Рабочая
программа по физике для 11 класса
среднего
общего образования
(базовый уровень).
Пояснительная
записка
Нормативные
акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая
программа:
·
Федеральный
компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом
Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 года №1089.
·
Рабочая
программа составлена на основе авторской программы Г.Я. Мякишева и примерной
программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х – ХI
классы, разработанной в соответствии с требованиями обязятельного минимума
содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования.(М.: Просвещение,
2008г.)
·
Базисный
учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный
приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
·
Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования. (УМК по физике для 7 – 9 классов для реализации данной авторской
программы.)
·
Учебный
план МБОУ СОШ №17 на 2014-2015 учебный год.
Цели:
·
освоение
знаний о
методах научного познания природы; современной физической картине мира:
свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях,
динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и
фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с
основами фундаментальных физических теорий: классической механики,
молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики,
специальной теории относительности, квантовой теории;
·
овладение
умениями проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты
измерений, выдвигать гипотезы и строить модели,
устанавливать границы их применимости;
·
применение
знаний
по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы
технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения
и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования
современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления
учебной и научно-популярной информации по физике;
·
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний,
выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и
других творческих работ;
·
воспитание
духа
сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения
к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам
науки и техники, обеспечивающимведущую роль физики в создании
современного мира техники;
·
использование
приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач,
рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения
безопасности жизнедеятельности человека и общества.Программапредусматривает
формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций:
·
Познавательная
деятельность:
·
использование
для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование;
·
формирование
умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы,
теории;
·
овладение
адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
·
приобретение
опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез.
·
Информационно-коммуникативная
деятельность:
·
владение
монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку
зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
·
использование
для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации.
·
Рефлексивная
деятельность:
·
владение
навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные
результаты своих действий:
·
организация
учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств
задачи курса:
·
развивать мышление учащихся, формировать у них умение
самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические
явления;
·
помочь школьникам овладеть знаниями об экспериментальных фактах,
понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной
картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и
технологии;
·
способствовать усвоению идеи единства строения материи и неисчерпаемости
процесса ее познания, пониманию роли практики в познании физических явлений и
законов;
·
формировать у обучающихся познавательный интерес к физике и
технике, развивать творческие способности, осознанные мотивы учения;
подготовить учеников к продолжению образования и сознательному выбору профессии
Познавательная
деятельность:
·
использование
для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование;
·
формирование
умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы,
теории;
·
овладение
адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
·
приобретение
опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная
деятельность:
·
владение
монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения
собеседника и признавать право на иное мнение;
·
использование
для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации.
Рефлексивная
деятельность:
·
владение
навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные
результаты своих действий:
·
организация
учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств.
·
Общая
характеристика учебного предмета:
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем
мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии,
биологии, географии и астрономии.
Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из
естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания
физики в ее историческом развитии человек не поймет историю формирования других
составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для
формирования миропонимания, для развития научного способа мышления.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе
изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых
знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке
проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Ценностные ориентиры курса физики рассматриваются как формирование
уважительного отношения к созидательной и творческой деятельности, понимания
необходимости эффективного и безопасного использования различных технических
устройств, сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Место
и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 102 часов для обязательного изучения физики на
базовом уровне ступени среднего общего образования, из расчета 3 учебных часа в
неделю. Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента
учащихся непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение
физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания
образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся
физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета. Количество
контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в соответствии с
примерной и авторской программой.
Авторской
программой (а так же рабочей программой)учебные
экскурсии не предусмотрены.
По
данной программе обучается: 11 класс
содержание учебного предмета:
Электродинамика
( продолжение)
Магнитное
поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция.
Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества.
Электродвигатель. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный
генератор электрического тока.
Демонстрации
·
магнитное
взаимодействие токов
·
отклонение
электронного пучка магнитным полем
·
магнитная
запись звука
·
зависимость
ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Лабораторные
работы
·
наблюдение
действия магнитного поля на ток
·
изучение
явления электромагнитной индукции
Электромагнитные
колебания и волны
Колебательный
контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические
электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и
потребление электрической энергии.
Электромагнитное
поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства
электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Скорость
света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция
света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы.
Формула тонкой линзы. Оптические приборы.
Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя.
Релятивистский импульс.Дефект масс и энергия связи.
Лабораторные
работы
Измерение показателя преломления света
Демонстрации
·
свободные
электромагнитные колебания
·
осциллограмма
переменного тока
·
генератор
переменного тока
·
излучение
и прием электромагнитных волн
·
отражение
и преломление электромагнитных волн
·
интерференция
света
·
дифракция
света
·
получение
спектра с помощью линзы
·
получение
спектра с помощью дифракционной решетки
·
поляризация
света
·
прямолинейное
распространение, отражение и преломление света.
·
оптические
приборы
Квантовая
физика
Гипотеза
Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно – волновой
дуализм.
Модели
строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на
основе квантовых постулатов Бора.
Состав и
строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды
радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства
ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения.
Ядерные
реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Фундаментальные взаимодействия.
Лабораторные
работы
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
Демонстрации
·
Фотоэффект
·
линейчатые
спектры излучения
·
лазер
·
счетчик
ионизирующих излучений
Строение
Вселенной
Расстояние до Луны, Солнца и ближайших звезд. Космические исследования, их
научное и экономическое значение. Природа Солнца и звезд, источники энергии.
Физические характеристики звезд. Современные представления о происхождении и
эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика и место Солнечной системы в ней. Другие
галактики. Представление о расширении Вселенной
Экспериментальная
физика.
Опыты,
иллюстрирующие изучаемые явления.
Результаты
освоения учебного курса физики в 11 классе.
знать/понимать
·
смысл
понятий:
физическое явление, физический закон, самоиндукция, фотоэффект, взаимодействие.электрическое
поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
·
смысл
физических величин:вектор магнитной индукции, магнитный поток, фаза колебаний, ЭДС
индукции, длина и скорость волны, скорость и давление света, фокусное
расстояние линзы;
·
смысл
физических законов:Ампера, Лоренца, электромагнитной индукции, Гюйгенса, Эйнштейна,
Столетова, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.
·
уметь
·
описывать и
объяснять физические явления: взаимодействия токов, действия магнитного поля на
движущийся заряд, электромагнитную индукцию, механические колебания и волны,
резонанс, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов,
взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током,
тепловое действие тока, отражение, преломление, дисперсию, интерференцию,
дифракцию света;
·
использовать
физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических
величин:расстояния,
промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы
тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности
электрического тока;
·
представлять
результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза
на пружине от массы груза и от жесткости пружины, угла отражения от угла
падения света, угла преломления от угла падения света;
·
выражать
результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
·
приводить
примеры практического использования физических знанийо механических, световых,
электромагнитных и квантовых явлениях;
·
решать
задачи на применение изученных физических законов;
·
·осуществлять
самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и
научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее
обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков,
математических символов, рисунков и структурных схем);
·
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
·обеспечения
безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых
приборов,
·
контроля за
исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в
квартире;
·
рационального
применения простых механизмов,
·
оценки
безопасности радиационного фона.
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения
безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных
средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и
другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
- определения
собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в
природной среде.
Система оценивания
Оценка
устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том
случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности
рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное
определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также
правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному
плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой
ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между
изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4ставится в том
случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на
оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без
применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным
материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил
одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или
с небольшой помощью учителя.
Оценка 3ставится в том
случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых
явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении
вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного
материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с
использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2ставится в том
случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с
требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1ставится в том
случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка
письменных контрольных работ
Оценка 5ставится за
работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4ставится за
работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного
недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3ставится за
работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более
одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и
трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2ставится за
работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или
правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1ставится за
работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка
лабораторных работ
Оценка 5ставится в том
случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально
монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах,
обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования
правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи,
таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ
погрешностей.
Оценка 4ставится в том
случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5,
но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3ставится в том
случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части
таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе
проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2ставится в том
случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы
не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились
неправильно.
Оценка 1ставится в том
случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во
всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил
безопасного труда.
Перечень
ошибок
Грубые
ошибки
1.
Незнание
определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул,
общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2.
Неумение
выделять в ответе главное.
3.
Неумение
применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно
сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения,
незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки,
показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное
истолкование решения.
4.
Неумение
читать и строить графики и принципиальные схемы.
5.
Неумение
подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые
расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6.
Небрежное
отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7.
Неумение
определить показания измерительного прибора.
8.
Нарушение
требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые
ошибки
1. Неточности
формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа
основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением
условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в
условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков,
схем.
3. Пропуск
или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный
выбор хода решения.
Недочеты
1.
Нерациональные
записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и
решения задач.
2.
Арифметические
ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного
результата.
3.
Отдельные
погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4.
Небрежное
выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5.
Орфографические
и пунктуационные ошибки.
Тематическое планирование
Раздел
|
Тема
|
Количество часов
|
Л.р.
|
К.р.
|
Основы электродинамики
|
Магнитное
поле
|
7
|
Л.р.
№1
Л.р.
№2
|
К.р
№1
|
Электромагнитная
индукция
|
9
|
Механические
колебания
Электромагнит-
ные
колебания
|
9
12
|
Л.р№3
|
К.р.
№2
|
Производство,
пе-
редача
и использо-
ваниеэлектриче-
ской
энергии
|
3
|
|
К.р.№
3
|
Механические
волны
|
4
|
|
|
Электромагнит-
ные
волны
|
3
|
|
|
Оптика
|
Геометрическая
и волновая оптика
Излучение
и спек-
тры
|
24
|
Л.р. №4
Л.р. №5
Л.р.
№6
|
К.р.
№ 4
|
Элементы
теории
относительности
|
6
|
Квантовая физика и элементы астрофизики
|
Световые
кванты
|
4
|
|
К.р.
№5
|
Атомная
физика
|
4
|
Физика
атомного
ядра
|
12
|
Элементарные
частицы
Значение
физики
для
объяснения
мира
и развития
производительных
сил
общества
|
1
|
|
|
Строение
Вселен-
ной
|
5
|
|
|
|
Итого
|
102
|
6
|
5
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.