Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено»
Руководитель
ШМО
МБОУ
« Средняя школа №8»
__________________
Э.З.Ашрафова
Протокол
№1 « » августа 2014 года
|
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
МБОУ
« Средняя школа №8»
__________________
Н.Л.Маркова
«
» августа 2014 года
|
«Утверждено»
Педагогическим
советом
Протокол
№ 1 от « » августа 2014 г.
Введено
приказом №
От
« » августа 2014 г.
Директор
школы
____________________
А.И. Остроумов
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету химия
для 10 класса
Составитель: Нурдавлетова Рушания Минхазиевна учитель
высшей квалификационной категории
Елабуга, 2014 год
Пояснительная
записка
Программа, разработанная на основе
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г., Федерального компонента государственного стандарта,
примерной (типовой) учебной программы по предмету «Химия» с
учетом национально-регионального компонента стандарта, учебного плана МБОУ
«Средняя школа №8» ЕМР РТ на 2014-2015 учебный год, Приказа Минобрнауки РФ «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования», Программы для общеобразовательных учреждений.
Химия. 8 – 11 класс. М., «Дрофа», 2010 г,
инструктивно- методических писем по
учебным предметам.
-Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18.01.07. № 250/7 О преподавании учебного предмета «Химия» в
условиях введения государственного образовательного стандарта общего
образования.
-Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12.03. 09. № 1532/9 об
особенностях преподавания химии в условиях перехода на компетентостный подход.
Для обязательного изучения «Химия» на
этапе основного общего образования рабочая программа «Химия» рассчитана на 34учебных
часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме
3учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования
разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов
обучения и педагогических технологий.
Для обязательного изучения в 10
классе отводится 34 часов, из расчета 1 час в неделю. Базовый уровень.
количество
|
1 четв
|
2 четв
|
3 четв
|
4 четв
|
Всего за год
|
часов
|
9
|
7
|
10
|
8
|
34
|
Из них
|
|
|
|
|
|
Контр. работ
|
1
|
2
|
1
|
1
|
5
|
Практ. работ
|
|
|
|
2
|
2
|
Лабор. работ
|
5
|
3
|
2
|
3
|
13
|
Цели и задачи:
освоение знаний о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и
теориях;
овладение умениями применять полученные знания для
объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли
химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и
интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения
химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе
компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли
химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного
отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных
знаний и умений
для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и
на производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к уровню подготовки обучающихся
установлены федеральным компонентом государственного стандарта общего
образования по химии.
стандартом в соответствии с обязательным
минимумом содержания.
Изменения, внесенные в авторскую программу:
уменьшение количества часов в теме: Кислородсодержащие соединения связано с
проведением промежуточной аттестации.
Учебно-методический
комплект:
Учебник: Химия 10 класс. Базовый уровень. Габриелян О.С.: М.: Дрофа,
2008. Рекомендован Министерством образования и науки российской Федерации.
.
Содержание программы.
Методы познания в химии (1 ч)
Научные методы познания веществ и химических
явлений.
Демонстрации:
Анализ и синтез химических веществ.
Теория строения
органических соединений (2)
Предмет органической химии. Основные
положения теории химического строения органических соединений. Понятие о
гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Радикал. Функциональная группа.
Структурная и пространственная изомерия. Типы связей в молекулах органических
веществ и способы их разрыва. Химические формулы и модели молекул в
органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических
соединений.
Углеводороды и их природные источники (8 ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества
природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические
свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и
дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией
этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание
бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация.
Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах
с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена:
обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом.
Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды,
присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе
свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства
бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе
свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об
октановом числе.
Демонстрации. Примеры углеводородов в разных агрегатных
состояниях ( пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин,
асфальт). Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору
перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации
этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение
каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.
Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. Определение элементного состава органических
соединений. Изготовление моделей молекул углеводородов. Обнаружение
непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. Ознакомление с коллекцией «Нефть
и продукты ее переработки».
Кислородсодержащие органические
соединения (11ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых
организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.
Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи.
Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование
простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе
свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель
многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение
глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его
продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов
в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой.
Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу.
Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов.
Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и
восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и
ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением
альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими
кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе
свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией
этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров
на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и
гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза),
дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов
в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические
свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит,
брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на
примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на
многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и
глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди
(II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция
эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. Свойства этилового спирта. Свойства
глицерина. Свойства формальдегида. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6 ч)
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из
нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в
молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой.
Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и
гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических
соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция
поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на
основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная,
вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение,
денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов.
Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль
нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о
биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Доказательство наличия функциональных групп в растворах
аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков:
ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель
молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая
кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Химия и жизнь (4ч)
Ф е р м е н т ы. Ферменты как
биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования
ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном
хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами:
авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель
водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых
витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах
жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители
гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия:
от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз.
Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и
сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора
СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными
формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора
аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата
инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Лабораторный опыт Знакомство с аптечкой, знакомство с моющими средствами, изучение
инструкций по их составу и применению.
Полимеры (3 ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о
л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической
модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный
шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических
полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров
линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических
пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и
поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и
каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон
Тематическое
планирование учебного материала
№ п/п
|
№ п/п
|
Тема
|
Количество
часов
|
В том
числе
|
лабораторные
опыты
|
Конт.работы
|
1.
|
|
Методы познания в химии
|
1
|
|
|
|
1
|
Научные методы познания веществ и химических
явлений. Великие ученые Татарстана.
|
1
|
|
|
2.
|
|
Теория строения органических соединений
|
2
|
|
|
|
2
|
Срез остаточных знаний
|
1
|
|
+
|
|
3
|
Предмет органической химии .Теория строения
органических соединений. Изомерия. А.М. Бутлеров
|
1
|
|
|
3.
|
|
Углеводороды и их природные источники
|
8
|
|
|
|
4
|
Алканы. Природный газ. Природные ресурсы
Татарстана.
|
1
|
лаб. опыта №1
«Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки
(коллекции)»
лаб. опыта №2
«Изготовление моделей молекул угл-дов»
|
|
|
5
|
Алкены. Синтез полимеров на примере
предприятий РТ
|
1
|
лаб. опыта №3
«Обнаружение непред. соединений в жидких нефтепродуктах и растительных
маслах»
|
|
|
6
|
Алкадиены и каучуки
|
1
|
|
|
|
7
|
Алкины Строение,
Свойства..
|
1
|
лаб. опыта №4 «Изготовление
молекул алкинов»
|
|
|
8
|
Арены. Строение,
Свойства.
|
1
|
|
|
|
9
|
Природные источники углеводородов. Нефть и
её переработка в истории РТ.
|
1
|
лаб. опыта № 5 «Ознакомление
с колл. Нефти и продуктов её переработки»
|
|
|
10
|
Обобщение и систематизация знаний
|
1
|
|
|
|
11
|
Узловая контрольная работа №1 «Углеводороды»
|
1
|
|
+
|
4.
|
|
Кислородсодержащие соединения.
|
10
|
|
|
|
12
|
Спирты. Строение,
свойства
|
1
|
лаб. опыта № 6,7 «Свойства этилового спирта». «Свойства глицерина»
|
|
|
13
|
Фенолы. Строение,
свойства
|
1
|
|
|
|
14
|
Альдегиды и кетоны
|
|
лаб. опыта № 8 «Свойства
формальдегида»
|
|
|
15
|
Промежуточный срез знаний
|
1
|
|
|
|
16
|
Карбоновые кислоты.
|
1
|
|
|
|
17
|
Сложные эфиры. Жиры.
|
1
|
|
|
|
18
|
Углеводы. Глюкоза, её свойства
|
1
|
|
|
|
19
|
Дисахариды.
Полисахариды.
|
1
|
лаб. опыта № 9 «Свойства
крахмала».
|
|
|
20
|
Обобщение знаний о кислородсодержащих
веществах
|
1
|
|
|
|
21
|
Узловая контрольная работа
№2»Кислородсодержащие вещества»
|
1
|
|
+
|
5.
|
|
Азотсодержащие соединения и их нахождение
в живой природе
|
6
|
|
|
|
22
|
Понятие об аминах. Анилин.
|
1
|
|
|
|
23
|
Аминокислоты.
|
1
|
|
|
|
24
|
Белки. Состав ,строение.
|
1
|
|
|
|
25
|
Химические свойства белков.
|
1
|
лаб.
опыта № 10 «Свойства белков».
|
|
|
26
|
Нуклеиновые кислоты.
|
1
|
|
|
|
27
|
Практическая работа №1 «Идентификация
органических соединений»
|
1
|
|
|
6.
|
|
Химия и жизнь
|
4
|
|
|
|
28
|
Ферменты. Гормоны. Лекарства
|
1
|
Лаб.опыт№11 «Знакомство с аптечкой»
|
|
|
29
|
Витамины. Минеральные воды. Проблемы
связанные с применением лекарственных препаратов.
|
1
|
|
|
|
30
|
Химия в повседневной жизни. Моющие и
чистящие средства. Правила безопасности со средствами бытовой химии.
|
1
|
Лаб.опыт№12»Знакомство с моющими средствами. Изучение инструкций по их составу и
применению
|
|
|
31
|
Химическое загрязнение окружающей среды и
его последствия.
|
1
|
|
|
7.
|
|
Полимеры
|
3
|
|
|
|
32
|
Полимеры искусственные, синтетические
|
1
|
Лаб.опыт№13 «Знакомство с образцами пластмасс, волокон каучуков»
|
|
|
33
|
Промежуточная аттестация
|
1
|
|
+
|
|
34
|
Практическая работа №2 «Распознавание
пластмасс и волокон»
|
1
|
|
|
|
|
Итого:
|
34
|
лабораторных
опытов-13
|
5
|
Формы контроля уровня обученности:
Текущий
контроль удобно организовать
как фронтальный устный контроль ,в группах, что значительно повышает ответственность каждого учащегося
друг перед другом, позволяет учителю проанализировать успешность обучения всего
класса в целом.
Для проверки усвоения полученных учащимися
знаний и умений наиболее приемлема такая форма, как тестирование. При переходе
на единую форму учёта знаний и умений актуально проведение тестовых контрольных
работ, в которых сочетаются задания открытого и закрытого типов, на выбор
одного правильного ответа, на соответствие, на дополнение, с множественным
выбором правильных ответов, исключения лишнего и т.д. Для среза остаточных
знаний, промежуточного среза, итогового среза, узловых контрольных работ,
промежуточного контроля удобны комбинированные контрольные работы, состоящие из
тестов и заданий со свободным ответом. Кроме того, тестовая форма проверки знаний
является важным звеном в подготовке учащихся к успешной сдаче единого
государственного экзамена по химии.
Календарно-тематическое планирование
№
|
№
|
Тема
урока
|
Кол-во
часов
|
Тип
урока
|
Характеристика
деятельности
учащихся
|
Виды
контроля, измерители
|
Планируемые
результаты усвоения материала
|
Дата
проведения
|
план
|
факт
|
|
Т1
|
Методы познания в химии
|
1
|
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
Научные методы познания веществ и химических
явлений. Великие ученые Татарстана.
|
1
|
Урок беседа
|
Составление опорного конспекта.
Демонстрация: :Анализ
и синтез химических веществ.
|
Работа с текстом
|
Знать научные методы познания веществ.
|
1 чет
01.09аб
|
|
|
Т2
|
Теория строения органических соединений
|
2
|
|
|
|
|
|
|
2
|
1
|
Срез остаточных знаний.
|
1
|
Урок контроля, оценки знаний учащихся
|
Индивидуальная работа по тестам
|
Работа по тестам
|
Решение задач по алгоритму, составление
уравнений ре акций, проверить умения учащихся по составлению формул
орг.веществ.
|
08.09
аб
|
|
3
|
2
|
Предмет органической химии. Теория строения
органических соединений. Изомерия. А.М. Бутлеров
|
1
|
Урок изучения и первичного закрепления
знаний
|
Беседа, составление опорного конспекта
,индивид. работа у доски и в раб тетр. История развития органической химии в
Татарстане.
|
Вопросы после § 1,
§2, упр8.
|
Предмет орг. химии. Осн –е положения ТХС
А.М. Бутлерова. Хим строение в- в. Изомерия. Называть и доказывать осн-е
пол-я теории. Объяснять явл-е изомерии на примере бутана и изобутана. Опр-ть
вид изомерии. Классифицировать орг. в-ва и давать им названия по системе
ИЮПАК и тривиальной номенклатуре
|
15.09
аб
|
|
|
Т3
|
Углеводороды и их природные источники
|
8
|
|
|
|
|
|
|
4
|
1
|
Алканы. Природный газ. Природные ресурсы
Татарстана.
|
1
|
Изучение нового материала
|
Фронтальная беседа Демонстрация: растворение
парафина, его плавление. Разделение смеси бензин-вода.
Лабораторный опыт№1 «Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их
переработки (коллекции)»
Лабораторный опыт №2 «Изготовление моделей молекул угл-дов»
|
§3, упр. 7
Контроль за выполнением правил техники
безопасности
|
Гомологический ряд и общая формула алканов;
строение молекулы; изомерию, св-ва алканов, сп-бы получения Называть
гомологи, составлять формулы изомеров давать им названия; записывать
уравнения реакций.
|
22.09
аб
|
|
5
|
2
|
Алкены. Синтез полимеров на примере
предприятий РТ
|
1
|
Комбинированный
|
Демонстрация:
получение этилена.Индивидуальная работа с учебником. Фронтальная беседа.
Лабораторный опыт №3 «Обнаружение непред. соединений в жидких
нефтепродуктах и растительных маслах»
|
§4 упр. 2
|
Гомологический ряд и общая формула алкенов;
строение молекулы; изомерию, св-ва алкенов ,сп-бы получения. Реакция
полимеризации, присоед-я .качеств. р-ии. Называть гомологи, составлять
формулы изомеров давать им названия; записывать уравнения реакций
|
29.09 аб
|
|
6
|
3
|
Алкадиены и каучуки.
Синтез полимеров на примере предприятий РТ
|
1
|
Комбинированный
|
Эвристическая беседа
Демонстрация: качественные
реакции на кратные связи, ознакомление с коллекцией «Каучук и
резина».
|
§5 упр. 2
|
Строение молекул. номенклатура, физ. и хим.
св-ва. Натуральные и синт-ие каучуки. Резина. Работы С.В Лебедева. Видеть и
объяснять аналогию в хим. св-х алкенов и алкадиенов
|
06.10
аб
|
|
7
|
4
|
Алкины. Строение,
свойства
|
1
|
Комбинированный
|
Демонстрация:
получение ацетилена Лабораторный опыт №4 «Изготовление молекул
алкинов»
|
Устный опрос
|
Гомологический ряд и общая формула алкинов;
строение молекулы; изомерию, св-ва алкинов, сп-бы получения. Называть
гомологи, составлять формулы изомеров давать им названия; записывать
уравнения реакций
|
13.10
аб
|
|
8
|
5
|
Арены. Строение,
Свойства.
|
1
|
Комбинированный
|
Индивидуальная работа с учебником.
Фронтальная беседа
|
§7 упр. 4(а)
Тест
|
Строение молекулы бензола. Св-ва: реакции:
галогенирования, алкилирования, нитрования. Называть гомологи, составлять
формулы изомеров давать им названия; записывать уравнения реакций
|
20.10
аб
|
|
9
|
6
|
Природные источники углеводородов. Нефть и
её переработка в истории РТ.
|
1
|
Изучение нового материала
|
Ответы на вопросы; участие в беседе.
Составление опорного конспекта. Лабораторный опыт № 5 «Ознакомление с
колл. Нефти и продуктов её переработки»
|
§ 8 упр. 3,9
|
Природные источники углеводородов :нефть,
уголь, природный газ
|
27.10
аб
|
|
10
|
7
|
Обобщение и систематизация знаний
|
1
|
Обобщающий
|
Выполнение упражнений, беседа
|
наблюдение
|
Хим. Свойства углев-ов, их получение
|
2 чет
10.11
аб
|
|
11
|
8
|
Узловая контрольная работа №1 «Углеводороды»
|
1
|
Урок контроля, оценки знаний учащихся
|
Индивидуальная работа по тестам
|
Работа по тестам
|
Решение задач по алгоритму, составление
уравнений ре акций, характеризующие свойства и способы получения
углеводородов.
|
17.11
аб
|
|
|
Т4
|
Кислородсодержащие соединения
|
10
|
|
|
|
|
|
|
12
|
1
|
Спирты. Строение,
свойства
|
1
|
Изучение нового материала
|
Эвристическая беседа, составление опорного
конспекта
Лабораторный опыт № 6,7 «Свойства этилового спирта».
«Свойства глицерина» Спиртовая промышленность
Татарстана
|
§ 9 упр.1-8
|
Состав, классификация, изомерия. Св-ва
спиртов: образование алкоголятов, межмолекулярная и внутримолекулярная
дегидратация, этерификация и дегидрирование спиртов. Особенности св-в
многоатомных спиртов. физиологическое действие метанола и этанола. Называть
гомологи, составлять формулы изомеров давать им названия; записывать
уравнения реакций
|
24.11
аб
|
|
13
|
2
|
Фенолы. Строение,
Свойства.
|
1
|
Комбинированный
|
Эвристическая беседа, составление опорного
конспекта Наблюдения за демонстрацией: р-ция фенола с хлоридом
железа.
|
§ 10 упр.1,4
|
Св-ва и получение фенола. Кислотные св-ва
р.взаимное влияние атомов. Качественная р-ция. Объяснять кислотные св-ва.
Записывать Ур-я р-ций.
|
01.12
аб
|
|
14
|
3
|
Альдегиды и кетоны
|
1
|
Комбинированный
|
Эвристическая беседа, составление опорного
конспекта Лабораторный опыт № 8 «Свойства формальдегида»
|
§ 11 упр.1,2
|
Гом. ряд и строение молекулы; изомерию,
св-ва альдегидов и кетонов, сп-бы получения. Физ. св-ва формальдегида.
Называть гомологи, составлять формулы изомеров давать им названия; записывать
уравнения реакций
|
08.12
аб
|
|
15
|
4
|
Промежуточный срез знаний
|
1
|
Урок проверки и учета знаний и умений
|
Индивидуальная работа по тестам
|
работа по тестам
|
Проверить знания и умения по курсу химии,
полученные ранее: строение,изомерию, решение задач по алгоритму, составление
уравнений ре акций, характеризующие свойства и способы получения
углеводородов
|
15.12
|
|
16
|
4
|
Карбоновые кислоты.
|
1
|
Комбинированный
|
Эвристическая беседа, составление опорного
конспекта. Производство кислот в РТ
|
§12 работа с
новыми терминами
|
Строение молекул и карбоксильной группы.
Клас-я и номенклатура. Св-ва. Карб к-т. Кислоты в природе, биологическая
роль. Составлять формулы изомеров давать им названия; записывать уравнения
реакций
|
22.12
аб
|
|
17
|
6
|
Сложные эфиры. Жиры.
|
1
|
Комбинированный
|
Эвристическая беседа, составление опорного
конспекта.
|
§ 13 упр.1-9
|
Строение молекулы; изомерию, св-ва сложных
эфиров сп-бы получения. Состав и строение жиров. Составлять формулы изомеров
давать им названия; записывать уравнения реакций
|
3 чет
12.01
аб
|
|
18
|
7
|
Углеводы. Глюкоза, её свойства
|
1
|
Комбинированный
|
Индивидуальная работа с учебником.
Фронтальная беседа
|
§ 14 упр.9(а)
|
Моно-, ди-, полисахариды. Свойства глюкозы
как полифункционального соединения. Значение в жизни ч-ка. Записывать формулы
глюкозы, характеризовать св-ва, записывать уравнения р-ций.
|
19.01
аб
|
|
19
|
8
|
Дисахариды.
Полисахариды.
|
1
|
Комбинированный.
|
Эвристическая беседа, составление опорного
конспекта.
Лабораторный опыт № 9 «Свойства крахмала». Сахарные заводы РТ.
|
§ 15 упр.3
|
Представителей каждой группы, биологическая
роль. Значение в жизни ч-ка. р. гидролиза, качеств. р-ии на крахмал. Формулы
сахарозы, крахмала, записывать уравнения основных р-ий.
|
26.01
аб
|
|
20
|
9
|
Обобщение знаний о кислородсодержащих
веществах
|
1
|
Урок комплексного применения ЗУН
|
Групповая работа с тестами
|
|
Представитель каждого класса, химич. св-ва,
качеств р-ии.
|
02.02
аб
|
|
21
|
10
|
Узловая контрольная работа
№2»Кислородсодержащие вещества»
|
1
|
Урок контроля, оценки знаний учащихся
|
Работа с тестами
|
Работа с тестами
|
Писать уравнения реакций, осуществлять
цепочки превращений, решать задачи
|
09.02
аб
|
|
|
Т5
|
Азотосодержащие соединения
|
6
|
|
|
|
|
|
|
22
|
1
|
Понятие об аминах. Анилин.
|
1
|
Урок изучения и первичного закрепления
знаний
|
Эвристическая беседа, составление опорного
конспекта
|
§16 работа с
новыми терминами
|
Амины, их определение, строение, изомерия и
номенклатура. Анилин. Физ. и хим св-ва. Давать названия аминам, записывать
уравнения р-ций и р-ции Зинина.
|
16.02
аб
|
|
23
|
2
|
Аминокислоты.
|
1
|
Комбинированный
|
Эвристическая беседа, составление опорного
конспекта
|
§ 17 упр.
10
|
Состав, строение молекул, изомерия,
амфотерность, обр-е внутримолекулярных солей. Доказывать амфотерность,
записывать Ур-я р-ций.
|
23.02
аб
|
|
24
|
3
|
Белки. Состав, строение.
|
2
|
Комбинированный
|
Индивидуальная работа с учебником.
Фронтальная беседа Наблюдения за демонстрацией: глицина.
|
§ 17 упр.7
|
Белки как природные биополимеры, пептидная
группа и связь, стр-ры белка..
|
02.03
аб
|
|
25
|
4
|
Химические свойства белков.
|
2
|
Комбинированный
|
Лабораторный опыт № 10 «Свойства белков».
|
§ 17 упр.7
|
Белки как природные биополимеры, пептидная
группа и связь, стр-ры белка. Хим. св-ва :денатурация, гидролиз, качественные
р-ции. Биологические ф-ции и значение белков. Составлять формулы полимеров
..называть и хар-ть структуру белка.
|
09.03
аб
|
|
26
|
5
|
Нуклеиновые кислоты.
|
1
|
Комбинированный
|
Эвристическая беседа, составление опорного
конспекта
|
§18
работа с новыми
терминами
|
НК как биополимеры: их структура, отличие
ДНК и РНК, роль в организме. Составление формул ДНК и РНК, комплементарность
нуклеотидов.
|
16.03
аб
|
|
27
|
6
|
Практическая работа №1 «Идентификация
органических соединений»
|
1
|
П/Р
|
Проводить опыты по идентификации орг.
соединений, соблюдая правила ТБ, оформить результаты работы в тетради.
|
Контроль за выполнением правил техники
безопасности
|
Правила Т/Б.Свойства орг.соединений,
качеств. р-ии. Работать ,соблюдая Т/Б с реактивами и оборудованием.
|
4 чет
06.04
аб
|
|
|
Т6
|
Химия и жизнь
|
4
|
|
|
|
|
|
|
28
|
1
|
Ферменты. Гормоны.
Лекарства
|
1
|
Изучение нового материала
|
Индивидуальная работа с учебником.
Фронтальная беседа Наблюдения за демонстрацией: разложение пероксида
водорода под д-м каталазы.
Демонстрация: образцы
лекарственных препаратов
Лабораторный опыт №11 «Знакомство с аптечкой»
|
Наблюдение
|
Понятие о ферментах, как биологически
активных веществах. Объяснять работу ферментов. Понятие о гормонах, как
биологически активных веществах. Объяснять работу ферментов Объяснять работу
гормонов.Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. безопасные
сп-бы применения лекарств.
|
13.04
аб
|
|
29
|
2
|
Витамины. Минеральные воды. Проблемы
связанные с применением лекарственных препаратов.
|
1
|
Семинар
|
Защита рефератов. Доклады
Демонстрация:
образцы витаминов.
|
Индив. контроль
|
Понятие о витаминах и гормонах как о
биологически активных в-вах . Значение в биологии и в пром-ти. Классификация
витаминов, авитаминоз, классификация минеральных вод.
|
20.04
аб
|
|
30
|
3
|
Химия в повседневной жизни. Моющие и
чистящие средства. Правила безопасности со средствами бытовой химии.
|
1
|
Семинар
|
Демонстрация: образцы
средств гигиены и косметики.
Лабораторный опыт№ 12
«Знакомство с моющими средствами. Изучение
инструкций по их составу и применению»
|
Индив. контроль
|
Понятия о правилах химической
безопасности в быту
|
27.04аб
|
|
31
|
4
|
Химическое загрязнение окружающей среды и
его последствия.
|
|
беседа
|
Фронтальная беседа
|
|
Понятия о химических загрязнителях.
|
04.05
аб
|
|
|
Т7
|
Полимеры
|
3
|
|
|
|
|
|
|
32
|
1
|
Полимеры искусственные, синтетические
|
1
|
Комбинированный
|
Эвристическая беседа, составление опорного
конспекта.
Лабораторный опыт №13 «Знакомство с образцами пластмасс, волокон каучуков»
|
§ 21, вопросы в
конце § 1,2,3
|
Определение пластмасс, волокон, р-ции их
получения Классификация полимеров пластмасс, волокон, каучуков. Записывать
р-ии полимеризации и поликонденсации Названия и особенности полимеров, их
применение.
|
11.05
аб
|
|
33
|
2
|
Промежуточная аттестация
|
1
|
Урок проверки знаний и умений
|
Выполнение заданий контрольной работы
|
.
|
Знать основные классы орг.веществ, свойства,
применение, решать задачи по алгоритмам.
|
18.05
аб
|
|
34
|
3
|
Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»
|
1
|
П/Р
|
Выполнение практической работы №2
«Распознавание пластмасс и волокон»
|
Контроль за выполнением правил техники
безопасности
|
Правила по Т/Б, свойства полимеров ,их
отношение к нагреванию ,кислотам . Соблюдение правил Т/Б.
|
25.05
аб
|
|
Требования
к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Учащиеся
должны знать:
знать/понимать
·
важнейшие химические
понятия: вещество, химический
элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия,
изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень
окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и
немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная
группа, изомерия, гомология;
·
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
состава, периодический закон;
·
основные теории химии: химической связи, электролитической
диссоциации, строения органических соединений;
·
важнейшие вещества и
материалы: основные металлы и
сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак,
минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла,
глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические
волокна, каучуки, пластмассы;
·
уметь
·
называть изученные вещества по «тривиальной» или
международной номенклатуре;
·
определять: валентность и степень окисления химических
элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в
водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель,
принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
·
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в
периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов,
неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение
и химические свойства изученных органических соединений;
·
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и
строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от
различных факторов;
·
выполнять химический
эксперимент по распознаванию
важнейших неорганических и органических веществ;
·
проводить самостоятельный поиск химической информации с
использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных
баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для
обработки и передачи химической информации и ее представления в различных
формах;
·
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
объяснения химических явлений,
происходящих в природе, быту и на производстве;
·
определения возможности
протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
·
экологически грамотного
поведения в окружающей среде;
·
оценки влияния химического
загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
·
безопасного обращения с
горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
·
приготовления растворов
заданной концентрации в быту и на производстве;
·
критической оценки
достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав
которого входят:
Литература для учителя:
1.
Учебник: Химия 10 класс.
Базовый уровень. Габриелян О.С.: М.: Дрофа, 2008. Рекомендован Министерством
образования и науки российской Федерации.
2.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г.
Настольная книга учителя химии. Химия 10класс.:- М.: Дрофа, 2003.
3.
Габриелян О.С., Г.Г Лысова,
А.Г. Введенская. Настольная книга учителя химии. Химия 10класс.: - М.: Дрофа,
2007.
4.
Химия. 10 класс.: Контрольные и
проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С. «Химия 10класс»:- М.: «Дрофа»,
2005.
5.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г.
Изучаем химию в 10классе.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
6.
Габриелян О.С., Воскобойникова
Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 10-11 кл. - М.: «Дрофа», 2005.
7.
Методический журнал «Химия в
школе».
Библиотека электронных наглядных и учебных пособий:
1.Журнал
«Химия для школьников» Библиотека электронных наглядных и учебных пособий
2..Электронные
пособия библиотеки «Кирилл и Мефодий».
3.Интернет ресурсы: http://www.mon.gov.ru Министерство
образования и науки
http://www.fipi.ru Портал
ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru Портал
ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал
Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный
портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU -
федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский
Интернет-Педсовет.
htpp://www.alhimik.ru
htpp//www./schoolchemistry.by.ru
www.1september.ru
http://school-collection.edu.ru/
www.fcior.edu.ru
Литература для
учащихся:
- Учебник: Химия 10 класс.
Базовый уровень. Габриелян О.С.: М.: Дрофа, 2008. Рекомендован
Министерством образования и науки российской Федерации.
- Габриелян О.С.,
Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 10-11 кл. - М.:
«Дрофа», 2005.
- Журнал «Химия для
школьников»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.