Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №7 г.о. Коломна
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
______________/ Горобец Е.К.
«25» августа 2014 г.
|
УТВЕРЖДЕНО
на педсовете «29» августа 2014 г.
Протокол №1
Директор школы МБОУ СОШ№7
/Краснова Е.В.
|
Рабочая программа по химии
7 класс
учитель: Духова Екатерина Алексеевна
количество часов 34 часа — 1 час в неделю
учебник: Химия. Вводный курс.
7 класс: учебник / О.С. Габриелян. И.С. Остроумов. - М.: Дрофа, 2014.
Соответствует федеральному компоненту
стандарта среднего общего образования. Разработана на основе авторской
программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту
Государственного стандарта среднего образования и допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации: Химия. Вводный
курс. 7 класс М.: Дрофа, 2014.
2014
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа учебного предмета Химия 7
класс составлена на
основе:
·
Федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования
·
Рабочая
программа учебного курса по химии для 7 класса разработана на основе ФГОС
второго поколения, на базе программы основного среднего образования по химии и
авторской программы О.С.Габриеляна Химия. Вводный курс. 7 класс: М.: Дрофа, 2014.
В 7 классе школьники
приобретают умения решать простые расчетные задачи по химическим формулам,
поэтому в 8 классе у учителя появляется возможность увеличить количество часов
на приобретение умений решать другие типы расчётных задач: вычисление объёмов
газов (при н.у); расчёты по химическим уравнениям. А так же, благодаря
высвободившемуся времени, учитель может проводить 2-ух часовые практические занятия,
что позволяет уделять больше внимания подробному инструктажу учащихся перед
практической работой и создать условия для самостоятельного оформления отчёта
непосредственно по окончании эксперимента.
Изучение химии с 7
класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и
выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися
химического профиля дальнейшего образования.
Цели изучения химии в 7 классе:
- психологически
подготовить обучающихся к изучению нового трудного учебного предмета;
- создать
познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
- сформировать
предметные знания (в первую очередь расчётные и экспериментальные), на
которые недостаточно времени при изучении химии основного курса средней
школы;
- интегрировать
знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной
дисциплины “Химия”.
Задачи:
1.
реализация
идеи об интегрирующей роли химии в системе естественных наук;
2.
широкое использование активных форм и методов
обучения;
3.
формирование экспериментальных умений на основе
несложных по технике выполнения лабораторных опытов и практических занятий;
4.
развитие логических операций мышления: анализа и
синтеза, сравнения и обобщения, выдвижения и подтверждения или опровержения гипотез;
5.
совершенствование математических умений,
необходимых для решения несложных химических задач;
повышение роли самостоятельной работы
обучающихся при выполнении домашнего эксперимента,
подготовки докладов, презентаций, проектов.
Выпускник получит возможность
научиться:
1.
проводить несложные химические эксперименты, вести
наблюдение, делать выводы;
2.
моделировать изучаемые объекты и процессы;
3. вести химические расчёты относительной молекулярной массы, массовой
доли элементов в веществе, доли компонентов смеси;
4. планировать и осуществлять
проекты
На курс химии в 7 классе отведено: контрольных работ-1;
практических работ-.
Учебно-методическое
обеспечение
·
Габриелян О.С. Химия. 7 класс: практикум к учебному
пособию О.С.Габриеляна и др. “Химия. Вводный курс. 7 класс”: / О.С.Габриелян,
И.В.Аксёнова. – М.: Дрофа, 2009.
- Уроки химии по интегральной технологии. 8 кл.:
метод. пособие / Т.К.Толкачева, Л.Г.Лазыкина, З.К.Левитина и др. – М.:
Дрофа, 2007.
- Дидактические игры при обучении химии.:
метод. пособие / Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина, – М.: Дрофа, 2009.
Формы организации учебного
контроля
В качестве форм контроля выступают:
коллективные, индивидуальные, групповые, парные. Текущий контроль
осуществляется про помощи учетов знаний, контрольных работ.
Критерии
оценки устных, контрольных, самостоятельных и практических работ на уроках
химии
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;умеет составить полный и правильный ответ
на основе изученного материала;выделять главные положения, самостоятельно
подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и
аргументировано делать анализ, обобщения, выводы;устанавливать межпредметные
(на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески
применять полученные знания в незнакомой ситуации;последовательно, чётко, связно,
обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные
выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать
материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на
дополнительные вопросы учителя;самостоятельно и рационально использовать
наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и
опытов;самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта,
который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы
с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи,
сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если
ученик:показывает знания всего изученного программного материала; даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты
при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные,
небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической
последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух
недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой
помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. применять полученные знания на практике в
видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей
письменной, использовать научные термины; не обладает достаточным навыком
работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно
ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил
оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик: усвоил
основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает
несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает
недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения
аргументирует слабо, допускает в них ошибки; допустил ошибки и неточности в
использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;не
использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допустил ошибки при их изложении;испытывает затруднения в применении
знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении
конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных
примеров практического применения теорий; отвечает неполно на вопросы учителя
(упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но
недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом
тексте;обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно
на вопросы учителя, допуская одну-две грубые
ошибки. Оценка "2" ставится, если ученик: не
усвоил и не раскрыл основное содержание материала;не делает выводов и
обобщений;не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и
неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач
по образцу; или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок,
которые не может исправить даже при помощи учителя.
Содержание программы
Тема 1. Введение (10 часов )
Химическая связь. Предмет химия.
Вещество (атом, молекула, простые и сложные вещества, свойства веществ).
Превращение веществ. Физические и химические явления. Признаки химических
реакций. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Практическая работа №1.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения
с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. Химическая символика.
Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и
молекулярные массы. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Вычисление массовой доли элемента по химической формуле.
Тема 2. Атомы химических
элементов (8часов)
Основные сведения о строении атомов.
Состав атомного ядра. Электронные оболочки. Строение электронных уровней атомов
элементов малых периодов. Понятие о завершённом энергетическом уровне. Ионы.
Образование ионов.Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Ковалентная связь.
Тема 3. Соединения химических
элементов (9 часов)
Классификация соединений химических
элементов. Номенклатура. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашёная
известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород, аммиак.
Основания. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия, кальция. Кислоты.
Соли. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решёток. Смеси.
Массовая и объёмная доли компонента смеси. Расчёты, связанные с использованием
понятия «доля».
Тема 4. Простые вещества (6
часов)
Простые вещества – металлы и
неметаллы. Аллотропия. Количество вещества. Моль Молярная масса. Расчёты с
использованием понятий «молярная масса», «масса вещества», «количество вещества».
Молярный объём газов. Расчёты с использованием понятия «молярный объём»
Тема 5. Соединения химических
элементов (5 часов)
Практическая работа №1.Степень
окисления. Бинарные соединения (оксиды, хлориды, сульфиды). Составление формул
бинарных соединений. Основания, их состав и названия. Понятие об индикаторах.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот, изменения окраски
индикаторов. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия.
Тема 6. Изменения, происходящие
с веществами (2 часа)
Химические реакции. Условия
протекания химических реакций. Химические уравнения. Практическая работа № 2.
Признаки химических реакций
Примерное
календарно- тематическое планирование уроков 7 класс (1 час в неделю, всего 34
часов, из них 2 часа – резервное время)
№ п/п
|
Количество часов (ч.)
|
Название разделов: темы уроков
|
Дата урока
|
Контроль
|
Повторение
|
Примечание
|
Введение
(10 часов )
|
1
|
1
|
Предмет химия. Вещество (атом, молекула,
простые и сложные вещества, свойства веществ).
|
|
|
|
|
2
|
1
|
Превращение веществ. Физические и химические
явления. Признаки химических реакций.
|
|
|
|
|
3
|
1
|
Чистые вещества и смеси. Разделение смесей.
|
|
|
|
|
4
|
1
|
Практическая работа №1. Правила техники
безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с
лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
|
|
практ работа
|
|
|
5
|
1
|
Практическая работа №2. Очистка загрязнённой
поваренной соли.
|
|
|
|
|
6
|
1
|
Химическая символика. Знаки химических
элементов. Химические формулы.
|
|
|
|
|
7
|
1
|
Относительная атомная и молекулярные массы.
|
|
учет знаний
|
|
|
8,9
|
2
|
Вычисление массовой доли элемента по
химической формуле.
|
|
учет знаний
|
повторение выч. мол мас.
|
|
10
|
1
|
Периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева.
|
|
|
|
|
Атомы
химических элементов (8часов)
|
11
|
1
|
Основные сведения о строении атомов. Состав
атомного ядра. Электронные оболочки.
|
|
|
|
|
13,14
|
2
|
Строение электронных уровней атомов
элементов малых периодов. Понятие о завершённом энергетическом уровне.
|
|
учет знаний
|
повторение состава ат яд-ра
|
|
15
|
1
|
Ионы. Образование ионов.Понятие об ионной
связи. Схемы образования ионной связи.
|
|
|
|
|
16,17
|
2
|
Ковалентная связь.
|
|
учет знаний
|
|
|
18
|
1
|
Повторительно-обобщающий урок
|
|
|
|
|
19
|
1
|
Контрольная работа по теме: «Атомы
химических элементов»
|
|
|
|
|
Простые
вещества (6 часов)
|
20
|
1
|
Простые вещества – металлы и неметаллы.
Аллотропия.
|
|
|
|
|
21
|
1
|
Количество вещества. Моль Молярная масса.
|
|
|
повторение хим пон-ий
|
|
22,23
|
2
|
Расчёты с использованием понятий «молярная
масса», «масса вещества», «количество вещества».
|
|
учет знаний
|
|
|
24,25
|
2
|
Молярный объём газов. Расчёты с
использованием понятия «молярный объём»
|
|
учет знаний
|
|
|
Соединения
химических элементов (5 часов)
|
|
26,27
|
2
|
Итоговое повторение: «Атомы химических
элементов»
Степень окисления. Бинарные соединения
(оксиды, хлориды, сульфиды). Составление формул бинарных соединений.
|
|
учет знаний
|
|
|
28
|
1
|
Итоговое повторение: «Простые вещества»
Основания, их состав и названия. Понятие об
индикаторах.
|
|
|
|
|
29
|
1
|
Кислоты, их состав и названия. Классификация
кислот, изменения окраски индикаторов.
|
|
|
|
|
30
|
1
|
Соли как производные кислот и оснований. Их
состав и названия.
|
|
учет знаний
|
повторение класс в-в
|
|
Изменения,
происходящие с веществами (2 часа)
|
31
|
1
|
Итоговое повторение: «Соединение
химических соединений»
Химические реакции. Условия протекания
химических реакций. Химические уравнения.
|
|
|
|
|
32
|
1
|
Практическая работа № 2. Признаки химических
реакций
|
|
прак работа
|
|
|
Список использованной литературы
1.
Габриелян О.С. Методическое пособие к
пропедевтическому курсу О.С Габриеляна, И.Г.Остроумова,
2.
А.К.Ахлебинина / “Химия. Вводный курс. 7 класс”:
методическое пособие / О.С.Габриелян, Г.А.Шипарева. – М.: Дрофа, 2007.
3.
Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб.
пособие / О.С Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин.– 4 -е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
4.
Габриелян О.С. Химия. 7 класс: практикум к учебному
пособию О.С.Габриеляна и др. “Химия. Вводный курс. 7 класс”: / О.С.Габриелян,
И.В.Аксёнова. – М.: Дрофа, 2009.
- Уроки химии по
интегральной технологии. 8 кл.: метод. пособие / Т.К.Толкачева,
Л.Г.Лазыкина, З.К.Левитина и др. – М.: Дрофа, 2007.
- Дидактические
игры при обучении химии.: метод. пособие / Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина, –
М.: Дрофа, 2009.
- Внеклассная
работа по химии. Методическое пособие / Т.Н.Енякова, – М.: Дрофа, 2008.
- Химия и
повседневная жизнь человека. 8 – 11 классы. Пособие для учителя /
Г.В.Пичугина. – М.: Дрофа, 2009.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.