Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Краснопартизанская
средняя общеобразовательная школа»
Алейского района
Алтайского края
Принята
Утверждена
на
педагогическом
Директор
совете
школы ________Митина
ТН
Протокол
№4от 30.08.2014 Приказ
№28 от 01.09.2014
Рабочая программа
по учебному предмету
«География» для 6
класса
на 2014 – 2015
учебный год (базовый уровень)
Разработана на основе авторской программы
по географии О.А Климанова, В.В Климанов «Землеведение» 6 класс (68 часов, 2ч в
неделю). География. Программы для общеобразовательных учреждений 6-11 классы.
Составитель Е.В Овсянникова. М: Дрофа, 2009.
Год разработки – 2014. Срок реализации
программы – 1 год.
Составитель
Фисунова Т.А
учитель географии,
первая
квалификационная
категория
П.Бориха
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Землеведение» составлена на основе программы,
составленной авторами учебника В.В. Климанова и О.А. Климановой.
Линия
учебников, написанных в соответствии с Концепцией модернизации географического
образования и федеральным компонентом стандарта и реализующих принцип
личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного
материала (линия под редакцией Климановой О.А. и Алексеева А.И.).
Преподавание
курса ориентировано на использование учебного и программно-методического
комплекса линии МГУ.
Авторы учебников этой линии изложили учебный материал так, чтобы его усвоение
происходило в ходе разнообразной учебной деятельности. Такая организация
процесса обучения способствует лучшему пониманию материала, его запоминанию и
последующему применению. Все учебники линии построены по единой схеме: вывод
после каждого параграфа и в конце темы; после каждого параграфа — список слов и
выражений, которые нужно запомнить, и вопросы трех уровней сложности,
способствующие реализации дифференцированного личностно-ориентированного
подхода к ученикам.
Структура
учебников для 6 и 7 классов одинакова: вывод и список ключевых слов после
параграфов и тем, три уровня вопросов, уроки-практикумы, деление материала
параграфов на блоки по принципу ответов на познавательные вопросы. Курс
«Землеведение» является пропедевтическим по отношению курсу «Страноведение» 7
класс.
Отличительные
особенности рабочей программы
по сравнению с
примерной программой:
Место
предмета в базисном учебном плане
Федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География» в 6
классе, из расчета 1-го учебного часа в неделю. В соответствии с требованиями
нового базисного учебного плана на изучение географии в 6 классе отводится 1
учебный час. В рабочей программе в 6 классе - 68 часов, 2 часа в неделю.
Дополнительный 1 час добавлен из школьного компонента для практических работ и
изучения своей местности.
Формы организации учебной деятельности
Традиционный
механизм организации учебной деятельности опирается на усвоение школьниками
системы базовых понятий и мало отвечает требованиям современной школы. Новая
школа предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании
индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической. Особенность
современного процесса обучения – переход от традиционного к личностно
ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и самовоспитание
школьников. Поэтому основой изучения географического содержания может быть
технология организации учебной деятельности школьников в рамках личностно-ориентированного
обучения.
Основу
организации учебной деятельности составляет решение учащимися системы учебных
географических задач, которые создают условия для развития комплексного стиля
мышления, способствуют пространственному мышлению во временном аспекте, решать
географические проблемы, действовать в природе с позиции экологической
целесообразности; уметь работать с географическими картами, справочниками,
вести наблюдения.
В
связи с этим реализация целей географического образования школьников
предполагает соблюдение следующих условий:
–
структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому
из них познавательных задач, создающих у школьников познавательную потребность;
–
создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл
учения определяется для школьников не целями, а мотивами, отношением их к
предмету;
–
постановка познавательной цели и учебных задач, которые своим содержанием
программируют направленность учащихся на открытие, фиксацию и усвоение нового
способа деятельности;
–
постановка учебной задачи чаще всего реализуется посредством создания
проблемной ситуации «знание – незнание»;
–
способ учебной деятельности вырабатывается школьником самостоятельно в процессе
решения учебных задач, что принципиально отличается от традиционных
методических приемов, которые изложены в виде готовых правил, образцов,
алгоритмов в учебниках, объясняются и закрепляются учителем.
Содержание
программы предусматривает такие формы подачи материала как: сравнительная
характеристика двух стран, выполнение самостоятельных и практических работ
(тренировочных и оценочных).
Цели и задачи:
Изучение
географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
•
освоение знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во
всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и
рационального использования;
•
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков»
международного общения — географическую карту, современные геоинформационные
технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических
данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических
задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
•
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного
отношения к окружающей среде;
•
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений
в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному
поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя
учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое
внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует
не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных
географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
—
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
—
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
—
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических
материалах;
—
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с
точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Планируемые результаты образования:
В результате изучения географии ученик должен
В 6 классе
знать/понимать
·
основные
географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт
по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты
выдающихся географических открытий и путешествий;
·
географические
следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,
взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
·
выделять,
описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
·
находить
в
разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических
проблем;
·
приводить
примеры:
использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям
окружающей среды,
·
составлять краткую
географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных
источников географической информации и форм ее представления;
·
определять на
местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические
координаты и местоположение географических объектов;
·
применять
приборы
и инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять
на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
·
ориентирования
на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного
содержания;
·
учета
фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
·
наблюдения
за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
·
проведения
самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Текущий контроль осуществляется в
форме оценочной практической работы по материалам практикума, самостоятельных
работ.
Тематический контроль предполагает
проведение контрольного тестирования по завершению темы.
Итоговый контроль осуществляется по
завершении учебного материала в форме контрольного тестирования
Используемые УМК:
1.
О.А.Климанова, М.Н. Белова, Э.В.Ким, В.В.Климанов. География. Землеведение. 6
класс. М:Дрофа, 2007
2.
Атлас с контурными картами. Землеведение. 6 класс.
3.
УЭИ «Начальный курс географии. 6 класс
4.
А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова «Рабочая тетрадь. География. Землеведение.
6 класс»
5.
Н.А.Никитина «Поурочные разработки по географии» 6 класс
6.
«Занимательные материалы по географии. 6 класс» Составитель Л.П.Морозова
Тематическое планирование «Землеведение» 6 класс
№
п\п
|
Тема
|
Количество
часов
|
1
|
Введение.
Что изучает география
|
1
|
2
|
Земля во Вселенной
Тема
1 «Земля – планета Солнечной системы» - 2 часа
Тема
2 «Изображение Земли на глобусе» - 6 часов
|
8
|
3
|
Развитие географических знаний о земной поверхности
Тема
1 «Путешествия и их географическое отражение» - 8 часов
Тема
2 «История открытия и освоение Земли» - 7 часов
|
13
|
4
|
Природа Земли
Тема
1 «Как устроена наша планета? – 5 часов
Тема
2 «Внутреннее строение Земли» - 5 часов
Тема
3 «Рельеф Земли» - 8 часов
Тема
4 «Атмосфера и климаты Земли» - 7 часов
Тема
5 «Вода – «кровеносная система» Земли – 7 часов
|
32
|
5
|
Географическая оболочка – среда жизни
Тема
1 «Живая планета» - 3 часа
Тема
2 «Географическая оболочка и ее закономерности» - 3 часа
Тема
3 «Природа и человек» - 4 часа
|
10
|
6
|
Резервное время
|
4
|
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Краснопартизанская
средняя общеобразовательная школа»
Алейского района
Алтайского края
Принята
Утверждена
на
педагогическом
Директор
совете
школы ________Митина
ТН
Протокол
№4от 30.08.2014 Приказ
№28 от 01.09.2014
Рабочая программа
по учебному предмету
«География» для 7
класса
на 2014 – 2015
учебный год (базовый уровень)
Разработана на основе авторской программы
по географии О.А Климанова, В.В Климанов «Страноведение» 7 класс (68 часов, 2
ч в неделю). География. 6-11 классы. Составитель Е.В Овсянникова. М: Дрофа,
2009.
Год разработки – 2014. Срок реализации
программы – 1 год.
Составитель
Фисунова Т.А
учитель географии,
первая
квалификационная
категория
П.Бориха
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Страноведение» составлена на основе программы,
составленной авторами учебника В.В. Климанова и О.А. Климановой.
Линия
учебников, написанных в соответствии с Концепцией модернизации географического
образования и федеральным компонентом стандарта и реализующих принцип
личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного
материала (линия под редакцией Климановой О.А. и Алексеева А.И.).
Преподавание
курса ориентировано на использование учебного и программно-методического
комплекса линии МГУ.
В центре содержания курса «Страноведение» находится человек, а также
«человеческие сообщества» - страны. Курс «Страноведение» содержит
географические характеристики стран мира. В нем раскрываются термины и понятия,
используемые в физической географии. Суть страноведческого подхода состоит в
том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на
политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран,
объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры
стран и регионов.
Основной материал курса подается в виде географической характеристики природных
и культурно-исторических регионов мира.
Характеристика регионов и стран базируется на классической схеме типовой
географической характеристики территории на основе комплексного географического
страноведения. При этом традиционная характеристика дополнена материалами по
истории и культуре изучаемых стран. Параллельно основному блоку материала
вводится понятийный аппарат, касающийся природных, социально-экономических и
политических явлений, характерных для описываемых стран.
Авторы учебников этой линии изложили учебный материал так, чтобы его усвоение
происходило в ходе разнообразной учебной деятельности. Такая организация
процесса обучения способствует лучшему пониманию материала, его запоминанию и
последующему применению. Все учебники линии построены по единой схеме: вывод
после каждого параграфа и в конце темы; после каждого параграфа — список слов и
выражений, которые нужно запомнить, и вопросы трех уровней сложности, способствующие
реализации дифференцированного личностно-ориентированного подхода к ученикам.
Структура
учебников для 6 и 7 классов одинакова: вывод и список ключевых слов после
параграфов и тем, три уровня вопросов, уроки-практикумы, деление материала
параграфов на блоки по принципу ответов на познавательные вопросы. Новизна
учебника для 7 класса — характеристика большого количества стран. Он рассчитан
на изучение в течение 68 ч (2 ч в неделю).
Курсы «Землеведение» и «Страноведение» являются пропедевтическими по отношению
курсу «География России» 8-9 классы
Отличительные
особенности рабочей программы
по сравнению с
примерной программой:
Место
предмета в базисном учебном плане
Федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в 7
классе, из расчета 2-х учебных часов неделю.
Формы организации учебной деятельности
Традиционный
механизм организации учебной деятельности опирается на усвоение школьниками
системы базовых понятий и мало отвечает требованиям современной школы. Новая
школа предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании
индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической.
Особенность современного процесса обучения – переход от традиционного к
личностно ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и
самовоспитание школьников. Поэтому основой изучения географического содержания
может быть технология организации учебной деятельности школьников в рамках
личностно-ориентированного обучения.
Основу
организации учебной деятельности составляет решение учащимися системы учебных
географических задач, которые создают условия для развития комплексного стиля
мышления, способствуют пространственному мышлению во временном аспекте, решать
географические проблемы, действовать в природе с позиции экологической
целесообразности; уметь работать с географическими картами, справочниками,
вести наблюдения.
В
связи с этим реализация целей географического образования школьников
предполагает соблюдение следующих условий:
–
структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому
из них познавательных задач, создающих у школьников познавательную потребность;
–
создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл
учения определяется для школьников не целями, а мотивами, отношением их к
предмету;
–
постановка познавательной цели и учебных задач, которые своим содержанием
программируют направленность учащихся на открытие, фиксацию и усвоение нового
способа деятельности;
–
постановка учебной задачи чаще всего реализуется посредством создания
проблемной ситуации «знание – незнание»;
–
способ учебной деятельности вырабатывается школьником самостоятельно в процессе
решения учебных задач, что принципиально отличается от традиционных
методических приемов, которые изложены в виде готовых правил, образцов,
алгоритмов в учебниках, объясняются и закрепляются учителем.
Содержание
программы предусматривает такие формы подачи материала как: сравнительная
характеристика двух стран, выполнение самостоятельных и практических работ
(тренировочных и оценочных).
Цели и задачи:
Изучение
географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
•
освоение знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во
всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и
рационального использования;
•
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков»
международного общения — географическую карту, современные геоинформационные
технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических
данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических
задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
•
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного
отношения к окружающей среде;
•
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и
умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и
социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на
определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности
окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя
учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое
внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует
не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных
географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
—
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
—
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
—
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических
материалах;
—
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с
точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Планируемые результаты образования:
В результате изучения географии ученик должен
В 7 классе
Оценивать и прогнозировать:
·
по
карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном
будущем;
·
изменения
климатов Земли в целом и на отдельных материках;
·
оценивать
природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной
деятельности людей;
·
основные
особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью
в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
Объяснять:
·
особенности
строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений,
происходящих в геосферах;
·
особенности
компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов
континентов и акваторий океанов;
·
особенности
расового и этнического состава населения;
·
различия
в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
·
различия
в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной
деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде в
разных географических условиях;
·
особенности
экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, отдельных стран;
·
основные
закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
·
применять
в процессе учебного познания понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса»,
«водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое
положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая
оболочка», «зональность», «высотная поясность».
Описывать:
·
основные
источники географической информации;
·
географическое
положение объектов (по карте);
·
существующие
в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
·
компоненты
ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов
материков, крупнейших стран мира и некоторых ландшафтов стран;
·
объекты
и территории по картам, картинам и другим источникам географической
информации, создавая их словесный или графический образ;
·
особенности
материальной и духовной культуры крупных народов.
Определять (измерять):
·
географическую
информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру
воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
·
вид
и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.
Называть и (или) показывать:
·
важнейшие
природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
·
типы
земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры
месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
·
факторы
формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного
переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в
атмосфере;
·
крупнейшие
народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их
распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по
площади и населению страны мира;
·
основные
культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
·
ареалы
распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
·
природные
ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
·
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Текущий контроль осуществляется в
форме оценочной практической работы по материалам практикума, самостоятельных
работ.
Тематический контроль предполагает
проведение контрольного тестирования по завершению темы.
Итоговый контроль осуществляется по
завершении учебного материала в форме контрольного тестирования
Используемые УМК:
1
О.А.Климанова, М.Н. Белова, Э.В.Ким, В.В.Климанов. География. Страноведение. 7
класс. М: Дрофа, 2007
2.
Атлас с контурными картами. Материки и океаны. 7 класс
3.
Мультимедийный учебник: наш дом Земля 7 класс.
4.
. А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова «Рабочая тетрадь. География.
Страноведение. 7 класс»
5.
Н.А.Никитина «Поурочные разработки по географии» 7 класс
Тематическое
планирование «Страноведение» 7 класс
№ п\п
|
Тема
|
Количество
часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Земля –
планета людей
Тема 1
«Население мира» - 8 часов
Тема 2
«Хозяйственная деятельность» - 3 часа
Тема 3
«Природа Земли и человек» - 7 часов
|
18
|
3
|
Материки,
океаны, страны мира
Тема 1
«Европа» - 16 часов
Тема 2
«Азия» - 6 часов
Тема 3
«Африка» - 6 часов
Тема 4
«Америка – новый свет» - 9
Тема 5
«Австралия и Океания» - 4
Тема 6
«Полярные области Земли» - 3
|
44
|
4
|
Человек
и планета: история взаимоотношений
|
3
|
5
|
Резервное
время
|
2
|
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Краснопартизанская
средняя общеобразовательная школа»
Алейского района
Алтайского края
Принята
Утверждена
на
педагогическом
Директор
совете
школы ________Митина
ТН
Протокол
№4от 30.08.2014 Приказ
№28 от 01.09.2014
Рабочая программа
по учебному предмету
«География» для
8-9 классов
на 2014– 2015
учебный год (базовый уровень)
Разработана на основе авторской программы
по географии Э.В.Ким, Г.Ю.Кузнецова, Г.Я.Лисенкова, В.А.Низовцев, В.И Сиротин,
под ред.А.И.Алексеева «География России. Отечествоведение» 8-9 классы (136 ч, 2
часа в неделю)
Программы для общеобразовательных
учреждений. География 6-11 классы. Составитель Овсянникова Е.В. Москва. Дрофа,
2009
Год разработки – 2014. Срок реализации
программы – 1 год.
Составитель
Фисунова Т.А
учитель географии,
первая
квалификационная
категория
П.Бориха
2014 год
Пояснительная
записка.
Программа
разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, с
целью сохранения единого образовательного пространства России в условиях
дифференциации школьного образования.
Новизна
предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации
школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых
результатов, содержания и способов обучения.
По
курсу «География России» четко просматривается комплексный подход к изучению
природы, населения и хозяйства. При изучении общей характеристики России
рассматриваются взаимосвязанные между собой содержательные блоки «природа» -
«население» - «хозяйство».
Статус документа.
Данная
рабочая программа составлена на основании:
•
стандарта
основного общего образования по географии
•
авторской программы по географии Э.В.Ким,
Г.Ю.Кузнецова, Г.Я.Лисенкова, В.А.Низовцев, В.И Сиротин, под ред.А.И.Алексеева
«География России. Отечествоведение» 8-9 классы (136 ч, 2 часа в неделю)
Рабочая
программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает
распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их
изучения. При изучении географических регионов рассматриваются как природные,
так и социально-экономические особенности региона, прослеживаются взаимосвязи
между природными условиями, ресурсами и направлениями хозяйственной
деятельности населения. Кроме того, программа содержит перечень практических
работ по каждому разделу.
Место предмета в
базисном учебном плане.
Федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География
России. Природа и население» в 8 классе из расчета 2-х учебных часов в неделю,
«География России. Население и хозяйство» в 9 классе из расчета 2-х учебных
часов в неделю.
Рабочая
программа рассчитана на 68 часов.
Количество
часов:
Всего
68 часов; в неделю 2 час.
Цели:
• освоение
знаний об основных географических понятиях, географических особенностях
природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во
всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и
рационального использования;
• овладение
умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков»
международного общения — географическую карту, статистические материалы,
современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и
демонстрации различных географических данных; применять географические знания
для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,
самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание
любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с
другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей
среде;
• формирование
способности и готовности к использованию географических знаний и умений в
повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному
поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Организуя
учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое
внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует
не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных
географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
• познания
и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
• сравнения
объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
• ориентирования
на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
• соблюдения
норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения.
Результаты
изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки
выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены
на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и
личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми
для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В 8 классе
знать/понимать
·
основные
географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
·
географические
следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,
взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
географическую зональность и поясность;
·
различия
в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
отдельных регионов и стран;
·
специфику
географического положения и административно-территориального устройства
Российской Федерации; особенности ее природы;
·
природные
и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном,
региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от
стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
·
выделять,
описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
·
находить
в
разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем;
·
приводить
примеры:
использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям
окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
·
составлять краткую
географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных
источников географической информации и форм ее представления;
·
определять на
местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические
координаты и местоположение географических объектов;
·
применять
приборы
и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов
природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой
основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
·
ориентирования
на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
·
учета
фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
·
наблюдения
за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения
комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с
помощью приборов и инструментов;
·
решения
практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее
использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
·
проведения
самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационных.
В 9 классе
знать/понимать:
• основные
географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
• географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в
результате деятельности человека;
• различия
в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
отдельных регионов и стран;
• специфику
географического положения и административно-территориального устройства
Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и районов;
• природные
и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном,
региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от
стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
•
выделять,
описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• находить
в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем;
• приводить
примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов
разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных
коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей
России, а также крупнейших регионов и стран мира;
• составлять
краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных
источников географической информации и форм ее представления;
• определять
на местности, плане и карте географические координаты и местоположение
географических объектов;
• применять
приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной
форме;
• выявлять
на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• ориентирования
на местности; чтения карт различного содержания;
• проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их
последствий;
• определения
комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с
помощью приборов и инструментов;
• решения
практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее
использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведения
самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационных;
называть (показывать):
• основные
отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
• основные
транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
• географические
районы, их территориальный состав;
• отрасли
местной промышленности;
описывать:
• природные
ресурсы;
• периоды
формирования хозяйства России;
• особенности
отраслей;
• традиционные
отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
• экономические
связи районов;
• состав
и структуру отраслевых комплексов;
• основные
грузо - и пассажиропотоки;
объяснять:
• различия
в освоении территории;
• влияние
разных факторов на формирование географической структуры районов;
• размещение
главных центров производства;
• сельскохозяйственную
специализацию территории;
• структуру
ввоза и вывоза;
• современные
социально-экономические и экологические проблемы территорий;
прогнозировать:
• возможные
пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Используемые УМК:
1. География
России. Природа и население. 8 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. А.И Алексеев, В.А Низовцев, Э.В Ким и др.
2. География
России. «Хозяйство и географические районы» 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. А.И Алексеев, В.А Низовцев, Э.В Ким и др.
3. Л.Н
Полякова «Сборник заданий и упражнений» к учебнику «География России. 8-9
классы» под ред.А.И Алексеева 8 класс
4. Л.Н
Полякова «Сборник заданий и упражнений» к учебнику «География России. 8-9
классы» под ред.А.И Алексеева 9 класс
5. Э.В Ким,
Н.А Марченко, В.А Низовцев «Рабочая тетрадь. География России. Хозяйство и
географические районы» 9 класс
6. Атлас с
комплектом контурных карт «География России. 8-9 класс»
7. Е.А.Жижина
«Поурочные разработки по географии. 8 класс»
8. Е.А.Жижина
«Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс»
9. В.И
Сиротин «Сборник заданий и упражнений. 6-10 классы.
10. География. Уроки
учительского мастерства. 6-11 классы. Составитель Н.В Яковлева, А.Б. Моргунова,
Т.К Торопова и др.
11. УЭИ «География.
9-10 классы»
12. УЭИ «Дидактический
и раздаточный материал. География 7-8 классы»
Тематическое
планирование «География России» 8 класс
№ п\п
|
Тема
|
Количество
часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Пространства
России
|
7
|
3
|
Природа
и человек
Тема 1
«Рельеф и недра» - 5 часов
Тема 2
«Климат» - 6 часов
Тема 3
«Богатство внутренних вод России» - 4 часа
Тема 4
«Почвы – национальное достояние страны» - 6 часов
Тема 5
«В природе все взаимосвязано» - 4 часа
Тема 6
«Природно-хозяйственные зоны» - 9 часов
Тема 7
«Природопользование и охрана природы» - 4 часа
|
38
|
4
|
Население
России
Тема 1
«Сколько нас – россиян?» - 2 часа
Тема 2
«Кто мы?» - 3 часа
Тема 3
«Куда и зачем едут люди?» - 3 часа
Тема 4
«Человек и труд» - 1 час
Тема 5
«Народы и религии России» - 3 часа
Тема 6
«Где и как живут люди?» - 4часов
|
16
|
5
|
Резервное
время
|
6
|
Тематическое
планирование «География России» 9 класс
№ п\п
|
Тема
|
Количество
часов
|
1
|
Хозяйство
России
Тема 1
«Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование – 3 часа
Тема 2
«Главные отрасли и межотраслевые комплексы» - 17часов
|
20
|
2
|
Районы
России
Тема 1
«Европейская часть России» - 27часов
Тема 2
«Азиатская часть России» - 15 часов
Тема 3
«Россия в мире» - 2 часа
|
44
|
3
|
Резервное
время
|
4
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.