Рассмотрено
Согласовано Утверждаю
Руководитель РМО
учителей Зам. директора по
УВР Директор МОБУ СОШ
химии и
биологии МОБУ СОШ с.
Ермекеево с. Ермекеево
_________Галяутдинова Д.А.. муниципального района
__________/_Нугуманова
Р.С./ «_____»______________20___г
Ермекеевский район
Протокол
№_
Республики Башкортостан
«_____»
__________
_________Сафин А.Р.
Приказ
№_____________
«_____»______________20___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
ДЛЯ 8 КЛАССА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Составитель
учитель
химии
высшей категории
МОБУ СОШ с. Ермекеево
Галяутдинова Д.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
– Федерального компонента образовательного стандарта
основного общего образования по химии.
– Примерной программы основного общего образования по
химии.
– Программы «Курса химии для 8 – 11 классов
общеобразовательных учреждений» ( авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010г)
Исходными
документами для составления учебной рабочей программы послужили:
-
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Минобразования РФ
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования,
утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004,№ 1089;
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и
науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного
оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования,
2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на
2011/2012учебный год,
-
авторская программа курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений
О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. –
М.: Дрофа, 2010.)
Рабочая
программа по
химии составлена на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне,
утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по
химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии
для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы
развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала:
строение атома → состав вещества → свойства).
Рабочая
программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней
общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс».
Дрофа, 2010г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного
образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует
авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на
2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 24 декабря 2010
г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки
Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего
образования и в соответствии с учебным планом МОБУ СОШ с.Ермекеево программа
рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю.
Количество
контрольных работ за год – 5
Количество зачетов за год – 1
Количество практических работ за год –5
Рабочая программа включает разделы: : пояснительную записку; содержание
учебного предмета-курса; учебно-тематический план; требования к уровню
подготовки учащихся 9 класса; критерии и нормы оценки результата освоения; перечень
учебно- методического и материально –технического оборудования, список
литературы; календарно-тематическое Измерители – контрольные и проверочные
работы составлены с использованием пособия:
Химия. 8 класс: контрольные
и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» /О.С.
Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
Весь
теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом
году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить
фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое
построение программы дает возможность развивать полученные первоначально
теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В
результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
В
качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе
используется традиционная технология.
В
рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих
педтехнологий:
-
технологии развития критического мышления через чтение и письмо
-
компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам
курса ,использование CD-дисков по
предмету;
-
технологии проектной деятельности (создание информационных проектов).
При
обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие
формы обучения:
индивидуальная
(консультации);
групповая
(учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу
усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на
обобщающих по теме уроках);
фронтальная
(работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
парная
(взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
Данная
программа предусматривает установление межпредметных связей с некоторыми
предметами, изучаемыми в 8 класссе: устанавливаются межпредметные связи при
изучении физических свойств неорганических соединений соединений, при изучении
строения атома – с физикой; при изучении вопросов применения неорганических
соединений и их физиологического действия на организм – с биологией; при
решении расчетных задач – с математикой. Основное содержание курса химии 8
класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования —
атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента
(оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о
строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических
решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
При
реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная
система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса
является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм
обучения:
-
лекции с использованием презентаций по теме или материалов CD-дисков по
неорганической химии;
-
домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и
дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение
расчетных задач разной сложности по индивидуальным карточкам).
Система
контроля по курсу 8 класса включает защиту практических работ, проведение самостоятельных
работ и 4 контрольных работ Итоговую контрольную работу Для отработки навыков
составления формул неорганических веществ, названия веществ по систематической
номенклатуре, а также составлении уравнений химических реакций с участием
неорганических веществ применяются дидактические карточки, которые также могут
использоваться для оперативного контроля.
Цели
курса:
усвоение
важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической
символике;
овладение
умениями
наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить
расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
развитие
познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения
химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с
возникающими жизненными потребностями;
воспитание
отношения
к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу
общечеловеческой культуры;
применение
полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических
задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА –КУРСА
Тема 1. Введение (8часов).
Основные понятия: химический элемент, вещества простые
и сложные, атом, молекула. Методы исследования: наблюдение, описание,
эксперимент.
Химическая реакция, физическое явление. Знаки первых
20 химических элементов.
Периодическая система химических элементов. Группа,
период.
Химическая формула. Закон постоянства состава веществ.
Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в
соединении.
Правила обращения с лабораторным оборудованием.
Тема 2. Атомы химических элементов (9
часов).
Основные понятия:
Протоны, нейтроны, электроны. Изотопы. Схема строения
атома. ПЗХЭ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Типы химической связи: ионная, ковалентная
неполярная, ковалентная полярная, металлическая.
Тема 3. Простые вещества (4 часов).
Основные понятия:
Простые вещества - металлы и неметаллы. Количество
вещества, моль, молярная масса. Молярный объем.
Тема 4. Соединения химических элементов
(14 часов).
Основные понятия: Степень окисления. Оксиды,
основания, кислоты, соли. Ионы: катионы и анионы. Индикатор. Вещества аморфные
и кристаллические. Закон постоянства состава веществ. Чистые вещества и смеси.
Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смесей: дистилляция,
кристаллизация, фильтрование, возгонка. Растворы. Массовая доля растворенного
вещества.
Тема 5. Изменения, происходящие с
веществами ( 13 часов).
Химическая реакция. Уравнение и схема химической
реакции. Вычисления по уравнениям химических реакций. Реакции соединения,
замещения, разложения, обмена.
Тема 6. Растворение растворы. Свойства
растворов электролитов (18 часов).
Основные понятия: Электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, ионы, реакция ионного обмена, реакция
нейтрализации, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, степень
окисления.
Тема 7. Обобщение и систематизация
знаний (2часа).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№
|
Название
темы
|
Количество
часов
|
Практические
работы
|
Контрольные
работы
|
1
|
Введение.
|
8часов.
|
1
|
зачет
|
2
|
Атомы
химических элементов.
|
9часов
|
|
1
|
3
|
Простые
вещества.
|
4часов.
|
|
|
4
|
Соединения
химических элементов.
|
14
часов.
|
1
|
1
|
5
|
Изменения,
происходящие с веществами.
|
13
часов.
|
1
|
1
|
6
|
Растворение.
Растворы. Свойства растворов электролитов
|
18
часов
|
2
|
1
|
7
|
Обобщение
и систематизация знаний
|
2часа.
|
|
1
|
8
|
Резервное
время
|
|
|
|
|
ВСЕГО
|
68
часов
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К
УРОВНЮ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
В результате изучения химии ученик 8
класса должен
знать / понимать
· химическую
символику:
знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических
реакций;
· важнейшие
химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество,
классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая
реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
· основные законы
химии:
сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
· называть:
химические элементы, соединения изученных классов;
· объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров
группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.
Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых
периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
· характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь
между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных
классов неорганических веществ;
· определять: состав
веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу
соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в
соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций
ионного обмена;
· составлять: формулы
неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20
элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
· обращаться с
химической посудой и лабораторным оборудованием;
· распознавать
опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы
кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
· вычислять: массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в
растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему
или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
· безопасного
обращения с веществами и материалами;
· экологически
грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния
химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
· критической оценки
информации о веществах, используемых в быту;
· приготовления растворов
заданной концентрации.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА
ОСВОЕНИЯ
ОЦЕНКА
УСТНОГО ОТВЕТА
Отметка
«5»:ответ
полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в
определенной логической последовательности, литературным языком, ответ
самостоятельный.
Отметка
«4»:ответ
полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в
определенной логической последовательности, при этом допущены две – три
несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка
«3»:ответ
полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка
«2»:
при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного
материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить
при наводящих вопросах учителя.
Отметка
«1»:
отсутствие ответа
ОЦЕНКА
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Отметка
«5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка
«4»:ответ
неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка
«3»:
работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и
при этом две – три несущественные ошибки.
Отметка
«2»:
работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных
ошибок.
Отметка
«1»:
работа не выполнена
ОЦЕНКА
УМЕНИЙ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ
Отметка
«5»:
в логическом рассуждении и решении ошибок нет, задача решена рациональным
способом.
Отметка
«4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не
рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка
«3»:в
логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка
в математических расчетах.
Отметка
«2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка
«1»:
отсутствие ответа на задание.
ОЦЕНКА
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
Отметка
«5»:работа
выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы,
эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ, проявлены организационно –
трудовые умения.
Отметка
«4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы и наблюдения, но при
этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в
работе с веществами.
Отметка
«3»:
работа выполнена правильно, сделан эксперимент не менее чем на половину, но
допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил ТБ.
Отметка
«2»:
допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами.
Отметка
«1»:
у учащегося отсутствуют экспериментальные умения, работа не выполнена.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
-
основная:
1.
Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга
учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005.
2.
Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна
«Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.:
Дрофа,2008.
3.
Габриелян О. С., Якушева А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С.
Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2009.
4,Денисова
В.Г.Мастер класс учителя химии : уроки с использованием ИКТ.8-11 классы.
Методическое пособие с электронным приложением.М.:планета,2010.
5.Поурочные
планы к учебнику О.С.Габриеляна Химия 8 класс. Денисова В.Г Волгоград.: Учитель
.2009год.
-
дополнительная:
1. Буцкус П.Ф. Книга
для чтения по неорганической химии – М.: Просвещение, 200о
2. Павлова Н.С.
Химия. 8 классы. Дидактические материалы (Решение задач). – М.: Дрофа,2005.
3. Зайцев О.С. .
Разноуровневые задания по курсу химии для 8 класса (Тесты и проверочные
задания). – Москва 1998.
7.CD-ROM диски
·
Уроки
химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл
8.Химические Интернет-ресурсы (химоза, занимательная химия ,ЕГЭ сеть творческих
учителей, открытый класс , сайт М.А.Ахметова)
Литература
для учащихся
- основная:
1. Габриелян
О. С.,Химия учебник для 8 класса М.: Просвещение 2008г
2. Габриелян
О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С.
Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2009.
3. Химия.
Сборник задач 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2001.
4. Пак М.
Алгоритмы в обучении химии
- дополнительная:
1. 1.Химические
Интернет-ресурсы (Химия для школьников, химоза, занимательная химия ЕГЭ)
- «Единая
коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к
учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
- http://him.1september.ru/index.php–
журнал «Химия».
- http://him.1september.ru/urok/-Материалы к уроку. Все работы, на основе которых
создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана
большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной
учебной программы по предмету "Химия".
- 15. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
16. www.km.ru/education - учебные материалы
и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
6. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная
библиотека
Календарно-тематическое планирование
уроков химии в 8 классе
№ п\п
|
Дата проведения
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
|
Эксперимент (Д – демонстрационный, Л - лабораторный)
|
Задания на дом
по учебнику
|
планируемая
|
фактическая
|
1.
|
6.09
|
|
Предмет химии. Вещества
Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете.
|
Что изучает
химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ.
Химический
элемент. Формы существования химического элемента
|
Д. Коллекции
изделий – тел из алюминия и стекла
|
§1,
упр.3,6,8,9.Описать физические свойства воды по пунктам на с.8
|
2.
|
7.09
|
|
Превращение веществ. Роль химии в жизни
человека.
|
Химические
явления, их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное
использование.
История
возникновения и развития химии.
Роль
отечественных ученых в становлении химической науки.
Основные законы
химии.
|
Д.1
Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.
2.
Помутнение «известковой воды»
|
Читать введение
и§2, устно выполнить упр. 1-5(через урок), ознакомиться с практической
работой(с.174), принести к следующему уроку чистую тетрадь в клетку(12,18
листов)
|
33.
|
13.09
|
|
Практическая работа №1 Приемы обращения
лабораторным оборудованием.
|
|
|
|
44.
|
14.09
|
|
Химия: с древности до наших дней.
|
Общее знакомство
со структурой периодической таблицы: периоды и группы. Периодическая таблица
как справочное пособие для получения сведений о химических элементов.
|
|
Читать §3,4,
упр.5(писменно).
|
5.
|
20.09
|
|
Знаки (символы)
химических элементов. Химические
фор- мулы. Проверочная работа «Введение.
Первоначальные химические понятия»
|
Обозначение
химических элементов. Происхождение названий химических элементов.
|
|
§5, учить упр.
1,2,4 выучить знаки неметаллов
|
6.
|
21.09.
|
|
Относительные атомная и молекулярная массы
|
Химическая
формула, индекс, коэффициент: записи и чтение формул.
Масса атомов и
молекул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса.
|
|
§5 (до конца),
упр. 3,6,7,8,(писменно).Принести чистые тетради в клетку(12,18 листов), учить
знаки химических элементов – неметаллов.
|
7.
|
27.09
|
|
Молекулярная масса и массовая доля
химического элемента в веществе
|
тренинг
|
|
Подготовиться к
зачету по §1-5. Знать определения важнейших понятий, знаки химических
элементов. Уметь рассчитывать Мr
и w(Э).
|
8.
|
28.09
|
|
Зачет по введению
|
|
|
|
9.
|
4.10
|
|
Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер:
протоны, нейтроны.
|
Доказательства
сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения
атома.
Характеристика
нуклонов.
Взаимность
понятий: протон, нейтрон, массовое число. Современное определение понятия
«химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного химического
элемента.
|
|
§6, упр. 5, §7,
упр.1,2,6
|
10.
|
5.10
|
|
Электронное
строение атомов
|
Характеристика
электронов. Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20.
Понятие о
завершенном и незавершенном электронных уровнях.
|
|
§8, упр. 1,2,3,4.
|
11.
|
18.10
|
|
Изменение строения атомов в периодах и главных
подгруппах
|
|
|
§ 9( до с. 55 включительно),упр.1.
|
12.
|
19.10
|
|
Ионная связь
|
Понятие иона. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной
связи. Схемы образования ионных соединений
|
|
§ 9 (до конца), упр2.(письменно)
|
13.
|
25.10
|
|
Ковалентная
связь
|
Схемы образования двухатомных молекул (H2, Cl2, S2, N2)
Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи,валентность.
|
|
§10, упр.2,3,4,5.
|
14.
|
26.10
|
|
Ковалентная полярная
связь.
|
Схемы образования молекул соединений (HCl, H20, NH3 и др.). Электронные и структурные формулы. Понятие об ЭО и ковалентной полярной химической связи
|
|
§ 11. упр. 2
|
15.
|
1.11
|
|
Металлическая связь
|
Понятие о металлической связи
|
|
§ 12. упр. 3.Повторить§9-11
|
16
|
2.11
|
|
Подготовка к зачету или контрольной работе по теме
«Атомы химических элементов» Проверочная работа.»Атомы химических
элементов»
|
Выполнение упражнений. Подготовка к контрольной
работе.
|
|
|
17.
|
8.11
|
|
Зачет или контрольная работа №1 по теме «Атомы
химических элементов»
|
|
|
|
18.
|
9.11
|
|
Простые вещества – металлы и неметаллы.
|
Характеристика положения элементов – металлов в
периодической системе.
Физические свойства металлов – простых веществ.
Аллотропия на примере олова. Положение элементов неметаллов в период.
системе.
|
Д.1. Коллекция
металлов: Fe, Al,
Ca,Mg,Na,K,Hg
(последние два в запаянных ампулах).
2. Образцы
белого и серого олова
3. Коллекция
неметаллов – H2,O2,S,P,
угля активированного, брома.
4. Получение и
св-ва белого и красного фосфора
|
§ 13. § 14.
|
19.
|
15.11
|
|
Количество вещества
|
Количество вещества и единицы его измерения: моль,
моль, кмоль.
Постоянная Авогадро .Расчет молярных масс вещества по
их химическим формулам. Миллимолярная и киломолярная массы.
Выполнение упражнений с использованием понятий
«постоянная Авогадро», «количество вещества», «масса», «молярная масса».
|
Д. Некоторые
металлы и неметаллы количеством 1 моль, 1ммоль, 1кмоль
|
§ 15. Упр.1-3 (письменно).
|
20.
|
16.11
|
|
Молярный объем газов.
|
Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия.
Миллимолярный и киломолярный объем.
Выполнение упражнений с использованием понятий
«объем», «молярный объем», «количество вещества», «масса», «молярная масса».
|
Д. Модель
молярного объема газов
|
§ 16, упр. 1-4
|
21.
|
29.11
|
|
Решение задач
Проверочная работа. « Простые вешества
.Количественные соотношения в химии.»
|
Решение задач и упражнений с использованием понятий
«молярный объем газов», «количество вещества», «постоянная Авогадро»,
«молярная масса».
|
|
Решить один из вариантов многовариантной работы.
|
22-23
|
30.11
|
|
Сложные вещества.Бинарные соединения металлов и
неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др.
|
Понятие о степени окисления. Определение степени
окисления элементов по формулам соединений.
Составление формул бинарных соединений, общий способ
их названий
|
Д. Образцы
хлоридов, сульфидов, оксидов металлов
|
§ 17 , упр. 1-4
|
24.
|
2612
|
|
Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды,
летучие водородные соединения
|
Составление формул, их названия.
Расчеты по формулам.
Характеристика важнейших соединений. Их представители:
H2O,CO2,CaO,HCl,NH3
|
Д. Образцы
оксидов: P2O5,CO2,SiO2,H2O;HCl,
NH3
(газы и растворы)
|
§ 18,упр. 1,3,5,6.
|
25.
|
7.12
|
|
Основания
Проверочная работа. « Степень окисления.
Составление формул соединений.»
|
Состав и названия оснований, их
классификация.
Расчеты по формулам оснований.
Представители: NaOH, КОН, Са(ОН)2
|
Д. 1. Образцы щелочей
(твердых и в растворе) и нерастворимых оснований.
2. Изменение окраски индикаторов
|
§19. упр. 1—4
|
26.
|
13.12
|
|
Кислоты
|
Состав
и название кислот; их классификация.
Расчеты по формулам кислот.
Представители кислот
|
Д. 1. Образцы кислот: HCl, hn03, h2so4, H3PO4,
Некоторых других
минеральных и органических кислот.
2. Изменение окраски
индикаторов
|
§20, упр. 1,3 выучить 12 формул и названия кислот.
|
27.
|
14.12
|
|
Соли
|
Состав и названия солей. Расчеты по формулам солей. Представители: NuCl, CaCO3, Ca3(PO4)2
|
Д. 1. Образцы солей кислородсодержащих и бескислородных
кислот.
2. Кальцит и его разновидности
|
§21, упр. 1—3
|
28.
|
20.12
|
|
Составление формул классов веществ по названиям,
номенклатура.
|
|
|
|
29.
|
21.12
|
|
Кристаллические решетки. Проверочная работа.
«Соединения химических элементов»
|
|
|
§22,
упр. 6
|
30.
|
27.12
|
|
Чистые вещества и смеси
|
Понятия о чистом веществе и смеси, их отличия.
Примеры жидких и газообразных смесей.
Способы разделения смесей
|
Д.1.Взрыв смеси
водорода с воздухом.
2. различные
образцы смесей.
3. Способы
разделения смесей, в том числе и с помощью делительной воронки.
4. Дистилляция
воды
|
§23,
упр. 4
|
31.
|
28.12
|
|
Массовая и объемная доля компонентов смеси, в том
числе и доля примесей
|
Понятие о доли компонента смеси.
Вычисление ее в смеси и расчет массы или объема
вещества в смеси по его доле
|
|
§24,
упр. 1—4
|
32.
|
10.01
|
|
Практическая работа№2
« Приготовление раствора сахара и расчет его массовой
доли в растворе»
|
|
|
|
33-34.
|
11.01,17.01
|
|
Расчеты, связанные с понятием «доля» Проверочная
работа «Вычисление массовой доли компонентов смеси»
|
Решение задач и упражнений на расчет доли (массовой
или объемной) и нахождение массы (объема) компонента смеси
|
|
§24,
упр. 5—7
|
35.
|
18.01
|
|
Контрольная работа №2по теме «Классы химических
соединений. Расчеты по химическим формулам.»
|
|
|
|
36.
|
24.01
|
|
Физические явления в химии.
|
Способы очистки веществ, основанные на их физических
свойствах.
Очистка питьевой воды.
Перегонка нефти
|
Д.1. Плавление
парафина.
2. Возгонка I2
(иода) или бензойной кислоты.
3. Диффузия
душистых веществ с горячей лампочки накаливания.
Способы
разделения смесей.
Л. Сравнение
скорости испарения капель воды и спирта с фильтровальной бумаги
|
§25,
упр. 3,6, подготовиться к практической работе « Очистка
поваренной соли от примесей»( аналогично ПР на с.181., опыты 1,2.)
|
37
|
25.01
|
|
Практическая работа№3« Очистка поваренной соли от примесей»
|
Разделение смесей, очистка веществ, филтрование.
|
|
|
38.
|
31.01
|
|
Химические реакции. Признаки и условия протекания. Проверочная
работа «Изменения происходящие с веществами»
|
Понятие о химических явлениях, их отличие от
физических. Признаки и условия протекания химических реакций.
Реакция горения.
Экзо- и эндотермические реакции.
|
Д.1. Горение
магния.
2.
Взаимодействие HCl
с мрамором, получение Cu(OH)2
и последующее растворение его в кислоте.
3.
Взаимодействие CuCO4
c
Fe,
помутнение «известковой воды».
|
§26,
упр. 1,2
|
39.
|
1.02
|
|
Химические уравнения
|
Количественная сторона химических реакций в свете
учения об атомах и молекулах.
Значение закона сохранения массы веществ.
Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в открытии и
утверждении закона сохранения массы веществ
|
1. Опыты,
подтверждающие закон сохранения массы веществ в результате химических реакций
|
§27, упр. 1,2
|
40.
|
7.02
|
|
Расставление коэффициентов.
|
Понятие о химическом уравнении как об условной записи
химической реакции с помощью химических формул.
Значение индексов и коэффициентов.
Составление уравнений химических реакций.
учителем
|
|
§27 ,упр.3
|
41.
|
8.02
|
|
Реакции разложения и соединения
|
Сущность реакций разложения и соединения. Понятие о
скорости реакции. Каталические и некаталические реакции.
Составление уравнений реакций, проделанных учителем
|
Д. Осуществление
переходов:
S→SO2→H2SO3;
P→P2O5→H3PO4;
Ca→CaO→Ca(OH)2
|
§29,упр. 1,4; §30, упр. 1,2.
|
42.
|
14.02
|
|
Реакция замещения и обмена.
|
Сущность реакция замещения. Составление уравнений реакций, проделанных
учителем.
Сущность реакция
обмена. Составление уравнений реакций, проделанных учителем.
Реакции нейтрализации. Условия течения реакций между
растворами кислот, щелочей и солей до конца. Обратимые и необратимые реакции.
|
Д.1.
Взаимодействие щелочных металлов с водой.
2.
Взаимодействие цинка и алюминия с растворами соляной и серной кислот.
Л.
Взаимодействие металлов (Fe,Al,Zn)
с растворами солей (CuSO4,AgNO3)
Взаимодействие вне растворов щелочей , окрашенных фенолфталеином, с
растворами кислот.
Л.
Взаимодействие H2SO4,BaCl2,HСl,AgNO3,NaOH,
Fe(SO4)3
и т.д.
|
§31.упр. 2; §32, упр. 3,4.
|
43
|
15.02
|
|
Обобщение сведений о классификации реакций
|
Классификация химических реакций по различным
признакам
|
|
Используя материал §29-33, привести в
таблице примеры реакций, выучить классификацию с определениями типов реакций
и примерами, §33,упр.1.3.
|
44.
|
28.02
|
|
Классификация химических реакций
|
|
|
|
45.
|
29.02
|
|
Расчеты по уравнениям реакций.
|
|
|
§28,упр. 1,2,3.
|
46-47
|
6.03,7.03
|
|
Решение задач и подготовка к контрольной работе
Проверочная работа « типы химических
реакций и расчеты по химическим уравнениям»
|
|
|
|
48.
|
13.03
|
|
Контрольная работа №3по теме «Типы химических
реакций.Расчеты по химическим уравнениям.
|
|
|
|
49.
|
14.03
|
|
Растворение как физико-хим. процесс. Растворы,
электролиты и неэлектролиты.
|
Растворы. Гидраты.
Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении.
Зависимость растворимости веществ от температуры.
Кривые растворимости. Насыщенные, ненасыщенные и
перенасыщенные растворы. Различная растворимость веществ в воде. Электролиты
и неэлектролиты.
|
Д.1. Мгновенная
кристаллизация пересыщенного раствора глауберовой соли.
2. Растворимость
веществ при различных температурах. Тепловые явления при растворении.
Л. Растворение
безводного сульфата меди (II)
в воде
|
§34
|
50.
|
20.03
|
|
Электролитическая диссоциация
|
Механизм диссоциации веществ с разным видом связи.
Степень электролитической диссоциации.
Сильные и слабые электролиты.
|
Д.1. Испытание
веществ и их растворов на электропроводность.
2.Зависимость
электролитической диссоциации
уксусной кислоты от разбавления
|
§35,36( до с.201.)
упр. 4,5.
|
51-52.
|
21.03,27.03
|
|
Кислоты, щелочи и основания как электролиты. Реакции
ионного обмена.
|
Ионы, св-ва ионов.
Классификация ионов по составу (простые и сложные), по
заряду ( катионы и анионы), по наличию водной оболочки (гидратированные и
негидратированные). Основные положения ТЭД
|
Д.Движение ионов
в электрическом поле.
|
§36 (до конца),37,
упр. 1—3,5.
|
53.
|
28.04
|
|
Реакции ионного обмена. Проверочная работа «ТЭД»
|
Реакции обмена, идущие до конца. Запись уравнений
реакций (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости
|
Л. Примеры
реакций, идущих до конца
|
Подготовиться к практической работе, с.240.
|
54.
|
3.04
|
|
Практическая работа № 4«Условия протекания реакций
ионного обмена»
|
|
|
Повторить §20.
|
55.
|
4.04
|
|
Химические свойства кислот.
|
Взаимодействие кислот с металлами, условия течения
этих реакций. Электрохимический ряд напряжения металлов. Взаимодействие
кислот с оксидами металлов и основаниями.
Реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями.
Использование таблицы растворимости для характеристики химических св-в кислот
|
Л. Химических св-ва кислот (на примере H2SO4,
HСl)
|
§38,
упр. 1—4, схему выучить наизусть.
|
56.
|
17.04
|
|
Химические свойства оснований.
|
Классификация кислот по различным признакам.
Взаимодействие оснований с кислотами (повторение).
Взаимодействие щелочей с солями (работа с табл.
растворимости) и оксидами неметаллов.
Расположение нерастворимых оснований.
|
Д.1.
Взаимодействие CO2,NaOH.
2. Разложение Cu(OH)2.
Реакции,
характерные для щелочей и нерастворимых оснований.
|
§39,
упр. 1,2,3.
|
57.
|
18.04
|
|
Классификация и свойства оксидов.
|
Состав оксидов, их классификация: несолеобразующие и
солеобразующие (кислотные и основные). Св-ва кислотных и основных оксидов
|
Л. Изучение св-в
оксидов для CaO и кислотных для CO2
или SO2
|
§40,
упр. 1—3, после §38 упр. 6, после §39 упр.5.
|
58.
|
24.04
|
|
Химические свойства оксидов. Составление уравнений.
|
|
|
|
59.
|
25.04
|
|
Соли : классификация и свойства Проверочная работа
«Реакции ионного обмена»
|
Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций
и взаимодействие солей с солями (работа с табл. растворимости).
Взаимодействие солей с кислотами и щелочами
(повторение)
|
Л. Химические
св-ва солей
|
§41,
упр. 1,2,5.
|
60.
|
2.05
|
|
Генетическая связь между классами неорганических
веществ
|
Понятие генетической связи и генетических рядах
металлов и неметаллов
|
Д. Существование
переходов:
А) P→P2O5→H3PO4→
Ca3(PO4)2;
Б) Ca→CaO→Ca(OH)2
→Ca3(PO4)2
|
§42,
упр. 2,3,4.
|
61.
|
8.05
|
|
Решение упражнений по теме «Генетическая связь классов
неорганических веществ».
|
|
|
|
62.
|
15.05
|
|
Практическая работа №5«Свойства кислот, оснований,
оксидов, солей».
|
|
|
Повторить §17.
|
63.
|
16.05
|
|
Окислительно-восстановительные реакции.
|
Определение степеней окисления элементов, образующих
вещества различных классов.
Реакции окислительно-восстановительные и реакции
ионного обмена, их отличия.
Понятие об окислителе и восстановителе, окислении и
восстановлении
|
1.
Взаимодействие Zn с HCl,
S,
CuCO4
2. Горение
магния.
3.
Взаимодействие хлорной и сероводородной воды
|
§43,
упр. 1,3,7,выписать типичные окислители и
восстановители(с.234-235)
|
64.
|
22.05
|
|
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Окислительно-восстановительные реакции» Проверочная работа «ОВР» Подготовка к контрольной работе.
|
Решение упражнений на расстановку коэффициентов
методом электронного баланса
|
|
Повторить §38-42
|
65.
|
|
|
Подготовка к контрольной работе.
|
|
|
|
66.
|
23.05
|
|
Контрольная работа №4 по теме «Химические свойства
классов неорганических веществ»
|
|
|
|
67.
|
29.05
|
|
Повторение пройденного 8 классе
|
|
|
|
68.
|
30.05
|
|
Обобщение и систематизация знаний по теме .Итоговая контрольная
работа
|
Выполнение упражнений. Учет и контроль знаний по теме
|
|
|
По годовому календарному
графику работы школы уроки химии попадают на праздничные
дни 1.05 и 9.05 2012 года поэтому не хватает количество часов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.