«Согласовано»
Руководитель ШМО
_______/ И.С.Захарова /
Протокол № 1 от
« 28 » августа 2014 г.
|
«Согласовано»
Заместитель руководителя
по УВР МОУ «СОШ №2 г.Ершова»
____________/ С.В.Белохвостова /
« 30» августа 2014 г.
|
«Утверждаю»
Руководитель МОУ «СОШ №2 г.Ершова»
_________________ /Ю.А.Тихова/
Приказ № ___ от «___»_________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Хусаинова Иосифа Хосьяновича,
учителя первой категории,
по физике,
9Б класс
общеобразовательной школы
Рассмотрено на заседании
педагогического
совета
протокол
№ 2
от « 30 » августа 2014 г.
2014-
2015 учебный год
Пояснительная
записка
Рабочая программа разработана на основе Примерных
программ основного общего образования по физике, соответствующих федеральному
компоненту государственного стандарта общего образования.
Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования разработан в
соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.7) и
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29
декабря 2001г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума
Российской академии образования от 23 декабря 2003г. №21/12; утверждён приказом
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» от 5 марта 2004г. №1089.
Рабочая программа
по физике составлена на основе Примерной программы основного общего
образования по физике, с учётом требований федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования, соответствии с
базисным учебным планом общеобразовательного учреждения по 2 часа в неделю (68 часов
в год) в 9 классе, в соответствии с выбранным учебником: А.В. Пёрышкин
Физика 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Пёрышкин, Е.М.
Гутник. – 13-е издание, доработанное. – М.: Дрофа, 2008.
Программа
соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет
сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о
физической картине мира.
Физика как
наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета
в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она
раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения
задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных
способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами
научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное
значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она
вооружает школьника научным методом познания, позволяющим
получать объективные знания об окружающем мире.
Знание
физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической
географии, технологии, ОБЖ.
Курс
физики в рабочей программе структурируется на основе рассмотрения различных
форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в 9 классе изучается на
уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и
применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Используемый
математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной
математике и соответствует уровню математических знаний учащихся данного
возраста. Программа предусматривает использование Международной системы единиц
СИ.
2
Цели
изучения физики
·
освоение
знаний о
явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они
подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе
представлений о физической картине мира;
·
овладение
умениями проводить наблюдения природных явлений,
описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные
приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или
измерений с помощью таблиц, графиков; применять полученные знания для
объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия
важнейших технических устройств, для решения физических задач;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в
приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении
лабораторных работ с использованием физического оборудования;
·
воспитание
убежденности
в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;
·
применение
полученных знаний и умений для
решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности
своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности
Рабочая
программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования
являются:
Познавательная деятельность:
·
использование
для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение,
измерение, эксперимент;
·
формирование
умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы,
теории;
·
овладение
адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
·
приобретение
опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная
деятельность:
·
владение
монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку
зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
·
использование
для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации.
Рефлексивная
деятельность:
·
владение
навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные
результаты своих действий:
·
организация
учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств.
3
Учебно-тематический
план
№
п/п
|
Наименование
разделов
и тем
|
Всего
часов
|
Количество
часов
|
Теоретические
|
Практические
(лабораторные работы)
|
Контрольные
работы
|
|
Раздел
I
|
1
|
Законы
взаимодействия
и
движения тел
|
27
|
23
|
2
|
2
|
Раздел
II «»
|
2
|
Механические
колебания и волны. Звук
|
11
|
9
|
1
|
1
|
Раздел
III «»
|
3
|
Электромагнитное
поле
|
12
|
10
|
1
|
1
|
Раздел
IV «»
|
4
|
Строение
атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер
|
14
|
12
|
2
|
1
|
13
Раздел
V
|
5
|
Повторение
|
4
|
4
|
|
|
Итого
|
68
|
57
|
6
|
5
|
Содержание
тем учебного курса
Раздел I «Законы взаимодействия и
движения тел» Материальная
точка. Система отсчёта. Перемещение. Определение координаты движущегося тела.
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное
равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного
движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном
движении. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без
начальной скорости. Относительность движения. Инерциальные системы отсчёта.
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное
падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон
всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных
телах. Открытие планет Нептун и Плутон. Прямолинейное и криволинейное движение.
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные
спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Ракеты. Вывод закона сохранения полной механической энергии.
Фронтальная
лабораторная работа
1. Исследование
равноускоренного движения без начальной
скорости. 2. Исследование свободного
падения. Школьный
компонент
Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу
отравляющих веществ. Экономия энергоресурсов при использовании а практике
явлений инерции. Гравитационные пылеосадочные камеры. ИЗС для глобального
изучения влияния деятельности человека на природу планеты. Проблемы
космического мусора. Мировые достижения космического пространства.
4
Раздел II « Механические колебания и
волны. Звук. Колебательное
движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины,
характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Затухающие
колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространения колебаний в среде.
Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения
волн. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость
звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука.
Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука. Фронтальная
лабораторная работа 1.
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического
маятника от его длины. Школьный
компонент Шумовое
загрязнение среды. Последствия и пути его преодоления. Ультразвук.
Ультразвуковая очистка воздуха. Вредное влияние вибрации на человеческий
организм. Раздел III « Электромагнитное поле» Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное
и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его
магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический
ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление
электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.
Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока.
Трансформатор. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор.
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи
и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление
света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел.
Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ.
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейных спектров.
Фронтальная лабораторная работа
1. Изучение
явления электромагнитной индукции. Школьный
компонент Влияние
магнитного поля на биологические объекты. Электродвигатель. Преимущество
электротранспорта.
Раздел IV «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных
ядер» Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели
атомов. Опыт Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер.
Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие
нейтрона. Состав атомного ядра Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.
Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор.
Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная
энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерные
реакции. Элементарные частицы. Античастицы. Школьный
компонент Опасность ионизирующей радиации. Естественный радиоактивный
фон. АЭС и их связь с окружающей средой. Экологические проблемы ядерной
энергетики (безопасное хранение радиоактивных отходов, степень риска аварий на
атомных электростанциях). Лучевая болезнь. Ядерная война – угроза жизни на
Земле.
5
Требования
к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В
результате изучения физики 9 класса ученик должен
знать/понимать:
·
смысл
понятий:
физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле,
магнитное поле., волна, атом, атомное ядро;
·
смысл
физических величин: путь, скорость,
ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
·
смысл
физических законов: Ньютона,
всемирного тяготения, сохранения импульса, механической энергии;
уметь
·
описывать
и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны,
действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция;
·
использовать
физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических
величин: расстояния, промежутка времени;
·
представлять
результаты измерений с помощью таблиц, графиков: пути от времени,
периода колебаний от длины нити маятника;
·
выражать
результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
·
приводить
примеры практического использования физических знаний;
·
решать
задачи на применение изученных физических законов;
·
осуществлять
самостоятельный поиск информации
естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных
текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью
графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: обеспечения
безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной
техники;
контроля за исправностью электропроводки в квартире;
рационального применения простых механизмов; использовать знания, умения в
практической и повседневной жизни.
Перечень
учебно – методического обеспечения
1. Инструменты:
физические приборы.
2. Учебник
А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник Физика 9 класс.
3. Дидактический
материал.
4. Видеомагнитофон.
5. Видео
кассеты
- «Физика»
- «Школьный
физический эксперимент»
6
6. Компьютерное
обеспечение урока
Оборудование
- компьютер
- мультимедийная
установка.
- телевизор
Средства
Microsoft Office
- Word
- Excel
Компьютерные
диски
- «Уроки физики Кирилла и Мефодия» (▪DVD
диск)
- «Школьный физический эксперимент» (• DVD
диск)
Список
литературы
1. А.В.
Пёрышкин Физика 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В.
Пёрышкин, Е.М. Гутник – 13-е издание, доработанное – М.: Дрофа, 2008.
2. Л.А. Кирик
Электричество и магнетизм. Самостоятельные и контрольные работы (разноуровневый
дидактический материал)/ «Илекса», «Гимназия» Москва – Харьков, 1998 г.
3. Л.А. Кирик
Волновая оптика. Самостоятельные и контрольные работы (разноуровневый
дидактический материал)/ «Илекса», «Гимназия» Москва – Харьков, 1998 г.
4. Сборник
задач по физике. 7 - 9 кл. / Составитель В.И. Лукашик. – 7 – е изд. –
М.:
Просвещение, 2003 г.
5. Сборник
задач по физике.7 - 9 кл./Составитель А.В. Пёрышкин, –М.: Экзамен, 2008 г.
6. Сборник
задач по физике/ С.И. Кашина, Ю, И, Сезонов – издание третье, стереотипное,
Москва «Высшая школа» - 1996 г.
7. Сборник
задач по физике/ автор составитель В.А. Коровин, Г.Н. Степанова М.: «Дрофа»
1999.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.