Муниципальное образовательное учреждение
«Дырестуйская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________ М.Ц. Цыденова
«____» ___________ 2014 г.
|
Утверждаю
Директор школы
_____________ Э.Р. Цыбикова
«____» ____________ 2014 г.
|
Рабочая программа
по геометрии
7 класс
Учитель: Галсанова Лидия Галсановна
Рассмотрено и одобрено
на заседании МО учителей естественно –
математического цикла
Руководитель МО
____________ Л.И. Зарубина
«____» ___________ 2014
г.
|
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная
записка
Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7
классов и реализуется на основе следующих документов:
1.
Программы для общеобразовательных
учреждений:
Учебное издание
“Программы для общеобразовательных учреждений: Геометрия 7-9 кл.”/ Сост.
Т.А.Бурмистрова – М. Просвещение, 2-е изд. – 2012г.
2.
Стандарт основного общего образования
по математике.
Стандарт основного
общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных
тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам
курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей
стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного
предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического
образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и
практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего
мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической
культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит
вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия — один из важнейших компонентов
математического образования,
необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования
языка описания объектов окружающего мира,
для развития пространственного воображения
и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в
развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают
возможность развить пространственные представления и изобразительные умения,
освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими
фигурами и их свойствами.
Цели
Изучение геометрии
в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Ø
Продолжить овладение системой геометрических знаний
и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения
смежных дисциплин, продолжения образования.
Ø
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование
качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического
мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений,
способности к преодолению трудностей;
Ø
Формирование представлений об идеях и методах
математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов;
Ø
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии
как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического
прогресса.
В ходе преподавания
геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в
программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали
умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности,
приобретали опыт:
Ø
планирования и осуществления алгоритмической
деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
Ø
овладевали приемами аналитико-синтетической
деятельности при доказательстве теории и решении задач;
Ø
целенаправленно обращались к примерам из практики,
что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения
в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их
описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей,
проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
Ø
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей
в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций,
выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и
классификации информации, использования разнообразных информационных
источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные
технологии.
Ø
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ.
Ø
Начальные понятия и теоремы геометрии. Возникновение геометрии из практики.
Ø
Геометрические фигуры. Равенство в геометрии. Точка,
прямая и плоскость. Отрезок, луч. Расстояние.
Ø
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы.
Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.
Ø
Параллельные и пересекающиеся прямые. Определения,
доказательства, аксиомы и теоремы, следствия. Перпендикулярность прямых.
Контрпример, доказательство от противного. Теоремы о параллельности и
перпендикулярности прямых.
Ø
Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Ø
Треугольник.
Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса,
средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники. Прямая
и обратная теоремы, свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Ø
Признаки равенства треугольников. Неравенство
треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость
между величинами сторон и углов треугольника.
Ø
Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Ø
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение
треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение
биссектрисы.
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки,
задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты
всеми учащимися, оканчивающими 7 класс, и достижение которых является
обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 7 класса. Эти
требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь»,
«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
В результате
изучения ученик должен
знать/понимать:
- существо
понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- каким образом
геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры
геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;
уметь:
- пользоваться
геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать
геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать
геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять
преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке
основные фигуры, изображать их;
- проводить
доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы,
обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие
планиметрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- описания реальных
ситуаций на языке геометрии;
- решения
геометрических задач;
- решения
практических задач, связанных с нахождением геометрических величин
(используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений
геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Место предмета в федеральном базисном учебном
плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для
образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на
ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 7-9 классах. В 7
классе в 1 четверти геометрия не изучается, начиная со 2 четверти – 2 часа в
неделю, всего 52 часа.
Учебно-методический комплект
1.
Геометрия, 7 – 9: Учеб. для
общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. –
М.: Просвещение, 2010-14.
- Б.Г. Зив, В.М. Мейлер,
А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение,
2010.
- С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов.
Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику.
Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
- Н.Ф.Гаврилова. Поурочные
разработки по геометрии. 7 класс. М.: «Вако», 2010, 288с.
- Научно-теоретический и методический журнал
«Математика в школе»
- Еженедельное учебно-методическое приложение
к газете «Первое сентября» Математика
Тип урока
|
Вид контроля
|
УФЗ
|
Урок формирования знаний
|
ФО
|
Фронтальный опрос
|
УФСЗ
|
Урок формирования и совершенствования знаний
|
ИРД
|
Индивидуальная работа у доски
|
УСЗУН
|
Урок формирования и
совершенствования знаний, умений и навыков
|
ИРК
|
Построение треугольника по трем элементам
|
УЗСЗ
|
Урок закрепления и совершенствования знаний
|
СР
|
самостоятельная
работа.
|
УКЗУН
|
Урок контроля знаний, умений и навыков.
|
ПР
|
проверочная
работа.
|
КУ
|
Комбинированный урок
|
МД
|
математический
диктант.
|
УКЗ
|
Урок коррекции знаний, умений и навыков.
|
Т
|
тестовая
работа.
|
УОСЗ
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
?
|
вопросы
|
Календарно-тематический план
№
|
Тема
урока
|
Кол-во
часов
|
Тип
урока
|
Формирование
ЗУНов и ОУУН
|
Дата
|
примечание
|
|
Глава 1. Начальные геометрические сведения.
|
|
1
|
Что изучает геометрия
|
1
|
КУ
|
Знать происхождение слова «геометрия»,
чем занимается эта наука, разделы-планиметрия и стереометрия
Уметь различать плоские фигуры и объёмные
тела
|
|
|
|
2
|
Прямая и отрезок.
|
1
|
КУ
|
-знать, что через две точки можно
провести только одну прямую;
-определять взаимное расположение точки и
прямой
|
|
|
|
|
3
|
Луч и угол.
|
1
|
УСЗУН
|
-знать свойства луча;
-уметь строить и обозначать луч;
-уметь строить и обозначать углы
|
|
|
|
4
|
Сравнение отрезков и углов.
|
1
|
УФСЗ
|
-уметь доказывать равенство фигур;
-уметь строить биссектрису угла с помощью
транспортира
|
|
|
|
5
|
Измерение отрезков.
|
1
|
УФЗ
|
-уметь измерять отрезки с помощью
линейки, выражать длину в различных единицах измерения
|
|
|
|
6
|
Измерение углов.
|
1
|
КУ
|
-уметь находить градусную меру угла и
строить углы заданной градусной мерой;
-различать прямой, развернутый, острый и
тупой углы
|
|
|
|
7
|
Перпендикулярные прямые.
|
1
|
УЗСЗ
|
-уметь строить угол смежный с данным
углом, вертикальный угол;
-уметь определять их по чертежу;
-уметь строить перпендикулярные прямые
|
|
|
|
8
|
Решение задач. Подготовка к К\р №1
|
1
|
УОСЗ
|
|
|
|
|
9
|
Контрольная работа №1 по теме Начальные
геометрические сведения
|
1
|
УКЗУН
|
-уметь находить длину отрезка;
-знать свойства смежных и вертикальных
углов;
-уметь строить биссектрису угла с помощью
транспортира
|
|
|
|
Глава 2. Треугольники.
|
|
10
|
Треугольник
|
1
|
КУ
|
-знать определение треугольника
|
|
|
|
11
|
Первый признак равенства треугольников.
|
1
|
УФЗ
|
-знать формулировку I признака;
|
|
|
|
12
|
Решение задач на применение первого
признака равенства треугольников.
|
1
|
УЗСЗ
|
-уметь применять признак при решении задач
|
|
|
|
13
|
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
|
1
|
УФЗ
|
-уметь стоить перпендикуляр из данной
точки к прямой;
-знать свойства медианы, бис-сы и высоты;
|
|
|
|
14
|
Свойства равнобедренного треугольника
|
1
|
КУ
|
-уметь пользоваться теоремой о свойствах
равнобедренного треугольника
|
|
|
|
15
|
Решение задач по теме «Равнобедренный
треугольник»
|
1
|
УЗСЗ
|
уметь применять полученные знания
|
|
|
|
16
|
Второй признак равенства треугольников.
|
1
|
УФЗ
|
-знать теорему второго признака равенства
треугольников;
|
|
|
|
17
|
Третий признак равенства треугольников.
|
1
|
УФЗ
|
-знать теорему третьего признака
равенства треугольников;
|
|
|
|
18
|
Решение задач на прим-е 2 и 3 признаков равенства
треуг.
|
1
|
УЗСЗ
|
-уметь решать задачи на применение теорем
|
|
|
|
19
|
Задачи на построение. Окружность.
|
1
|
УФЗ
|
-уметь с помощью циркуля и линейки
выполнять построение: отрезка и угла, равного данному; биссектрисы угла;
перпендикулярных прямых; середины отрезка
|
|
|
|
20
|
Решение задач на построение.
|
1
|
УФЗУН
|
|
|
|
|
21
|
Решение задач.
|
1
|
УЗСЗ
|
-уметь применять все признаки равенства
треугольников и следствия в комплексе при решении задач
|
|
|
|
22
|
Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
|
1
|
УОСЗ
|
уметь применять полученные знания
|
|
|
|
23
|
Контрольная работа №2 по теме
Треугольники
|
1
|
УКЗУН
|
-уметь применять полученные знания в системе
|
|
|
|
Глава
3. Параллельные прямые.
|
|
24
|
Признаки параллельности двух прямых.
|
1
|
КУ
|
-знать какие прямые называются параллельными,
теоремы признаков параллельности;
-показывать накрест лежащие,
односторонние, соответственные углы
|
|
|
|
25
|
Практические способы построения параллельных
прямых.
|
1
|
УФЗ
|
-строить параллельные прямые
|
|
|
|
26
|
Решение задач по теме: «Признаки параллельности
двух прямых.»
|
1
|
УФСЗ
|
-уметь применять полученные знания
|
|
|
|
27
|
Аксиома параллельных прямых.
|
1
|
КУ
|
-знать аксиому параллельных прямых и её
следствие;
-уметь доказывать обратные теоремы
параллельности прямых
|
|
|
|
28
|
Свойства параллельных прямых
|
1
|
УФЗ
|
-знать свойства параллельных прямых
|
|
|
|
29
|
Решение задач по теме: «Свойства
параллельных прямых»
|
1
|
УЗСЗ
|
-уметь применять полученные знания
|
|
|
|
30
|
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
|
1
|
УЗСЗ
|
-уметь применять признаки параллельности
прямых и обратные теоремы при решении задач
|
|
|
|
31
|
Решение задач. Подготовка к к/р
|
1
|
УОСЗ
|
- уметь применять полученные знания
|
|
|
|
32
|
Контрольная работа №3
по теме «Парал.прямые»
|
1
|
УКЗУН
|
-уметь применять полученные знания в
комплексе при решении задач
|
|
|
|
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
|
|
33
|
Сумма углов треугольника.
|
1
|
УФЗ
|
-уметь определять вид треугольника;
-уметь доказывать теорему о сумме углов
треугольника и применять её при решении задач
|
|
|
|
34
|
Сумма углов треугольника. Решение задач.
|
1
|
УФСЗ
|
-уметь применять полученные знания
|
|
|
|
35
|
Соотношения между сторонами и углами
треугольника.
|
1
|
КУ
|
-определять существует ли треугольник с
данными сторонами;
-знать теорему и её следствия;
-уметь доказывать утверждения
|
|
|
|
36
|
Неравенство треугольника.
|
1
|
КУ
|
-знать теорему о неравенстве треугольника
|
|
|
|
37
|
Решение задач. Подготовка к к/р
|
1
|
УОСЗ
|
-уметь применять полученные знания
|
|
|
|
38
|
Контрольная работа №4 по теме
Соотношения между сторонами и углами
треугольника
|
1
|
УКЗУН
|
-уметь применять теорему о сумме углов к
решению задач;
-уметь решать задачи, используя
соотношения между сторонами и углами треугольника
|
|
|
|
39
|
Прямоугольные треугольники.
|
1
|
УФЗ
|
-уметь доказывать свойства прямоугольных
треугольников;
|
|
|
|
40
|
Решение задач на применение свойств
прямоугольного треугольника
|
1
|
УЗСЗ
|
-уметь применять свойства при решении задач
|
|
|
|
41
|
Признаки равенств прямоугольных треугольников
|
1
|
УФЗ
|
-уметь применять признаки при решении задач
|
|
|
|
42
|
Расстояние от точки до прямой. Расстояние
между параллельными прямыми.
|
1
|
УФЗ
|
|
|
|
|
43
|
Построение треугольника по трем элементам.
|
1
|
КУ
|
-уметь строить треугольник по двум
сторонам и углу между ними;
-уметь строить треугольник по стороне и
двум прилежащим к ней углам;
-уметь строить треугольник по трем сторонам
|
|
|
|
44
|
Построение треугольника по трем
элементам. Решение задач.
|
1
|
УСЗУН
|
- уметь применять полученные знания
|
|
|
|
45
|
Решение задач на построение.
|
1
|
УЗСЗ
|
- уметь применять полученные знания
|
|
|
|
46
|
Решение задач на построение. С/р.
|
1
|
УКЗ
|
- уметь применять полученные знания
|
|
|
|
47
|
Решение задач. Подготовка к к/р
|
1
|
УОСЗ
|
-уметь применять свойства и признаки
прямоугольных треугольников при решении задач;
-выполнять построение треугольника по
трем элементам
|
|
|
|
48
|
Контрольная работа №5.
|
1
|
УКЗУН
|
-уметь применять полученные знания в комплексе
|
|
|
|
49
|
Повторение по теме: «Начальные
геометрические сведения»
|
1
|
УЗСЗ
|
-знать, что через две точки можно
провести только одну прямую;
-определять взаимное расположение точки и
прямой и т.д.
|
|
|
|
50
|
Повторение по теме: «Признаки равенства
прямоугольных треугольников»
|
1
|
УЗСЗ
|
-уметь пользоваться признаками равенства
треугольников;
|
|
|
|
51
|
Повторение по теме: «Параллельные прямые»
|
1
|
УЗСЗ
|
-уметь решать задачи, используя доказательную
базу
|
|
|
|
52
|
Повторение по теме: «Соотношения между
сторонами и углами треуг-ка»
|
1
|
УЗСЗ
|
-уметь применять все полученные знания за
курс геометрии 7 класса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.