Рабочая
программа по физике для 10 класса
среднего
общего образования
(базовый уровень).
Пояснительная
записка
Нормативные
акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая
программа:
·
Федеральный
компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом
Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 года №1089.
·
Рабочая
программа составлена на основе авторской программы Г.Я. Мякишева и примерной
программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х –
ХI классы, разработанной в соответствии с требованиями обязятельного минимума
содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования. (М.: Просвещение,
2008г.)
·
Базисный
учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный
приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
·
Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования. (УМК по физике для 7 – 9 классов для реализации данной авторской
программы.)
·
Учебный
план МБОУ СОШ №17 на 2014-2015 учебный год.
Цели
изучения:
·
освоение
знаний о
методах научного познания природы; современной физической картине мира:
свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях,
динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и
фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами
фундаментальных физических теорий: классической механики,
молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики,
специальной теории относительности, квантовой теории;
·
овладение
умениями проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты
измерений, выдвигать гипотезы и строить модели,
устанавливать границы их применимости;
·
применение
знаний
по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы
технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения
и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования
современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления
учебной и научно-популярной информации по физике;
·
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний,
выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и
других творческих работ;
·
воспитание
духа
сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения
к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам
науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании
современного мира техники;
·
использование
приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач,
рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения
безопасности жизнедеятельности человека и общества.Программа предусматривает
формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
·
Познавательная
деятельность:
·
использование
для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование;
·
формирование
умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы,
теории;
·
овладение
адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
·
приобретение
опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез.
·
Информационно-коммуникативная
деятельность:
·
владение
монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку
зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
·
использование
для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации.
·
Рефлексивная
деятельность:
·
владение
навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные
результаты своих действий:
·
организация
учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств
задачи курса:
·
развивать мышление учащихся, формировать у них умение самостоятельно
приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
·
помочь школьникам овладеть знаниями об экспериментальных фактах,
понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной
картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и
технологии;
·
способствовать усвоению идеи единства строения материи и
неисчерпаемости процесса ее познания, пониманию роли практики в познании
физических явлений и законов;
·
формировать у обучающихся познавательный интерес к физике и
технике, развивать творческие способности, осознанные мотивы учения;
подготовить учеников к продолжению образования и сознательному выбору профессии
Познавательная
деятельность:
·
использование
для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование;
·
формирование
умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы,
теории;
·
овладение
адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
·
приобретение
опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная
деятельность:
·
владение
монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения
собеседника и признавать право на иное мнение;
·
использование
для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации.
Рефлексивная
деятельность:
·
владение
навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные
результаты своих действий:
·
организация
учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств.
Общая
характеристика учебного предмета:
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем
мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии,
биологии, географии и астрономии.
Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из
естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания
физики в ее историческом развитии человек не поймет историю формирования других
составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для
формирования миропонимания, для развития научного способа мышления.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе
изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых
знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке
проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Ценностные ориентиры курса физики рассматриваются как формирование
уважительного отношения к созидательной и творческой деятельности, понимания
необходимости эффективного и безопасного использования различных технических
устройств, сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Место
и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения физики на
базовом уровне ступени среднего общего образования, из расчета 3 учебных часа в
неделю. Рабочая
программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся не профилированной
средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на
уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же
время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои
способности при изучении данного предмета. Количество
контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в соответствии с
примерной и авторской программой.
Авторской
программой (а так же рабочей программой)учебные
экскурсии не предусмотрены.
По
данной программе обучается: 10 классс
содержание учебного предмета:
Научный метод
познания природы
Физика
– фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в
процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные
гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы
применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике –
основа прогресса в технике и технологии производства.
Механика
Системы отсчета. Скалярные и векторные физические
величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического
движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение
по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности
Галилея.
Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил.
Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.
Закон
сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела
в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела.
Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации
1. Зависимость
траектории от выбора отсчета.
2. Падение
тел в воздухе и в вакууме.
3. Траектория
движения тела, брошенного горизонтально.
4. Явление
инерции.
5. Относительность
покоя и движения.
6. Относительность
перемещения и траектории.
7. Измерение
сил.
8. Сложение
сил.
9. Зависимость
силы упругости от деформации.
10. Реактивное
движение.
11. Наблюдение малых
деформаций. Закон Гука.
12. Трение покоя,
качения и скольжения
13. Переход
потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные
работы
1. Изучение
движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.
2. Изучение
закона сохранения механической энергии.
Молекулярная
физика
Молекулярно – кинетическая теория строения вещества и
ее экспериментальные основания.
Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального
газа.
Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул
с абсолютной температурой.
Строение жидкостей и твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы
изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия
тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.
Демонстрации
1. Механическая
модель броуновского движения.
2. Диффузия
газов.
3. Притяжение
молекул.
4. Изменение
давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
5. Изменение
объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
6. Изменение
объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
7. Устройство
гигрометра и психрометра.
8. Кристаллические
и аморфные тела.
9. Рост
кристаллов.
10. Пластическая
деформация твердого тела.
11. Модели тепловых
двигателей.
Лабораторные
работы
Опытная
проверка закона Гей-Люссака.
Электродинамика
Элементарный
электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока.
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический
ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.
Демонстрации
1. Электризация
тел.
2. Взаимодействие
наэлектризованных тел.
3. Электрометр.
4. Силовые
линии электрического поля.
5. Полная
передача заряда проводником.
6. Измерение
разности потенциалов.
7. Электроемкость
плоского конденсатора.
8. Устройство
и действие конденсаторов постоянной и переменной емкости.
9. Энергия
заряженного конденсатора.
10. Электроизмерительные
приборы.
Лабораторные
работы
1. Изучение
последовательного и параллельного соединения проводников.
2. Измерение
ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Экспериментальная
физика
Опыты,
иллюстрирующие изучаемые явления
Результаты
освоения учебного курса физики в 10 классе.
.
Требования
к уровню подготовки учеников 10 класса
ученик
должен:
знать/понимать
·
смысл
понятий:
физическое
явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория,
принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная
система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;
·
смысл
физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение,
масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая
энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы,
период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия,
удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота
сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия
частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха,
электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока,
напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость,
энергия электрического поля, электродвижущая сила;
·
смысл
физических законов, принципов, постулатов: принципы
суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики
Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической
энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики,
закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической
цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории
газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной
цепи; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании
научного мировоззрения;
уметь
описывать и объяснять:
·
физические
явления:
равномерное
прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу
давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность,
конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление,
кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов,
тепловое действие тока;
·
физические
явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных
спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
·
результаты
экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы
падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром
расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде;
броуновское движение; электризацию тел при их контакте; зависимость
сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
·
описывать
фундаментальные
опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
·
приводить
примеры
практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и
электродинамики в энергетике;
·
определять
характер
физического процесса по графику, таблице, формуле;
·
отличать гипотезы
от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить
примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для
выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических
выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления
природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
·
приводить
примеры
опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для
выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет
проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает
возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория
позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при
объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же
природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных
моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы
применимости;
·
измерять:
расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность
воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность
электрического тока; скорость, ускорение свободного падения; плотность
вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную
теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее
сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их
погрешностей;
·
применять
полученные знания для решения физических задач.
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
обеспечения
безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств,
бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы
загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
·
определения
собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в
природной среде.
Система оценивания
Оценка
устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том
случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности
рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное
определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также
правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному
плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой
ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между
изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4ставится в том
случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на
оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без
применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным
материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил
одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или
с небольшой помощью учителя.
Оценка 3ставится в том
случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых
явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении
вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного
материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с
использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2ставится в том
случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с
требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1ставится в том
случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка
письменных контрольных работ
Оценка 5ставится за
работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4ставится за
работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного
недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3ставится за
работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более
одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2ставится за
работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или
правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1ставится за
работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка
лабораторных работ
Оценка 5ставится в том
случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально
монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах,
обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования
правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи,
таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ
погрешностей.
Оценка 4ставится в том
случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5,
но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3ставится в том
случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части
таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе
проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2ставится в том
случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы
не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились
неправильно.
Оценка 1ставится в том
случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во
всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил
безопасного труда.
Перечень
ошибок
Грубые
ошибки
1.
Незнание
определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул,
общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2.
Неумение
выделять в ответе главное.
3.
Неумение
применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно
сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения,
незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки,
показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное
истолкование решения.
4.
Неумение
читать и строить графики и принципиальные схемы.
5.
Неумение
подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые
расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6.
Небрежное
отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7.
Неумение
определить показания измерительного прибора.
8.
Нарушение
требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые
ошибки
1. Неточности
формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа
основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением
условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в
условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков,
схем.
3. Пропуск
или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный
выбор хода решения.
Недочеты
1.
Нерациональные
записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и
решения задач.
2.
Арифметические
ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного
результата.
3.
Отдельные
погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4.
Небрежное
выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5.
Орфографические
и пунктуационные ошибки.
Тематическое планирование
№
п/п
|
Название
раздела, темы
|
Кол-во
часов
|
Из них:
|
лабораторные,
практические
|
контрольные
|
|
1
|
Введение
|
1
|
-
|
–
|
|
2
|
Кинематика
материальной точки
|
19
|
-
|
2
|
|
3
|
Динамика
материальной точки
|
16
|
1
|
1
|
|
4
|
Законы
сохранения
|
12
|
1
|
|
|
5
|
статика
|
3
|
-
|
-
|
|
6
|
Молекулярная
физика.
Тепловые
явления
|
13
|
1
|
1
|
|
7
|
Термодинамика
|
6
|
|
1
|
|
8
|
Электростатика
|
12
|
|
1
|
|
9
|
Законы
постоянного тока
|
9
|
2
|
1
|
|
10
|
Электрический
ток в различных средах
|
10
|
|
1
|
|
11
|
повторение
|
4
|
|
|
|
ИТОГО:
|
105
|
5
|
8
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.