Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Володинская средняя общеобразовательная школа»
Кривошеинского района Томской области
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖАЮ
Заместитель
директора
Директор школы ___________
__________Красуцкая
Т.П. Груздева
Ю.П.
Приказ
№ _____
от «___» __________20___г.
Рабочая программа
по геометрии
8 класс
Учитель
Звягинцева Татьяна Михайловна
2014-2015учебный
год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 8 класс составлена на
основании федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования, а также программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов
общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева,
Э.Г. Позднякова и И.И. Юдиной.
Цели
обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в
развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия
– один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для
приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений,
формирования языка описания объектов окружающего мира, развития
пространственного воображения и интуиции, математической культуры,
эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие
логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа
направлена на достижение следующих целей:
§ овладение
системой математических знаний и умений, необходимых для применения
практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
§ интеллектуальное
развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной
жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления,
интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных
представлений;
§ формирование
представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и
техники, средства моделирования явлений и процессов;
§ воспитание
культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для научно технического прогресса;
§ развитие
представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими
предметами.
Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что
составляет 70 часов в учебный год. Из них контрольных работ 6 часов, которые
распределены по разделам следующим образом: «Четырехугольники» 1 час, «Площадь»
1 час, «Подобие треугольников» 2 часа, «Окружность» 1 час и 1 час отведен на
итоговую контрольную работу.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного
времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы,
улучшения усвоения других учебных предметов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов,
самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15
минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация
предусмотрена в виде контрольной работы.
Содержание обучения
1.
Четырехугольники Основная
цель – изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм,
прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах,
обладающих осевой или центральной симметрией.
Знать/понимать:
- Определения:
многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;
- формулу суммы углов
выпуклого многоугольника;
- свойства этих
четырехугольников;
- признаки
параллелограмма;
- виды симметрии.
Уметь:
- распознавать на чертеже
многоугольники и выпуклые многоугольники; параллелограммы и трапеции;
- применять формулу суммы
углов выпуклого многоугольника;
- применять свойства и
признаки параллелограммов при решении задач;
- делить отрезок на n равных
частей;
- строить симметричные
точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;
- выполнять чертеж
по условию задачи.
2.
Площадь Основная цель –
расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об
измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника,
параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии
– теорему Пифагора.
Знать/понимать:
- представление о способе
измерения площади, свойства площадей;
- формулы площадей:
прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
- формулировку теоремы
Пифагора и обратной ей.
Уметь:
- находить площади прямоугольника,
параллелограмма, треугольника, трапеции;
- применять формулы при
решении задач;
- находить стороны
треугольника, используя теорему Пифагора;
- определять вид
треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора.
- выполнять чертеж
по условию задачи.
3.
Подобные треугольники
Основная цель – ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки
подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися
тригонометрического аппарата геометрии.
Знать/понимать:
- определение подобных
треугольников;
- формулировки признаков
подобия треугольников;
- формулировку теоремы об
отношении площадей подобных треугольников;
- формулировку теоремы о
средней линии треугольника;
- свойство медиан
треугольника;
-понятие среднего пропорционального,
- свойство высоты
прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла;
- определение синуса,
косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника
- значения синуса, косинуса, тангенса углов 30º, 45º, 60º, 90º.
Уметь:
- находить элементы
треугольников, используя определение подобных треугольников;
- находить отношение
площадей подобных треугольников;
- применять признаки
подобия при решении задач;
- применять метод подобия
при решении задач на построение;
- находить значение одной
из тригонометрических функций по значению другой;
- решать
прямоугольные треугольники.
4.
Окружность Основная
цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе;
изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя
замечательными точками треугольника.
Знать/понимать:
- случаи взаимного
расположения прямой и окружности;
- понятие касательной,
точек касания, свойство касательной;
- определение вписанного и
центрального углов;
- определение серединного
перпендикуляра;
- формулировку теоремы об
отрезках пересекающихся хорд;
- четыре замечательные
точки треугольника;
- определение вписанной и
описанной окружностей.
Уметь:
- определять и изображать
взаимное расположение прямой и окружности;
- окружности, вписанные в
многоугольник и описанные около него;
- распознавать и
изображать центральные и вписанные углы;
- находить величину
центрального и вписанного углов;
- применять свойства вписанного и описанного четырехугольника при решении задач;
- выполнять чертеж по
условию задачи;
- решать простейшие
задачи, опираясь на изученные свойства.
5. Повторение. Решение задач.
Учебно-
тематический план
№
|
Название темы
|
Кол-во часов по рабочей программе
|
Кол-во контрольных работ
|
|
|
|
|
1
|
Четырехугольники
|
15
|
1
|
2
|
Площади фигур
|
13
|
1
|
3
|
Подобные
треугольники
|
21
|
2
|
4
|
Окружность
|
17
|
1
|
5
|
Повторение. Решение
задач
|
4
|
1
|
ИТОГО
|
70
|
6
|
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 8-го класса учащиеся должны
уметь:
§
пользоваться геометрическим языком для описания
предметов окружающего мира;
§
распознавать геометрические фигуры, различать их
взаимное расположение;
§
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи
по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
§
вычислять значения геометрических величин (длин,
углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций
по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по
значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности,
площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
§
решать геометрические задания, опираясь на
изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные
построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
§
проводить доказательные рассуждения при решении
задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их
использования;
§ решать
простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Литература для учителя
1.
Геометрия 7-9 класс / Л. С.
Атанасян. М: Просвещение, 2010 год
2.
Программа общеобразовательных
учреждений. Геометрия 7-9 классы: М: : Просвещение, 2009 год
3.
Н. Ф. Гаврилова Поурочные
разработки по геометрии 8 класс, Москва, «ВАКО», 2005 год
4.
А. П. Ершова, В. В.
Голобородько, А. С. Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и
геометрии для 8 класса». Разноуровневые дидактические материалы. М: Илекса,
2010 год.
5.
Б. Г. Зив, В. М. Мейлер
«Дидактические материалы по геометрии», Москва, «Просвещение», 1998 год
Литература для учащихся
1.
Геометрия 7-9 класс / Л. С.
Атанасян. М: «Просвещение», 2010год
2.
А. П. Ершова, В. В.
Голобородько, А. С. Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса». Разноуровневые
; дидактические материалы. М.: Илекса, 2010 год.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного
процесса предполагается использование следующих программно-педагогических
средств, реализуемых с помощью компьютера:
1. CD «1С: Репетитор. Математика» (К и М)
2. «Математика, 5-11»
Для обеспечения плодотворного учебного процесса
предполагается использование информации и материалов следующих Интернет -
ресурсов:
1. Министерство образования РФ: http://www.innformika.ru /; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu/ru/
2.
Тестирование^ - 11 классы: http://www.kokch.ru/cdo/
3.
Педагогическая мастерская,
уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
4.
Новые технологии в образовании:
http://edu.secna.ru/main/
5.
Путеводитель
«В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/
6.
Мегаэнциклопедия Кирилла и
Мефодия: http://mega.km.ru
7.
Сайты «Энциклопедий», например:
http://www.rubicon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
Календарно-тематическое
планирование по геометрии в 8 классе составлено на основе базовой
образовательной программы, разрешенной Министерством образования Российской
Федерации. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика
5-11 кл.-(М.:Просвещение 2009).
Учебник по которому
работаем « Геометрия 7-9 « Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, изд. 14,
М.:Просвещение, 2010г
Недельная часовая нагрузка 2 часа. Всего 70 часов.
Четверть
|
Содержание материала
|
Количество часов
|
1
|
Четырехугольники
|
15
|
|
Многоугольник. Выпуклый
многоугольник
|
1
|
|
Четырехугольник
|
1
|
|
Параллелограмм
|
2
|
|
Признаки параллелограмма
|
2
|
|
Решение задач
|
1
|
|
Трапеция
|
2
|
|
Прямоугольник
|
1
|
|
Ромб и квадрат
|
2
|
|
Осевая и центральная
симметрия
|
1
|
|
Решение задач
|
1
|
|
Контрольная работа
|
1
|
|
Площадь
|
13
|
|
Площадь многоугольника
|
1
|
2
|
Площадь параллелограмма
|
2
|
|
Площадь треугольника
|
1
|
|
Решение задач
|
1
|
|
Площадь трапеции
|
1
|
|
Решение задач
|
1
|
|
Теорема Пифагора
|
2
|
|
Теорема, обратная
теореме Пифагора
|
1
|
|
Решение задач
|
2
|
|
Контрольная работа
|
1
|
|
Подобные треугольники
|
21
|
|
Определение подобных
треугольников
|
2
|
|
Отношение площадей
подобных треугольников
|
1
|
|
Первый признак подобия
треугольников
|
2
|
3
|
Второй признак подобия
треугольников
|
1
|
|
Третий признак подобия
треугольников
|
1
|
|
Решение задач
|
2
|
|
Контрольная работа
|
1
|
|
Средняя линия
треугольника
|
2
|
|
Пропорциональные отрезки
в прямоугольном треугольнике
|
1
|
|
Практические приложения
подобия треугольников
|
1
|
|
Подобие произвольных
фигур
|
1
|
|
Соотношения между
сторонами и углами прямоугольного треугольника
|
3
|
|
Решение задач
|
2
|
|
Контрольная работа
|
1
|
Четверть
|
Содержание материала
|
Количество часов
|
|
Окружность
|
17
|
|
Взаимное расположение
прямой и окружности
|
1
|
|
Касательная к окружности
|
2
|
4
|
Центральные и вписанные
углы
|
4
|
|
Решение задач
|
1
|
|
Четыре замечательные
точки треугольника
|
3
|
|
Вписанная и описанная
окружность
|
3
|
|
Решение задач
|
2
|
|
Контрольная работа
|
1
|
|
Повторение
|
4
|
|
Четырёхугольники
|
1
|
|
Площади
|
1
|
|
Окружность
|
2
|
Литература
В.И.Жохов, Г.Д.Карташева.
Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике
5-11 кл. –М.:Вербум-М, 2009
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов
Изучение геометрии в 7-9 кл. Методические рекомендации для учителя .- М.:
Просвещение, 2002.
А.П.Ершова,
В.В.Голобородько. Математика. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и
геометрии для 8 класса. – М.: Илекса, 2005.
Т.Л.Афанасьева,
Л.А.Тапилина. Геометрия 8 класс: Поурочные планы. –Волгоград:Учитель,
2004.-167с.
Л.О.Денищева, Л.В.Кузнецова.
Зачеты в системе дифференцированного обучения Математике. – М.: Просвещение,
2006. – 192с.
Т.Мищенко. Тема «Движения»
в школьном курсе геометрии. –М. Чистые пруды, 2008. – 32с.
«Математика» -
учебно-методическая газета.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.