ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«
ТЭМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
на МО естественнонаучного цикла
МКОУ «Тэминская СОШ»
Протокол № _____
от «____» августа 2014 г.
Руководитель МО
________
/Причислых М.Г./
|
СОГЛАСОВАНО
от «____» августа 2014 г.
Зам. директора по УР
_______ /Клейменова Н.С./
|
УТВЕРЖДАЮ
приказ № _____
от
«___»______________2014 г.
Директор
МКОУ «Тэминская
СОШ»
________ /Павловская
Л.И./
|
Рабочая программа
учебного предмета
«Химия»
для обучающихся 9 класса
на 2014-2015 учебный год
Образовательная область: «Естествознание»
Разработала:
Грак Оксана Александровна,
учитель химии первой квалификационной категории.
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для обучающихся
9 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе примерной
программы «Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы.
10-11 классы. Базовый уровень», рекомендованной
Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными
Государственными стандартами образования и основной образовательной программой
ОУ. Автор Н.Н. Гара М.: Просвещение, 2008 г.
В системе
естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место
в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных
проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании
экологической культуры людей.
Химия как
учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание
и развитие обучающихся; она призвана вооружить обучающихся основами химических
знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего
совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других
учебных заведениях, а также способствовать развитию безопасного поведения в
окружающей среде и бережного отношения к ней.
Изучение
химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
освоение важнейших знаний об
основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение
умениями наблюдать химические явления, проводить
химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул
веществ и уравнений химических реакций;
- развитие
познавательных интересов и интеллектуальных
способностей в процессе проведения химического эксперимента,
самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими
жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение
полученных знаний и умений для безопасного
использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.
В курсе 9 класса обучающиеся изучают
теорию электролитической диссоциации, окислительно – восстановительные реакции,
некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций),
углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева»
на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение
основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических
работ и решении качественных и расчетных задач.
Фактологическая часть программы
включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал
отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном
для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ,
химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет
атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями
о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом
строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют обучающимся
объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества
и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту:
проведению практических работ, несложных экспериментов и описанию их результатов;
соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Программа рассчитана на базовый уровень знаний
обучающихся и включает 68 часов (2 часа в неделю), включая 7 практических
работ, 4 контрольных работ.
Распределение
часов по темам, формулировка названий разделов и тем соответствуют авторской
программе с использованием резервного времени.
Резервное время
распределено следующим образом:
1
час - добавлен в тему № 3 для проведения дополнительного урока по теме «Минеральные
удобрения».
Содержание программы
Неорганическая химия
Тема 1. Электролитическая диссоциация (11 ч)
Электролиты
и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.
Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень
диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
Демонстрации. Испытание
растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом
поле.
Лабораторный опыт. Реакции
обмена между растворами электролитов.
Практическая работа. Решение
экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Расчетные задачи. Вычисления
по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по
известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или
получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород и сера (8 ч)
Положение
кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их
атомов. Аллотропия кислорода — озон.
Сера.
Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе.
Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли.
Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной
серной кислоты.
Понятие о скорости химических реакций.
Катализаторы.
Демонстрации. Аллотропия
кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
Лабораторные опыты.
Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.
Практическая работа. Решение
экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
Тема 3. Азот и фосфор (11 ч)
Положение
азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их
атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение.
Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака,
получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и
ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор.
Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V).
Ортофосфорная кислота и ее соли.
Минеральные удобрения.
Демонстрации. Получение аммиака
и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие
солей аммония со щелочами.
Практические работы.
·
Получение
аммиака и изучение его свойств.
·
Определение
минеральных удобрений.
Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)
Положение
углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их
атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства
углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый
газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
Кремний.
Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрации. Кристаллические
решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и
силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами
стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление
со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные
реакции на карбонат- и силикат- ионы.
Практическая работа. Получение
оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)
Положение
металлов в периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические
свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Понятие о
металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий,
бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей
среды.
Щелочные металлы. Положение
щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в
природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их
соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение
щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение
в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение
алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида
алюминия.
Железо. Положение железа
в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические
и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и
железа(III).
Демонстрации. Знакомство с
образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами
железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных
металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение
гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение
гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
Практические работы.
·
Решение
экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы
химических элементов».
·
Решение
экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Расчетные задачи. Вычисления
по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из
продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества,
содержащего определенную долю примесей.
Органическая химия
Тема 6. Первоначальные представления об органических
веществах (2 ч)
Первоначальные
сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения
органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация
органических соединений.
Тема 7. Углеводороды (4 ч)
Предельные углеводороды. Метан,
этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные углеводороды. Этилен.
Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.
Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы,
бензол).
Природные источники углеводородов. Нефть и
природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Демонстрации. Модели молекул
органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их
горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их
переработки.
Тема 8. Спирты (2 ч)
Одноатомные спирты. Метанол.
Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм.
Применение.
Многоатомные спирты.
Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Демонстрации. Количественный
опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в
воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные
спирты.
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3 ч)
Муравьиная
и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.
Высшие
карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
Жиры —
продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в
процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
Демонстрации. Получение и
свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и
органических растворителях.
Тема 10. Углеводы (2 ч)
Глюкоза,
сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез.
Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
Крахмал и
целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
Демонстрации. Качественные
реакции на глюкозу и крахмал.
Тема 11. Белки. Полимеры (4 ч)
Белки —
биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о
ферментах и гормонах.
Полимеры —
высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид.
Применение полимеров.
Химия и
здоровье. Лекарства.
Демонстрации. Качественные
реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена,
полипропилена, поливинилхлорида.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.