Инфоурок География Другие методич. материалыРабочая программа по географии 9 класс

Рабочая программа по географии 9 класс

Скачать материал

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «География» в 9 классе разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта образования.

Программы: Примерная программа основного общего образования по географии, авторская программа по географии 8-9 классы под редакцией И.И.Баринова, В.Н.Дронова -М.: Дрофа, 2002.

Количество часов: всего - 68 часов, в неделю - 2 часа; практических работ - 23, из них оценоч­ных-12. В программе предусмотрены резервные часы, которые могут быть использованы на повторение темы или недостаточное прохождение программы.  Курс  «География.  Россия:   природа,  население,  хозяйство»  изучает природу и хозяйство самой большой страны материка Евразии—России. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности    для    реализации    меж    предметных    связей    с    другими школьными предметами. Основная часть данного курса — комплексная географическая     характеристика    России.     На     основе     формирования представлений  у учащихся  о  каждом  компоненте  природы  страны,  их взаимосвязей   рассматриваются   комплексы   «природа   —   население   — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон.

Главная цель курса — сформировать целостный географический образ   нашей    страны    на    основе    ее    комплексного    изучения,    воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения главной цели  курса изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

•   сформировать у учащихся знания и представления о своей стране,    на    основе    комплексного    подхода    к    изучению    основных компонентов:    природы,    населения    и   хозяйства;    России   как целостном     географическом     регионе     и     субъекте     мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные и социально-экономические процессы;

         сформировать представления о территориальной организации России в целом и отдельных ее составляющих; географических аспектах современных социально-экономических проблем страны;

         продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих социально-ответственному поведению в российском пространстве;

         продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочные практические работы

1.   Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машино­строения по картам.

2.  Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, а также одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

3.  Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, глав­ных районов животноводства.

4.  Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

5.  Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Централь­ной России.

6.  Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

7.  Определение по картам географического положения своей области.

8.  Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своей области.

9. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологи­ческих проблем.                                                                                                                

10.  Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.                                                                                                          

11.  Составление характеристики Норильского промышленного узла.

12.  Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них. (Восточная экономическая зона.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся:

1.      Называть и показывать:

- основные средства и методы получения географической информации;

- субъекты РФ;

важнейшие   природно-хозяйственные   объекты страны,   в   том   числе   центры:   промышленные,транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие,   районы  нового освоения,   старопромыш­
ленные и депрессивные;

2. Определять :

географическое положен объектов;

  параметры природных и ооциально-экомических объектов и явлений по различным источни­кам информации.

3. Описывать:

  географическое  положение  отдельных регионов и географических объектом, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

  образы   природно-хозяйственных   объектов,   в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

4. Объяснять:

        роль   географических   знаний   в   решении   со­циально-экономических,   экологических   проблем страны;

         влияние географического положения и  особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

   изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов, факторы и условия размещения
предприятий;

   особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

   роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

   уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

   причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

- « кооперирование »;    « комбинирование »;топливно   энергетический   баланс»;    «интенсив­ный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование»,  

5. Оценивать и прогнозировать:

развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Часть V

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (продолжение)

Тема: Вторичный сектор экономики — отрасли, перерабатывающие сырье

Топливно-энергетический   комплекс   (ТЭК),   его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топ­ливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль неф­ти в современном хозяйстве. Место России "в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие место­рождения, проблемы их освоения. География основ­ных нефтепроводов и переработки нефти. Современ­ные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастаю­щая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам й добыче га­за. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, иххозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростан­ций, их достоинства и недостатки, факторы размеще­ния. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние раз­личных типов электростанций на окружающую среДУ.

Тема: Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

Классификация конструкционных материалов, проблемы пропорциональности производящих их от­раслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хо­зяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географиче­ские следствия. Место России в мире по запасам ме­таллических руд и производству продукции метал­лургии. -

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы ме­таллургических предприятий и факторы размеще­ния. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургиче­ские базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значе­ние в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль хи­мизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группи­ровка отраслей химической промышленности, осо-1МЧШОСТИ их географии. Основные химические базы,

крупнейшие химические комплексы. Проблемы раз­вития отрасли. Химическая промышленность и охра­на окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хо­зяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышлен­ности. Группировка отраслей лесной промышленнос­ти, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лес­ная промышленность и охрана окружающей среды. Производство  строительных  материалов,   конструк­ций и деталей.

Машиностроение, его значение и отраслевой со­став, связь с другими отраслями. Факторы размеще­ния машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-про­мышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого маши­ностроения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отрас­левой состав, связь с другими отраслями. Группиров­ка отраслей по характеру используемого сырья, гео­графия важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность, ее значение и отрасле­вой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема: Третичный сектор экономики — отрасли, производящие разнообразные услуги

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуника­ций в размещении населения и хозяйства. Историче­ски сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транс­порт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, круп­нейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инф­раструктура; ее состав и роль в современном общест­ве. Важнейшие проблемы развития в условиях пере­хода к рынку. Перспективы развития комплекса.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни совре­менного общества. География российской науки. Тех­нополисы.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уро­вень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические разли­чия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Часть VI

ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Тема: Районирование территории

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: фи-■Ико-географическое, экономическое, историко-гео-графическое, природно-хозяйственное, эколого-эко-номическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комп­лексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.

Тема: Европейская Россия

Особенности природы, истории и географии хозяй­ства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геоло­гического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат реги­она. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.

Место и роль Европейской России в промышлен­ном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные раз­личия.

Европейский Север. Состав района. Географиче­ское положение на севере Восточно-Европейской рав­нины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополити­ческого и эколого-географического положения. Влия­ние географического положения и природных усло­вий на освоение территории, жизнь людей, специали­зацию.

Различия в рельефе и полезных ископаемы;: Коль-ско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влия­ние Арктики и Атлантики на климат, избыточное ув­лажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, се­верная и средняя тайга. Природные ресурсы: мине­ральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазо­носная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Историко-географические особенности формирова­ния. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленнос­ти. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архан­гельский порты. Северный морской путь. Предпосыл­ки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, со­циальных и экологических проблем региона. Пробле­ма охраны природы Севера. Северный военно-мор­ской флот. Космодром в городе Мирном.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района. 2. Вы­явление и анализ условий для развития рекреационного хо­зяйства Европейского Севера.

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах разви­тия: путь «из варяг в греки», «окно в Европу*, совре­менные    особенности    географического    положения

района.

Природная специфика: сочетание возвышеннос­тей и низменностей, влияние моря на климат, густая <>;шрно-речная сеть. Район древнего заселения. «Гос­подин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-про­мышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические пробле­мы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона

«Янтарь».

Центральная Россия. Преимущества географиче-окого положения и состав территории. Факторы фор­мирования района. Чередование возвышенностей и низменностей— характерная черта рельефа. Полез-НЫв ископаемые. Дефицит большинства видов при­родных ресурсов.

Климатические условия Центральной России, их ичш-оприятность для жизни и хозяйственной деятель­ности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зо­ны. Лесостепь и степь. Центральная Россия— очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», за-сечные полосы и заселение южной части региона. Вы-

сокая численность и плотность населения. Количест­во и качество трудовых ресурсов. Современный ха­рактер и проблемы расселения. Преобладание го­родского населения. Городские агломерации. Высо­кий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудо­емких   отраслях.   Машиностроительный   комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агро­промышленный комплекс. Роль пригородного сель­ского хозяйства. Относительно высокий уровень раз­вития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные   проблемы.    Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы эконо­мических, социальных и экологических проблем ре­гиона.

Возникновение и развитие Москвы. Москва — сто­лица России. Экономические, социальные и экологи­ческие проблемы Москвы. Московский столичный ре­гион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

Современность и проблемы древних русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смолен­ска.

Европейский Юг. Состав района. Особенности гео­графического положения:: самый южный регион Рос­сии, ограниченный с трех сторон природными рубе­жами. Геополитическое положение района. Природ­ный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специ-фика. Рельеф, геологическое строение и полезные ис­копаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, куль­тура, промыслы. Многонациональность и межнаци­ональные проблемы.

Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особеннос­ти питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматиче­ские, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водны­ми ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельско­го хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК, Сельскохозяйственное транспортное и энергетическое

машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: ку­рортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастаю­щая роль рекреационных районов. Роль черномор­ских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Ос­новные географические фокусы экономических, со­циальных и экологических проблем региона.

Поволжье. Состав района. Географическое поло­жение на юго-востоке Русской равнины. Особенности Рельефа и климата региона. Зимние и летние темпе­ратуры, распределение осадков. Зональность климата и цочвенно-растительного покрова в пределах реги­она, их влияние на развитие сельского хозяйства. Иолга — великая русская река. Ее роль в территори-альной организации населения и хозяйства. Гидро­энергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия эт­носов. Многонациональный состав населения. Сочета­ние христианства, ислама и буддизма. Русское заселе­ние территории. Территориальная организация рассе­ления и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машиностро­ительного и агропромышленного комплексов. Систе­ма трубопроводов и проблемы их безопасности. Гид­роэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и про­блемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассей­на. Отрасли социальной сферы. Экологические и вод­ные проблемы. Научные центры. Столицы республик и   крупнейшие  города  (Волгоград,   Самара,   Астра­хань). Основные географические фокусы экономиче­ских, социальных и экологических проблем региона. Практические  работы.   1. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения. 2. Экологические и вод­ные проблемы Волги — оценки и пути решения.

Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и свя­зующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия яо геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнооб­разные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и по­лезных ископаемых на развитие и размещение про­мышленности на  Урале.   Недостаточная  геологиче­ская изученность Урала.

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути ре­шения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой пред­ставлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообраз­ное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отста­вание развития социальной сферы. Крупнейшие горо­да Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-рас-тительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические пробле­мы региона. Кыштымская трагедия.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская   равнина   —   одна  из   круп­нейших низменных равнин земного шара. Бе поло­жение  на  молодой  эшшалеозойской  плите  и  осо­бенности   формирования   рельефа.   Карское   море. Климат   и   внутренние   воды.   Сильная   заболочен­ность.   Отчетливо  выраженная  зональность  приро­ды от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Гос­подство средневысотных и высоких гор на юге Запад­ной Сибири.  Котловины, разделяющие горы.  Кон­трастность климатических условий. Высотная пояс­ность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие техно­полисы.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: ми­неральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыб­ные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комп­лекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопрово­дов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйствен­ные районы и их специализация.  Основные виды транспорта.  Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Совре­менные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фоку­сы   экономических,   социальных   и   экологических проблем Западной Сибири.

Север Восточной Сибири. Состав района. Геогра­фическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследовате­ли северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Сред­несибирского  плоскогорья.   Минеральные  ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континен­тальный климат, инверсия температур, многолетняя мирзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-рас-тительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их водность, питание, ре­жим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — ос-иоиная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. ЛИК: особенности структуры и развития в экстре­мальных  условиях.   Объекты   охоты   и   охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие за-моиедники. Несоответствие между природными бо-гитствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта.

 

Якутские алмазы, город Мирный. Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размеще­ние населения. Крупнейшие культурно-историче­ские, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные    районы:    Путорана    и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономиче­ские, социальные и экологические проблемы района.

Южная Сибирь. Состав района. Географическое по­ложение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Трансси­бирской магистрали. Транспортные связи с пригранич­ными государствами: Китаем, Монголией и Казахста­ном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ.

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глы­бовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лс*ны. Амур. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.

Природные ресурсы: минеральные, лесные. Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ан-гаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Куз­басс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.

Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Ени-сейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Мигра­ции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Ир-кутск, закрытые оборонные центры. Проблемы раз­вития подрайона.

Забайкальский подрайон. Горные системы, земле­трясения, байкальская рифтовая зона. Природные ре­сурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспекти­вы освоения зоны БАМа.

Основные экономические, социальные и экологи­ческие проблемы региона.

Этапы освоения территории, русские землепроход-цм в XVII в., установление русско-китайской и рус­ско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преоблада­ние   гор.   Тектоническая   подвижность   территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами.   Долина гейзеров,   термальные  источники. Полоса  Тихоокеанского   металлогенического  пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численнос­ти населения. Неравномерность размещения населе­ния. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: 5ыт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая гус­тота и полноводность речной сети. Паводки и навод­нения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к Югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и песной зоны. Уссурийская тайга — уникальный при-родный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бу­мажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатываю­щий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные     отрасли:     электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-про­мышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока, Благоприятные почвенные и агроклимати­ческие ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихо­океанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирай­онные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Даль­него Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Тема: Россия в современном мире

 Россия и страны СНГ. География государств ново­го зарубежья. Оценка их. исторических, экономиче­ских и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвя­зи России с другими странами мира.

Резервное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по географии 9 класс

 

Тема урока

Кол-во часов

Д\З

Дата

Кор-ка

Введение (1 час)

 

 

1

Введение.

1

 

 

 

Раздел 5. Хозяйство России (продолжение) 3

2

Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы

1

 

 

 

3

Топливная промышленность (практикум)

1

 

 

 

4

Электроэнергетика (практикум)

1

 

 

 

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

 (8 часов)

5

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

1

 

 

 

6

Металлургия. География чёрной металлургии (практикум)

1

 

 

 

7

География цветной металлургии (практикум)

1

 

 

 

8

Химическая промышленность

1

 

 

 

9

География химической промышленности (практикум)

1

 

 

 

10

Лесная промышленность

1

 

 

 

11

Машиностроение. География машиностроения

1

 

 

 

12

Пищевая и лёгкая промышленность.

1

 

 

 

Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги

(6 часов)

13

Состав и значение третичного сектора экономики

1

 

 

 

14

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.

1

 

 

 

15

Другие виды транспорта. Связь.

1

 

 

 

16

Сфера обслуживания. Жилищное и рекреационное хозяйство.

1

 

 

 

17

География науки.

1

 

 

 

18

Урок обобщения знаний  по разделу «Хозяйство России»

1

 

 

 

Раздел 6. География крупных регионов России (47 часов)

19

Зачем районировать территорию страны

1

 

 

 

«Европейская Россия

 (Западный макрорегион)» 30 часов

20

Общая характеристика Европейской России.

1

 

 

 

Европейский Север

21

Европейский Север. Факторы формирования района

1

 

 

 

22

Природа Европейского Севера.

1

 

 

 

23

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера (практикум)

1

 

 

 

24

Хозяйство Европейского Севера

1

 

 

 

Северо – Западный район

25

Северо-Западный район. Факторы формирования района

1

 

 

 

26

Природа Северо – Запада. Население и хозяйственное освоение района (практикум)

1

 

 

 

27

Хозяйство Северо – Запада. Географические особенности С-Петербурга и других городов Северо-Запада (практикум)

1

 

 

 

28

Обобщающий урок: Европейский Север и Снвнро-Запад»

1

 

 

 

Центральная Россия

29

Центральная Россия. Факторы формирования района

1

 

 

 

30

Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России.(практикум)

1

 

 

 

31

Московская столичная агломерация (практикум)

1

 

 

 

32

Хозяйство Центральной России (практикум)

1

 

 

 

Европейский Юг

33

Европейский Юг. Факторы формирования района

1

 

 

 

34

Природа Европейского Юга

1

 

 

 

35

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга

1

 

 

 

36

Хозяйство Европейского Юга

1

 

 

 

Поволжье

37

Поволжье. Факторы формирования. Особенности природы района

1

 

 

 

38

Население и хозяйственное освоение Поволжья

1

 

 

 

39

Хозяйство Поволжья (практикум)

1

 

 

 

География своего региона

40

Особенности ЭГП, формирования природы, территории Конаковского района

1

 

 

 

41

Население и хозяйственное освоение Конаковского района

1

 

 

 

42

Особенности хозяйства региона. Промышленность.

1

 

 

 

43

АПК региона (практикум)

1

 

 

 

44

Особенности административного центра региона

1

 

 

 

45

Социально – экономические проблемы Конаковского района.

1

 

 

 

Урал

46

Урал: факторы формирования района

1

 

 

 

47

Природа Урала.(практикум)

1

 

 

 

48

Население и хозяйственное освоение Урала

1

 

 

 

49

Хозяйство Урала (практикум)

1

 

 

 

«Азиатская Россия (Восточный макрорегион)» (16 часов)

50

Азиатская Россия. Общая характеристика.

1

 

 

 

Западная Сибирь

51

Западная Сибирь. Факторы формирования района

1

 

 

 

52

Природа Западной Сибири

1

 

 

 

53

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири (практикум)

1

 

 

 

54

Хозяйство Западной Сибири

1

 

 

 

Восточная Сибирь

55

Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.

1

 

 

 

56

Природа севера Восточной Сибири.

1

 

 

 

57

Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.

1

 

 

 

58

Хозяйство Севера Восточной Сибири. (практикум)

1

 

 

 

59

Южная Сибирь: факторы формирования района (практикум)

1

 

 

 

60

Кузнецко – Алтайский подрайон

1

 

 

 

61

Ангаро – Енисейский и Забайкальский подрайон

1

 

 

 

Дальний Восток

62

Дальний Восток: факторы формирования района

1

 

 

 

63

Природа Дальнего Востока (практикум)

1

 

 

 

64

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока

1

 

 

 

65

Хозяйство Дальнего Востока

1

 

 

 

Россия в современном мире (1 час + 2 ч. резерва)

66

Россия и страны СНГ (изучение одного государства или группы стран) (практикум). Взаимосвязи России с другими странами. Объекты мирового природного и культурного наследия.

1

 

 

 

67-68

Резервное время.

2

 

 

 

ИТОГО:

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методические средства обучения

Учебник: Дронов В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс/ В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. - М.: Дрофа, 2012. УМК:

1.   Географический атлас. 9 кл. - М.: Дрофа, 2013.

Дополнительная литература:

 

1.  Алексеев А. И. География России. Природа и население / А. И. Алексеев. - М.: Дрофа, 2007.

2.  Дронов В. П. Рабочая тетрадь/В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. -М.: Дрофа, 2010.

3.  Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы / В. И..Сиротин. - М.: Дрофа, 2003.

4.  Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт //География. Россия: хозяйство и географические районы. ФГУП «Картография».Экзамен. М.: 2010г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по географии 9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по предмету «География» в 9 классе разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта образования.

Программы: Примерная программа основного общего образования по географии, авторская программа по географии 8-9 классы под редакцией И.И.Баринова, В.Н.Дронова -М.: Дрофа, 2002.

Количество часов: всего - 68 часов, в неделю - 2 часа; практических работ - 23, из них оценоч­ных-12. В программе предусмотрены резервные часы, которые могут быть использованы на повторение темы или недостаточное прохождение программы.  Курс  «География.  Россия:   природа,  население,  хозяйство»  изучает природу и хозяйство самой большой страны материка Евразии—России. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности    для    реализации    меж    предметных    связей    с    другими школьными предметами. Основная часть данного курса — комплексная географическая     характеристика    России.     На     основе     формирования представлений  у учащихся  о  каждом  компоненте  природы  страны,  их взаимосвязей   рассматриваются   комплексы   «природа      население   — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 833 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 278
    • DOCX 210 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бычкова Татьяна Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бычкова Татьяна Валентиновна
    Бычкова Татьяна Валентиновна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2169
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 69 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе