Муниципальное
казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для
обучающихся воспитанников с отклонением в развитии
«Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №38 II вида
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована
Директор школы к
работе педагогическим
Солодовникова А.Н._____ советом
школы № 38
Протокол №
___ от ____ 2014 г.
Программа
обсуждена на
методическом объединении учителей
математики,
физики и информатики
Протокол № __
от _______ 2014 г.
Рабочая программа
по курсу «Физика» для 9 класса
Составитель программы
учитель школы № 38
Землянская Н.И.
г. Новокузнецк, 2014
1.Пояснительная записка
Программа составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, с учётом особенностей психофизического
развития и возможностей обучающихся, а также программы по физике для 7-9
классов. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/
сост. Е.Н. Тихонова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
г., которая соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, и учебников: А.В.
Перышкин «Физика» 8 класс – М.: Дрофа, 2013 г.; А.В. Перышкин «Физика» 9 класс
– М.: Дрофа, 2013 г.
Школьный курс физики –
системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические
законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии,
биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом
познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В 7 и 8 классах
происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания,
формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические
величины, проводить лабораторные эксперимент по заданной схеме. В 9 и 10
классах начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы
становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент
самостоятельно.
Цели изучения физики в
основной школе следующие:
· усвоение учащимися смысла основных понятий и
законов физики, взаимосвязи между ними;
· формирование системы научных знаний о природе, ее
фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
· систематизация знаний о многообразии объектов и
явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания
возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии
цивилизации;
· формирование убежденности в познаваемости
окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
· организация экологического мышления и ценностного
отношения к природе;
· развитие познавательных интересов и творческих
способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических
знаний и выбора физики как профильного предмета.
2. Общая характеристика учебного
предмета
Физика для слабослышащих учащихся является
чрезвычайно сложным предметом. Обучение физике тесно связано с развитием
речи и усвоение основных представлений о современной физической картине мира
невозможно без овладения определенным уровнем речевого развития. Наряду с этим
уроки физики обогащают речь учащихся.
Данная
программа предусматривает изучение следующих разделов элементарного курса физики:
· «Электрические явления»
· «Электромагнитные явления»
· «Законы движения и взаимодействия тел»
Предлагаемый
курс адаптирован для обучения слабослышащих и позднооглохших детей, учитывая
специфику II отделения специальной (коррекционной) школы II вида:
§ дефекты слуха и речи обучающихся;
§ задержка психического и интеллектуального развития;
§ затруднённость усвоения новых понятий, особенно абстрактных
и обобщённых;
§ недостаточная сформированность словесной речи и
словесно-логического мышления, так как психофизические и слухоречевые
возможности школьников с недостатками слуха
не адекватны возможностям слышащих детей, методика преподавания данного курса
имеет следующие особенности:
§ доступность программного материала как по объёму, так и по
глубине понятий;
§ исключение материала, слабо связанного с
последующим и с предыдущим (то есть
усиление внутрипредметных связей);
§ генерализация учебного материала вокруг основных
теоретических положений;
§ широкое использование средств наглядности, т.к. основной
анализатор - зрительный;
§ самообеспеченность адаптированными дидактическими
материалами (тренажными карточками,
тестовыми заданиями, тренировочными задачами, текстами контрольных
работ, опорными таблицами и т.п.) используемый математический материал
не выходит за рамки элементарной
математики;
§ введение понятия вектора используется
без аппарата векторной алгебры. Все уравнения записываются в скалярном виде.
Учитывая
особенности развития неслышащих детей, был проведён психологически и методически
обоснованный отбор учебного материала и его распределение в определённой последовательности.
Разделы
«Электрические явления» и «Электромагнитные явления» изучаются 9 классе в связи
с большим объемом учебного материала, который к тому же очень сложен для
усвоения детьми с недостатками слуха.
Контроль
достижения учениками уровня государственного стандарта осуществляется в виде
текущего и итогового контроля в следующих формах: самостоятельные и
контрольные работы.
3. Место
предмета в учебном плане:
Настоящая программа
составлена на 68 ч. в год (2 часа в неделю) в 9 классе и рассчитана на 2014 - 2015
учебный год в соответствии с учебным планом школы.
4. Личностными
результатами обучения физике в основной школе
являются:
·
сформированность познавательных интересов на основе
развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
·
убежденность в возможности познания природы, в
необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
·
самостоятельность в приобретении новых знаний и
практических умений;
·
готовность к выбору жизненного пути в соответствии
с собственными интересами и возможностями;
·
мотивация образовательной деятельности школьников
на основе личностно-ориентированного подхода;
·
формирование ценностных отношений друг к другу,
учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в
основной школе являются:
·
овладение навыками самостоятельного приобретения
новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть
возможные результаты своих действий;
·
понимание различий между исходными фактами и
гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки
теоретических моделей процессов или явлений;
·
формирование умений воспринимать, перерабатывать и
предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с
поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста,
находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
·
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа
и отбора информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
·
развитие монологической и диалогической речи,
умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
·
освоение приемов действий в нестандартных
ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
·
формирование умений работать в группе с выполнением
различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в
основной школе представлены в содержании курса по темам.
Жизненными компетенциями физике в основной
школе являются:
·
развитие адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию
специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации
обучения;
·
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми
в повседневной жизни;
·
овладение навыками коммуникации;
·
дифференциация и осмысление картины мира и её
временно-пространственной организации;
·
осмысление своего социального окружения и освоению
соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
5. Содержание
учебного предмета:
1. Электрические явления (44 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов.
Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость
электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие
электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая
цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон
Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила
безопасности при работе с электроприборами.
Предметными результатами
обучения по данной теме являются:
· понимание и
способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание
проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические
явления с позиции строения атома, действия электрического тока;
· умение
измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический
заряд, электрическое сопротивление;
· владение
экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи
от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его
длины, площади поперечного сечения и материала;
· понимание
смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения
электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;
· понимание
принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента,
аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
· владение
способами выполнения расчётов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления
при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного
сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества
теплоты, выделяемого проводником с током, ёмкости конденсатора, работы
электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;
· умение
использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана
окружающей среды, техника безопасности).
2. Электромагнитные
явления (7 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное
поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные
магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электрический двигатель.
Предметными результатами
обучения по данной теме являются:
· понимание и
способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали,
взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника стоком и магнитной стрелки,
действие магнитного поля на проводник с током;
· владение
экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия
катушки от силы тока в цепи;
· умение
использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана
окружающей среды, техника безопасности).
3. Законы
движения и взаимодействия тел (13 ч)
Материальная точка.
Система отсчёта. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение,
перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном
и равноускоренном движении.
Предметными результатами
обучения по данной теме являются:
· понимание и способность описывать и объяснять физические
явления: поступательное движение;
· знание и способность давать определения/ описания
физических моделей: материальная точка, система отсчёта; физических величин:
перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость
и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении;
· умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при
равноускоренном прямолинейном движении;
· умение использовать полученные знания в повседневной жизни
(быт, экология, охрана окружающей среды).
7. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса:
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. – Сборник задач по физике
для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – 22-е изд. – М. :
Просвещение, 2008. – 240 с. : ил. – ISBN 978-5-09-019878-3.
- Перышкин, А.В. – Физика. 7кл. : учеб. для
общеобразоват. учреждении/ А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М. :
Дрофа, 2013. – 221, [3] с. : ил. - ISBN 978-5-358-11662-7.
- Перышкин, А.В. – Физика. 8кл. : учеб. для
общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – М. : Дрофа, 2013. – 237, [3]
с. : ил. - ISBN 978-5-358-09884-8.
- Перышкин, А.В. – Физика. 9кл. : учеб. для
общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. - 18-е изд., стереотип.
– М. : Дрофа, 2013. – 300, [4] с. : ил.; 1 л. цв. вкл. - ISBN
978-5-358-12643-5.
- Рабочие программы. Физика. 7 – 9 классы: учебно-методическое
пособие/ сост. Е.Н. Тихонова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. –
398, [2] с. – ISBN 978-5-358-12121-8
- 8. Планируемые результаты изучения
учебного предмета
Выпускник научится:
·
распознавать механические явления; объяснять
основные свойства протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное
прямолинейное движение и электромагнитные явления: электризация тел,
взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие зарядов,
взаимодействие магнитов; объяснять основные свойства или условия протекания
этих явлений;
·
описывать изученные свойства тел и механические
явления, используя физические величины: перемещение, скорость, ускорение; и
описывать электромагнитные явления, используя физические величины:
электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока;
правильно трактовать их физический смысл, их обозначения, единицы измерения;
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
·
анализировать механические явления и
электромагнитные явления, используя физические законы: закон сохранения
электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, при этом
различать словесную формулировку и его математическое выражение.
·
различать основные признаки изученных физических
моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
·
решать задачи, используя формулы перемещения,
скорости, ускорения; закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, формулы
силы тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное
сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, формула расчета
электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении
проводников; правильно трактовать физический смысл, используемых величин, их
обозначения и единицы измерения и проводить расчеты.
Выпускник получит
возможность научиться:
·
использовать знания о механических явлениях и об
электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами, соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.
·
приводить примеры практического использования
физических знаний о механических и об электромагнитных явлениях.
·
различать границы применимости физических законов,
понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
электрического заряда) и ограниченность использования частных законов( закон
Ома для участка цепи и закон Джоуля-Ленца)
·
находить адекватную
предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему, оценивать реальность
полученного значения физической величины.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.