Инфоурок Математика Другие методич. материалыРабочая программа по геометрии для 9 класса

Рабочая программа по геометрии для 9 класса

Скачать материал

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Добрыниховская средняя общеобразовательная школа

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                    Директор МАОУ 

                                                                             Добрыниховская СОШ

 _________________ Е.А.Кораблёва

                                                         1.09.2014                                             М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по математике (геометрии)

(базовый уровень)

9 класс

 

 

 

 

 

Составитель: Киселёва Вера Николаевна учитель математики высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         2014г.                                 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного курса  геометрии для  9 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования  по геометрии   Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.– М.: Мнемозина, 2011. без изменений

Данная программа и тематическое планирование предназначены для работы по учебнику: 

Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2012.

Программа рассчитана  на 70 часов в год, 2 часа в неделю. В рабочей программе предусмотрено 7 контрольных работ.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися ЗУН на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она включает в себя все темы,       предусмотренные      федеральным             компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по алгебре и  авторской программой учебного курса.

Программа соответствует уровню подготовки класса.  Для реализации рабочей программы используется УМК геометрии   Смирновой И.М., Смирнова В.А.  .  Учебник геометрии Смирновой И.М., Смирнова В.А.  . следует традициям, заложенным в учебнике А.П. Киселева. В нем представлены все основные разделы курса планиметрии, последовательность изучения тем, перечень основных определений и теорем, соответствующих программе основной школы. 

Использование на уроках геометрии исторического материала позволяет проникнуть в мировоззренческий смысл науки, в процесс формирования ее основных идей, эволюцию методов. Элементы истории служат средством нравственного воспитания учащихся:

воспитания чувства патриотизма, гордости за достижения отечественных математиков.

 

 

Содержание учебного курса 

(2 ч в неделю, всего 70 ч)

 

1. Площадь (22ч).

Измерение площадей. Площадь: прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции, правильного многоугольника. Площадь круга. Площади подобных фигур. 

О с н о в н а я   ц е л ь – сформировать у учащихся представление о понятии площади и ее измерении, научить находить площади основных фигур.

Эта тема является продолжением важного раздела геометрии, связанного с измерением геометрических величин. При рассмотрении измерения площадей фигур следует провести аналогию с измерением длин отрезков. Вспомнить основные свойства длины отрезка и рассмотреть основные свойства площадей.

Площадь круга определяется как число, к которому стремятся площади вписанных правильных многоугольников при увеличении числа их сторон. Следует обратить внимание на то, что строгое доказательство формулы площади круга выходит за рамки школьного курса математики.

2. Координаты и векторы (24 ч).

Прямоугольная система координат. Исторические сведения. Расстояние между точками. Уравнение окружности. Векторы. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение прямой. Аналитическое задание фигур на плоскости. Тригонометрические функции произвольного угла. 

О с н о в н а я   ц е л ь – сформировать понятия вектора и прямоугольной системы координат на плоскости, познакомить учащихся с координатным и векторным методами в геометрии, научить решать задачи с использованием этих методов.

Особое внимание следует обратить на то, что введение прямоугольной системы координат на плоскости позволяет сводить многие геометрические задачи к алгебраическим, установить связь между геометрией и алгеброй. Это дает возможность говорить о координатном методе в геометрии.

В данной теме уместно предложить учащимся исторические сведения о введении прямоугольной системы координат, которая связана с именем знаменитого французского математика Рене Декарта (1596-1650).

Другим, не менее важным, методом является векторный метод. Учащиеся должны понимать, что вектор обладает двумя основными характеристиками: длиной или модулем и направлением. При рассмотрении координат вектора следует обратить внимание учащихся на то, что в отличие от координат точки, которые однозначно определяют ее положение на плоскости, координаты вектора задают целый класс равных векторов. 

При изучении скалярного произведения векторов следует рассмотреть его физический и геометрический смыслы. Первый заключается в том, что работа, производимая постоянной силой при перемещении тела на определенный вектор, составляющий с направлением силы некоторый угол, равна скалярному произведению силы на перемещение. Второй дает необходимый и достаточный признак перпендикулярности двух прямых. Таким образом, эта тема важна с точки зрения установления межпредметных и внутрипредметных связей геометрии.

Еще одной существенной особенностью изучения данной темы является рассмотрение аналитического способа задания фигур на плоскости. Здесь выводятся уравнения окружности, прямой, и других фигур. 

3. Начала стереометрии (12 ч).

Основные понятия стереометрии. Фигуры в пространстве. Многогранники, их элементы. Примеры многогранников. Угол в пространстве. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Сфера и шар. Их основные элементы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера для многогранников. Правильные, полуправильные, звездчатые многогранники. Моделирование многогранников. Кристаллы – природные многогранники. Исторические сведения. Площадь поверхности и объем. *Ориентация плоскости. Лист Мебиуса.

О с н о в н а я   ц е л ь – сформировать представления об основных понятиях стереометрии, об основных пространственных фигурах и подготовить учащихся к началу изучения систематического курса стереометрии.

Предлагаемый материал относится к наглядной стереометрии. Особое внимание следует обратить на установление аналогий с соответствующими планиметрическими фактами. Основным методом изучения элементов стереометрии является индуктивноопытный. Изложение материала ведется в основном в форме беседы, в процессе которой учитель обсуждает с учениками посильные вопросы, задания. Школьники учатся делать правильные выводы. 

Рассмотрение взаимного расположения прямых и плоскостей относительно друг друга расширяет круг пространственных представлений учащихся. Эти представления формируются и в процессе наблюдения, изучения различных окружающих предметов и на специальных моделях пространственных фигур. Среди них особое внимание заслуживают многогранники. Учащимся необходимо продемонстрировать различные типы многогранников: призмы, пирамиды, правильные, полуправильные, звездчатые многогранники. Представить интересную историю теории многогранников, связанную с именами Пифагора, Платона, Архимеда, Леонардо да Винчи, А. Дюрера, И. Кеплера и мн. др. Показать, что многие формы многогранников изобрел не человек, а их создала природа в виде кристаллов.

Большое значение имеют выполнение несложных чертежей и моделирование, в частности, многогранников. Предлагается два способа изготовления моделей: из разверток и геометрического конструктора. Предлагается серия опытов по изготовлению листа Мебиуса, что является хорошим упражнением для развития пространственного мышления школьников.

В содержание включены также вопросы нахождения площадей поверхности многогранников, цилиндра, конуса и объема прямоугольного параллелепипеда.

В конце темы рассматривается понятие ориентируемой и неориентируемой поверхности. В качестве примера неориентируемой поверхности приводится лист Мебиуса. Хотя этот материал и относится к необязательному, тем не менее, его изучение на уроках геометрии является желательным и полезным. Рассмотрение свойств листа Мебиуса может быть организовано в виде лабораторной работы по геометрии.  4. Итоговое повторение (12 ч).

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 Предполагается, что в результате обучения выпускники 9-го класса будут обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками:

 

 Иметь сформированные представления

-          - об истории возникновения и развития геометрии, ученых, внесших вклад в геометрическую науку;

-          - о сущности аксиоматического метода построения геометрии и роли математического доказательства;

-          - о значении геометрии в системе других наук и в познании окружающего нас мира;

-          -     о          некоторых      современных направлениях            развития         геометрии      и       ее приложениях.

 

            Знать

-          - основные геометрические понятия и отношения между ними;

-          - определения и примеры геометрических фигур на плоскости и в пространстве;

-          - формулировки основных свойств и теорем.

 

Уметь

-          - пользоваться геометрическими инструментами для изображения, построения и изготовления моделей геометрических фигур;

-          - проводить доказательства основных свойств и теорем;

-          - решать задачи на доказательство, вычисление и построение;

-          - применять геометрию для решения практических задач.

 

Готовы

-          - к сдаче Государственной итоговой аттестации (ГИА) по математике (часть геометрия) за курс основной школы;

-          - к самостоятельному изучению литературы по геометрии, статей в научнопопулярных журналах;

-          - к участию в турнирах, конкурсах и олипиадах по математике (часть геометрия).

 

Календарно - тематическое планирование

 

 

№п/п

Тема урока 

 

Сроки прохождения

Примечание

Плановые

Коррек- ционные

1

Измерение площадей. Площадь прямоугольника

 

1.09-6.09

 

 

2

Измерение площадей. Площадь прямоугольника

 

 

 

3

Измерение площадей. Площа прямоугольника

дь

 

8.09-13.09

 

 

4

Площадь параллелограмма

 

 

 

 

5

Площадь параллелограмма

 

 

15.09-20.09

 

 

6

Площадь параллелограмма

 

 

 

 

7

Площадь треугольника

 

 

22.09-27.09

 

 

8

Площадь треугольника

 

 

 

 

9

Площадь треугольника

 

 

29.09 -4.10

 

 

10

Площадь трапеции

 

 

 

 

11

Площадь трапеции

 

 

6.10-11.10

 

 

12

Площадь трапеции

 

 

 

 

13

   Контрольная     работа     №

«Площадь»

 

1по

теме

13.10-18.10

 

 

14

Анализ к/р. Площадь многоугольника

 

 

15

Площадь многоугольника

20.10-25.10

 

 

16

Площадь многоугольника

 

 

17

Площадь круга и его частей

27.10 -1.11

 

 

18

Площадь круга и его частей

 

 

19

Площадь круга и его частей

10.11-15.11

 

 

20

Площади подобных фигур

 

 

21

Площади подобных фигур

17.11-22.11

 

 

22

Контрольная работа № 2 по теме «Площадь многоугольника и круга»

 

 

23

Анализ к/р. Прямоугольная система координат

24.11-29.11

 

 

24

Прямоугольная система координат

 

 

25

Прямоугольная система координат

1.12-6.12

 

 

26

Расстояние между точками. 

 

 

27

Расстояние между точками. Уравнение окружности

8.12-13.12

 

 

28

Расстояние между точками. Уравнение окружности

 

 

29

   Контрольная     работа     №     3по      теме

«Прямоугольная система координат»

 

15.12-20.12

 

 

30

Анализ к/р. Векторы. Сложение векторов

 

 

31

Векторы. Сложение векторов

22.12-27.12

 

 

32

Векторы. Сложение векторов

 

 

33

Умножение вектора на число

12.01-17.01

 

 

34

Умножение вектора на число

 

 

35

Координаты вектора

19.01-24.01

 

 

36

Координаты вектора

 

 

 

37

Скалярное произведение векторов 

26.01-31.01

 

 

38

Скалярное произведение векторов 

 

 

39

Скалярное произведение векторов 

2.02-7.02

 

 

40

Контрольная работа № 4 по теме

«Координаты вектора»

 

 

 

41

Анализ к/р. Уравнение прямой

9.02-14.02

 

 

42

Уравнение прямой

 

 

43

Тригонометрические функции произвольного угла

16.02-21.02

 

 

44

Тригонометрические функции произвольного угла

 

 

45

Тригонометрические функции произвольного угла

23.02-28.02

 

 

46

Контрольная работа № 5 по теме «Тригонометрические функции

произвольного угла»

 

 

 

47

Анализ к/р. Начала стереометрии. Основные понятия стереометрии

2.03-7.03

 

 

48

 Фигуры в пространстве

 

 

49

 Угол в пространстве

9.03-14.03

 

 

50

 Параллельность в пространстве.

 

 

51

 Сфера и шар.

16.03-21.03

 

 

52

 Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера для многогранников.

 

 

53

 Правильные многогранники.

30.03-4.04

 

 

54

 Полуправильные многогранники. Звездчатые многогранники.

 

 

55

Моделирование многогранников.

6.04-11.04

 

 

56

Площадь поверхности и объём.

 

 

57

Начала стереометрии. Обобщение.

13.04-18.04

 

 

58

Контрольная работа № 6 по теме

«начала стереометрии»

 

 

 

59

Анализ к/р. Итоговое повторение. Равенство треугольников

20.04-25.04

 

 

60

Итоговое повторение. Окружность и геометрические места точек.

 

 

61

Итоговое повторение. Параллельность.

27.04-2.05

 

 

62

Итоговое повторение. Многоугольники и окружность.

 

 

63

Итоговое повторение. Движение. Подобие.

4.05-9.05

 

 

64

Итоговое повторение. Элементы тригонометрии. 

 

 

65

Итоговое повторение. Площадь.

11.05-16.05

 

 

66

 Итоговое повторение. Координаты и векторы.

 

 

67

Итоговая контрольная работа

18.05-23.05

 

 

68

Анализ итоговой контрольной работы.

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

Для учителя

Для ученика

1. Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5 – 11 кл. / Сост. Г.М. Кунецова, Н.Г. Миндюк. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 320 с. 2. Геометрия 7 – 9 кл.; Учебник для общеобразовательных учреждений/ И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. – М.: Мнемозина, 2011.

3.                  Дидактические материалы. Геометрия. 7, 8, 9 кл./И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. – М.

Мнемозина. 2005.

4.                  Методические рекомендации для учителя. Геометрия. 7, 8, 9 кл. ./И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. – М. Мнемозина. 2005.

 

 

1. Геометрия 7 – 9 кл.; Учебник для общеобразовательных учреждений/ И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. – М.: Мнемозина, 2011.

2.Дидактические материалы. Геометрия. 7, 8, 9 кл./И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. – М. Мнемозина. 2005.

.

 

 

Рассмотрено на заседании

 ШМО учителей естественно-математического цикла Протокол №1 от 27.08.2014г.

 

Согласовано

Зам. директора по УВР  _______________ В.Н.Киселёва. 29.08.2014г.

 

 

 

 

 

             

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по геометрии для 9 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная программа и тематическое планирование предназначены для работы по учебнику: Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2012.

Программа включает пояснительную записку; основное содержание учебного материала с разбивкой на разделы с указанием часов изучения; требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися ЗУН на базовом уровне.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 819 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 301
    • PDF 208.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Киселева Вера Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Киселева Вера Николаевна
    Киселева Вера Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 8481
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Аспекты преподавания самостоятельного учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 275 человек из 65 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Математика" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 53 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 19 регионов

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе