ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа Химия 8-9 классы составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного
общего образования и Программы курса химии для 8- 9 классов общеобразовательных
учреждений О.С. Габриеляна (Москва, Дрофа, 2011г).
Обоснование
выбора УМК.
Имеется
в федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2014-2015 учебный год
Целями изучения химии
в основной школе являются:
1)
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность
образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от
его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную
позицию;
2) формирование
у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании
современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы
окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической
среды, используя для этого химические знания;
3)
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности,
познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия
решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков,
навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в
повседневной жизни.
Цели изучения учебного предмета:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических
формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных
интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения
знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения
к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве,
решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений,
наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ценностные ориентиры
содержания учебного предмета
Особенности содержания
курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном
(образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных
дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только
определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно
хорошо развитым абстрактным мышлением.
Особенности
содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как
науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение
состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ
с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей
управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в
рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
•
вещество — знания о составе и строении веществ, их
важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
•
химическая реакция —
знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах
управления химическими процессами;
•
применение веществ —
знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто
употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности,
сельском хозяйстве, на транспорте;
•
язык химии — система важнейших понятий химии и
терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т.
е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а
также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и
обратно.
Место предмета в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия»
на этапе основного общего образования в учебном плане МОУ «Лицей №8 города
Новоалтайска Алтайского края» отводится 2 учебных часа в неделю в 8 классе и 9
классе.
Для дополнительного изучения в 8 классах учебного
предмета «Химия» в учебном плане лицея введен факультативный курс «Задачи по
химии и способы их решения» 35 часов (1 час в неделю).
Объем учебного времени
Класс
|
Предмет
|
Количество
часов в году
|
Количество
часов в неделю
|
8
|
Химия
|
70
|
2
|
9
|
Химия
|
68
|
2
|
8
|
Факультативный
курс «Решение задач»
|
35
|
1
|
Организация учебного процесса
Рабочая программа по химии предусматривает
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для
учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются:
использование для познания окружающего мира различных методов (словесные,
наглядные, практические); проведение практических и лабораторных работ,
несложных экспериментов и описание их результатов; проведение расчетов на
основе формул и уравнений реакций, использование для решения познавательных
задач различных источников информации (литературу, интернет – ресурсы, диски);
соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей
среде, а также правил здорового образа жизни.
Реализации задач рабочей
программы по химии способствует интеграция результатов проектно -
исследовательской работы, соответствующей предметной области знания с обучением, а также использование в
педагогической деятельности элементов технологии критического мышления.
Формы контроля за усвоением знаний учащихся
Виды контроля: текущий
(поурочный), промежуточный (по разделу), итоговый (за курс). Формы проверки
знаний, умений, навыков: тестовые контролирующие задания, контрольная
работа, зачет, экзамен, практическая и лабораторная работа, проект,
эксперимент.
Контроль за усвоением знаний во время занятий:
самоконтроль и взаимоконтроль. Внеурочные способы оценки знаний учащихся:
химические олимпиады, рефераты, доклады, участие в конкурсах, чемпионатах и
мероприятиях предметной недели (игра самый умный, викторины, интеллектуальные
игры).
Средства контроля: бумажные
(учебники, сборники, дидактический материал, методические пособия);
Электронные (электронные пособия по курсу
химии, мультимедийные приложения, самоучитель «Химия для всех», интерактивные
задания).
Тематический план по химии 8 класса
Раздел
|
Тема
раздела
|
Количество
часов
|
|
|
1
|
Введение
в химию
|
4
|
|
2
|
Атомы
химических элементов
|
10
|
|
3
|
Простые
вещества
|
7
|
|
4
|
Соединения
химических элементов
|
13
|
|
5
|
Изменения,
происходящие с веществами
|
10
|
|
6
|
Практикум
№1
Простейшие
операции с веществом
|
4
|
|
7
|
Растворение.
Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно- восстановительные реакции
|
18
|
|
8
|
Практикум
№2
Свойства
растворов и электролитов
|
2
|
|
9
|
Резерв
|
2
|
|
Итого
|
|
70
|
|
Тематический план по химии 9 класса
Раздел
|
Тема
раздела
|
Количество
часов
|
|
|
1
|
Повторение
основных вопросов курса химии 8 класса
|
6
|
|
2
|
Металлы
|
15
|
|
3
|
Практикум
№1 Свойства металлов и их соединений
|
3
|
|
3
|
Неметаллы
|
23
|
|
4
|
Практикум
№2 Свойства металлов и их соединений
|
3
|
|
5
|
Органические
вещества
|
10
|
|
6
|
Обобщение
знаний по химии за курс основной школы
|
8
|
|
Итого
|
|
68
|
|
Изменения, внесенные в программу, их обоснование.
Рабочая программа «Химия. 8-9 классы» имеет ряд отличительных
особенностей:
1.
Практическая работа №1. «Приемы
обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием» перенесена
из темы №5 «Практикум №1. Простейшие операции с веществом» в тему № 3 «Соединения
химических элементов». По программе автора приемам работы с лабораторным
оборудованием планируется обучать при изучении темы №5, после проведения семи лабораторных
работ тем №3 и №4. Целесообразнее подготовить учащихся к работе с лабораторным
оборудованием перед организацией лабораторных работ, обязательных при изучении
материала тем №3 и №4.
2. В связи с переносом практической работы изменено количество часов на
изучение темы №3 и темы №5. На изучение темы №3 «Соединения химических
элементов» вместо 12 часов отведено 13 часов; на изучение темы №5 «Практикум
№1. Простейшие операции с веществом» вместо 5 часов - 4 часа.
3.
В авторской программе 8 класса
на изучении химии отведено 68 часов, в рабочей – 70 часов (68 час + 2 резервных
часа). Согласно учебно- календарному плану МБОУ «Лицей 8 г. Новоалтайска» 35
учебных недель, при двух часовой недельной нагрузке это 70 часов.
Используемая в тексте программы система
условных обозначений
Курсивом в данной
программе выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается
в Требования к уровню подготовки выпускников.
Д.
— демонстрация,
Л.
— лабораторная работа
П.Р.
– практическая работа
ЭОР -
электронные образовательные ресурсы
График
проведения
контрольных и практических работ по химии
в
8 классе
№
|
Тема
|
Планируемая дата
проведения
|
Фактическая
дата
проведения
|
1
|
Контрольная работа №1 по теме « Атомы
химических элементов»
|
|
|
2
|
Контрольная работа №
2
по теме «Соединения химических
элементов».
|
|
|
3
|
Контрольная
работа № 3 по теме: Изменения, происходящие с
веществами.
|
|
|
4
|
Практическая
работа №1. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным
оборудованием.
|
|
|
5
|
Практическая работа №2. Наблюдения за изменениями,
происходящими с горящей свечей, их описание
|
|
|
6
|
Практическая
работа №3.
Анализ почвы и воды
|
|
|
7
|
Практическая работа №4.
Признаки химических реакций.
|
|
|
8
|
Практическая
работа №5. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в
растворе
|
|
|
9
|
Контрольная работа №4 по теме:
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. ОВР.
|
|
|
10
|
Практическая работа №6. Свойства оксидов, кислот,
оснований и солей.
|
|
|
11
|
Практическая работа №7 Решение экспериментальных
задач.
|
|
|
График
проведения
контрольных и практических работ по химии
в
9 классе
№
|
Тема
|
Планируемая дата
проведения
|
Фактическая
дата
проведения
|
1
|
Контрольная работа №1 по теме «Повторение основных вопросов курса 8
класса и введение в курс 9 класса»
|
|
|
2
|
Контрольная работа
№2 по теме «Металлы»
|
|
|
3
|
Практическая
работа Осуществление цепочки химических
превращений металлов
|
|
|
4
|
Практическая
работа Получение и свойства соединений металлов
|
|
|
5
|
Практическая
работа Решение экспериментальных задач на
распознавание и получение веществ
|
|
|
|
Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы»
|
|
|
|
Практическая работа Решение экспериментальных задач по теме
«Подгруппа кислорода»
|
|
|
|
Практическая работа
Решение
экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»
|
|
|
|
Практическая работа «Получение,
собирание и распознавание газов»
|
|
|
|
Контрольная работа
№4 по химии за курс основной школы
|
|
|
Планируемые
результаты
обучения
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
·
химическую
символику:
знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических
реакций;
·
важнейшие
химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество,
классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая
реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
·
основные
законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
уметь
·
называть:
химические элементы, соединения изученных классов;
·
объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров
группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.
Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых
периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
·
характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь
между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных
классов неорганических веществ;
·
определять: состав
веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу
соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в
соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций
ионного обмена;
·
составлять: формулы
неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20
элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
·
обращаться с
химической посудой и лабораторным оборудованием;
·
распознавать
опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы
кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
·
вычислять: массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в
растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему
или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
безопасного
обращения с веществами и материалами;
·
экологически
грамотного поведения в окружающей среде;
·
оценки
влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
·
критической
оценки информации о веществах, используемых в быту;
·
приготовления
растворов заданной концентрации.
Содержание
тем учебного курса
8 класс
Введение (4ч)
Химия
— наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие
о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и
сложных веществах.
Превращения
веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни
человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из
истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском
камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении
химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая
символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические
формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы.
Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие
периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как
справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные
задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы
вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического
элемента в веществе по его формуле.
Тема1
Атомы химических элементов (10ч)
Атомы
как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов.
Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель
строения атома.
Состав
атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь
понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение
числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение
числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение
понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного
химического элемента.
Электроны. Строение
электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы
Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое
(энергетическом уровне).
Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический
смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение
числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента —
образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами
металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических
свойств в периодах и группах.
Образование
бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие
атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных
молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и
структурные формулы.
Взаимодействие
атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных
соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной
связи.
Взаимодействие
атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических
кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации.
Модели атомов химических элементов. Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 2
Простые вещества (7 ч)
Положение
металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний,
натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые
вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы,
фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию
нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода,
фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ.
Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная
Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных
веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимелярная
и киломолярная массы вещества, милли-молярный и киломолярный объемы газообразных
веществ.
Расчеты
с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный
объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные
задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты
с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный
объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации.
Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.
Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного
объема газообразных веществ.
Т е м а 3
Соединения химических элементов (13 ч)
Степень
окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения.
Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные
соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул.
Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.
Представители
летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания,
их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости
гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и
кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски
индикаторов в щелочной среде.
Кислоты,
их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная
и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли
как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в
воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные
взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и
металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества
молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ
молекулярного строения.
Чистые
вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых
веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси.
Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные
задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2.
Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного
вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и
растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной
массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации.
Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток
хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).
Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные
опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Практическая
работа 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы
обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
Т е м а 4
Изменения, происходящие с веществами
(10 ч)
Понятие явлений как изменений, происходя щих с веществами.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при
постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в
химии: дистилляция * кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ,
центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические
реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и
эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай
экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон
сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и
коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение
количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества,
массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля-),
когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции
разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции
соединения. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции
замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для
прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами
кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими
металлами.
Реакции
обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах
до конца.
Типы
химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов
реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды.
Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов.
Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и
щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида
алюминия и карбида кальция).
Расчетные
задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества
по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию
веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества,
объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего
определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема)
продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного
вещества.
Демонстрации. Примеры
физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной
кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с
горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния,
фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение
гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кисло тах; д)
взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при
нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных
кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные
опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их
капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или
горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6.
Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в
растворе хлорида меди (II) железом.
Т е м а 5
Практикум № 1
Простейшие операции с веществом (4ч)
Практические
работы 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их
описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5.
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Т е м а 6
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (18ч)
Растворение
как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах.
Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости
твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные
растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об
электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации
электролитов с различным типом хими ческой связи. Степень электролитической
диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные
положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций.
Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных
представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты,
их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории
электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций
кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений
металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с
основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями.
Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания,
их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической
диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями.
Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств
оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли,
их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете
теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами,
условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями
и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических
свойств солей.
Обобщение
сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические
ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических
веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель
и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции
ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений
окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства
простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений
об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации.
Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных
ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от
концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).
Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные
опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9.
Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10.
Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II).
11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).
12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).
13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого
газа).
Тема7
Практикум № 2
Свойства растворов электролитов (2 ч)1
6.
Ионные реакции. 7. Условия протекания химических реакций между растворами
электролитов до конца. 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9.
Решение экспериментальных задач.
9 класс
Повторение основных вопросов курса
8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч)
Характеристика
элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической
диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и
неметалла.
Понятие
о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический
закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете
учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный
опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Тема I Металлы (15 ч)
Положение металлов в
периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая
кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические
свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства
металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его
использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.
Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия
металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов.
Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные
металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие
соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты,
сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные
удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение
атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические
свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды
и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и
применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и
химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и
гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение
алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и
химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+
и Fe3+.
Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.
Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном
хозяйстве.
Демонстрации. Образцы
щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. В Взаимодействие
натрия, лития и кальция с водой.
Взаимодействие
натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение
гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные
опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с
растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а)
натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и
его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на
ионы Fe2+ и Fe3+.
Т е м а 2
Практикум № 1
Свойства металлов и их соединений (3 ч)
1.
Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства
соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и
получение веществ.
Т е м а 3 Неметаллы (23 ч)
Общая
характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева,
особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности»,
ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых
веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий
«металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и
химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и
химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и
галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения
о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном
хозяйстве.
Сера.
Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы
(IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и
сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном
хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот.
Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение,
свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение.
Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты,
проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия,
свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид
фосфора (V), орто-фосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия,
свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II)
и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый
газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический
кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV),
его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и
неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы
галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.
Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие
серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение
углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем.
Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы
важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов.
Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные
опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на
сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и
его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление
с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной
промышленности.
Т е м а 4
Практикум № 2
Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)
4.
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение
экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение,
собирание и распознавание газов.
Т е м а 5
Органические соединения (10 ч)
Вещества органические и
неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины
многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений.
Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан
и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана.
Применение метана.
Химическое
строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой.
Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие
о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный
спирт — глицерин.
Понятие
об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные
предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и
применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции
этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и
жирных кислот.
Понятие
об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая
роль.
Понятие
об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в
сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации.
Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной
водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная
реакция на многоатомные спирты. Получение уксус -но-этилового эфира. Омыление
жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.
Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в
растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные
реакции белков.
Лабораторные опыты. 14.
Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глице рина. 16,
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без
нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.
Т е м а 6
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 ч)
Физический
смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств
элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о
строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы
химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и
свойств веществ.
Классификация
химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и
образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление;
изменение степеней окисления атомов).
Простые
и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла
и переходного металла. Оксиды (основные, амфо-терные и кислотные), гидроксиды
(основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и
общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и
представлений о процессах окисления-восстановления.
Материально-технического
и учебно-методического обеспечения
Библиографический
список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе
Стандарт
основного общего образования по химии
|
Стандарт
среднего
(полного) общего образования по химии (базовый уровень)
|
Стандарт
(полного) общего образования по химии (профильный уровень)
|
Примерная
программа основного общего образования по химии
|
Примерная
программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый
уровень)
|
Примерная
программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный
уровень)
|
Авторские
рабочие программы по разделам химии Габриеляна О.С.
|
Методические пособия для учителя
1.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.И. Настольная книга для учителя 8 класс.,
М., Дрофа 2003
2.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г.Настольная книга для учителя 8 класс. , М.,
Дрофа 2003
3.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Методическое пособие. Химия 10 класс.
4.
Методическое пособие. Химия 11 класс. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. , М.,
Дрофа 2003
5.
Габриелян О.С. Как готовиться к уроку. Химия 8 класс. М., Образование. 2006
6. Зюба
В.О. Химия 11 класс. Поурочное планирование по учебнику О.С. Габриеляна.
Волгоград. Учитель –АСТ.2004г
7.Брейгер
Л.М. Химия 11 класс. Поурочное планирование по учебнику О.С. Габриеляна.
Волгоград. Учитель –АСТ.2004г
8.
Денисова В.Г. Химия 10 класс. Поурочное планирование по учебнику О.С.
Габриеляна. Волгоград. Учитель.2005г
9. Дроздов
А.А. Химия 8 класс. Поурочное планирование по учебнику О.С. Габриеляна. М.
Экзамен.2006г
10. Дроздов
А.А. Химия 9 класс. Поурочное планирование по учебнику О.С. Габриеляна. М.
Экзамен.2006г
11.
Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки. Волгоград. Учитель.2004г
|
Учебники по химии (базовый уровень)
Для 8 класса
Для
9 класса
|
Рабочие
тетради для учащихся (8, 9)
|
Сборники тестовых заданий для тематического и
итогового контроля
1. Габриелян О.С.
Березкин П.Н. Контрольные и проверочные работы 8 класс, , М., Дрофа 2005
2. Габриелян О.С.
Березкин П.Н. Контрольные и проверочные работы 9 класс, , М., Дрофа 2005
3. Габриелян О.С.
Березкин П.Н. Контрольные и проверочные работы 10 класс, , М., Дрофа 2005
4. Габриелян О.С.
Березкин П.Н. Контрольные и проверочные работы 11 класс, , М., Дрофа 2005
5. Габриелян О.С.
Маскаева Ф.Н. Дидактические карточки задания по химии 10 класса., М.,
Экзамен. 2006
6. Гаврусейко Н.П.
Проверочные работы по неорганической химии 8 класс. М., Просвещение, 1992
7. Суровцева
Р.П.Задания для самостоятельной работы по химии. 8 класс. М., Просвещение,
1993
8. Дьячков П.Н. Тесты
по химии 8-11классы. М., Олимп.2002
9. Суровцева Р.П., Савицкий С.Н. Задания по
химии для самостоятельной работы учащихся. М., Просвещение. 1977
10. .П.А.
Глориозонов, В.Л. Рысс Проверочные работы по химии для 7-8 классов Москва
«Просвещение» 1984
11.Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей Химия к
учебнику «Химия 8» Москва «Дрофа» 2003
12. П.А. Глориозонов, В.Л. Рысс
Проверочные работы по химии для IX-X классов
Москва «Просвещение» 1982
13. Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей Химия к
учебнику «Химия 9»
15.Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей, Н.И.
Останний, А.О. Татур Химия, тесты 8-9 классы
Москва «Дрофа» 1997
16. Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей, Н.И.
Останний Химия, тесты 8-9 классы
Москва «Дрофа» 2002
17.А.М. Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н.
Кругликова Дидактический материал по химии 10-11 Москва «Просвещение» 1999
18. В.М. Потапов, И.Н. Чертков Проверь
свои знания по органической химии
Москва «Просвещение» 1979
19.В.Я. Вивюрский Дидактический материал
по органической химии
Москва «Высшая школа» 1987
20.Н.П. Гаврусейко Проверочные работы по
органической химии
Москва «Просвещение» 1991
21.Н.П. Гаврусенко Задания для
самостоятельной работы учащихся по химии 9 класс
Минск «Народная асвета» 1975
22.Н.П. Гаврусенко Проверочные работы по
неорганической химии 9 класс
Москва «Просвещение! 1990
23. Р.Г. Иванова, Т.З. Савич, И.Н. Чертков
Самостоятельные работы по химии
Москва
«Просвещение» 1982
|
Сборник задач по химии
1. Габриелян О.С.,
Остроумов И.Г. Органическая химия. В тестах, задачах, упражнениях, М., Дрофа
2005
2. Гузей Л.С.
Суровцева Р.П. Химия. Вопросы, задачи, упражнения.8-9 класс , М., Дрофа 2002
3. Алтайский
краевой институт усовершенствования учителей
Решение вычислительных задач по
органической химии. Барнаул. Полиграфист.1980
4. Хомченко И.Г.
Сборник задач и упражнений по химии. М., Новая Волна. 1997
5. Абкин Г.Л. Задачи
и упражнения по химии. М., Просвещение. 1972
6. Габриелян О.С.,
Решетов П.В. Задачи по химии и способы их решения. М., Дрофа.2004
7. Савинкина Е.В. , Логинова Г.П. Сборник
задач. Химия 8-9 классы.М., АСТ-ПРЕСС. 2001
8. Я. Л. Гольдфарб, Ю. В. Ходаков
Сборник задач и упражнений по химии
Москва «Просвещение» 1981
9. Я. Л. Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б.
Додонов Сборник задач и упражнений по химии 8-10 Москва «Просвещение» 1982
10.Б.Айлетт, Б. Смит Задачи и упражнения
по неорганической химии Москва «Мир» 1967
11.А.Г. Винокур, М.Грималюк Сборник
примеров и задач по неорганической и органической химии Минск «Народная
асвета» 1966
12.А.Г.Воскресенский, И.С. Солодкин,
Г.Ф.Семиколенов Сборник задач и упражнений по аналитической химии Москва
«Просвещение» 1985
13.Н.Л. Глинка Задачи и упражнения по
общей химии Ленинград «Химия» 1980
14.Я.Л. Гольдфарб, Ю.В. Ходаков Сборник
задач и упражнений по химии для средней школыМосква «Просвещение» 1968
15.Я.Л. Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б.
Додонов Сборник задач и упражнений по химии 7-10 Москва «Просвещение» 1987
|
Руководства для лабораторных опытов и практических
занятий
по химии (8, 9, 10, 11 класса)
Евстигнеев
В.Е. Химический эксперимент с использованием микролаборатории. М.,Химлабо.
2008г
|
Справочник
по химии
1.Г.И. Штремплер
Школьный словарь химических понятий и
терминов
Москва «Дрофа» 2008
2.В.А.Рабинович, З.Я. Хавин
Краткий химический справочник
Ленинградское отделение «Химия» 1978
3.П.И. Воскресенский, А.А. Каверина,
К.Я. Парменов, Л.А. Цветков, Д.А. Эпштейн
Справочник по химии
Москва «Просвещение» 1978
4. И.В. Петрянов-Соколов
Популярная библиотека химических
элементов
Москва «Наука» 1977
5.Д.Н. Трифонов, В.Д. Трифонов
Как были открыты химические элементы
Москва «Просвещение» 1980
6. Л.Л. Андреева и другие
Большой справочник по химии
Москва «Дрофа» 2008
|
Энциклопедия
по химии
1. В.А. Крицман, В.В. Станцо
Энциклопедический словарь юного химика
Москва «Педагогика» 1990
2. В.А. Крицман, В.В. Станцо
Энциклопедический словарь юного химика
Москва «Педагогика» 1990
|
|
Учебно-методический комплект
1.
Габриелян О. С, Воскобойникова Н. П.,
Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое
пособие. — М.: Дрофа.
2. Габриелян
О. С, Остроумов И. Г. Книга для учителя. Химия. 9 кл.:
Методическое пособие. — М.: Дрофа.
3. Химия.
8 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия.
8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа.
4. Химия.
9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9»
/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа.
5.
Габриелян О. С, Смирнова Т. В, Изучаем
химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс.
6.
Габриелям О. С, Остроумов И. Г. Изучаем
химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс.
7.
Габриелян О. С, Яшукова А. В. Рабочая
тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа.
8. Габриелян
О. С, Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К
учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа.
9. Габриелян
О. С, Гунов Н. П., Толкунов В. И. Химический
эксперимент в школе. 8 кл. — М.: Дрофа.
10. Габриелян
О. С, Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных
опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8
класс». — М.: Дрофа.
11.
Габриелян О. С, Яшукова А. В. Тетрадь
для лабораторных опытов и практических работ. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна
«Химия. 9 класс». — М.: Дрофа.
12. Габриелян О.
С, Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8—9 кл.
— М.: Дрофа.
Оборудование и
приборы
Печатные пособия
Комплект
портретов ученых-химиков
1.
Амедео Авогадро
2. Н. Н. Бекетов
3. А. М. Бутлеров
4. Джон Дальтон
5. Н. Д. Зелинский
6. Н. Н. Зинин
7. Антуан Лоран Лавуазье
8. М. В. Ломоносов
9. Д. И. Менделеев
10. Анри Луи Ле Шателье
|
Серия справочных таблиц по химии
1. «Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева»,
2. «Растворимость солей, кислот и
оснований в воде»
3.
«Электрохимический ряд напряжений металлов»
67.
Количественны величины в химии
62.Относительная молекулярные массы неорганических
веществ
|
Серия
таблиц по технике безопасности по химии
12.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
13. Знаки по техники безопасности при выполнении
химических опытов.
11. Правила техники безопасности при работе со
спиртовкой.
5. Общие правила работы с кислотами.
8. Общие правила работы с щелочноземельными
металлами
9.
Общие правила работы с щелочами
Серия
инструктивных таблиц по химии
10.
Устройство и использование аппарата КИППА
14. Приготовление растворов заданной концентрации.
6. Нагревание
1. Нагревательные приборы.
2. Выделение веществ из неоднородных смесей.
3. Химическая посуда
4. Получение и собирание газов.
7. Выделение веществ из однородных смесей
15. Взвешивание.
17.
Обработка пробок и стеклянных трубок.
|
Серия
таблиц по неорганической химии
16.Классификация
химических реакций.
17.Что показывает химическая реакция.
18.Соли.
19.Составление названий неорганических веществ.
20.Оксиды.
21.Типы химической связи.
23.Образование водородных связей в молекулах воды и
спирта.
24.Алгоритм определения типа химической связи в
веществе.
26.Строение и свойства вещества.
27.Скорость химических реакций
28.Изменение внутренней энергии. сохранение массы
вещества.
29.Закон сохранения электрического заряда.
30.Свойства воды
31.Законы сохранения в микромире.
32.Строение атома и периодический закон.
57.Бинарные соединения
58.Степень окисления
59.Кристаллы
60.Валентность
61.Номенклатура солей
63.Химическая связь
64.Строение атомов
65.Электронная орбиталь
66.Модели
атомов некоторых элементов
|
Серия
таблиц по органической химии
13.Строение
атома углерода.
18.Гомология
19.Пространственная изомерия
20.Структурная изомерия
10.Пространственная изомерия бутилена.
21.Номенклатура органических соединений
11.Метан.
12.Этан и бутан.
22.Предельные углеводороды
|
Серия
таблиц по химическим производствам
33.Синтез
аммиака. 56.Производство аммиака
34.Непрерывная разливка стали.
35.Энерго-производственный цикл черных металлов.
36.Двухванная мартеновская печь.
37.Плавка чугуна в доменной печи.
41.Выплавка стали в электронно-лучевой печи
48.Выплавка стали в электропечи
52.Конвертер с кислородным дутьем
53.Производство чугуна
54.Химия доменного процесса
38.Производство азотной кислоты.
46.Производство азотной кислоты
39.Производство аммиачной селитры.
47. Производство аммиачной селитры
40.Производство ацетилена из метана.
42.Переработка нефти
43.Производство серной кислоты
44.Получние алюминия
45.Силикатная промышленность
49.Обжиг известняка
50 Обогащение руд флотацией
51.Электролиз хлорида натрия
55.Способы
сжигания топлива
|
Экранно-звуковые
пособия
Комплект
дисков по неорганической химии (по всем разделам курса)
Комплект
дисков по органической химии (по всем разделам курса)
Технические средства обучения (средства
ИКТ)
1. Мультимедийный
проектор) P1265K Китай
2. Компьютер
Учебно-практическое и учебно-лабораторное
оборудование перечислено
в паспорте кабинета химии
Дидактический
материал
1.Габриелян
О. С, Смирнова Т. В, Изучаем химию в 8 кл.:
Дидактические материалы. — М.: Блик плюс.
2.Габриелям
О. С, Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.:
Дидактические материалы. — М.: Блик плюс.
3. Габриелян О. С, Воскобойникова
Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8—9 кл. — М.:
Дрофа.
4. Л.Л. Чунихина 230 тестов по химии 8 класс. Волгоград,Экзамен
Цифровые
образовательные ресурсы
№ П.П.
|
Наименование
электронных изданий
|
Автор
учебника
|
Класс
|
-
|
Химия общая и неорганическая.
Лаборатория систем мультимедиа
|
|
10-11
|
-
|
Органическая химия
|
|
10-11
|
-
|
Химия. Методическая поддержка
|
|
8-11
|
-
|
Химия. Виртуальная лаборатория.
Диск 1
|
|
8-11
|
-
|
Химия. Виртуальная лаборатория.
Диск 2
|
|
8-11
|
-
|
Химия для всех – 21. Решение
задач
|
|
8-11
|
-
|
Химия. Мультимедийное учебное
пособие. Диск 1
|
|
8
|
-
|
Химия. Мультимедийное учебное
пособие. Диск 2
|
|
8
|
-
|
Химия. Мультимедийное учебное
пособие. Диск 3
|
|
8
|
-
|
Открытая химия. Полный
интерактивный курс (соответствует программе курса химии для ООУ России)
|
|
|
-
|
Химия (2 экземпляра). 3-4
четверть.
|
Габриелян О.С.
|
8
|
-
|
Химия (2 экземпляра). 3-4
четверть.
|
Габриелян О.С.
|
9
|
-
|
Химия (2 экземпляра) 3-4
четверть.
|
Габриелян О.С.
|
10
|
-
|
Химия.3-4 четверть.
|
Габриелян О.С.
|
11
|
-
|
Химия. 1 часть
|
|
8
|
-
|
Химия. 2 часть
|
|
9, 10
|
-
|
Химия. ОМС
|
|
8, 10, 11
|
-
|
Химия. 1-2 четверть.
|
Габриелян О.С.
|
8
|
-
|
Химия. 1-2 четверть.
|
Габриелян О.С.
|
9
|
-
|
Химия. 1-2 четверть.
|
Габриелян О.С.
|
10
|
-
|
Химия. 1-2 четверть.
|
Габриелян О.С.
|
11
|
-
|
Современный урок
|
|
|
Интернет-ресурсы
http://www.akipkro.ru/
http://www.akipkro.ru/index.php/ru/projects/altai-distant-main.html ДО
http://www.akipkro.ru/index.php/ru/kpop-main/end.html МО ест наук
http://kano-nvl.my1.ru/
http://www.lycee8.ru/
http://standart.edu.ru
http://www.referent.ru
http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
http://volsklvm.narod.ru/instr.htm
http://www.ido.rudn.ru/Open/ikt/1.htm
http://school-collection.edu.ru
http://fcior.edu.ru/
http://www.bookin.org.ru
http://festival.1september.ru
http://grkhe.info/pourochnyy_plan_prirodovedenie
http://www.it-n.ru/communities.aspx
http://2berega.spb.ru/
http://www.evolbiol.ru/index.html - сайт Проблемы эволюции
http://www.darwin.museum.ru/expos/livenature/3_evbio_pchela.htm - Дарвиновский музей
http://tana.ucoz.ru/ - сайт учителя
биологии
http://elementy.ru/biology - сайт Элементы большой науки
http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm - базовые федеральные
образовательные порталы
http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=6682 – перечень
общеобразовательных порталов
http://ballov.net/Система
электронный школьных журналов
http://www.ict.edu.ru/Информационно-коммуникационные
технологии в образовании
http://school-collection.edu.ru
http://www.e-teaching.ru e-Teaching (учителям школ, преподавателям ВУЗов)
http://www.openclass.ru/ Открытый
класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://www.rosbalt.ru/eg
| http://ege.uriit.ru/ Единый
государственный экзамен on-line
http://www.eden-online.org Европейская сеть дистанционного обучения
Литература, рекомендованная для учащихся
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу
химии
1. Насонова А.Е.. Химия в таблицах. М., Дрофа. 2008г
2.Иванов В.Г. Химия в формулах. М., Дрофа. 2008г
1.Г.Б. Шульпин
Эта увлекательная химия Москва «Химия»1984
2.П.Ф. Буцкус Книга для чтения по органической химии
Москва «Просвещение» 1985
3. Л.А. Николаев Химия жизни Москва «Просвещение»
1973
4.Ю.И. Соловьёв История химии Москва «Просвещение»
1983
5. Ю.И. Соловьёв и другие История химии Москва
«Просвещение» 1984
6.Е. Ефимовский След колесницы Ленинград « Детская
литература» 1988
7.Д.И. Менделеев Границ познанию предвидеть
невозможно Москва «Советская Россия» 1991
8.А.А. Макареня Д.И. Менделеев и физико-химические
науки Москва «Атомиздат» 1972
9. А.А. Макареня, Ю.В. Рысев Д.И. Менделеев Москва
«Просвещение» 1988
10.Б.В. Юсов Н.М. Пржевальский Москва «Просвещение»
1985
11.Г.В. Быков А.М. Бутлеров Москва «Просвещение»
1978
12. Н.Н. Банина К.Ф. Кесслер и его роль в развитии
биологии в России Москва-Ленинград. Издательство Академии Наук СССР 1962
13. М.Б. Мирский Н.М. Сеченов Москва «Просвещение»
1978
14.М.М. Андрусев, Е.М. Андрусева Н.Н. Зинин, В.В.
Марковников Москва «Просвещение» 1977
15. М.М. Андрусев, Е.М. Андрусева Н.Н. Бекетов, Н.А.
Меньшуткин Москва «Просвещение» 1977
16.Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк Полезная химия: задачи
и истории Москва «Дрофа» 2008
17. Д.Д. Дзудцова, Л.Б. Бестаева
Окислительно-восстановительные реакции Москва «Дрофа» 2008
18.Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова Занимательные
задания и эффектные опыты по химии
Москва «Дрофа» 2008
19. А.И. Артеменко Удивительный мир органической
химии Москва «Дрофа» 2008
|
Общепользовательские цифровые инструменты учебной
деятельности
|
Литература, использованная при подготовке программы
дополнительная
1.
Галеева
Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое
пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с. – («Методическая
библиотека»)
2.
Дереклеева
Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной
работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005
3.
Дереклеева
Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся
жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2006
4.
Загашев
И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб:
Издательство «Альянс «Дельта», 2003
5.
Игошин Т.П. «Уроки биологии(6 кл.). Развернутое
планирование» Академия развития, Ярославль, 2002.
6.
Кашлев
С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов
/С.С. Кашлев. – Мн.: Выш.шк., 2002
7.
Коммуникативные
технологии в школе: секреты эффективного общении / авт.-сост. О.Я.Воробьёва. –
Волгоград: Учитель, 2008
8.
Крутский
А.Н. Психодидактика среднего образования: монография / А.Н.Крутский. – Барнаул:
БГПУ, 2008.
9.
Ксензова
Г.Ю.Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М..:
Педагогическое общество России, 2005
10.
Курганов
С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение,
1989
11.
Личностно-ориентированный
подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова.
– М.: ТЦ Сфера, 2003
12.
Мониторинг
качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование / авт. – сост. Г.П.Попова
и др.. – Волгоград: Учитель, 2007
13.
Новожилова
М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к
открытию/М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков, И.В.Таврель; Науч. Ред. Т.И.Шамова.
– 2-е изд. – М.: 5 за знание, 2008
14.
Поташник
М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная
технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005
15.
Технологии
современной дидактики в процессе управления методической работой в школе / Под
ред. Д.п.н., проф. Л.П. Ильенко. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2006
16.
Хуторской А.В. Методика
личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для
учителя / А.В.Хуторской. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005
17.
Задачник (цифровая база данных для создания
тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов
для организации фронтальной и индивидуальной работы).
18.
В.И. Дайнеко Как научить школьников решать задачи
по органической химии. Москва «Просвещение» 1987
19. Л.Л. Чунихина 230 тестов по химии 8
класс. Москва «Издат-школа» «Райл» 1997
20. А.Ю. Фальковская, И.И. Петрова Самостоятельные
работы по химии
Москва «Высшая школа» 1978
21.
Р.Г. Иванова, А.Г. Иодко Система самостоятельных
работ учащихся при изучении неорганической химии
Москва «Просвещение» 1988
22.
.А.С. Гудкова, К.М. Ефремова, Н.Н. Магдесиева, Н.В.
Мельчакова
500 задач по химии Москва «Просвещение»
1981
Лист
внесения изменений
№ п/п
|
Дата
|
Характер
изменения
|
Примечание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.