Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«
Зятьковская средняя общеобразовательная школа»
Панкрушихинского
района Алтайского края
Принято
Согласовано Утверждаю
на заседании
МО Зам. директора по
УВР Директор
_____________ Гнитиенко В.В.
_________ Мут О.В. ___________
Дронова Е.И.
Протокол №_____________ 2013г Приказ
№ от _________2013 г
Рабочая
программа
по
географии на 2013-2014 учебный год
7 класс
(основная школа)
Базовый
уровень
Рабочая
программа по предмету составлена на основе авторской программы В.А.Коринская,
И.В. Душина
Москва,
«Дрофа», 2008г.
Составитель: Шутько Анатолий
Иванович, учитель географии.
Без
категории.
п. Борисовский
2014 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии 7 класса
Авторы учебника В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев.
«География материков и океанов»
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
·
Федерального компонента
стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)
2004 г;
·
Авторской программы
И.В.Душиной. Программы для общеобразовательных учреждений; География.6 – 11
классы. Классическая линия. Составитель С.В.Курчина.М; «Дрофа», 2010г.
·
Базисного учебного плана
МКОУ «Зятьковская средняя общеобразовательная школа» Панкрушихинского района
Алтайского края
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс
географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и
общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает
требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической
подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе
географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на
всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном
региональные представления учащихся о целостности дифференцированности
географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках,
в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану
рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным
разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит
перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы
направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего
потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников,
осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей,
раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и
народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений
страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного
сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли
природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты
обучения.
1.Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в
отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для
жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также
причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе
отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях
океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической
оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности
крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам
информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой
информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и,
сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые
религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической
оболочки.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции
курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и
океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности»,
«природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные
связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не
определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории
океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается
материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса
характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли,
наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные
взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные
географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации
уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники
географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в
соответствии обязательному минимуму содержания географического образования,
объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных
задач.
В 7 классе на изучение географии базисным учебным планом МКОУ
«Зятьковская средняя общеобразовательная школа» отводится 68 часов из расчёта 2
часа в неделю.
Перечень учебно- методических средств обучения:
1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов,
7 класс – М.: Дрофа, 2008.
2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
3. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и
океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
Мультимедийная обучающая программа: География 7 класс. География
материков и океанов.
Учебно-тематическое планирование
№
|
Разделы
|
Количество часов
|
Практические работы
|
Контрольные работы
|
1
|
Введение
|
4
|
2
|
|
2
|
1раздел Главные особенности природы Земли
|
9
|
5
|
1
|
3
|
2 раздел Океаны и материки
|
52
|
|
|
|
Океаны
|
4
|
2
|
|
|
Южные материки
|
1
|
|
|
3
|
Африка
|
8
|
4
|
1
|
4
|
Австралия и Океания
|
5
|
2
|
|
5
|
Южная Америка
|
9
|
3
|
1
|
6
|
Антарктида
|
2
|
1
|
|
7
|
Северные материки
|
1
|
|
|
8
|
Северная Америка
|
9
|
2
|
1
|
9
|
Евразия
|
13
|
4
|
1
|
|
3раздел Географическая оболочка – наш дом
|
3
|
2
|
|
|
Итого
|
68
|
27
|
6
|
Контроль уровня
обученности
№ урока
|
Вид контроля
|
Дата
|
19
|
Контрольная работа по теме «Главные особенности Земли»
|
|
27
|
Итоговый урок по теме «Африка»
|
|
41
|
Итоговый урок по теме « Южная Америка»
|
|
52
|
Итоговый урок по теме « Северная Америка»
|
|
64
|
Итоговый урок по теме « Евразия»
|
|
68
|
Итоговая контрольная работа
|
|
Практические работы
№
|
Тема
практической работы
|
Дата
|
1
|
Чтение и анализ карт атласа.
|
|
2
|
Определение координат, расстояний на глобусе
и карте.
|
|
3
|
Определение по карте движения литосферных
плит
|
|
4
|
Сравнение основных показателей двух
климатических поясов
|
|
5
|
Выделение на карте побережий и шельфа
|
|
6
|
Анализ схем круговоротов веществ и энергии
|
|
7
|
Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов, маршрутов
экспедиций по акваториям одного из океанов.
|
|
8
|
Сравнительная характеристика природы двух океанов.
|
|
9
|
Географическое положение Африки
|
|
10
|
Обозначение на контурной карте рельефа и полезных ископаемых Африки
|
|
11
|
Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов
и описанием климата этого ареала
|
|
12
|
Определение причин разнообразия природных зон материка
|
|
13
|
Характеристика страны по картам атласа
|
|
14
|
Сравнение географического положения Африки и
Австралии
|
|
15
|
Обоснование причин современного
распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных
условий и хозяйственной деятельности населения.
|
|
16
|
Определение сходства и различия в рельефе Африки и Южной Америки
|
|
17
|
Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих
рек.
|
|
18
|
Характеристика природы, населения и его
хозяйственной деятельности одной из стан материка.
|
|
19
|
Сравнение природы Арктики и Антарктики.
Защита проектов практического использования Антарктиды или Северного
Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.
|
|
20
|
Сравнение климата отдельных частей Северной Америки, расположенном в
одном климатическом поясе. Оценка климатических условий для жизни и
хозяйственной деятельности населения
|
|
21
|
Составление проекта возможного путешествия
по одной из стран континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы
маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения
территории по линии следования.
|
|
22
|
Сравнение климата Евразии с климатом
Северной Америки.
|
|
23
|
Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной
Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их
антропогенного изменения
|
|
24
|
Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным
признакам.
|
|
25
|
Составление по картам и другим источникам описание одной из стран
Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.
|
|
26
|
Работа на местности по выявлению природных
комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в
получении тепла и влаги, а также в степени антропогенного воздействия.
|
|
27
|
Составление простейшего плана местности, на
котором изучаются природные комплексы.
|
|
\
Календарное планирование по географии в 7 классе
68 часов (2 часа в неделю)
№ урока
|
Раздел
|
Темы урока
|
Практические работы
|
Основные методы, средства обучения
|
|
Введение 4 часа
|
|
|
|
1
|
|
Что изучает
география материков.
|
|
Объяснение нового
материала
|
2
|
|
Как люди
открывали мир.
|
Работа №1
|
Рассказ учителя,
беседа с уч-ся.
|
3
|
|
Как люди
открывали мир.
|
|
Рассказ учителя,
беседа с уч-ся.
|
4
|
|
Карта - особый
источник географических знаний.
|
Работа №2
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
|
Раздел 1 Главные особенности природы Земли 9часов
|
|
|
|
5
|
Тема 1
Литосфера и рельеф Земли
|
Происхождение
материков и океанов.
Рельеф Земли
|
Работа №3
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
6
|
Тема 2
Атмосфера и климаты Земли
|
Роль атмосферы в
жизни Земли. Распределение температуры воздуха, давления и осадков на Земле.
|
|
Изучение нового
материала
|
7
|
|
Воздушные массы и
постоянные ветры
|
|
Изучение нового
материала
|
8
|
|
Климатические
пояса Земли.
|
Работа №4
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
9
|
Тема 3
Гидросфера.Мировой океан- главная часть гидросферы
|
Воды Мирового
океана
|
|
Изучение нового
материала
|
10
|
|
Течения в океане.
|
|
Изучение нового
материала
|
11
|
|
Жизнь в океане.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
|
Работа № 5
|
Изучение нового
материала
|
12
|
Тема 4
Географическая оболочка
|
Строение и
свойства географической оболочки
|
Работа № 6
|
|
|
Тема5
Освоение Земли человеком. Страны мира
|
Освоение Земли
человеком. Страны мира
|
Работа № 7
|
|
|
Раздел 2
Океаны и материки-52 часа
1тема Океаны
4 часа
|
|
|
|
14
|
|
Тихий океан.
|
|
Изучение нового
материала
|
15
|
|
Индийский океан.
|
|
Изучение нового
материала
|
16
|
|
Атлантический
океан.
|
Работа № 8
|
Изучение нового
материала
|
17
|
|
Северный
Ледовитый океан.
|
Работа № 9
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
18
|
2 тема
Южные материки-
1 час
|
Южные материки
|
|
|
19
|
|
Контрольная работа
по теме «Главные особенности Земли»
|
|
|
|
3тема
Африка 8 часов
|
|
|
|
20
|
|
Географическое
положение Африки
|
Работа № 10
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
21
|
|
Рельеф и полезные
ископаемые Африки.
|
Работа №11
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
22
|
|
Климат.
|
Работа № 12
|
Изучение нового
материала
|
23
|
|
Внутренние воды.
|
|
Изучение нового
материала
|
24
|
|
Природные зоны.
|
Работа № 13
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
25
|
|
Население Африки.
Страны, их характеристика
|
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
26
|
|
Население Африки.
Страны, их характеристика
|
|
Изучение нового
материала
|
27
|
|
Итоговый урок по
теме «Африка».
|
|
Зачёт по карте,
географический диктант
|
|
4тема Австралия и Океания-5 часов
|
|
|
|
28
|
|
Австралия:
географическое положение и история исследования материка.
|
Работа № 14
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
29
|
|
Особенности
природы Австралии.
|
|
Изучение нового
материала
|
30
|
|
Население Австралии.
|
Работа № 15
|
Изучение нового
материала
|
31
|
|
Австралийский
союз.
|
|
Изучение нового
материала
|
32
|
|
Океания
|
|
Изучение нового
материала
|
|
5тема
Южная Америка- 9 часов
|
|
|
|
33
|
|
Южная Америка:
географическое положение.
|
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
34
|
|
История открытия
и освоения.
|
|
Изучение нового
материала
|
35
|
|
Особенности
рельефа Южной Америки.
|
Работа № 16
|
Изучение нового
материала
|
36
|
|
Климат Южной
Америки
|
|
Изучение нового
материала
|
37
|
|
Внутренние воды
Южной Америки.
|
Работа № 17
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
38
|
|
Природные зоны
Южной Америки.
|
|
Изучение нового
материала
|
39
|
|
Население Южной
Америки. Страны материка.
|
Работа №18
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
40
|
|
Население Южной
Америки. Страны материка.
|
|
Изучение нового
материала
|
41
|
|
Итоговый урок по
теме «Южная Америка»
|
|
Изучение нового
материала
|
|
6тема Антарктида. 2часа
|
|
|
|
42
|
|
Антарктида –
южный полюс планеты
|
|
Изучение нового
материала
|
43
|
|
Природа
Антарктиды.
|
Работа № 19
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
44
|
7тема Северные материки 1час
|
Северные материки
|
|
Изучение нового
материала
|
45
|
8тема
Северная Америка-8часов
|
Из истории
открытия и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Северной
Америки.
|
|
Изучение нового
материала
|
46
|
|
Климат Северной
Америки.
|
Работа №20
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
47
|
|
Внутренние воды
Северной Америки
|
|
Изучение нового
материала
|
48
|
|
Природные зоны
Северной Америки.
|
|
Изучение нового
материала
|
49
|
|
Население и
страны Северной Америки.
|
|
Изучение нового
материала
|
50
|
|
Население и
страны Северной Америки.
|
Работа №21
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
51
|
|
Население и
страны Северной Америки.
|
|
Изучение нового
материала
|
52
|
|
Итоговый урок по
теме: «Северная Америка».
|
|
Зачёт по карте,
географический диктант
|
|
9тема Евразия 12 часов
|
|
|
|
53
|
|
Евразия:
географическое положение и история исследования материка.
|
|
Изучение нового материала
с элементами практической работы
|
54
|
|
Особенности
рельефа Евразии и полезные ископаемые.
|
|
Изучение нового
материала
|
55
|
|
Особенности
рельефа Евразии и полезные ископаемые.
|
|
Изучение нового
материала
|
56
|
|
Климат Евразии.
|
Работа №22
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
57
|
|
Внутренние воды
Евразии
|
|
Изучение нового
материала
|
58
|
|
Природные зоны
Евразии.
|
|
Изучение нового
материала
|
59
|
|
Природные зоны
Евразии.
|
|
Изучение нового
материала
|
60
|
|
Природные зоны
Евразии.
|
Работа №23
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
61
|
|
Население и
страны Евразии.
|
|
Изучение нового
материала
|
62
|
|
Население и
страны Евразии.
|
|
Изучение нового
материала
|
63
|
|
Население и
страны Евразии.
|
Работа №24
|
Изучение нового
материала с элементами практической работы
|
64
|
|
Население и
страны Евразии.
|
Работа № 25
|
Изучение нового
материала
|
65
|
|
Итоговый урок по
теме «Евразия».
|
|
|
тема 7
|
Географическая оболочка 3часа
|
|
|
|
66
|
|
Закономерности
развития географической оболочки.
|
Работа № 26
|
Изучение нового
материала
|
67
|
|
Взаимодействие
природы и общества
|
Работа № 27
|
Изучение нового
материала
|
68
|
|
Итоговая
контрольная работа
|
|
|
Номенклатура
Материки, части света, крупные острова, архипелаги
Маршруты важнейших путешествий
Материки, океаны
Самые крупные литосферные плиты
Влк. : Килиманджэаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау,
Ключевская Сопка, Фудзияма
Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби, Горные
системы: Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды
Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое,
Западно-Австралийское, Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное
и Северное Пассатное.
Океаны, материки
Крупнейшие страны мира (площадь и кол-во населения.
Крупные порты, районы добычи.
Крупные порты, районы добычи.
- моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское,
Чукотское.
М. Игольный
М. Альмади
М.Рас-Хафун
М. Рас-Энгела
Средиземное море, Красное море
Персидский залив Гвинейский залив
Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали,
О. Мадагаскар
Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров
Восточно-Африканское плоскогорье
Ливийская пустыня
Калахари, Сахара, Килиманджаро, Кения
Горы Атлас
Драконовы горы, Камерун
П-ов Сомали
О. Мадагаскар
Эфиопское нагорье
Реки: Нил, Конго
Озера: Чад, Таганьика, Виктория
Водопад Виктория
Природные зоны
Алжир, Каир, Египет. Судан, Эфиопия, Аддис-Абеба, Кения, Найроби.
Нигерия, Абуджа, Лагос, Гвинея. ЮАР, Претория, Кейптаун.
М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт
Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой
Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.
Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.
Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея,
Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии.
Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос
Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.
Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская. Анды.
Реки: Парана, Ориноко, Амазонка.
Озера: Титикака, Маракайбо.
Бразилия, Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Аргентина, Буэнос-Айрес.Перу, Лима,
Колумбия, Богота, Чили, Сантьяго
Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море
Росса.
Полярные станции.
П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.
З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский
О-ва: КанадскийАрктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские,
Багамские, Алеутские
Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины,
Миссисипская низменность, влк. Орисаба.
Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские
озера, Виннипег, Большое Соленое озеро
Канада, Оттава, Мрнреаль, США, Чикаго, Мехико, Сан-Франциско, Нью-Йорк,
Вашингтон, Куба, Гавана
Мысы: Челюскин, Дежнева.
П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай,
Аравийский, Корея.
Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское,
Средиземное.
Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.
Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.
О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские,
Филиппинские.
Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.
Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.
Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи.
Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья.
Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка.
Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора,
Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.
Озера: Онежское, Женевское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Основные страны материка, их столицы.
Страны, столицы и крупные города.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.