый уровень
на 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основание авторской
программы Н.В.
Макаровой «Программа по информатике и ИКТ», Питер: 2009 г.
Составитель: Егорова Оксана Геннадьевна
учитель информатики, первой квалификационной категории
с. Шумилиха — 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по
курсу «Информатика и ИКТ» составлена на основе:
- федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,
- примерной
программы основного общего образования на базовом уровне,
- авторской программы
Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» Питер: 2009 г.,
- базисного учебного
плана на 2014 – 2015 учебный год.
Цели и задачи:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира, роль информационных
процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов,
используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в
том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей путем освоения и использования методов информатики
и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание
ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной
деятельности;
приобретение
опыта использования
информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и
познавательной, в том числе проектной деятельности/
Рабочая программа
курса «Информатика и ИКТ» среднего общего образования на базовом уровне
рассчитана на 68 часов. (1 час в неделю, 34 недели на протяжении двух лет).
Авторская программа рассчитана на 68 часов.
Перечень средств ИКТ,
необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства.
• Компьютер - универсальное устройство
обработки информации; основная конфигурация современного компьютера
обеспечивает учащемуся мультимедиа- возможности: видео- изображение,
качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
• Проектор, подсоединяемый к компьютеру;
технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень
наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять резульпаты
своей работы всему классу, эффективность организационных и административных
выступлений.
• Принтер - позволяет фиксировать на
бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для
многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых
ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
• Телекоммуникационный блок,
устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым
информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими школами.
• Устройства вывода звуковой
информации —
наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с
оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
• Устройства для ручного ввода
текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и
разнообразные устройства аналогичного назначения).
• Устройства для записи
(ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера;
аудио и видео магнитофон — дают возможность непосредственно включать в учебный
процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто
входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные
средства.
•
Операционная
система.
• Файловый менеджер (в составе
операционной системы или др.).
• Антивирусная программа.
• Программа-архиватор.
• Интегрированное офисное
приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические
редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
• Звуковой редактор.
• Простая система управления
базами данных.
• Виртуальные компьютерные
лаборатории.
• Программа-переводчик.
Технологии преподавания:
Преподавание предмета ведётся традиционно:
теоретический материал чередуется с выполнением практической работы на
компьютере.
Предполагаемые формы и методы контроля при
обучении:
Промежуточная
аттестация обучающихся проводится в виде итогового тестирования. Текущий
контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного
опроса. Программой предусмотрено проведение практических работ и практикумов.
Практические работы, направлены на
отработку отдельных технологических приемов. Практикум предполагает
использование актуального содержательного результата, осмысленного и
интересного для учащихся.
Обучение ведётся по учебникам Н.В.
Макаровой «Информатика и ИКТ, 10», «Информатика и ИКТ, 11»
Питер: 2009г.
Учебно – тематический план
10 класс
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов по программе
|
1 тема
|
Информационные процессы, модели, объекты
|
15 часов
|
2 тема
|
Информационно – коммуникационные технологии работы в
компьютерной сети
|
6 часов
|
3 тема
|
Информационная
технология представления информации в виде презентаций
|
3 часа
|
4тема
|
Информационная
технология обработки данных в среде табличного процессора
|
4 часа
|
|
Зачётные
занятия
|
6 часов
|
Учебно – тематический план
11 класс
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов по программе
|
1 тема
|
Основы социальной информатики
|
11 часов
|
2 тема
|
Информационная
технология автоматизированной обработки текстовых документов
|
2 часа
|
3 тема
|
Информационная технология хранения данных
|
13 часов
|
|
Подготовка к экзаменам и зачётные занятия
|
8 часов
|
Содержание учебно – тематического планирования
10 класс
Информационные процессы, модели, объекты ( 15 часов)
Понятие
информации и информационных процессов. Роль и характеристика информационных
революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информационной
революцией. Характеристика индустриального общества. Характеристика
информационного общества. Информатизация как процесс преобразования
индустриального общества
Понятие
объекта (оригинал, прототипа) исследования. Понятие модели объекта. Роль цели
при создании модели. Понятие информационной модели объекта. Понятие
адекватности информационной модели. Методы оценки адекватности модели
оригиналу.
Сопоставление
реального и информационного миров. Роль цели при таком сравнении. Понятие
информационного объекта. Информационные объекты в окружающем реальном мире.
Информационные объекты, существующие в компьютерной среде.
Представление
в компьютере числовой информации. Системы счисления: позиционная,
непозиционная. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Назначение
электронных таблиц.
Возможности
электронных таблиц.
Абсолютные
и относительные ссылки.
Построение
диаграмм.
Этапы
моделирование в электронных таблицах.
Моделирование
задачи расчета геометрических параметров объекта на примере определения
необходимых размеров склеиваемой коробки.
Моделирование
на примере решения следующих задач: определение необходимого количества рулонов
обоев для оклейки комнаты; расчет стоимости покупки в компьютерном магазине;
обслуживание клиентов в сберкассе; определение времени для быстрейшего
заучивания стихотворений; расчет кривой падения предмета с высоты;
исследование процесса движения объекта.
Обработка
массива данных на примере решения задачи исследования массива накопленных
гидрометеорологической службой данных.
Построение
графиков функций в среде табличного процессора.
Информационно – коммуникационные технологии работы в
компьютерной сети (6 часов)
Понятие
компьютерной сети. Назначение сервера и рабочей станции. Понятие сетевой
технологии. Понятие информационно-коммуникационной технологии. Классификация
компьютерных сетей. Характеристика локальной, корпоративной и глобальной сетей.
Характеристика
Всемирной паутины WWW –
глобальной сети Интернет. Правила формирования адреса информационного ресурса
Интернета (URL).
Технология
работы с почтовой службой mail.ru. Работа с программой удаленного
доступа HipirTerminal
Необходимость
соблюдать нормы поведения пользователя в компьютерной сети. Понятие этики
сетевого общения соблюдения общепринятых правил. Правила сетевого общения в
чатах, по электронной почте, в телеконференциях.
Понятие
поисковой системы. Структура поисковый системы и назначение основных ее компонентов:
робота, индекса, программы обработки запроса
Технология
поиска по URL-адресам.
Технология поиска по рубрикатору поисковой машины. Технология поиска по
рубрикатору поисковой машины. Технология поиска по ключевым словам. Технология
формирования сложных запросов в поисковой системе.
Понятие
информационно безопасности при работе в компьютерной свети. Организационные
меры информационной безопасности. Защита информации с помощью антивирусных
программ. Защита от нежелательной корреспонденции. Персональные сетевые
фильтры. Понятие и назначение брандмауэра (файрвола). Достоверность интернет - ресурса.
Информационная технология представления информации в
виде презентаций (3 часа)
Возможности
и область использования приложения Power Point. Типовые
объекты презентации. Группы инструментов среды.
Особенности
интерфейса приложения.
Понятие
шаблона презентации. Рекомендации по созданию презентации на тему «Техника
безопасности в компьютерном классе». Выбор шаблона при помощи Мастера автосодержания.
Корректировка плана презентации при помощи Мастера автосодержания.
Корректировка плана презентации в соответствии с выбранной темой.
Заполнение
презентации информацией по теме: поиск материалов в Интернете; заполнение
слайдов текстом; оформление слайдов рисунками и фотографиями.
Создание
элементов управления презентацией: настройка интерактивного оглавления с
помощью гиперссылок; обеспечение возврата к оглавлению; добавление гиперссылок
на документы; добавление управляющих кнопок на все слайды
Оформление
экспресс - теста: создание вопросов и ответов; настройка реакции на выбранные
ответы в виде гиперссылок; возвращение на слайд с вопросами;
перепрограммирование управляющей кнопки.
Информационная технология обработки данных в среде
табличного процессора (4 часа)
Статистическое
исследование массивов данных на примере задачи обработки результатов
вступительных экзаменов. Постановка и описание задачи. Технология обработки
статистических данных. Анализ результатов статистической обработки данных.
Освоение технологии накопления данных на примере создания тестовой оболочки на
тему «Можешь ли ты стать успешным?». Освоение технологии автоматизированной
обработки анкет на примере проведения анкетирования в рамках конкурса на место
ведущего музыкальной программы. Технология разработки пользовательского
интерфейса. Технология организации накопления и обработки данных: создание
макросов; создание управляющих кнопок; подведение итогов конкурса и построение
диаграмм.
11 класс
Основы социальной информатики (11 часов)
Роль и характеристика
информационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с
информационной революцией. Характеристика индустриального общества.
Характеристика информационного общества. Понятие информационной культуры.
Проявление информационной культуры человека. Основные факторы развития
информационной культуры человека. Основные виды ресурсов. Понятие
информационного ресурса. Как отражается правильное использование информационных
ресурсов на развитие общества. Понятие информационного продукта, услуги,
информационной услуги. Роль баз данных в предоставлении информационных услуг.
Понятие информационного потенциала общества. Право собственности на
информационный продукт. Роль государства в правовом регулировании. Проблемы,
стоящие перед государством в части правового обеспечения информационной
деятельности человека. Понятие этики. Этические нормы информационной
деятельности. Формы внедрения этических норм.
Понятие
информационной безопасности. Понятие информационной среды. Основные цели
информационной безопасности. Объекты, которым необходимо обеспечить
информационную безопасность. Понятие информационных угроз. Источники
информационных угроз. Основные виды информационных угроз и их характеристики. Информационная
безопасность различных пользователей компьютерных сетей. Методы защиты.
Этапы моделирования в
электронных таблицах. Моделирование биологических процессов. Моделирование
движения. Моделирование экологических систем. Моделирование случайных процессов.
Этапы создания
информационных моделей в базах данных. Стандартные и индивидуальные
информационные модели. Информационная модель «Учащийся»
Информационная технология автоматизированной обработки
текстовых документов (2 часа)
Редактирование и
форматирование документа. Проверка орфографии. Автозамен. Автотекст. Поиск и
замена символов. Обработка сканированного текста.
Автопернос. Нумерация
страниц. Стилевое форматирование. Функции панели задач. Стили и форматирование.
Технология стилевого форматирования. Правила применения стилей в
многостраничных документах. Применение и изменение стандартных стилей. Создание
нового стиля. Создание стиля на основе выделенного фрагмента. Определение
стилей в документе. Стили заголовков с нумерацией.
Создание оглавления.
Автоматическая нумерация таблиц и рисунков. Перекрёстные ссылки в документе.
Обновление автоматически созданных полей. Сортировка.
Информационная технология хранения данных (13 часов)
Роль информационной
системы в жизни людей. Понятие предметной области. Примеры представления
информации в разных предметных областях. Пример организации алфавитного и
предметного каталогов.
Понятие
структурированных данных. База данных как основа информационной системы.
Основные понятия базы данных . понятие структуры записи.
Примеры
информационных моделей предметной области. Понятие модели данных. Иерархическая
модель данных и её основные свойства. Сетевая модель данных и её основные
свойства.
Реляционная модель
данных и её основные свойства. Типы связей между таблицами реляционной модели
данных. Графическое обозначение реляционной модели данных. Понятие ключа.
Причина, по которой одна таблица разделяется на две. Преобразование
иерархической и сетевой моделей данных к реляционной.
Понятие системы
управления базой данных (СУБД). Этапы работы в СУБД. Интерфейс среды СУБД .
Основные группы
инструментов СУБД. Технология описания структуры таблиц. Понятие формы для
ввода и просмотра данных. Понятие фильтра. Виды фильтров. Понятие запроса.
Понятие отчёта.
Этапы разработки базы
данных. Проектирование базы данных. Технология создания таблицы. Создание
структуры таблицы. Изменение свойств таблицы. Вставка рисунка. Редактирование
таблицы.
Установление связей
между таблицами. Понятие целостности данных. Использование Мастера подстановок.
Ввод данных в связанные таблицы.
Технология создания и
редактирования форм для таблиц. Создание и редактирование основной формы. Ввод
данных с помощью форм. Изменение вида подчиненной формы. Составная форма на
основе трёх таблиц.
Сортировка данных в
таблице. Разработка фильтра. Бланк расширенного фильтра и фильтрация.
Технология работы с
запросами. Создание запроса на выборку и условия отбора в нём. Групповые
операции в запросах.
Технология создания и
редактирования отчётов.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения
информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
- основные технологии создания,
редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов
различных типов с помощью современных программных средств информационных и
коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей,
описывающих реальные объекты и процессы;
- назначения и функции операционных систем;
уметь:
- оперировать различными видами
информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить
полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные
процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные
модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации,
сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с
использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной
структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать,
сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по
запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели
и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных
образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе
самообразовании;
- ориентация в информационном пространстве,
работы с распространёнными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной
деятельности;
- соблюдение этических и правовых норм при
работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального
информационного пространства .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.