Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
МБОУ « Средняя школа №8»
__________________ Э.З.Ашрафова
Протокол №1 « » августа 2014 года
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ « Средняя школа №8»
__________________ Н.Л.Маркова
« » августа 2014 года
«Утверждено»
Педагогическим советом
Протокол № 1 от « » августа 2014 г.
Введено приказом №
От « » августа 2014 г.
Директор школы
____________________ А.И. Остроумов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету химия
для 10 класса
Составитель: Нурдавлетова Рушания Минхазиевна учитель высшей квалификационной категории
Елабуга, 2014 год
Пояснительная записка
Программа, разработанная на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., Федерального компонента государственного стандарта, примерной (типовой) учебной программы по предмету «Химия» с учетом национально-регионального компонента стандарта, учебного плана МБОУ «Средняя школа №8» ЕМР РТ на 2014-2015 учебный год, Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 11 класс. М., «Дрофа», 2010 г, инструктивно- методических писем по учебным предметам.
-Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18.01.07. № 250/7 О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения государственного образовательного стандарта общего образования.
-Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12.03. 09. № 1532/9 об особенностях преподавания химии в условиях перехода на компетентостный подход.
Для обязательного изучения «Химия» на этапе основного общего образования рабочая программа «Химия» рассчитана на 34учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Для обязательного изучения в 10 классе отводится 34 часов, из расчета 1 час в неделю. Базовый уровень.
количество
1 четв
2 четв
3 четв
4 четв
Всего за год
часов
9
7
10
8
34
Из них
Контр. работ
1
2
1
1
5
Практ. работ
2
2
Лабор. работ
5
3
2
3
13
Цели и задачи:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к уровню подготовки обучающихся установлены федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии.
стандартом в соответствии с обязательным минимумом содержания.
Изменения, внесенные в авторскую программу: уменьшение количества часов в теме: Кислородсодержащие соединения связано с проведением промежуточной аттестации.
Учебно-методический комплект:
Учебник: Химия 10 класс. Базовый уровень. Габриелян О.С.: М.: Дрофа, 2008. Рекомендован Министерством образования и науки российской Федерации.
.
Содержание программы.
Методы познания в химии (1 ч)
Научные методы познания веществ и химических явлений.
Демонстрации: Анализ и синтез химических веществ.
Теория строения органических соединений (2)
Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Радикал. Функциональная группа. Структурная и пространственная изомерия. Типы связей в молекулах органических веществ и способы их разрыва. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Углеводороды и их природные источники (8 ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях ( пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт). Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. Определение элементного состава органических соединений. Изготовление моделей молекул углеводородов. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Кислородсодержащие органические соединения (11ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. Свойства этилового спирта. Свойства глицерина. Свойства формальдегида. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6 ч)
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль
этиленгликолят меди (II); этанол
этаналь
этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Химия и жизнь (4ч)
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Лабораторный опыт Знакомство с аптечкой, знакомство с моющими средствами, изучение инструкций по их составу и применению.
Полимеры (3 ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п
№ п/п
Тема
Количество часов
В том числе
лабораторные опыты
Конт.работы
1.
Методы познания в химии
1
1
Научные методы познания веществ и химических явлений. Великие ученые Татарстана.
1
2.
Теория строения органических соединений
2
2
Срез остаточных знаний
1
+
3
Предмет органической химии .Теория строения органических соединений. Изомерия. А.М. Бутлеров
1
3.
Углеводороды и их природные источники
8
4
Алканы. Природный газ. Природные ресурсы Татарстана.
1
лаб. опыта №1 «Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (коллекции)»
лаб. опыта №2 «Изготовление моделей молекул угл-дов»
5
Алкены. Синтез полимеров на примере предприятий РТ
1
лаб. опыта №3 «Обнаружение непред. соединений в жидких нефтепродуктах и растительных маслах»
6
Алкадиены и каучуки
1
7
Алкины Строение,
Свойства..
1
лаб. опыта №4 «Изготовление молекул алкинов»
8
Арены. Строение,
Свойства.
1
9
Природные источники углеводородов. Нефть и её переработка в истории РТ.
1
лаб. опыта № 5 «Ознакомление с колл. Нефти и продуктов её переработки»
10
Обобщение и систематизация знаний
1
11
Узловая контрольная работа №1 «Углеводороды»
1
+
4.
Кислородсодержащие соединения.
10
12
Спирты. Строение,
свойства
1
лаб. опыта № 6,7 «Свойства этилового спирта». «Свойства глицерина»
13
Фенолы. Строение,
свойства
1
14
Альдегиды и кетоны
лаб. опыта № 8 «Свойства формальдегида»
15
Промежуточный срез знаний
1
16
Карбоновые кислоты.
1
17
Сложные эфиры. Жиры.
1
18
Углеводы. Глюкоза, её свойства
1
19
Дисахариды.
Полисахариды.
1
лаб. опыта № 9 «Свойства крахмала».
20
Обобщение знаний о кислородсодержащих веществах
1
21
Узловая контрольная работа №2»Кислородсодержащие вещества»
1
+
5.
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
6
22
Понятие об аминах. Анилин.
1
23
Аминокислоты.
1
24
Белки. Состав ,строение.
1
25
Химические свойства белков.
1
лаб. опыта № 10 «Свойства белков».
26
Нуклеиновые кислоты.
1
27
Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений»
1
6.
Химия и жизнь
4
28
Ферменты. Гормоны. Лекарства
1
Лаб.опыт№11 «Знакомство с аптечкой»
29
Витамины. Минеральные воды. Проблемы связанные с применением лекарственных препаратов.
1
30
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасности со средствами бытовой химии.
1
Лаб.опыт№12»Знакомство с моющими средствами. Изучение инструкций по их составу и применению
31
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
1
7.
Полимеры
3
32
Полимеры искусственные, синтетические
1
Лаб.опыт№13 «Знакомство с образцами пластмасс, волокон каучуков»
33
Промежуточная аттестация
1
+
34
Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»
1
Итого:
34
лабораторных опытов-13
5
Формы контроля уровня обученности:
Текущий контроль удобно организовать как фронтальный устный контроль ,в группах, что значительно повышает ответственность каждого учащегося друг перед другом, позволяет учителю проанализировать успешность обучения всего класса в целом.
Для проверки усвоения полученных учащимися знаний и умений наиболее приемлема такая форма, как тестирование. При переходе на единую форму учёта знаний и умений актуально проведение тестовых контрольных работ, в которых сочетаются задания открытого и закрытого типов, на выбор одного правильного ответа, на соответствие, на дополнение, с множественным выбором правильных ответов, исключения лишнего и т.д. Для среза остаточных знаний, промежуточного среза, итогового среза, узловых контрольных работ, промежуточного контроля удобны комбинированные контрольные работы, состоящие из тестов и заданий со свободным ответом. Кроме того, тестовая форма проверки знаний является важным звеном в подготовке учащихся к успешной сдаче единого государственного экзамена по химии.
Календарно-тематическое планирование
№
№
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Характеристика
деятельности учащихся
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты усвоения материала
Дата проведения
план
факт
Т1
Методы познания в химии
1
1
1
Научные методы познания веществ и химических явлений. Великие ученые Татарстана.
1
Урок беседа
Составление опорного конспекта.
Демонстрация: :Анализ и синтез химических веществ.
Работа с текстом
Знать научные методы познания веществ.
1 чет
01.09аб
Т2
Теория строения органических соединений
2
2
1
Срез остаточных знаний.
1
Урок контроля, оценки знаний учащихся
Индивидуальная работа по тестам
Работа по тестам
Решение задач по алгоритму, составление уравнений ре акций, проверить умения учащихся по составлению формул орг.веществ.
08.09
аб
3
2
Предмет органической химии. Теория строения органических соединений. Изомерия. А.М. Бутлеров
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Беседа, составление опорного конспекта ,индивид. работа у доски и в раб тетр. История развития органической химии в Татарстане.
Вопросы после § 1,
§2, упр8.
Предмет орг. химии. Осн –е положения ТХС А.М. Бутлерова. Хим строение в- в. Изомерия. Называть и доказывать осн-е пол-я теории. Объяснять явл-е изомерии на примере бутана и изобутана. Опр-ть вид изомерии. Классифицировать орг. в-ва и давать им названия по системе ИЮПАК и тривиальной номенклатуре
15.09
аб
Т3
Углеводороды и их природные источники
8
4
1
Алканы. Природный газ. Природные ресурсы Татарстана.
1
Изучение нового материала
Фронтальная беседа Демонстрация: растворение парафина, его плавление. Разделение смеси бензин-вода.
Лабораторный опыт№1 «Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (коллекции)»
Лабораторный опыт №2 «Изготовление моделей молекул угл-дов»
§3, упр. 7
Контроль за выполнением правил техники безопасности
Гомологический ряд и общая формула алканов; строение молекулы; изомерию, св-ва алканов, сп-бы получения Называть гомологи, составлять формулы изомеров давать им названия; записывать уравнения реакций.
22.09
аб
5
2
Алкены. Синтез полимеров на примере предприятий РТ
1
Комбинированный
Демонстрация: получение этилена.Индивидуальная работа с учебником. Фронтальная беседа. Лабораторный опыт №3 «Обнаружение непред. соединений в жидких нефтепродуктах и растительных маслах»
§4 упр. 2
Гомологический ряд и общая формула алкенов; строение молекулы; изомерию, св-ва алкенов ,сп-бы получения. Реакция полимеризации, присоед-я .качеств. р-ии. Называть гомологи, составлять формулы изомеров давать им названия; записывать уравнения реакций
29.09 аб
6
3
Алкадиены и каучуки.
Синтез полимеров на примере предприятий РТ
1
Комбинированный
Эвристическая беседа
Демонстрация: качественные реакции на кратные связи, ознакомление с коллекцией «Каучук и резина».
§5 упр. 2
Строение молекул. номенклатура, физ. и хим. св-ва. Натуральные и синт-ие каучуки. Резина. Работы С.В Лебедева. Видеть и объяснять аналогию в хим. св-х алкенов и алкадиенов
06.10
аб
7
4
Алкины. Строение,
свойства
1
Комбинированный
Демонстрация: получение ацетилена Лабораторный опыт №4 «Изготовление молекул алкинов»
Устный опрос
Гомологический ряд и общая формула алкинов; строение молекулы; изомерию, св-ва алкинов, сп-бы получения. Называть гомологи, составлять формулы изомеров давать им названия; записывать уравнения реакций
13.10
аб
8
5
Арены. Строение,
Свойства.
1
Комбинированный
Индивидуальная работа с учебником. Фронтальная беседа
§7 упр. 4(а)
Тест
Строение молекулы бензола. Св-ва: реакции: галогенирования, алкилирования, нитрования. Называть гомологи, составлять формулы изомеров давать им названия; записывать уравнения реакций
20.10
аб
9
6
Природные источники углеводородов. Нефть и её переработка в истории РТ.
1
Изучение нового материала
Ответы на вопросы; участие в беседе. Составление опорного конспекта. Лабораторный опыт № 5 «Ознакомление с колл. Нефти и продуктов её переработки»
§ 8 упр. 3,9
Природные источники углеводородов :нефть, уголь, природный газ
27.10
аб
10
7
Обобщение и систематизация знаний
1
Обобщающий
Выполнение упражнений, беседа
наблюдение
Хим. Свойства углев-ов, их получение
2 чет
10.11
аб
11
8
Узловая контрольная работа №1 «Углеводороды»
1
Урок контроля, оценки знаний учащихся
Индивидуальная работа по тестам
Работа по тестам
Решение задач по алгоритму, составление уравнений ре акций, характеризующие свойства и способы получения углеводородов.
17.11
аб
Т4
Кислородсодержащие соединения
10
12
1
Спирты. Строение,
свойства
1
Изучение нового материала
Эвристическая беседа, составление опорного конспекта
Лабораторный опыт № 6,7 «Свойства этилового спирта».
«Свойства глицерина» Спиртовая промышленность Татарстана
§ 9 упр.1-8
Состав, классификация, изомерия. Св-ва спиртов: образование алкоголятов, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация и дегидрирование спиртов. Особенности св-в многоатомных спиртов. физиологическое действие метанола и этанола. Называть гомологи, составлять формулы изомеров давать им названия; записывать уравнения реакций
24.11
аб
13
2
Фенолы. Строение,
Свойства.
1
Комбинированный
Эвристическая беседа, составление опорного конспекта Наблюдения за демонстрацией: р-ция фенола с хлоридом железа.
§ 10 упр.1,4
Св-ва и получение фенола. Кислотные св-ва р.взаимное влияние атомов. Качественная р-ция. Объяснять кислотные св-ва. Записывать Ур-я р-ций.
01.12
аб
14
3
Альдегиды и кетоны
1
Комбинированный
Эвристическая беседа, составление опорного конспекта Лабораторный опыт № 8 «Свойства формальдегида»
§ 11 упр.1,2
Гом. ряд и строение молекулы; изомерию, св-ва альдегидов и кетонов, сп-бы получения. Физ. св-ва формальдегида. Называть гомологи, составлять формулы изомеров давать им названия; записывать уравнения реакций
08.12
аб
15
4
Промежуточный срез знаний
1
Урок проверки и учета знаний и умений
Индивидуальная работа по тестам
работа по тестам
Проверить знания и умения по курсу химии, полученные ранее: строение,изомерию, решение задач по алгоритму, составление уравнений ре акций, характеризующие свойства и способы получения углеводородов
15.12
16
4
Карбоновые кислоты.
1
Комбинированный
Эвристическая беседа, составление опорного конспекта. Производство кислот в РТ
§12 работа с новыми терминами
Строение молекул и карбоксильной группы. Клас-я и номенклатура. Св-ва. Карб к-т. Кислоты в природе, биологическая роль. Составлять формулы изомеров давать им названия; записывать уравнения реакций
22.12
аб
17
6
Сложные эфиры. Жиры.
1
Комбинированный
Эвристическая беседа, составление опорного конспекта.
§ 13 упр.1-9
Строение молекулы; изомерию, св-ва сложных эфиров сп-бы получения. Состав и строение жиров. Составлять формулы изомеров давать им названия; записывать уравнения реакций
3 чет
12.01
аб
18
7
Углеводы. Глюкоза, её свойства
1
Комбинированный
Индивидуальная работа с учебником. Фронтальная беседа
§ 14 упр.9(а)
Моно-, ди-, полисахариды. Свойства глюкозы как полифункционального соединения. Значение в жизни ч-ка. Записывать формулы глюкозы, характеризовать св-ва, записывать уравнения р-ций.
19.01
аб
19
8
Дисахариды.
Полисахариды.
1
Комбинированный.
Эвристическая беседа, составление опорного конспекта.
Лабораторный опыт № 9 «Свойства крахмала». Сахарные заводы РТ.
§ 15 упр.3
Представителей каждой группы, биологическая роль. Значение в жизни ч-ка. р. гидролиза, качеств. р-ии на крахмал. Формулы сахарозы, крахмала, записывать уравнения основных р-ий.
26.01
аб
20
9
Обобщение знаний о кислородсодержащих веществах
1
Урок комплексного применения ЗУН
Групповая работа с тестами
Представитель каждого класса, химич. св-ва, качеств р-ии.
02.02
аб
21
10
Узловая контрольная работа №2»Кислородсодержащие вещества»
1
Урок контроля, оценки знаний учащихся
Работа с тестами
Работа с тестами
Писать уравнения реакций, осуществлять цепочки превращений, решать задачи
09.02
аб
Т5
Азотосодержащие соединения
6
22
1
Понятие об аминах. Анилин.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Эвристическая беседа, составление опорного конспекта
§16 работа с новыми терминами
Амины, их определение, строение, изомерия и номенклатура. Анилин. Физ. и хим св-ва. Давать названия аминам, записывать уравнения р-ций и р-ции Зинина.
16.02
аб
23
2
Аминокислоты.
1
Комбинированный
Эвристическая беседа, составление опорного конспекта
§ 17 упр.
10
Состав, строение молекул, изомерия, амфотерность, обр-е внутримолекулярных солей. Доказывать амфотерность, записывать Ур-я р-ций.
23.02
аб
24
3
Белки. Состав, строение.
2
Комбинированный
Индивидуальная работа с учебником. Фронтальная беседа Наблюдения за демонстрацией: глицина.
§ 17 упр.7
Белки как природные биополимеры, пептидная группа и связь, стр-ры белка..
02.03
аб
25
4
Химические свойства белков.
2
Комбинированный
Лабораторный опыт № 10 «Свойства белков».
§ 17 упр.7
Белки как природные биополимеры, пептидная группа и связь, стр-ры белка. Хим. св-ва :денатурация, гидролиз, качественные р-ции. Биологические ф-ции и значение белков. Составлять формулы полимеров ..называть и хар-ть структуру белка.
09.03
аб
26
5
Нуклеиновые кислоты.
1
Комбинированный
Эвристическая беседа, составление опорного конспекта
§18
работа с новыми терминами
НК как биополимеры: их структура, отличие ДНК и РНК, роль в организме. Составление формул ДНК и РНК, комплементарность нуклеотидов.
16.03
аб
27
6
Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений»
1
П/Р
Проводить опыты по идентификации орг. соединений, соблюдая правила ТБ, оформить результаты работы в тетради.
Контроль за выполнением правил техники безопасности
Правила Т/Б.Свойства орг.соединений, качеств. р-ии. Работать ,соблюдая Т/Б с реактивами и оборудованием.
4 чет
06.04
аб
Т6
Химия и жизнь
4
28
1
Ферменты. Гормоны.
Лекарства
1
Изучение нового материала
Индивидуальная работа с учебником. Фронтальная беседа Наблюдения за демонстрацией: разложение пероксида водорода под д-м каталазы.
Демонстрация: образцы лекарственных препаратов
Лабораторный опыт №11 «Знакомство с аптечкой»
Наблюдение
Понятие о ферментах, как биологически активных веществах. Объяснять работу ферментов. Понятие о гормонах, как биологически активных веществах. Объяснять работу ферментов Объяснять работу гормонов.Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. безопасные сп-бы применения лекарств.
13.04
аб
29
2
Витамины. Минеральные воды. Проблемы связанные с применением лекарственных препаратов.
1
Семинар
Защита рефератов. Доклады
Демонстрация: образцы витаминов.
Индив. контроль
Понятие о витаминах и гормонах как о биологически активных в-вах . Значение в биологии и в пром-ти. Классификация витаминов, авитаминоз, классификация минеральных вод.
20.04
аб
30
3
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасности со средствами бытовой химии.
1
Семинар
Демонстрация: образцы средств гигиены и косметики.
Лабораторный опыт№ 12
«Знакомство с моющими средствами. Изучение инструкций по их составу и применению»
Индив. контроль
Понятия о правилах химической
безопасности в быту
27.04аб
31
4
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
беседа
Фронтальная беседа
Понятия о химических загрязнителях.
04.05
аб
Т7
Полимеры
3
32
1
Полимеры искусственные, синтетические
1
Комбинированный
Эвристическая беседа, составление опорного конспекта.
Лабораторный опыт №13 «Знакомство с образцами пластмасс, волокон каучуков»
§ 21, вопросы в конце § 1,2,3
Определение пластмасс, волокон, р-ции их получения Классификация полимеров пластмасс, волокон, каучуков. Записывать р-ии полимеризации и поликонденсации Названия и особенности полимеров, их применение.
11.05
аб
33
2
Промежуточная аттестация
1
Урок проверки знаний и умений
Выполнение заданий контрольной работы
.
Знать основные классы орг.веществ, свойства, применение, решать задачи по алгоритмам.
18.05
аб
34
3
Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»
1
П/Р
Выполнение практической работы №2 «Распознавание пластмасс и волокон»
Контроль за выполнением правил техники безопасности
Правила по Т/Б, свойства полимеров ,их отношение к нагреванию ,кислотам . Соблюдение правил Т/Б.
25.05
аб
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:
Литература для учителя:
Учебник: Химия 10 класс. Базовый уровень. Габриелян О.С.: М.: Дрофа, 2008. Рекомендован Министерством образования и науки российской Федерации.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. Химия 10класс.:- М.: Дрофа, 2003.
Габриелян О.С., Г.Г Лысова, А.Г. Введенская. Настольная книга учителя химии. Химия 10класс.: - М.: Дрофа, 2007.
Химия. 10 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С. «Химия 10класс»:- М.: «Дрофа», 2005.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 10классе.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 10-11 кл. - М.: «Дрофа», 2005.
Методический журнал «Химия в школе».
Библиотека электронных наглядных и учебных пособий:
1.Журнал «Химия для школьников» Библиотека электронных наглядных и учебных пособий
2..Электронные пособия библиотеки «Кирилл и Мефодий».
3.Интернет ресурсы: http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.
htpp://www.alhimik.ru
htpp//www./schoolchemistry.by.ru
http://school-collection.edu.ru/
Литература для учащихся:
Учебник: Химия 10 класс. Базовый уровень. Габриелян О.С.: М.: Дрофа, 2008. Рекомендован Министерством образования и науки российской Федерации.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 10-11 кл. - М.: «Дрофа», 2005.
Журнал «Химия для школьников»
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Пояснительная записка
Программа, разработанная на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., Федерального компонента государственного стандарта, примерной (типовой) учебной программы попредмету «Химия» с учетом национально-регионального компонента стандарта, учебного плана МБОУ «Средняя школа №8» ЕМР РТ на 2014-2015 учебный год, Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 11 класс. М., «Дрофа», 2010 г, инструктивно- методических писем по учебным предметам.
-Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18.01.07. № 250/7 О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения государственного образовательного стандарта общего образования.
-Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12.03. 09. № 1532/9 об особенностях преподавания химии в условиях перехода на компетентостный подход.
Для обязательного изучения «Химия» на этапе основного общего образования рабочая программа «Химия» рассчитана на 34учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Для обязательного изучения в 10 классе отводится 34 часов, из расчета 1 час в неделю. Базовый уровень.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 28.12.2014 |
Раздел | Химия |
Подраздел | |
Просмотров | 696 |
Номер материала | 13565 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: