Образовательная область:Обществознание.
Предмет:
география
Курс:
«География России» 8-9 класс.
Класс: 9 АБВГ
Программа: Примерная
программа Министерства образования РФ основного общего образования, 2004г.
Год: 2014-2015
Количество
часов:
в год 70, в неделю 2 часа
Составитель:
Менлакаева Акбике Зиявна
Пояснительная записка.
Главная цель:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения,
хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание
гражданственности и патриотизма учащихся, уважение и истории и культуре своей
страны и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и
социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие
географического мышления.
Основные задачи курса:
- сформировать географический образ
своей страны в её многообразии и целостности на основе комплексного подхода и
показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
- сформировать представление о
России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте
мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически
развивается как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и
явления;
-вооружить школьников необходимыми
практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными
источниками географической информации как классическими (карты, глобусы,
статистический материал и т.д.), так и современными (компьютерными), а так же
умениями прогностическими, природоохранными, поведенческими;
-развивать представления о своем
географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как
общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
-создать образ своего родного края,
научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами
мира.
Принципы построения программы:
Принцип доступности: программа
построена с учетом возрастных и психологических особенностей развития
обучающихся подросткового возраста, включает в себя адаптированный для
восприятия материал, который закрепляется посредством выполнения практических
заданий, самостоятельных работ. Систематическая отработка понятийного
аппарата
и номенклатуры направлена на
понимание и применение на практике полученных знаний.
Принцип последовательности: программа
построена по концентрическому типу: предусматривает последовательное изучение
разделов и тем по принципу от простого к сложному, от общего к частному,
прослеживается усложнение понятийного аппарата и номенклатуры. Каждый раздел
имеет свою логическую завершенность. В конце курса проводится ряд обобщающих
уроков и за счет использования резервного времени.
Принцип преемственности программы
осуществляется за счет базирования курса «Население и хозяйство России», на
основных знаниях и умениях полученных в 8 классе. Курс делится на 2 части: 1
часть общая часть курса, которая содержит повторение, обобщение изученного
материала, отработка умений работы с картами и другими источника географической
информации. 2 часть курса региональная, направлена на изучение особенностей и
характеристики экономических регионов России. Один из разделов посвящен
изучению особенностей населения и хозяйства ХМАО-Югры.
Принцип проблемности программа
включает в себя рассмотрение локальных экологических, экономических и
демографических проблем регионов России.
Принцип регионализации курса
включает в себя вопросы региональной направленности при изучении отдельных тем,
доля учебного времени, отводимая на уроке на региональный компонент не
превышает 15%.
Форма
организации учебного процесса – классно – урочная система,
лекционно-семинарская системы, внеурочная деятельность учащихся – выполнение
индивидуальных исследовательских работ, семинары, пресс-конференции, дискуссии,
игры, практические работы, самостоятельная работа.
Методы:
словесные, наглядные, репродуктивные, проблемные, поисковые, индуктивные.
Методы
контроля и самоконтроля: тестовые задания, фронтальный опрос учащихся, работы
по карточкам, коллективные, самостоятельные работы и работы по группам,
самостоятельные работы с использованием рабочих тетрадей к учебнику,
самостоятельная работа с различными источниками географической информации:
атласами, картами, таблицами, схемами.
Учащиеся
должны определять:
- географическое
положение объектов; - погоду по синоптической карте;
- параметры
природных и социально экономических объектов и явлений по различным источникам
информации.
Учащиеся
должны описывать:
- географическое
положение страны, отдельных регионов, его виды (экономико-географическое,
геополитическое и т.д.)
Учащиеся
должны объяснять:
- роль
географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
страны;
-влияние
географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения
России;
- образование и
размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных
месторождений полезных ископаемых;
- образование
атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды,
образование смога;
- влияние климата
на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; - как составляют прогноз
погоды;
-распределение
многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение
территории человеком;
-
почвообразовательные процессы, особенности животного и растительного мира
природных зон;
- причины
возникновения опасных природных явлений, и их распространение по территории
страны;
- разнообразие
природных комплексов на территории страны;
- роль
географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- уникальность и
общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
- объяснять
причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое
летоисчисление», «испаряемость», «мелиорация», «географическое положение»,
«природные ресурсы», «экологический кризис».
Учащиеся должны
уметь оценивать и прогнозировать:
-
природно-ресурсный потенциал страны, региона: - экологическую ситуацию в
стране, регионе;
-
изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием
природных и антропогенных факторов.
Ключевые
компетенции на уроках географии:
1. Компетенции,
относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:
компетенции
здоровьесбережения; компетенции ценностно-смысловой ориентации;
компетенции
гражданственности; компетенции самосовершенствования, саморазвития, личностной
и предметной рефлексии.
2.
Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной
сферы:
Компетенции
коммуникативного взаимодействия; компетенции в социокультурном общении.
3. Компетенции,
относящиеся к деятельности человека:
компетенции
учебно-познавательной деятельности; компетенции социально-трудовой
деятельности; информационных технологий.
Общая
характеристика учебного предмета.
Рабочая
программа соответствует концепции и принципам ФГОС основного общего
образования. Программа
направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в
соответствии со статусом образовательного учреждения. В федеральном базисном
учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 70
часов для обязательного изучения предмета «география» на этапе основного общего
образования. Рабочая программа соответствует концепции и принципам ФГОС
основного общего образования. Реализация программы предполагает деятельностный подход
как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала
гимназистов.
Место курса в предмете:
Курс «География России» занимает центральное
положение в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что
помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на
становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География
России» завершает блок основного общего образования в средней школе. Содержание
рабочей программы охватывает весь материал базового уровня, составлена по
учебнику «География России. Население
и хозяйство» 9 класс, авторы: В.П. Дронов,
В.Я. Ром -М ; Дрофа, 2013г.
При
отборе содержания сокращен материал о географии производства, за счет чего
усилена социальная география, даны новые знания о рыночном хозяйстве, что
позволит подготовить учащихся у жизни в современных условиях. Кроме этого
даются новые представления о формировании цены, маркетинге, профессии
менеджера, экономическом пространстве и др. Усилены ресурсный, экологический,
экономический подходы к пониманию окружающей действительности. Введен материал
по ВПК (военно-промышленный комплекс).
Курс
«Экономической географии России» занимает особое место в системе школьной
географии. Помимо научно-ознакомительных функций он влияет на становление
мировоззрения и личностных качеств учащихся, выработку умений и навыков
адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве.
Усилен объём знаний и умений регионального компонента, что позволит
сформировать целостное представление о взаимодействии природы и хозяйственной
деятельности населения ХМАО.
Наряду с теоретической частью программой предусмотрены
практические работы, направленные на организацию деятельности учащихся,
отработку их умений и навыков.
Содержание программы имеет большую практическую
направленность, формирует экономическую культуру, включает региональный
компонент.
Ценностные
ориентиры содержания учебного курса.
В системе основного
общего образования география – единственный школьный предмет, содержание
которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и
гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у
учащихся:
- сформировать
целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны,
их взаимодействии на региональном и локальном уровнях; значении охраны
окружающей среды и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах
территории РФ и её отдельных регионов;
-сформировать у
школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах
страны;
-сформировать
представления о России как о совокупности разнообразных территорий и вместе с
тем субъекте мирового географического пространства, о месте и роли России в
современном мире;
-сформировать у школьников умения работать с разными источниками географической
информации, продолжить формирование картографической грамотности школьников
посредством работы с разнообразными тематическими картами и картографическими
изображениями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «география»
В
результате изучения география предусматривается формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
- определение
сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев
для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование
элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование
реальных связей и зависимостей;
- поиск нужной
информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой
информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст,
таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение
основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности
полученной информации;
- передача
содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод
информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации);
- выбор вида
чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.);
- уверенная работа
с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие
языка средств массовой информации;
-
овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из языков международного общения;
- участие в
проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы:
выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами
исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение
отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»);
-формулирование
полученных результатов;
- создание
собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений,
в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация
оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе
художественных) средств, умение импровизировать.
Краткая
характеристика содержания курса:
Название
содержательного блока
|
Процент
учебного времени (68 часов)
|
Введение
|
1%
|
Общая
часть курса
|
50%
|
Региональная
часть курса
|
49%
|
Календарно-тематическое
планирование по географии 9 класс 70 часов.
№ п/п
|
Название раздела
или темы
|
Кол-часов
|
Элементы
содержания
|
Тип урока
|
Вид контроля
|
УУД
(деятельность уч-ся на уроке)
|
Дата по плану
|
Дата по факту
|
|
|
Введение
|
1
|
|
|
|
|
неделя
|
неделя
|
1
|
Что изучает социально-экономическая география России?
|
1
|
Роль
географической информации в решении социально-экономических проблем страны.
|
Урок изучения нового материала.
|
Вводный
|
Схема,
работа с текстом параграфа.
|
1
|
|
|
Общая часть курса
|
34
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Место России в мире
|
4
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Место Росси в мире. Политико-государственное устройство РФ.
Практическая работа№1 «Административно-территориальное устройство РФ»
|
1
|
Государственная территория
России.
Изменения
границ страны на разных исторических этапах.
|
Урок-практикум
|
Вводный
|
Определения.
|
1
|
|
3
|
Географическое положение и границы России
|
1
|
Особенности
и виды ГП России. Территория особенности ГП, размеры, пограничные
страны, географические координаты.
|
Повторительно-обобщ-ий
|
Коррекция
|
Заполнение
контурной карты
|
2
|
|
4
|
Экономико- и транспортно-географическое положение России.
Практическая работа №2 «Определение особенностей ЭГП и ПГП России»».
|
1
|
Экономико- и
транспортно-географическое положение России
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий
|
Заполнение контурной карты.
|
2
|
|
5
|
Государственная территория России.
|
1
|
Формирование и освоение
государственной территории России.
|
Комбинированный
урок.
|
Устный
опрос
|
Работа
с текстом параграфа.
|
3
|
|
|
Тема:
Население Российской Федерации
|
5
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Исторические особенности заселения и освоения территории
России.
|
1
|
История
исследования и изучения территории России.
|
Изучение материала
|
Вводный
|
Сообщения
уч-ся.
|
3
|
|
7
|
Численность и естественный прирост населения. Практическая
работа №3 «Определение плотности, ЕП населения»
|
1
|
Естественный
прирост, рождаемость, смертность, «демографический кризис»,
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий
|
Работа
с текстом параграфа.
|
4
|
|
8
|
Национальный состав населения России
|
1
|
Многонациональность
как специфический фактор формирования и развития России.
|
Изучение нового материала.
|
Устный
опрос
|
таблица,
работа с текстом параграфа
|
4
|
|
9
|
Миграции населения
|
1
|
Виды миграции и
их причины. Эмиграция иммиграция реэмиграция
|
Комбинированный
урок.
|
Устный
опрос
|
Составление
кластера
|
5
|
|
10
|
Городское и сельское население. Расселение населения
|
1
|
Основная
полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.
Урбанизация, агломерация, мегалополис
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий
|
Работа с источником
|
5
|
|
|
Тема: Географические особенности экономики России
|
3
|
|
|
|
|
|
|
11
|
География основных типов экономики на территории России.
Практическая работа №4 «закономерности размещения различных отраслей на
территории России»
|
1
|
Особенности
отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.
|
Изучение нового материала.
|
Устный
опрос
|
таблица,
работа с текстом параграфа
|
6
|
|
12
|
Проблемы
природно-ресурсной основы экономики России.
|
1
|
Природно-ресурсный
потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий
|
Дискуссия
|
6
|
|
13
|
Россия
в современной мировой экономике. Перспективы развития России.
|
1
|
Перспективы
развития России. Экспорт и импорт.
|
Комбинированный
урок.
|
Коррекции
|
Дискуссия
|
7
|
|
|
Тема: Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география
|
1
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Научный
комплекс.
|
1
|
Наука,
её состав и роль в жизни современного общества. Города науки и технополисы.
|
Комбинированный
урок.
|
Устный
опрос
|
Конспект
|
7
|
|
|
Машиностроительный
комплекс
|
4
|
|
|
|
|
|
|
15
|
Роль, значение и проблемы развития машиностроения
|
1
|
Машиностроение.
Состав, место и значение в хозяйстве.
|
Комбинированный
|
Вводный
|
Письменные
задания
|
8
|
|
16
|
Факторы
размещения машиностроения
|
1
|
Факторы
размещения машиностроительных предприятий. факторы: наукоемкости: Москва, С-Петербург,
Екатеринбург, Новосибирск.
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий
|
Заполнение таблицы
|
8
|
|
17
|
География
машиностроения
|
1
|
География
науко-, трудо- и метало ёмких отраслей. Машиностроение и охрана окружающей
среды. Машиностроительные центры: Москва, С – Петербург, Екатеринбург,
Новосибирск.
|
Комбинированный
урок.
|
Устный
опрос
|
Заполнение
контурной карты
|
9
|
|
18
|
Военно-промышленный комплекс (ВПК)
|
1
|
Особенности
географии ВПК.
|
Комбинированный.
|
устный
опрос
|
Письменные
задания
|
9
|
|
|
Топливно-энергетический комплекс
|
3
|
|
|
|
|
|
|
19
|
Роль, значение и проблемы ТЭК
|
1
|
Состав,
место и значение в экономике.
|
формировновых знаний.
|
Вводный
|
Дискуссия
|
10
|
|
20
|
Топливная
промышленность. Практическая работа №5 «Характеристика одного из районов ТЭК»
|
1
|
Нефтяная,
газовая, угольная промышленность: Основные базы и районы :
1.нефтеперерабывающие:
Западносибирская, Волго – Уральская, Баренцево Печорская, шельфы морей –
Баренцева, Карского, Охотского, Японского;2)газодобывающие:
Западно-Сибирская, Оренбург-ско-Астраханская
|
Комбинированный
урок.
|
Коррекции
|
Составление
таблицы
|
10
|
|
21
|
Электроэнергетика
|
1
|
Электроэнергетика:
типы электростанций, их доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.
Современные проблемы ТЭК.
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий
|
Ответы
на вопросы по карточкам
|
11
|
|
|
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические
вещества.
|
7
|
|
|
|
|
|
|
22
|
Состав
и значение комплексов
|
1
|
Металлургия:
состав, место и значение в хозяйстве.
|
Изучение материала.
|
Вводный.
|
Индивидуальные
задания с текстом.
|
11
|
|
23
|
Металлургический комплекс
|
1
|
Черная
и цветная металлургия; Районы добычи руд Урал, Норильск; добычи коксующегося
угля: Кузбасс;
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий
|
Ответы
на вопросы по карточкам
|
12
|
|
24
|
Факторы
размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия.
|
1
|
Основные
металлургические базы: Уральская, Центральная, Сибирская
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий
|
Конспектирование
|
12
|
|
25
|
Цветная металлургия
|
1
|
Центры
цветной металлургии: Медногорск, Орск, Мончегорск, Волхов, Кандалакша, Подольск,"
Электросталь, Братск, Красноярск, Саяногорск.
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий
|
Кластер
|
13
|
|
26
|
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность
|
1
|
Добыча химического
сырья: Кольский п-в (апатиты), Урал (калийная и поваренная соль), производства
серной кислоты: Центр, Урал;
|
Комбинированный
урок.
|
Фронтальный
устный опрос.
|
Заполнение контурной
карты
|
13
|
|
27
|
Факторы размещения химической промышленности.
|
1
|
Сырьевой,
энергетический, водный, экологический.
|
Комбинированный
|
Текущий.
|
Устные
выступления
|
14
|
|
28
|
Лесная промышленность
|
1
|
Роль
леса в российской экономике. Центры лесной промышленности: Архангельск,
Сыктывкар, Кондопога.
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий.
|
Тестирование
|
14
|
|
|
Агропромышленный комплекс
|
3
|
|
|
|
|
|
|
29
|
Состав и значение АПК. Практическая работа №6 «Составление
типовой схемы АПК»
|
1
|
Группировка
отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные базы.
|
Изучение нового материала.
|
Вводный
|
Схема
|
15
|
|
30
|
Земледелие и животноводство
|
1
|
География
выращивания культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство,
виноградарство.
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий
|
Дискуссия
|
15
|
|
31
|
Пищевая и легкая промышленность
Контрольная работа
|
1
|
Состав,
место и значение в хозяйстве. Центры пищевой промышл-сти: Москва,
Санкт-Петербург, Н. Новгород, Омск, Иркутск, Владивосток, Центры
легкой промышл-сти: Москва, Иваново, Владимир, Пенза,
|
Комбинирурок.
|
Текущий
|
Заполнение
контурной карты.
|
16
|
|
|
Тема: Инфраструктурный комплекс
|
4
|
|
|
|
|
|
|
32
|
Состав комплекса. Роль транспорта.
|
1
|
Третичный
комплекс экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль
третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
|
Изучение нового материала.
|
Вводный
|
Устные
выступления
|
16
|
|
33
|
Железнодорожный и автомобильный транспорт. Сухопутный транспорт.
|
1
|
Роль
коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный транспорт.
Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные
пути, крупные транспортные узлы. Связь.
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий
|
Устные
выступления
|
17
|
|
34
|
Водный и другие виды транспорта. Практическая работа №7
«Характеристика одной из транспортных магистралей»
|
1
|
Морские
и речные бассейны: Тихоокеанский, Балтийский, Северный, Черноморский, Каспийский,
Волго-Камский.
|
Урок-
практикум
|
Текущий
|
Работа
в парах
|
17
|
|
35
|
Связь. Сфера обслуживания
|
1
|
География
социальной сферы. Состав, место и значение в современном обществе. География
жилищного и рекреационного хозяйства.
|
Изучение
нового материала.
|
Текущий
|
Дискуссия
|
18
|
|
|
Региональная часть курса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Районирование России.
|
3
|
|
|
|
|
|
|
36
|
Районирование России. Практическая работа №8 «Составление
экономико-географической характеристики региона»
|
1
|
Различия
территорий по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и
основная зона. Географические особенности регионов: Север и Северо-Запад,
Центральная Россия, Поволжье, Северный Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток.
|
Изучение нового материала.
|
Вводный.
|
Таблица
|
18
|
|
|
Тема: Западный макрорегион – европейская Россия
|
1
|
|
|
|
|
|
|
37
|
Общая характеристика
|
1
|
Состав
, региона. Особенности географического положения, их влияние на природу,
хозяйство и жизнь населения.
|
Изучение нового материала.
|
Вводный
|
Устные
выступления
|
19
|
|
|
Тема: Центральная Россия
|
6
|
|
|
|
|
|
|
38
|
Состав, историческое изменение ГП. Практическая
работа №9 «Изображение на карте схемы внешних территориально-производственных
связей Ц. России».
|
1
|
Состав
района, региона. Особенности ГП, их влияние на природу, хозяйство и
жизнь населения.
|
Урок-практикум.
|
Вводный
|
Работа
в парах
|
19
|
|
39
|
Население и главные черты хозяйства
|
1
|
Население.
Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в
социально-экономическом развитии страны.
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий
|
Письменные
задания
|
20
|
|
40
|
Районы Центральной России. Москва и Московсковский столичный
регион
|
1
|
Географические
аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем
|
Комбинированный
урок.
|
Фронтальный опрос
|
Работа
в парах
|
20
|
|
41
|
Географические особенности областей Центрального района
|
1
|
Состав
района, региона. Особенности географического положения, их влияние на
природу, хозяйство.
|
Изучение
нового материала.
|
Текущий
|
Устные
выступления
|
21
|
|
42
|
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы
|
1
|
Специфика
природы: геологическое строение и рельеф, климат, ПЗ.
|
Комбинированный
урок.
|
Текущий
|
Доклад
|
21
|
|
43
|
Северо-Западный район
|
1
|
Специфика
природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные ресурсы.
|
Изучение материала.
|
Устный
опрос.
|
Устные
выступления
|
22
|
|
|
Тема: Европейский Север
|
3
|
|
|
|
|
|
|
44
|
Географическое положение, природные условия и ресурсы
|
1
|
Специфика
природы: геологическое строение природные ресурсы.
|
Изучение
нового материала.
|
Вводный
|
Работа
с картой
|
22
|
|
45
|
Практическая
работа №10 «Составление экономико-географической характеристики территории».
|
1
|
Составление
экономико-географической характеристики территории
Административные единицы, входящие в Северный экономический район
|
Комбинированный
урок
Урок-практикум
|
Устный
опрос
|
Сообщения
учащ-ся.
|
23
|
|
46
|
Население и хозяйство.
|
1
|
Населения
Европейского Севера, этапы развития экономики района.
|
Комбинированный
урок
|
Текущий
|
Письменные
задания
|
23
|
|
|
Тема: Европейский Юг - Северный Кавказ
|
3
|
|
|
|
|
|
|
47
|
Географическое положение, природные условия и ресурсы
|
1
|
Состав
района, региона. Особенности географического положения, их влияние на
природу, хозяйство.
|
Изучение
нового материала.
|
Вводный
|
Таблица
|
24
|
|
48
|
Население
|
1
|
Народы
Дагестана, С. Осетии, Адыгеи, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии
и их традиции.
|
Комбинированный
урок
|
фронтальный
устный опрос
|
Работа
в парах
|
24
|
|
49
|
Хозяйство
|
1
|
развития
экономики района; проблемы и пути их решения.
|
Комбинированный
|
фронтальный
опрос
|
Письменные
задания
|
25
|
|
|
Тема: Поволжье
|
3
|
|
|
|
|
|
|
50
|
Географическое положение, природные условия и ресурсы.
|
1
|
особенности
ГП,
экономические соседи региона
|
Изучение
нового материала.
|
Вводный
|
Дискуссия
|
25
|
|
51
|
Практическая
работа №11 «Составление экономико-географической характеристики промышленного
узла».
|
1
|
Составление
экономико-географической характеристики промышленного узла
|
Комбинированный
урок
|
Устный
опрос
|
Работа
в группах
|
26
|
|
52
|
Население и хозяйство.
|
1
|
Народы Поволжья. Комплексы нефтепереработки и нефтехимии: Нижнекамский,
Самарский. Астраханское газоконден -сатное месторождение.
|
Комбинированный
урок
|
Текущий
|
Письменные
задания
|
26
|
|
|
Тема: Урал
|
3
|
|
|
|
|
|
|
53
|
Географическое положение, природные условия и ресурсы
|
1
|
особенности
ГП,
экономические соседи региона
|
Изучение
материала.
|
Вводный
|
Работа
в парах
|
27
|
|
54
|
Население
|
1
|
Народы
Урала, традиции и художественные промыслы.
|
Комбинированный
урок
|
Текущий
|
Доклад
|
27
|
|
55
|
Хозяйство
|
1
|
Сравнение географического
положения районов, регионов и его влияние на природу, жизнь и хозяйство
|
Комбинированный
урок
|
Устный
опрос
|
Составление
таблицы
|
28
|
|
|
Тема: Восточный макрорегион – азиатская Россия
|
6
|
|
|
|
|
|
|
56
|
Общая характеристика. Этапы, проблемы и перспективы развития
экономики
|
1
|
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики Азиатской
России.
|
Изучение
нового материала.
|
Вводный
|
Работа
в группах
|
28
|
|
57
|
Практическая
работа №12 «Составление по различным источникам характеристики одного из ТПК Восточного
макрорегиона».
|
1
|
Характеристика
одного из ТПК Восточного макрорегиона.
|
Комбинированный
урок
|
Устный
опрос
|
Письменные
задания
|
29
|
|
58
|
Западная Сибирь
|
1
|
Особенности
ГП, их влияние на природу, хозяйство.
|
Изучение
материала.
|
Устный
опрос
|
Конспект
|
29
|
|
59
|
Восточная Сибирь. Практическая работа №13 «Сравнительная
характеристика регионов, входящих в РФ».
|
1
|
Состав
района, региона. Особенности географического положения, их влияние на
природу, хозяйство.
|
Изучение
нового материала.
|
Устный
опрос
|
Сравнение
|
30
|
|
60
|
Дальний восток
|
1
|
Состав
района, региона. Особенности ГП
|
Изучение
материала.
|
Устный
опрос
|
работа
в конт.карте.
|
30
|
|
61
|
Обобщающее повторение
|
1
|
Состав
макрорегиона, Особенности ГП, их влияние на природу, хозяйство.
|
Обобщение
знаний
|
Коррекции
|
тест
|
31
|
|
|
Раздел. ОСОБЕННОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА ХМАО-ЮГРЫ
|
6
|
|
|
|
|
|
|
62
|
Экономико-географическое положение и природные ресурсы.
Практическая работа №14 «Географическое положение ХМАО-Югры».
|
1
|
Состав
района, региона. Особенности географического положения хозяйство и
жизнь населения.
|
Урок-практикум.
|
Вводный
|
Конспект
|
31
|
|
63
|
Особенности населения. Практическая работа №15 «Плотность
населения и особенности размещения населения в ХМАО-Югре»
|
1
|
Плотность населения и особенности размещения населения в
ХМАО-Югре
|
Комбинированный
|
Текущий
|
Конспект
|
32
|
|
64
|
Хозяйство.
|
1
|
Хозяйство ХМАО - Югры,
|
Комброванный
|
Текущий
|
Таблица.
|
32
|
|
65
|
Экология ХМАО-Югры, биологические ресурсы, особо охраняемые
территории
|
1
|
Заповедники,
заказники. Юганский заповедник.
|
Комбинированный
урок
|
Индивидуальный
опрос
|
Сообщения
учащихся.
|
33
|
|
66
|
Место ХМАО-Югры в экономике России
|
1
|
Место ХМАО - Югры в экономике России
|
Комбинированный
|
Устный
опрос
|
Дискуссия
|
33
|
|
67
|
Обобщающий урок по теме «Особенности населения и хозяйства ХМАО-
Югры
|
1
|
|
Обобщение
знаний
|
Контроль
знаний
|
Моделирование
ситуаций
|
34
|
|
|
Повторение
|
3
|
|
|
|
|
|
|
68
|
Итоговое повторение
|
1
|
|
Обобщение
|
Коррекции
|
Тест.
|
34
|
|
69
|
Итоговое повторение
|
1
|
|
Урок-зачет
|
Контроль
|
|
35
|
|
70
|
Итоговое повторение
|
1
|
|
Урок-зачет
|
Итоговый
|
|
35
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Специализированная
учебная мебель: (столы – 15, стулья - 30, учительский стол, стул, компьютерный
стол).
Технические
средства обучения: мультимедийный компьютер, интерактивная доска. Шкаф для
хранения учебно-методических пособий и таблиц. Карты, атласы, глобусы,
коллекции горных пород.
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/Russian.
Презентации, видеоматериалы.
Перечень
учебно-методического обеспечения программы:
классы
|
Учебная программа
|
Учебники
(название, автор)
|
Методические материалы
|
Дидактические материалы
|
Материалы для контроля
|
9АБВГ
|
типовая,
составлена на основе примерной программы Министерства образования РФ
основного общего образования, 2004г.
|
География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений -5-е изд., стереотипное - М., Дрофа, 2011
|
Атлас. География. Население и хозяйство России. – М., Дрофа;
Издательство ДИК, 2009.
Сиротин И.В. Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных
карт 9 кл. – М., Дрофа, 2009.
География в схемах и таблицах / Е.А. Данилова – СПб.: Тригон,
2009.
Интернет - ресурсы
|
Дидактические карточки задания, тематические коллекции, атласы,
тематические карты
|
Материалами для контроля служат: контрольные и проверочные
работы тесты составленные учителем.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.