Инфоурок Физика Другие методич. материалыРабочая программа по физике в 7 классе

Рабочая программа по физике в 7 классе

Скачать материал

     Рабочая программа по физике в 7 классе учителя Тарабриной Л.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели курса:

ü  освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

ü  овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

ü  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

ü  воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

ü  использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

 

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ. Промежуточная аттестация предусмотрена в форме итогового тестирования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

 

                         Учебно- тематический план

 

Раздел программы

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ и тестирования

Физика и физические методы изучения природы 

4

 

 

 

1

 

Первоначальные сведения о строении вещества

6

 

 

1

 

Взаимодействие тел.

22

 

 

7

2

Давление твердых тел, газов, жидкостей

21

 

3

2

Работа и мощность. Энергия

12

2

1

Итоговое повторение   

3

 

 

1

 

68

 

14

6

 

 

 

             Содержание программы учебного курса

                                        (68 часов)

Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (22 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы.  Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

 Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (12 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение (3 ч)

 

 

                           Требования к уровню подготовки учащихся

 

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

ü  смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

ü  смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

ü  смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

ü  описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

ü  использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

ü  представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

ü  выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

ü  приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

ü  решать задачи на применение изученных физических законов;

ü  осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

ü  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

 

 

               Перечень учебно-методического обеспечения

 

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников: 1. А.В.Перышкин  Физика 7 класс, Москва, Дрофа, 2012; 2. В.И.Лукашик Сборник задач по физике 7-9 кл, Москва, Просвещение, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание

План

Факт

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика.

1

 

 

С.3-4, знать определения

2

Физические термины. Наблюдения и опыты.

1

 

 

С.4-7

3

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

1

 

 

С.7-12, упр.1 №1,2

4

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» Физика и техника

1

 

 

С.12-15, подготовить сообщения

5

Строение вещества. Молекулы.

1

 

 

С.16-20, знать основные понятия

6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1

 

 

Повторить с.19-20

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

 

 

С.20-23, зад. 2 №1

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

 

 

С.23-25, упр2 №1

9

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

1

 

 

С.26-29

10

Урок-игра «Что? Где? Когда?»

 

1

 

 

Повторить с.3-29

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.

1

 

 

С.30-33

 

12

Скорость. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

1

 

 

С.34-37, упр.4 №1,2,5

13

Расчет пути и времени движения.

1

 

 

С.38-39, упр.5 №4

14

Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

1

 

 

Упр.5 №5

15

Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

1

 

 

Подготовить сообщения об ученых-физиках

16

Инерция

1

 

 

С.40-42

17

Взаимодействие тел. Масса тел.

1

 

 

С.42-46, упр.6 №3

18

Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

 

 

Повторить П.19,20

19

Понятие объема. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела».

1

 

 

Упр.7 №5

20

Плотность вещества. Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа №6 «Определение плотности твердого тела».

1

 

 

С.48-52, упр.7 №1,2

21

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

 

 

С.52-54, упр.8 №3

22

Урок-путешествие в сказку

1

 

 

Задание 5, с.54

23

Сила.

1

 

 

С.54-56

24

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

 

 

С.57-58

25

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела

1

 

 

С.59-62

26

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

 

 

С.62-64, упр.9 №5

27

Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная  работа №7 «Исследование зависимости силу упругости от удлинения пружины»

1

 

 

С.65-67, упр.10 №1

28

Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

1

 

 

С.68-70, упр.11 №3

29

Центр тяжести тела. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение центра тяжести плоской пластины»

1

 

 

С.70-73, сбор информации для проекта

30

Сила трения. Трение покоя. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

1

 

 

С.73-74

31

Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

1

 

 

С.74-76

32

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».

1

 

 

Повторить изученные формулы

33

Давление.

1

 

 

С.77-80, упр.12 №3,4

34

Способы увеличения и уменьшения давления. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

1

 

 

С.80-81, упр.13 №1,2, задание 6 №1

35

Давление газа.

1

 

 

С.83-85

36

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

 

 

С.85-88, задание 7

37

Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

 

 

С.88-92, упр.15 №2, задание 8 №2

38

Сообщающиеся сосуды.

1

 

 

С.93-94, задание 9 №1

39

Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

 

 

Повторить формулы

40

Контрольная работа №3 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

 

 

Упр.16 №4

41

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

 

 

С.97-100

42

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.

1

 

 

С.101-103, упр.19 №1

43

Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

1

 

 

С.106-110, упр.21 №1,2

44

Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

 

 

С.110-113, упр.23 №1

45

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

 

 

С.114-117

46

Архимедова сила

1

 

 

С.117-120, упр.24 №4, задание 14 по желанию

47

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

 

 

С.120-122, выполнить конспект

48

Плавание тел. Плавание судов.

1

 

 

С.124-125, упр.26 №3

49

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

 

1

 

 

С.119-125 повторить

50

Воздухоплавание.

1

 

 

С.126-128, упр.27 №2

51

Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»

1

 

 

Упр.22 №1

52

Контрольная работа №4 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

 

 

Повторить формулы

53

Урок-путешествие на остров Эврика

1

 

 

С.125, задание 16 №2

54

Механическая работа.

1

 

 

С.129-131, упр.28 №3

55

Мощность.

1

 

 

С.132-135, упр.29 №3,6

56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге.

1

 

 

С.136-140

57

Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту.

1

 

 

С.140-145, упр.30 №5

58

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 «Выяснение условий равновесия рычага».

 

 

1

 

 

Упр.30 №3

59

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики»

 

 

1

 

 

С.145-149, упр.31 №4

60

КПД Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

 

 

Повторить с.145-149

61

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

1

 

 

С.152-156, упр.32 №4

62

Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

1

 

 

С.156-158

63

Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия».

1

 

 

Повторить с.129-140

64

Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»

1

 

 

Повторить с. 74-95

65

Промежуточный мониторинг

1

 

 

Повторить изученные формулы

66

Повторение материала по теме «Взаимодействие тел»

1

 

 

Повторить с.95-126

67

Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

 

 

Повторить с. 126-153

68

Повторение материала по теме «Строение вещества»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по физике в 7 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

 

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 657 040 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 267
    • DOCX 39.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тарабрина Лариса Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 56391
    • Всего материалов: 42

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 866 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 209 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 999 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 400 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 265 человек

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе