Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике
и ИКТ для базового уровня составлена на основе авторской
программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы
среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом
уровне и кодификатора элементов содержания для составления
контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших
базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цели программы:
·
освоение системы базовых
знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины
мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических
системах;
·
овладение умениями
применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных
объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и
использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных
предметов;
·
воспитание ответственного
отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
·
приобретение опыта
использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной
и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы
состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения
информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить
основы системного видения мира, расширить возможности информационного
моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление
межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает
возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных
систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением
основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на
использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
ü
учебник «Угринович Н.Д.
Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2011»;
ü
методическое пособие для
учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11
классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2012»;
ü
комплект цифровых образовательных
ресурсов.
Программа
рассчитана на 0,5
ч. в неделю, всего – 17 часов.
Программой предусмотрено проведение:
количество практических работ – 10, количество
контрольных работ - 3.
Авторское содержание в
рабочей программе представлено
без изменения, так как учебно-методический комплект
является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в
операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса
является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во
второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических
работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований
СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических
приемов.
Практические работы методически
ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать
и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение
практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или
дома.
Формы текущего контроля знаний, умений,
навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в
форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока
(темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
№
|
Название темы
|
Количество часов
|
1
|
Введение «Информация и информационные
процессы».
|
1
|
2
|
Глава 1
«Информационные технологии».
|
9
|
3
|
Глава 2. Коммуникационные
технологии.
|
6
|
4
|
Повторение.
|
1
|
|
Итого:
|
17
|
Содержание учебного курса
Введение. Информация и информационные
процессы.
Информационные технологии.
Кодирование и обработка текстовой
информации. Создание документов в текстовых редакторах.
Форматирование документов в текстовых редакторах. Системы оптического
распознавания документов.
Кодирование и обработка графической
информации. Растровая
графика. Векторная графика.
Компьютерные презентации.
Кодирование и обработка числовой информации. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Практические
работы:
Практическая работа 1.2. Создание и форматирование документа
Практическая работа 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового
документа
Практическая работа 1.6. Растровая графика
Практическая работа 1.7. Трехмерная векторная графика
Практическая работа 1.8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения
КОМПАС
Практическая работа 1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство
компьютера»
Практическая работа 1.12. Разработка презентации «История развития ВТ»
Практическая работа 1.15. Построение диаграмм различных типов.
Коммуникационные технологии. Глобальная компьютерная
сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина.
Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Радио,
телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные
системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и
словари в Интернете.
Практические работы:
Практическая работа 2.2. Создание подключения к Интернету
Практическая работа 2.3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса
Практическая работа 2.5. Работа с электронной почтой
Повторение.
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
В результате изучения
информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
·
понятия: информация, информатика;
· виды
информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· назначение
и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
· представление
числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
· понятия:
компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол,
поисковая система, геоинформационная система;
· назначение
коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь
· решать
задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного
подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при
известной скорости передачи;
· выполнять
пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
· представлять
числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические
действия над числами в двоичной системе счисления;
· создавать
информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе
шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица,
графические объекты, простейшие Web-страницы;
· искать
информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных
сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях,
каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным
дисциплинам;
· пользоваться
персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером,
модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания
простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
· создания
информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации
индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций
информационных объектов;
· передачи
информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих
правовых и этических норм.
Перечень
учебно-методических средств обучения
Литература
1.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень:
учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и
старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012.
Перечень средств ИКТ, необходимых
для реализации программы
Аппаратные средства
·
Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для
индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой
информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Оборудование и приборы
- Операционная
система Windows.
- Пакет офисных
приложений Microsoft Office.
·
Файловый менеджер (в составе
операционной системы или др.).
·
Антивирусная программа.
·
Клавиатурный тренажер.
·
Система оптического
распознавания текста.
·
Мультимедиа проигрыватель
(входит в состав операционных систем или др.).
·
Почтовый клиент (входит в
состав операционных систем или др.).
·
Браузер (входит в состав
операционных систем или др.).
·
Программа интерактивного общения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.