Рабочая программа
по географии
8класс
Составила: учитель МОБУ Поздеевская СОШ
Цуркан
Н. С.
2014 -2015г.
Программа, на основе которой разработан рабочий вариант программы:
Название программы География России.8
класс
Издательство ООО « ТИД « Русское слово
– РС»,2010
Автор Домогацких Е.М.
Год издания 2012
Учебник
Автор Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
Название Физическая география России 8
класс.
Издательство Москва: «Русское слово»,
Год издания 2010 год
Количество часов в
неделю:
По программе:________68_________
(количество часов)
По учебному плану_____70_____
(количество часов)
Практические работы ____19________
(количество часов)
Лабораторные работы __-______
(количество часов)
Контрольные работы ____6________
(количество часов)
Проектные работы_________
(количество
часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «
География» для учащихся 8 класса базового уровня общеобразовательной школы
составлена на основе Стандарта общего образования, Примерной программы
основного образования по географии, рекомендованной письмом Минобрнауки РФ от
07.07.05. г. № 03-1263. И авторской программы для общеобразовательных
учреждений: География России 8 класс 68 часов Домогацких Е.М ООО «
ТИД « Русское слово – РС»,2010.
А также с учетом Федерального базисного
учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации для
обязательного изучения учебного предмета « География» на этапе основного общего
образования, который отводит в 8классе - 68 часов ( 2 учебных часа в неделю), Рабочая программа ориентирована на
использование учебника: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. « Физическая
география России 8 класс»-. Москва: «Русское слово», 2010 год
По принятому учебному плану
общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № 9 г Канска рабочая программа
учебного предмета « География» для 8 класса составлена с расчетом 35 учебных
недель, по 2 часа в неделю , всего 70 учебных часов.
С учетом этого количества часов был составлен
тематический план к рабочей программа с учетом всех рекомендованных тем и
практических работ за курс географии 8 класса.
Цели и задачи программы:
• освоение
знаний об основных географических понятиях,
географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей
Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде,
путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение
умениями ориентироваться на местности; использовать
один из «языков» международного общения — географическую карту, современные
геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных
географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических
задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания
с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей
среде;
• формирование
способности и готовности к использованию
географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей
среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям
проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня
безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Программа направлена на развитие
общеучебных умений, навыков и способов деятельности
— познавать и изучать окружающую среду;
выявлять причинно-следственные связи
— сравнивать объекты, процессы и явления;
моделировать и проектировать;
— ориентироваться на местности, плане, карте;
в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдать нормы поведения в окружающей
среде; оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей.
Отличительные особенности рабочей программы
На основании письма Министерством образования
и науки РФ от 07.07.05 г. № 03-1263 и в связи с переходом на новые
образовательные стандарты учителям географии рекомендуется использовать новые
примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования
Министерства образования и науки РФ.
Рабочая программа учебного предмета « География» для 8 класса
составлена с расчетом 35 учебных недель, по 2 часа в неделю в 8 классе.
Рабочая программа составлена на основе авторской природа России 8класс
2 часа Домогацких Е.М ООО « ТИД « Русское слово – РС»,2010,
соответствующей примерной программе. Рабочая программа полностью
соответствует структуре авторской программы, включает все блоки,
предусмотренные автором, соответствует учебнику, содержанию авторской
программы, количеству часов тем программы, количеству часов, выделенных на
практическую часть и тематике предусмотренных авторской программой практических
работ. Включает 8 разделов и 19 практических работ.
Организация обучения
Формы организации обучения , предусмотренные в рабочей программе: урок изучения нового материала,
урок обобщения, урок-практикум, урок- экскурсия, урок-семинар, комбинированные
уроки, урок закрепления и коррекции знаний, урок контроля и проверки знаний.
Методы обучения:
репродуктивный метод, частично-поисковый; словесные методы (рассказ, беседа,
лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические
(лабораторные работы)
а) методы организации и осуществления учебной
деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные,
индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством
преподавателя);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы
формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций,
создание ситуаций успеха; в) методы контроля и самоконтроля (устный и
письменный контроль, лабораторные и практические работы, фронтальный и
дифференцированный, текущий и итоговый).
Технологии обучения:
построение урока связано с использованием технологии развития общих умений
коммуникации, где предусмотрено использование парной работы, индивидуальной,
групповой форм организации обучения и их сочетания.
Результаты
обучения
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные
географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические
следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,
взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
географическую зональность и поясность;
различия
в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
отдельных регионов и стран;
специфику
географического положения и административно-территориального устройства
Российской Федерации; особенности ее природы;
природные
и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном,
региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от
стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и
анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и
явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны
природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния
на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую
характеристику разных территорий на основе разнообразных источников
географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте
расстояния, направления высоты точек; географические координаты и
местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для
определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе
эмпирические зависимости;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения
карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей
местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха,
воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных
параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и
инструментов;
решения
практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее
использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;проведения
самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационных
Формами проверки и оценки результатов
обучения являются:
промежуточный контроль ,итоговый контроль в виде
итоговой контрольной работы, предварительный, текущий, тематический.
Способы проверки и оценки результатов
обучения:
проверка домашнего задания в рабочей тетради,
тестирование, индивидуальная работа с карточкой-заданием, выполнение
практической работы, контрольное тестирование, устный опрос, самостоятельная
письменная работа.
Средства проверки и оценки результатов
обучения:
индивидуальная рабочая тетрадь учащегося,
контрольные тесты, карточки-задания, вопросы для индивидуального задания.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
|
Тема (глава)
|
Количество
часов
|
1
|
Раздел.
Географическое положение России
|
3
|
2
|
Исследование
территории России
|
3
|
|
Раздел II. Особенности природы и природные ресурсы
|
|
3
|
1. Рельеф,
геологическое строение и полезные ископаемые
|
4
|
4
|
2. Климат и
погода
|
7
|
5
|
3. Моря,
внутренние воды и водные ресурсы
|
7
|
6
|
4. Почва и
почвенные ресурсы
|
2
|
7
|
5.
Растительный и животный мир Биологические ресурсы
|
6
|
8
|
Раздел III. Природные комплексы России
|
|
9
|
Островная
Арктика
|
1
|
10
|
Восточно -
Европейская равнина
|
4
|
11
|
География
родного края
|
9
|
12
|
Кавказ
|
2
|
13
|
Урал
|
3
|
14
|
Западно-
Сибирская равнина
|
3
|
15
|
Средняя Сибирь
|
2
|
16
|
Северо- Восток
Сибири
|
2
|
17
|
Горы Южной
Сибири
|
3
|
19
|
Дальний Восток
|
4
|
20
|
Природа и
человек
|
2
|
|
Обобщающее
повторение
|
3
|
|
|
70
|
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
(контроль знаний)
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Сроки
проведения
|
1
|
Раздел.
Географическое положение России Исследование территории России
|
1
|
|
2
|
Особенности
природы и природные ресурсы
|
1
|
|
3
|
Природные
комплексы России
Европейская часть
|
1
|
|
4
|
Природные
комплексы России
Сибирь и Дальний Восток
|
|
|
5
|
Итоговая
проверочная работа
|
1
|
|
|
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ урока
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Сроки проведения
|
1
|
1.
Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с Г.П.
других стран
|
1
|
|
|
2.
Определение поясного времени для разных пунктов России.
|
1
|
|
|
3.
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений
полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
|
1
|
|
|
4.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,
радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны,
выявление особенностей распределения средних температур января и июля.
|
1
|
|
|
5.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.
Составление прогноза погоды.
|
1
|
|
|
6.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для
характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
|
1
|
|
|
7.
Составление характеристики одной из рек с использованием
тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее
хозяйственного использования.
|
1
|
|
|
8.
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе
анализа общегеографических и тематических карт.
|
1
|
|
Требования к уровню подготовки (Результаты
обучения) В результате изучения географии
ученик должен знать/понимать
·основные
географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
·географические
следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,
взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
географическую зональность и поясность;
·различия в
хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
отдельных регионов и стран;
·специфику
географического положения и административно-территориального устройства
Российской Федерации; особенности ее природы;
·природные и
антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном,
региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от
стихийных природных и техногенных явлений;уметь
·выделять,
описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
·находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем;
·приводить
примеры: использования и охраны природных
ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на
формирование культуры народов;
·составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
·определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
·применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной
форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·ориентирования на
местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
·учета фенологических
изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
·наблюдения за погодой,
состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и
дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью
приборов и инструментов;
·решения практических
задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее
использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на
местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ
(использующийся для реализации рабочей учебной программы
Литература
для учителя
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «Физическая
география России 8 класс » ООО : Русское слово, 2012.
2. Географический атлас. 8 класс. - М.: Дрофа,
2007.
3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8
класс. - М.: Дрофа, 2007
Дополнительная литература :
1. Алексеев А.И. География России. Природа и
население. - М.: Дрофа. 2005
2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я.,
Лобжанидзе А.А. География* России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. -
М.: Дрофа, 2007.
3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9
классы. - М.: Дрофа. 2007
4. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.:
Дрофа, 2004.
5. Уроки географии с применением информационных
технологий ( Методическое посбие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И.
Елисеева и др. - М_: Глобус 2010
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.