Пояснительная записка
Рабочая программа
учебного курса геометрии для 7 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования по математике;
- авторской программы по геометрии Л.С.Атанасян, В.
Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.(Программы общеобразовательных учреждений.
Геометрия. 7-9 классы/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2010).
-
Учебного плана МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа»
Согласно
федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений
Российской Федерации на изучение геометрии в 7 классе отводится по II
варианту 68 часов из расчета 2 ч в неделю, 34 учебных недели. Предусмотрено 5
контрольных работ.
Рабочая программа составлена с учетом
учебно-методического комплекта:
1.
Геометрия, 7-9: Учебник
для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б.
Кадомцев и др. – М. : Просвещение, 2004.
2.
Зив Б.Г.
Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – М.: Просвещение, 2004.
3.
Тематические
тесты по геометрии: 7-й кл.: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9
классы»-М.: издательство «Экзамен»,2008
Цели изучения:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях,
изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования
механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
- систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах
и их свойствах; ввести понятие равенства фигур;
- ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство
треугольников с помощью изученных признаков; выработать навыки использования
этих признаков при решении задач;
- ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки
и рассмотреть основные (простейшие) задачи этого типа;
- ввести понятие параллельных прямых; рассмотреть признаки и свойства
параллельных прямых, научить применять их при решении задач;
- доказать теоремы о сумме углов треугольника и о соотношении между
сторонами и углами треугольника, следствия из этих теорем; рассмотреть задачи
на применение доказанных утверждений;
- ввести понятия расстояния от точки до прямой и расстояния между
параллельными прямыми, показать, как они применяются при решении задач.
Требования
к уровню подготовки учащихся
В результате изучения
курса геометрии 7 класса ученик должен
знать / понимать
- существо понятия
математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- каким образом
геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических
объектов и утверждений о них, важных для практики.
уметь
- пользоваться
математическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать
геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические
фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
- вычислять значения
геометрических величин (длин, углов);
- решать
геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между
ними, применяя дополнительные построения;
- проводить доказательные
рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая
возможности для их использования;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- описания реальных
ситуаций на языке геометрии;
- решения
практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя
при необходимости справочники и технические средства);
- построений
геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения данного курса учащиеся должны
уметь/знать:
·
Знать, какая фигура
называется отрезком; уметь обозначать точки и прямые на рисунке, изображать
возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснить,
что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке.
·
Объяснить, что такое луч,
изображать и обозначать лучи, знать какая геометрическая фигура называется
углом, что такое стороны и вершины угла, обозначать неразвёрнутые и развёрнутые
углы, показывать на рисунке внутреннюю область неразвёрнутого угла, проводить
луч, разделяющий его на два угла;
·
Какие геометрические
фигуры называются равными, какая точка называется серединой отрезка, какой луч
называется биссектрисой угла; сравнивать отрезки и углы, записывать результаты
сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью
транспортира проводить биссектрису угла;
·
Измерить данный отрезок с
помощью масштабной линейки и выразить его длину в сантиметрах, миллиметрах,
метрах, находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок
на два отрезка, длины которых известны;
·
Что такое градусная мера
угла, находить градусные меры углов, используя транспортир, изображать прямой,
острый, тупой и развёрнутый углы;
·
Какие углы называются
смежными и чему равна сумма смежных углов, какие углы называются вертикальными
и каким свойством обладают вертикальные углы, какие прямые называются
перпендикулярными; уметь строить угол, смежный с данным углом, изображать
вертикальные углы, находить на рисунке смежные и вертикальные углы;
·
Объяснить, какая фигура
называется треугольником, и назвать его элементы; что такое периметр
треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку и
доказательство первого признака равенства треугольников;
·
Определения
перпендикуляра, проведённого из точки к данной прямой, медианы, биссектрисы,
высоты треугольника, равнобедренного и равностороннего треугольников; знать
формулировку теорем о перпендикуляре к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника;
·
Формулировки и
доказательства второго и третьего признаков равенства треугольников;
·
Определение окружности,
уметь объяснить, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности,
выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного
данному; угла, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей
через данную точку и перпендикулярную к данной прямой; середины данного
отрезка;
·
Определение параллельных
прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей,
формулировки признаков параллельности прямых; понимать, какие отрезки и лучи
являются параллельными; уметь показать на рисунке пары накрест лежащих,
соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух
прямых;
·
Аксиому параллельных
прямых и следствия из неё; доказывать свойства параллельных прямых и применять
их при решении задач;
·
Доказывать теорему о сумме
углов треугольника и её следствия; знать какой угол называется внешним углом
треугольника, какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным,
тупоугольным;
·
Доказывать теорему о
соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, теорему
о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;
·
Доказывать свойства
прямоугольных треугольников, знать формулировки признаков равенства
прямоугольных треугольников и доказывать их, применять свойства и признаки при
решении задач;
·
Какой отрезок называется
наклонной, проведённой из данной точки к данной прямой, что называется
расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми;
уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум
прилежащим к ней углам, по трём сторонам.
Преобладающие формы организации учебной работы
учащихся: фронтальная, индивидуальная,
реже групповая. Текущий контроль осуществляется с помощью опросов,
самостоятельных и контрольных работ.
№
|
Тема контроля
|
Вид контроля
|
1
|
Контрольная работа
«Начальные геометрические сведения»
|
тематический
|
2
|
Контрольная работа
«Треугольники»
|
тематический
|
3
|
Контрольная работа
«Параллельные прямые»
|
тематический
|
4
|
Контрольная работа
«Соотношения между сторонами и углами треугольника»
|
тематический
|
5
|
Контрольная работа
«Задачи на построение»
|
тематический
|
6
|
Итоговый тест
|
итоговый
|
Тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
|
|
1
|
Начальные
геометрические сведения
Простейшие геометрические фигуры: прямая,
точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение
отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов.
Градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства.
Перпендикулярные прямые.
|
10
|
|
2
|
Треугольники
Треугольник.
Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы,
биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства.
Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
|
17
|
|
3
|
Параллельные
прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома
параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
|
13
|
|
4
|
Соотношения
между сторонами и углами треугольника Сумма углов треугольника. Соотношения между
сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные
треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до
прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по
трём элементам.
|
18
|
|
5
|
Повторение.
Решение задач
|
10
|
|
|
Итого:
|
68
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.