Законы
механики
|
Цель изучения данной
темы — сформировать у
учащихся представления об основных законах механики:
о системе законов Ньютона и законах сохранения импульса и
механической энергии.
|
1 уровень
Называть:
— физические
величины и их
условные обозначения: путь (I),
перемещение (I), время (I), скорость
(V), ускорение (о), масса (т), сила (Р),
вес (Р), им
пульс тела (р), механическая энергия
(Е), потенциальная
энергия (-Еп),
кинетическая энергия (-Ек);
— единицы
перечисленных выше
физических величин;
— физические приборы для
измерения пути, времени, мгновенной
скорости, массы, силы.
Воспроизводить:
— определения
моделей механики:
материальная точка, замкнутая система тел;
— определения
понятий и физических величин:
механическое движение, система
отсчета, траектория, равномерное
прямолинейное и равноускоренное
прямолинейное движения, свободное
падение, движение по окружности с
постоянной по модулю скоростью,
путь, перемещение, скорость, ускорение, период и
частота обращения,
угловая и линейная скорости,
центростремительное ускорение,
инерция, инертность, масса, плотность,
сила, внешние и внутренние силы,
сила тяжести, сила упругости, сила
трения, вес, давление, импульс силы,
импульс тела, механическая работа,
мощность, КПД
механизмов, потенциальная и кинетическая энергия;
формулы: кинематические уравнения
равномерного и равноускоренного
движения, правила
сложения перемещений и скоростей,
центростремительного ускорения, силы
трения, силы тяжести.
2 уровень
Воспроизводить:
-определения понятий: гипотеза,
абсолютная погрешность измерения,
относительная погрешность измерения;
-формулу относительной погрешности
измерения
Описывать:
наблюдаемые механические явления.
|
1 уровень
Приводить примеры:
— различных видов
механического движения;
— инерциальных
и
неинерциальных систем от
счета.
Объяснять:
физические явления:
взаимодействие тел; явление инерции; превращение
потенциальной и кинетической энергии из одного вида в
другой.
Понимать:
— векторный характер
физических величин:
перемещения, скорости,
ускорения, силы, импульса;
— относительность
перемещения, скорости, им
пульса и инвариантность
ускорения, массы, силы,
времени;
— что масса — мера
инертных и гравитационных
свойств тела;
— что энергия характеризует состояние тела и его способность
совершить работу;
— существование
границ
применимости законов:
Ньютона, всемирного
тяготения, Гука, сохранения
импульса и механической
энергии;
— значение
законов
Ньютона и законов сохранения для объяснения
существования невесомости
и перегрузок, движения
спутников планет, реактивного движения, движения
транспорта.
2 уровень
Понимать:
— фундаментальную роль
законов Ньютона в
классической механике как
физической теории;
— предсказательную
и
объяснительную функции
классической механики;
— роль
фундаментальных
физических опытов —
опытов Галилея и Кавендиша —
в структуре
физической теории.
|
1 уровень
Уметь:
— строить,
анализировать и читать
графики зависимости от
времени: модуля и проекции
ускорения
равноускоренного
движения, модуля и
проекции
скорости равномерного и
равноускоренного движения,
координаты, проекции и
модуля перемещения
равномерного и
равноускоренного движения;
зависимости: силы трения
от силы нормального давле
ния, силы упругости от
деформации; определять по
графикам значения
соответствующих величин;
— измерять
скорость
равномерного движения,
мгновенную и среднюю
скорость, ускорение равно
ускоренного движения,
коэффициент трения, жест
кость пружины;
— выполнять
под
руководством учителя или по
готовой инструкции
эксперимент по изучению
закономерности
равноускоренного движения, зависимости силы трения от
силы нормального давления;
силы упругости от деформации.
Применять:
— кинематические
уравнения движения к
решению задач механики;
— законы
Ньютона и
формулы к решению задач
следующих типов:
движение тел по окружности,
движение спутников
планет, ускоренное движение тел в вертикальной
плоскости, движение при
действии силы трения
(нахождение тормозного
пути, времени
торможения), движение
двух связанных тел (в
вертикальной и
горизонтальной плоскостях).
2 уровень
Уметь:
— записывать
уравнения
по графикам зависимости от
времени: проекции и модуля
перемещения, координаты,
проекции и модуля скорости
равномерного и
равноускоренного движения;
зависимости: силы упругости
от деформации, силы трения
от силы нормального давления;
— устанавливать
в процессе проведения исследовательского эксперимента:
Закономерности равноускоренного движения;
зависимость силы трения от
силы нормального давления,
силы упругости от деформации.
Применять:
— законы Ньютона и
формулы к решению задач
следующих типов: движение
связанных тел, движение тела
по наклонной
плоскости.
|
1 уровень
Классифицировать:
различные виды
механического движения.
Обобщать:
— знания: о
Кинематических характеристиках,
об уравнениях движения; о
динамических характеристиках механических
явлений и законах Ньютона, об энергетических
характеристиках
механических явлений и
законах сохранения
в механике.
Владеть и быть
готовыми применять:
методы
естественнонаучного познания, в том числе
исследовательский, к
изучению механических
явлений.
Интерпретировать:
предполагаемые или
полученные выводы.
Оценивать:
свою деятельность в
процессе учебного
познания.
|
Механические
колебания и
волны
|
Цель изучения данной
темы — сформировать у
учащихся представления о механическом периодическом
движении.
Изучение темы опирается на знания о колебательном
и волновом движении,
полученные учащимися в курсе физики 7 класса, и расширяет
их. В
частности, вводятся
понятия колебательной
системы, свободных и
вынужденных колебаний,
резонанса, моделей
«математический
маятник» и «пружинный
маятник», понятия попе-
речной и продольной волн,
длины волны.
|
1 уровень
Называть:
— физические
величины и их
условные обозначения: смещение (х),
амплитуда (А), период (Т), часто
та (V), длина волны (X), скорость волны
(V);
— единицы
перечисленных выше
физических величин.
Воспроизводить:
— определения
моделей механики:
математический маятник, пружинный
маятник;
— определения
понятий и
физических величин: колебательное
движение, волновое движение, свободные колебания,
собственные
колебания, вынужденные колебания,
резонанс, поперечная волна, про
дольная волна, смещение, амплитуда,
период, частота колебаний, длина
волны, скорость волны;
— формулы:
периода колебаний
математического
маятника, периода колебаний
пружинного маятника, скорости волны.
Описывать:
наблюдаемые колебания и волны.
2 уровень
Воспроизводить:
— определение модели
колебательной системы;
— определение
явлений:
дифракция, интерференция;
формулы максимумов и минимумов
интерференционной
картины.
|
1 уровень
Объяснять:
процесс установления
колебаний пружинного
и математического маятников,
причину затухания
колебаний, превращение
энергии при колебательном
движении, процесс образования
бегущей волны, свойства
волнового движения, процесс
образования
интерференционной картины;
— границы применимости
моделей математического и
пружинного маятников.
Приводить примеры:
— колебательного и
волнового движений;
— учета и использования
резонанса в практике.
2 уровень
Объяснять:
образование максимумов и
минимумов интерференционной
картины.
|
1 уровень
Уметь:
— применять формулы
периода и частоты колебаний
математического и
пружинного маятников,
длины волны к решению
задач;
— выполнять под
руководством учителя или
по готовой инструкции
эксперимент по изучению
колебаний математического
и пружинного маятников.
2 уровень
Уметь:
— применять формулы
максимумов и минимумов
амплитуды колебаний к
анализу интерференцион-
ной картины;
— устанавливать в процессе проведения исследовательского
эксперимента характер
зависимости периода
колебаний математического и
пружинного маятников от
параметров колебательных
систем.
|
1 уровень
Классифицировать:
виды механических
колебаний и волн.
Обобщать:
знания о характеристиках
колебательного и волнового
движений, о свойствах
механических волн.
Владеть и быть
готовыми применять:
методы
естественнонаучного
познания, в том числе
исследовательский, к
изучению закономерностей
колебательного движения.
Интерпретировать:
предполагаемые или
полученные выводы.
Оценивать:
как свою деятельность в
процессе учебного познания,
так и научные знания о
колебательном и волновом
движении.
|
Электромагнит-
ные явления
|
Цель изучения данной
темы — сформировать у
учащихся представления
об особенностях электромагнитных
взаимодействий. При
изучении темы учащиеся
знакомятся с новым
материальным объектом
— магнитным полем,
рассматривают новый
вид физических явлений
— электромагнитные
явления. Важно, чтобы
учащиеся поняли, что
природа
электромагнитных
явлений связана с
существованием
электрического и
магнитного полей.
|
1 уровень
Называть:
магнитная индукция , магнитный
поток (Ф),индуктивность проводника,
коэффициент трансформации :
— единицы
перечисленных выше
физических величин;
— физические
устройства:
электромагнит, электродвигатель,
генератор постоянного тока, генератор
переменного тока, трансформатор.
2 уровень
Воспроизводить:
определения физических величин:
амплитудное и действующее значения
напряжения и силы
переменного тока.
|
1 уровень
Объяснять:
- физические явления:
взаимодействие постоянных
магнитов, проводников с током, магнитов и
проводников с током,
электромагнитная индукция и самоиндукция;
— смысл
понятий:
магнитное поле, линии
магнитной индукции;
— принцип
действия и
устройство: генератора по-
стоянного тока, генератора
переменного тока, транс-
форматора;
— принцип передачи
электрической энергии.
Понимать:
— объективность
существования магнитного поля;
— взаимосвязь
магнитного
поля и электрического тока;
— модельный
характер
линий магнитной индукции;
— смысл
гипотезы Ампера о
взаимосвязи магнитного поля и движущихся
электрических зарядов.
2 уровень
Понимать:
— роль
эксперимента в
изучении электромагнитных
явлений;
— роль
моделей в процессе
физического познания
(на примере линий индукции
магнитного поля).
|
1 уровень
Уметь:
Уметь:
— анализировать
наблюдаемые
электромагнитные явления и
объяснять причины их
возникновения;
— определять
неизвестные величины,
входящие
в формулы: модуля вектора
магнитной индукции,
силы Ампера, магнитного
потока, индуктивности,
коэффициента трансформации;
— определять
направление: вектора магнитной индукции различных магнитных полей; силы,
действующей на проводник с током в магнитном поле; индукционного тока;
— анализировать
и
строить картины линий индукции магнитного поля;
— формулировать
цель
и гипотезу, составлять
план экспериментальной
работы;
— выполнять самостоятельные наблюдения и эксперименты.
Применять:
знания по электромагнетизму к анализу и объяснению
явлений
природы.
2 уровень
Уметь:
анализировать и
оценивать результаты
наблюдения и
эксперимента.
Применять:
полученные знания к
решению комбинированных
задач по
электромагнетизму.
|
1 уровень
Уметь:
— анализировать
Электромагнитные явления;
— сравнивать:
картины
линий магнитной индукции
различных полей; характер
линий индукции
магнитного поля и линий
напряженности электро-
статического поля;
— обобщать
результаты
наблюдений и теоретических
построений;
— применять полученные
знания для объяснения
явлений и процессов.
|
Электромагнитные
колебания
и волны
|
Цель изучения данной
темы — сформировать у
учащихся представления
об электромагнитной колебательной системе
(колебательном контуре),
электромагнитных
колебаниях, излучении и приеме электромагнитных
волн. Материал является новым для учащихся. Его
изучение основано на
использовании знаний об электромагнитных
явлениях и аналогии с
механическими
колебаниями и
волнами.
|
1 уровень
Называть:
— физическую величину и ее
условное обозначение: электрическая
емкость (С);
— единицу этой физической
величины: Ф;
— диапозоны
электромагнитных волн.
Воспроизводить:
— определения
моделей:
идеальный колебательный контур;
— определения
понятий и физических величин: электрическая емкость
конденсатора, электромагнитные
колебания, электромагнитные
волны, электромагнитное поле,
дисперсия;
— формулы:
емкости конденсатора, периода электромагнитных колебаний,
длины электромагнитных волн.
Описывать:
— зависимость
емкости
конденсатора от площади пластин, расстояния между
ними и наличия в конденсаторе диэлектрика;
— методы измерения скорости света;
— опыты
по наблюдению
явлений дисперсии, интерференции
и дифракции света;
— шкалу электромагнитных
волн.
2 уровень
Описывать:
свойства электромагнитных волн.
|
1 уровень
Объяснять:
— процесс возникновения и существования
электромагнитных колебаний в
контуре, превращение энергии в колебательном контуре, процесс образования и
распространение
электромагнитных волн,
излучение и прием
электромагнитных волн,
принцип работы детекторного радиоприемника.
Обосновывать:
электромагнитную природу
света. Приводить примеры:
использования
электромагнитных волн
разных диапазонов
2 уровень
Объяснять:
— принципы
осуществления модуляции и
Детектирования радиосигнала;
— роль
экспериментов
Герца, А. С. Попова и те-
оретических исследований
Максвелла в развитии
учения об электромагнитных волнах.
|
1 уровень
Уметь:
— применять формулы
периода электромагнитных
колебаний и длины
электромагнитных волн к
решению количественных
задач;
— применять полученные при изучении темы знания к решению
качественных задач;
— выполнять простые
опыты по наблюдению дисперсии, дифракции и
интерференции света.
|
2 уровень
Систематизировать:
свойства
электромагнитных волн
радиодиапазона и оптического
диапазона.
Обобщать:
знания об
электромагнитных волнах
разного диапазона.
|
Элементы
квантовой
физики
|
Цель изучения данной
темы — познакомить учащихся физическими
явлениями, понимание и объяснение которых
невозможно только в
рамках классической
физики. Появились и
получили развитие
принципиально новые
физические идеи, которые легли в основу квантовой физики.
|
1 уровень
Называть:
— понятия: спектр, сплошной и
линейчатый спектр, спектр
испускания, спектр поглощения,
протон, нейтрон, нуклон;
— физическую величину и ее
условное обозначение: поглощенная доза излучения (В);
— единицу этой физической
величины: Гр;
— модели: модель строения атома
Томсона, планетарная модель строения
атома Резерфорда, протонно-нейтронная модель ядра;
— физические устройства: камера
Вильсона,ядерный реактор, атомная
электростанция, счетчик Гейгера.
Воспроизводить:
— определения понятий и
физических величин:радиоактивность, радиоактивное
излучение, альфа-,
бета-, гамма-излучение, зарядовое
число, массовое число, изотоп,
радиоактивные превращения, период
полураспада, ядерные силы, энергия
связи ядра, ядерная реакция,
критическая масса, цепная ядерная
реакция, поглощенная доза излучения,
элементарная частица.
Описывать:
— опыты: Резерфорда по рассеянию альфа-частиц, опыт
Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения;
— цепную ядерную реакцию.
2 уровень
Воспроизводить:
— определения понятий и
физических величин: фотоэффект, квант, фотон, дефект
массы энергетический выход ядерной реакции, термоядерная реакция,
элементарные частицы, античастицы, аннигиляция,адрон, лептон, кварк;
— закон радиоактивного распада;
— формулы: дефекта массы, энергии связи ядра.
|
1 уровень
Объяснять:
— физические явления:
образование сплошных
и линейчатых спектров,
спектров испускания и
поглощения, радиоактивный
распад, деление ядер урана;
— природу альфа-, бета- и
гамма-излучений;
— планетарную модель
атома;
— протонно-нейтронную
модель ядра;
— практическое использование спектрального анализа и
метода меченых атомов;
— принцип действия и
устройство: камеры Вильсона,ядерного реактора,
атомной
электростанции, счетчика Гейгера;
— действие радиоактивных
излучений и их применение.
Понимать:
— отличие ядерных сил от
сил гравитационных и
электрических;
— причины выделения
энергии при образовании
ядра из отдельных частиц или поглощения энергии для расщепления
ядра на отдельные нуклоны;
— экологические проблемы
и проблемы ядерной
безопасности, возникающие в связи с использованием
ядерной энергии.
2 уровеньПонимать:
— роль эксперимента в
изучении квантовых явлений;
— роль моделей в процессе
научного познания (на примере моделей строения атома
и ядра);
— вероятностный характер
закона радиоактивного излучения;
— характер и условия
возникновения реакций
синтеза легких ядер и
возможность использования
термоядерной энергии;
— смысл аннигиляции
элементарных частиц и их
возможности рождаться парами
|
1 уровень
Уметь:
— анализировать наблюдаемые явления или опыты
исследователей и объяснять причины их возникновения и проявления;
— определять и записывать обозначение ядра любого
химического элемента
с указанием массового и
зарядового чисел;
— записывать реакции
альфа- и бета-распадов;
— определять: зарядовые
и массовые числа элементов,
вступающих в ядерную реакцию или образующихся в
ее результате; продукты
ядерных реакций или
химические элементы ядер,
вступающих в реакцию; период
полураспада радиоактивных
элементов.
Применять:
знания основ квантовой
физики для анализа и
объяснения явлений природы
и техники.
2 уровень
Уметь:
— использовать закон
радиоактивного распада
для определения числа
распавшихся и нераспавшихся элементов и период их
полураспада;
— рассчитывать дефект
массы и энергию связи ядер;
—объяснять устройство, назначение каждого элемента и
работу ядерного реактора.
|
1 уровень
Уметь:
— анализировать квантовые явления;
— сравнивать: ядерные,
гравитационные и электрические силы,
действующие между
нуклонами в ядре;
—обобщать полученные
знания;
— применять знания
основ квантовой физики для объяснения неизвестных
ранее явлений и процессов.
2 уровень
Использовать:
методы научного
познания: эмпирические (наблюдение и эксперимент) и
теоретические (анализ,
обобщение, моделирование,
аналогия, индукция) при
изучении элементов
квантовой физики.
|
Вселенная
|
Цель изучения данной
темы — сформировать у учащихся представления о строении
Вселенной, о
небесных телах, которые ее заполняют, о движении
звезд, планет и их спутников, о физических условиях на поверхностях и в
атмосферах планет, о
наземных и космических методах наблюдений небесных
тел, о возможности объяснения
астрономических
явлений и процессов на
основе известных
законов физики
|
1 уровень
Называть:
— физические величины и их
условные обозначения: звездная
величина (т), расстояние до небесных
тел (г);
— единицы этих физических величин;
— понятия: созвездия Большая
Медведица и Малая Медведица,
планеты Солнечной системы, звездные
скопления;
— астрономические приборы и
устройства: оптические телескопы и
радиотелескопы;
— фазы Луны;
— отличие геоцентрической системы мира от
гелиоцентрической .
Воспроизводить:
— определения понятий:
астрономическая единица, световой год, зодиакальные
созвездия, геоцент-
рическая и гелиоцентрическая
системы мира, синодический и сидерический месяц;
— понятия солнечного и лунного
затмений;
— явления: приливов и отливов,
метеора и метеорита.
Описывать:
— наблюдаемое суточное движение
небесной сферы;
— видимое петлеобразное движение планет;
— геоцентрическую систему мира;
— гелиоцентрическую систему мира;
— изменение фаз Луны;
— движение Земли вокруг Солнца.
II уровень
Воспроизводить:
— порядок расположения планет
в Солнечной системе;
— изменение вида кометы в
зависимости от расстояния до Солнца.
Описывать:
— элементы лунной поверхности;
— явление прецессии;
— изменение вида кометы в
зависимости от расстояния до Солнца.
— существование хвостов комет;
— использование различных спутников в астрономии и
народном хозяйстве.
Оценивать:
температуру звезд по их цвету.
Уметь:
— проводить простейшие астрономические наблюдения;
— объяснять: изменения фаз Луны, различие между
геоцентрической и
гелиоцентрической системами мира;
—описывать: основные отличия планет-гигантов от
планет земной группы, физические процессы образования Солнечной системы.
|
1 уровень
Приводить примеры:
— небесных тел, входящих
в состав Вселенной;
— планет земной группы и
планет-гигантов;
— малых тел Солнечной
системы;
— телескопов: рефракторов
и рефлекторов, радиотелескопов;
— различных видов
излучения небесных тел;
— различны по форме спутников планет.
Объяснят:
— петлеобразное
движение планет;
— возникновение приливов на Земле;
— движение полюса мира
среди звезд;
— солнечные и лунные
затмения;
— явление метеора;
— существование хвостов
комет;
— использование
различных спутников в астрономии и народном
хозяйстве.
Оценивать:
температуру звезд по их
цвету.
|
1 уровень
Уметы
— находить на небе
наиболее заметные созвездия
и яркие звезды;
— описывать: основные
типы небесных тел и явлений во
Вселенной, основные объекты
Солнечной системы, теории
происхождения Солнечной
системы;
— определять размеры
образований на Луне;
— рассчитывать дату
наступления затмений;
— обосновывать
использование искусственных
спутников Земли в народном
хозяйстве и научных
исследованиях.
Применять'.
парниковый эффект для
объяснения условий на
планетах.
II уровень
Уметь:
— проводить
простейшие астрономические
наблюдения;
— объяснять: изменения
фаз Луны, различие
между геоцентрической и
гелиоцентрической системами
мира;
—описывать: основные
отличия планет-гигантов
от планет земной группы,
физические процессы образования Солнечной системы.
|
I уровень
Обобщать:
знания: о физических
различиях планет, об обра-
зовании планетных систем у других звезд. Сравнивать:
— размеры небесных тел;
— температуры звезд
разного цвета;
— возможности наземных
и космических наблюдений.
Применять:
полученные знания для
объяснения неизвестных
ранее небесных явлений и
процессов.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.