МБОУ г. Мурманска
средняя общеобразовательная школа № 49
«Рассмотрено»
на заседании методического совета
Протокол
№ 1_
от «30» августа _ 2013 г.,
педагогическом совете
школы
протокол № 1 от 30.08.2013 г.
«Утверждено»
приказ № 464 от «02» сентября 2013 г.
Директор ________________ Конотоп Т.М.
М.П.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
5-9 класс
Учитель:
Артимонова Наталья Борисовна
Программа
разработана на основе федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования по физической культуре, примерной программы по
физической культуре
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для 5 - 9
классов составлена на основе Примерной программы по физической культуре основного
общего образования, Федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования по физической культуре.
УМК:
1.Физическая культура 5 – 7 классы: учеб. для
общеобразоват. учреждений / под ред. М.Я.Виленского. – 7-е изд. – М.:
Просвещение, 2011г.
2.Лях В.И. Физическая культура. 8-9 классы:
учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред.
В.И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011г.
Структура документа
Рабочая программа по физической культуре для 5 - 9
классов включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с
распределением учебных часов по разделам; требования к уровню подготовки
выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области
физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая
своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической
природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется
как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических
и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности,
учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам:
знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование
(мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности
(операциональный компонент деятельности).
В программе для основного
общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена
двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и
спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет
соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое
совершенствование, способы деятельности).
Первая
содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья
учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование
потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в
разнообразных формах активного отдыха и досуга.
В первом разделе
«Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о
правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха
средствами физической культуры, раскрываются представления о современных
оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках
физкультурно-оздоровительной деятельности.
Во втором разделе
«Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных
оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и
телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также
упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим
отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания).
В третьем разделе
«Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной
организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой,
приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и
гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия
«Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях
спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного
уровня физической и двигательной подготовленности учащихся.
В первом разделе «Знания о
спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и
Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной
тренировки
(нагрузка, физические качества, техника
двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической
подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое
совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические
упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих
относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у
учащихся.
В третьем
разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и
достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной
подготовкой.
Целью учебного
предмета «Физическая культура» - является
формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении
к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового
образа жизни. В соответствии с этим, Программа основного общего образования
своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих
практических целей:
- развитие основных физических качеств и
способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей
организма;
- формирование культуры движений,
обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей
и корригирующей направленностью; приобретение навыков в
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний
о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в
формировании здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели настоящая программа для
учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:
- укрепление здоровья,
содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно
важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие
двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение
необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
·
воспитание потребности и умения самостоятельно
заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха,
тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
·
содействие воспитанию нравственных и волевых
качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа для 5 – 9 классов рассчитана на
510 часов, из расчета 3 часа в неделю, при 34 неделях в году, в
соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком МБОУ ООШ № 49.
За счет исключения некоторых видов
(плавание, элементы единоборства) и резервного
времени увеличено количество часов в
разделе «Физическое
совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью» с целью увеличения
двигательной активности обучающихся со 174ч. до 396ч.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе
основного общего образования являются:
В познавательной деятельности:
ü использование
наблюдений, измерений и моделирования;
ü комбинирование
известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного
их применения;
ü исследование
несложных практических ситуаций.
В информационно-коммуникативной деятельности:
ü умение
вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
ü умение
составлять планы и конспекты;
ü умение
использовать знаковые системы (таблицы, схемы и т.п.).
В рефлексивной деятельности:
ü самостоятельная
организация учебной деятельности;
ü владение
навыками контроля и оценки своей деятельности;
ü соблюдение
норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
ü владение
умениями совместной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате
освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура»
выпускник основной школы должен достигнуть следующего уровня развития
физической культуры.
Знать/понимать:
Ø роль физической культуры и спорта в формировании
здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных
привычек;
Ø основы формирования двигательных действий и развития
физических качеств;
Ø способы закаливания организма и основные приемы
самомассажа.
Уметь:
Ø составлять и выполнять комплексы упражнений
утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей
организма;
Ø выполнять акробатические, гимнастические,
легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;
Ø выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на
развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры
с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
Ø осуществлять наблюдения за своим физическим
развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения
двигательных действий и режимами физической нагрузки;
Ø соблюдать безопасность при выполнении физических
упражнений и проведении туристических походов;
Ø осуществлять судейство школьных соревнований по одному
из программных видов спорта.
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ø проведения самостоятельных занятий по формированию
индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств,
совершенствованию техники движений;
Ø включения занятий физической культурой и спортом в
активный отдых и досуг.
Учебные нормативы по освоению навыков, умений,
развитию двигательных качеств
5 класс
№ п/п
|
Контрольные упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
1.
|
Бег 20 м, с
|
3.8
|
4.1
|
4.4
|
4.1
|
4.3
|
4.5
|
2.
|
Бег 30 м, с
|
5.2
|
5.8
|
6.2
|
5.5
|
6.0
|
6.2
|
3.
|
Бег 60 м, с
|
10.0
|
10.6
|
11.2
|
10.4
|
10.8
|
11.4
|
4.
|
Челночный бег 3х10м
|
8.4
|
9.0
|
9.6
|
8.6
|
9.2
|
10.0
|
5.
|
Бег 2000м, с
|
Без учета времени
|
6.
|
Метание мяча 150г, м
|
34
|
27
|
20
|
21
|
17
|
14
|
7.
|
Подтягивание
|
6
|
4
|
3
|
15
|
10
|
8
|
8.
|
Прыжки в длину с места, см
|
170
|
160
|
150
|
160
|
150
|
145
|
9.
|
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
|
26
|
18
|
10
|
17
|
10
|
7
|
10.
|
Наклон вперед из положения сидя
|
12
|
8
|
2
|
16
|
10
|
6
|
11.
|
Подъем туловища из положения лежа на спине
за 30с
|
20
|
15
|
10
|
20
|
15
|
10
|
12.
|
Ходьба на лыжах 1км, мин, с
2км
|
6.30
|
7.00
|
7.40
|
7.00
|
7.30
|
8.10
|
Без учета времени
|
13.
|
Прыжок в высоту см
|
110
|
100
|
85
|
105
|
95
|
80
|
14.
|
Шестиминутный бег, м
|
1300
|
1200
|
1000
|
1250
|
1150
|
950
|
Учебные нормативы по освоению навыков, умений,
развитию двигательных качеств
6 класс
№ п/п
|
Контрольные упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
1.
|
Бег 20 м, с
|
3.6
|
3.9
|
4.2
|
3.9
|
4.1
|
4.4
|
2.
|
Бег 30 м, с
|
5.3
|
5.5
|
6.0
|
5.5
|
5.8
|
6.4
|
3.
|
Бег 60 м, с
|
9.8
|
10.4
|
11.1
|
10.3
|
10.6
|
11.2
|
4.
|
Челночный бег 3х10м
|
8.2
|
8.6
|
9.2
|
8.4
|
9.0
|
9.6
|
5.
|
Бег 2000 м, с
Бег 1500 м, мин, с
|
Без учета времени
|
7.30
|
7.50
|
8.10
|
8.00
|
8.20
|
8.40
|
6.
|
Метание мяча 150г, м
|
36
|
29
|
21
|
23
|
18
|
15
|
7.
|
Подтягивание
|
7
|
5
|
4
|
17
|
14
|
9
|
8.
|
Прыжки в длину с места, см
|
175
|
165
|
155
|
165
|
155
|
150
|
9.
|
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
|
29
|
20
|
15
|
15
|
10
|
8
|
10.
|
Наклон вперед из положения сидя
|
13
|
10
|
6
|
20
|
15
|
10
|
11.
|
Подъем туловища из положения лежа на спине за 30с
|
25
|
20
|
15
|
22
|
18
|
15
|
12.
|
Ходьба на лыжах 2км,
мин.
3км
|
14.00
|
14.30
|
15.00
|
14.30
|
15.00
|
15.30
|
Без учета времени
|
13.
|
Прыжок в высоту см
|
115
|
110
|
90
|
110
|
100
|
85
|
14.
|
Прыжки в длину с разбега, см.
|
360
|
330
|
270
|
330
|
280
|
230
|
15.
|
Шестиминутный бег, м.
|
1325
|
1250
|
1150
|
1250
|
1050
|
900
|
16.
|
Прыжки через скакалку за 1 мин.
|
105
|
100
|
95
|
125
|
120
|
115
|
Учебные нормативы по освоению навыков, умений,
развитию двигательных качеств
7 класс
№ п/п
|
Контрольные упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
1.
|
Бег 20 м, с
|
3.8
|
3.9
|
4.1
|
3.9
|
4.1
|
4.3
|
2.
|
Бег 30 м, с
|
5.0
|
5.4
|
5.8
|
5.2
|
5.6
|
6.0
|
3.
|
Бег 60 м, с
|
9.4
|
10.2
|
11.0
|
9.8
|
10.4
|
11.0
|
4.
|
Челночный бег 3х10м
|
7.8
|
8.5
|
9.0
|
8.4
|
9.0
|
9.6
|
5.
|
Бег 1500м, с
Бег 2000м, мин,с
|
7.00
|
7.30
|
8.00
|
7.30
|
8.00
|
8.30
|
Без учета времени
|
6.
|
Метание мяча 150г, м
|
39
|
31
|
23
|
26
|
19
|
16
|
7.
|
Подтягивание
|
8
|
6
|
5
|
19
|
15
|
11
|
8.
|
Прыжки в длину с места, см
|
195
|
185
|
170
|
170
|
160
|
150
|
9.
|
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
|
25
|
20
|
18
|
15
|
10
|
8
|
10.
|
Наклон вперед из положения сидя
|
13
|
10
|
5
|
18
|
15
|
10
|
11.
|
Подъем туловища из положения лежа на спине за 30с
|
24
|
20
|
15
|
22
|
18
|
13
|
12.
|
Ходьба на лыжах 2км, мин,
с
3км
|
13.00
|
14.00
|
14.30
|
14.00
|
14.30
|
15.00
|
Без учета времени
|
13.
|
Прыжок в высоту см
|
125
|
115
|
100
|
110
|
100
|
90
|
14.
|
Прыжки через скакалку за 1 мин.
|
110
|
100
|
95
|
115
|
105
|
100
|
15.
|
Шестиминутный бег, м
|
1375
|
1225
|
1125
|
1200
|
1050
|
925
|
Учебные нормативы по освоению навыков, умений,
развитию двигательных качеств
8 класс
№ п/п
|
Контрольные упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
1.
|
Бег 20 м, с
|
3.7
|
3.9
|
4.1
|
3.9
|
4.1
|
4.3
|
2.
|
Бег 30 м, с
|
4.8
|
5.0
|
5.4
|
5.2
|
5.6
|
6.0
|
3.
|
Бег 60 м, с
|
8.8
|
9.7
|
10.5
|
9.7
|
10.2
|
10.7
|
4.
|
Челночный бег 3х10м
|
8.0
|
8.3
|
9.0
|
8.4
|
9.0
|
9.8
|
5.
|
Бег 2000 м, с
Бег 3000 м
|
10.00
|
10.40
|
11.40
|
11.00
|
12.40
|
15.50
|
Без учета времени
|
6.
|
Метание мяча 150г, м.
|
42
|
37
|
28
|
27
|
21
|
17
|
7.
|
Подтягивание.
|
9
|
7
|
6
|
15
|
10
|
6
|
8.
|
Прыжки в длину с места, см.
|
205
|
190
|
175
|
175
|
165
|
155
|
9.
|
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
|
30
|
26
|
15
|
20
|
15
|
10
|
10.
|
Наклон вперед из положения сидя.
|
15
|
10
|
8
|
20
|
15
|
10
|
11.
|
Подъем туловища из положения лежа на спине за 30с.
|
25
|
22
|
20
|
23
|
19
|
16
|
12.
|
Ходьба на лыжах 3км, мин. 5км
|
18.00
|
19.00
|
20.00
|
20.00
|
21.00
|
23.00
|
Без учета времени
|
13.
|
Прыжок в высоту см.
|
130
|
120
|
105
|
115
|
105
|
95
|
14.
|
Прыжок в длину с разбега, см.
|
410
|
370
|
310
|
360
|
310
|
260
|
15.
|
Шестиминутный бег, м.
|
1450
|
1300
|
1200
|
1300
|
1075
|
950
|
Учебные нормативы по освоению навыков, умений,
развитию двигательных качеств
9 класс
п/п
|
Контрольные упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
1.
|
Бег 20 м, с
|
3.5
|
3.7
|
3.9
|
3.8
|
4.1
|
4.4
|
2.
|
Бег 30 м, с
|
4.5
|
5.0
|
5.5
|
4.9
|
5.5
|
6.0
|
3.
|
Бег 60 м, с
|
8.4
|
9.2
|
10.0
|
9.4
|
10.
|
10.5
|
4.
|
Челночный бег 3х10м
|
7.4
|
8.0
|
8.5
|
8.2
|
9.0
|
9.5
|
5.
|
Бег 3000 м, с
Бег 2000 м, мин, с
|
Без учета времени
|
9.20
|
10.00
|
11.00
|
10.20
|
12.00
|
13.00
|
6.
|
Метание гранаты 500г, 250г, м
|
35
|
32
|
29
|
22
|
19
|
16
|
7.
|
Подтягивание
|
10
|
8
|
7
|
-
|
-
|
-
|
8.
|
Прыжки в длину с места, см
|
220
|
210
|
195
|
180
|
170
|
160
|
9.
|
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
|
32
|
25
|
20
|
20
|
15
|
10
|
10.
|
Наклон вперед из положения сидя
|
15
|
10
|
8
|
20
|
15
|
10
|
11.
|
Подъем туловища из положения лежа на спине за 30с
|
26
|
24
|
22
|
26
|
23
|
20
|
12.
|
Ходьба на лыжах 3км, мин, с 5км
|
17.30
|
18.00
|
19.00
|
19.30
|
20.00
|
21.30
|
Без учета времени
|
13.
|
Прыжок в высоту см
|
130
|
125
|
110
|
115
|
110
|
100
|
14.
|
Лазание по канату без помощи ног, м
|
5
|
4
|
3
|
-
|
-
|
|
15.
|
Шестиминутный бег, м
|
1500
|
1350
|
1200
|
1300
|
1150
|
1050
|
16.
|
Прыжок в длину с разбега, см
|
430
|
380
|
330
|
370
|
330
|
290
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Материал учебного предмета «Физическая
культура» представлен в программе следующими содержательными линиями:
· Физкультурно
– оздоровительная деятельность
· Спортивно –
оздоровительная деятельность
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№
|
Учебные разделы
|
По Примерной программе
|
По рабочей программе
|
КЛАССЫ
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
|
Физкультурно –
оздоровительная деятельность
|
102ч
|
102ч
|
|
Знания о
физкультурно – оздоровительной деятельности
|
12ч
|
12ч
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
Способы
физкультурно – оздоровительной деятельности
|
12ч
|
12ч
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
Физическое
совершенствование с оздоровительной направленностью
|
78ч
|
78ч
|
16
|
15
|
15
|
16
|
16
|
2.
|
Спортивно –
оздоровительная деятельность
|
198ч
|
408ч
|
|
Знания о спортивно
– оздоровительной деятельности
|
12ч
|
12ч
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
Физическое
совершенствование со спортивно – оздоровительной направленностью:
|
174ч
|
396ч
|
75
|
79
|
76
|
76
|
78
|
·
Гимнастика с
элементами акробатики
|
|
56
|
10
|
11
|
11
|
11
|
13
|
·
Легкая атлетика
|
|
91
|
18
|
19
|
18
|
18
|
18
|
·
Спортивные и подвижные
игры
|
|
172
|
34
|
36
|
34
|
34
|
34
|
·
Лыжная подготовка
|
|
65
|
13
|
13
|
13
|
13
|
13
|
Способы спортивно
– оздоровительной деятельности
|
12ч
|
12ч
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
резерв
|
50
|
|
|
ИТОГО:
|
350
часов
|
510
часов
|
102
|
102
|
102
|
102
|
102
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(510 часов)
I.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность (102часа)
1.1.
Знания
о физкультурно-оздоровительной деятельности (12 часов).
Здоровый образ жизни человека, роль и
значение занятий физической культурой в его формировании.
Активный отдых и формы его организации
средствами физической культуры. Туристические походы как одна из форм активного
отдыха, основы организации и проведения пеших туристических походов
Общие представления об оздоровительных
системах физического воспитания, направленно воздействующих на формирование
культуры тела, культуры движений, развитие систем организма.
Организационные основы занятий
физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и
профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических
нагрузок.
Общие представления о работоспособности
человека, гигиенические мероприятия для восстановления и повышения
работоспособности в режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями:
утренняя зарядка и физкультпаузы (основы содержания, планирования и дозировки
упражнений), закаливание организма способом обливания (планирование и
дозировка), самомассаж, релаксация (общие представления).
Правила ведение дневника самонаблюдения за
состоянием здоровья (по показателям самочувствия), физическим развитием и
физической подготовленностью.
1.2.
Физическое
совершенствование с оздоровительной направленностью (78часов).
Индивидуализированные комплексы и
упражнения из оздоровительных систем физического воспитания, ориентированные на
коррекцию осанки и телосложения, профилактику утомления и сохранения повышенной
работоспособности, развитие систем дыхания и кровообращения. Простейшие
композиции ритмической гимнастики и аэробики.
Комплексы и упражнения адаптивной
физической культуры, учитывающие индивидуальные медицинские показания (на
профилактику сколиоза, плоскостопия, остеохондроза, органов дыхания и зрения,
сердечно-сосудистой системы и т.п.).
Лыжные прогулки по пересеченной местности,
оздоровительная ходьба и оздоровительный бег (ориентированные на развитие
функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения).
Физические упражнения туристической
подготовки: преодоление искусственных и естественных препятствий с
использованием разнообразных способов ходьбы, бега, прыжков, лазания и
перелазания,
передвижения в висе и упоре, передвижения
с грузом на плечах по ограниченной и наклонной опоре.
1.3.
Способы
физкультурно-оздоровительной деятельности (12часов).
Составление и выполнение индивидуальных
комплексов по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия,
адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья,
физического развития и физической подготовленности).
Составление и проведение индивидуальных
занятий физическими упражнениями на развитие основных систем организма.
Контроль физической нагрузки и ее
регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных
сокращений, внешним признакам, самочувствию).
Проведение утренней зарядки и
физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и
приемов самомассажа и релаксации.
II.
Спортивно-оздоровительная
деятельность(408часов)
2.1.
Знания
о спортивно-оздоровительной деятельности (12 часов).
История зарождения древних Олимпийских игр в мифах и
легендах. Общие представления об истории возникновения Современных Олимпийских
игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Олимпийское движение
в России, выдающиеся успехи отечественных спортсменов.
Понятие общей и специальной физической подготовки,
спортивно-оздоровительной тренировки.
Техника двигательных действий (физических упражнений), ее
связь с физической подготовленностью и двигательным опытом человека. Основы
обучения движениям и контроль за техникой их выполнения.
Физические качества и их связь с физической
подготовленностью человека, основы развития и тестирования.
Правила составления занятий и системы занятий
спортивно-оздоровительной тренировкой (на примере одного из видов спорта),
соблюдения режимов физической нагрузки, профилактики травматизма и оказания до
врачебной помощи.
Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в
игровой и соревновательной деятельности.
Правила спортивных соревнований и их назначение (на примере
одного из видов спорта).
2.2.
Физическое
совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью (384 часов).
2.2.1.
Гимнастические
упражнения (56 часов).
Строевые упражнения – перестроение, строевой шаг,
размыкание и смыкание, выполнение команд: «Пол – оборота направо!», «Пол –
оборота налево!», «Короче шаг!», «Полшага!», «Полный шаг!», «Прямо!», повороты
в движении направо, налево, переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в
шеренге, перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три, по четыре
в движении.
Акробатические упражнения и
комбинации -
девочки: кувырок вперёд и назад; стойка на лопатках; два кувырка вперёд слитно;
«мост» из положения лёжа; «мост» из положения стоя с помощью; мальчики: кувырок
вперёд в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами; девочки:
кувырок назад в полушпагат; мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь;
кувырок вперёд и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках; девочки:
«мост» и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперёд и назад; мальчики:
из упора присев силой стойка на голове и руках; длинный кувырок вперёд с трёх
шагов разбега; девочки: равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок в перёд.
Опорные прыжки – девочки: прыжок через
гимнастического козла ноги врозь; мальчики: прыжок через гимнастического козла,
согнув ноги; прыжок боком с поворотом на 90*.
Лазание по канату – мальчики: способом в
три приема; способом в два приема.
Упражнения и комбинации на спортивных
снарядах. Гимнастическое бревно – девочки: ходьба с различной амплитудой
движений и ускорениями, поворотами в правую и левую стороны; передвижения
приставными шагами
(левым и правым боком); танцевальные шаги
с махами ног и поворотами на носках; подскоки в полуприсед; стилизованные
прыжки на месте и с продвижениями вперед; равновесие на одной ноге; упор
присев и полушпагат; соскоки (прогнувшись толчком ног из стойки поперек;
прогиба-
ясь с короткого разбега толчком одной и
махом другой).
Гимнастическая перекладина (низкая) -
мальчики: махом одной и толчком другой подъём переворотом в упор; махом назад
соскок; подъём переворотом в упор толчком двумя; из виса на подколенках через
стойку на руках опускание в упор присев.
Гимнастическая перекладина (высокая) –
мальчики: подтягивания; передвижение в висе; подъём в упор переворотом махом и
силой.
Гимнастические брусья (параллельные) –
мальчики: наскок в упор, хождение на руках; махом назад соскок; сед ноги врозь,
из седа на бедре соскок с поворотом; подъём махом назад и сед ноги врозь;
подъём махом вперёд в сед ноги врозь.
Гимнастические брусья (разной высоты) –
девочки : наскок в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; махом одной и
толчком другой подъём переворотом в упор на нижнюю жердь; из упора на нижней
жерди опускание вперёд в вис присев; из виса присев на нижней жерди махом одной
и толчком другой в вис прогнувшись с опорой на верхнюю жердь; в вис лёжа на
нижней жерди сед боком на нижней жерди соскок; в вис прогнувшись на нижней
жерди с опорой ног о верхнюю; переход в упор на нижнюю жердь.
Настенная перекладина – подтягивание из
виса лёжа.
Настенные доски – поднимание туловища из
положения лёжа на спине руки за головой, ноги закреплены в гимнастической
стенке.
2.2.2.
Легкоатлетические
упражнения (91часов).
Старты (высокий, с опорой на одну руку;
низкий) с последующим ускорением. Спортивная ходьба. Бег («спринтерский»;
«эстафетный» «кроссовый»).
Прыжки (в длину с разбега способом «согнув
ноги» и «прогнувшись»; в высоту с разбега способом «перешагивание»).
Метания малого мяча: на дальность с
разбега, из положения сидя, стоя на колене, лежа на спине;
по неподвижной и подвижной мишени с места
и разбега.
2.2.3.
Упражнения
лыжной подготовки (65 часов).
Передвижение лыжными ходами (попеременным
двухшажным; одновременным безшажным; одновременным двухшажным).
Повороты на месте (махом через лыжу вперед
и через лыжу назад), в движении («переступанием»), при спусках («упором»,
«полуплугом»).
Подъемы («полуелочкой»; «елочкой») и
торможение («плугом»; «упором»), спуски в низкой и основной стойке (по прямой и
наискось).
Преодоление небольшого трамплина на
отлогом склоне.
2.2.4.
Спортивные
игры (172 часов).
Баскетбол: специальные упражнения и технические
действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении (по прямой, «змейкой», с
обеганием лежащих и стоящих предметов); ловля и передача мяча на месте и в
движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые
и индивидуальные тактические действия; игра по правилам.
Волейбол: специальные упражнения и технические
действия без мяча; подача мяча (нижняя и верхняя); прием и передача мяча стоя
на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные
тактические действия, игра по правилам.
Мини-футбол (Футбол): специальные упражнения и
технические действия без мяча; ведение мяча (по прямой, «змейкой», с обеганием
лежащих и стоящих предметов); удары с места и в движении (по неподвижному и
катящемуся мячу, после отскока мяча); остановка катящегося мяча; приземление
летящего мяча; групповые и индивидуальные тактические действия. Игра по
правилам.
Развитие физических качеств:
Физические упражнения и комплексы
упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Специализированные
полосы препятствий.
Упражнения культурно-этнической
направленности:
сюжетно-образные и обрядовые игры, элементы техники национальных видов спорта.
Способы
спортивно-оздоровительной деятельности(12часов).
Составление и выполнение комплексов упражнений общей и
специальной физической подготовки. Составление и проведение самостоятельных
занятий по совершенствованию индивидуальной техники двигательных действий и
развитию физических качеств (на примере одного из видов спорта).
Наблюдения за режимами физической нагрузки во время
занятий спортивно-оздоровительной тренировкой. Наблюдения за индивидуальной
динамикой физической подготовленности в системе тренировочных занятий (на
примере одного из видов спорта).
Судейство простейших спортивных соревнований (на
примере одного из видов спорта в качестве судьи или помощника судьи).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
5 класс
Виды
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
1.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
|
Знания о физкультурно
– оздоровительной деятельности
|
|
|
3
|
|
Способы
физкультурно-оздоровительной деятельности
|
|
|
|
3
|
Физическое
совершенствование с оздоровительной направленностью
|
|
8
|
2
|
6
|
2.
Спортивно-оздоровительная
деятельность
|
Знания о спортивно
– оздоровительной деятельности
|
|
|
3
|
|
Способы спортивно
– оздоровительной деятельности
|
|
|
|
2
|
Физическое
совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью
|
·
Лёгкая атлетика
|
12
|
|
3
|
3
|
·
Спортивные и подвижные
игры
|
15
|
3
|
6
|
10
|
·
Гимнастика с элементами
акробатики
|
|
10
|
|
|
·
Лыжная подготовка
|
|
|
13
|
|
Итого
|
27
|
21
|
30
|
24
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
6 класс
Виды
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4
четверть
|
1.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
|
Знания о
физкультурно – оздоровительной деятельности
|
|
|
3
|
|
Способы
физкультурно-оздоровительной деятельности
|
|
|
|
3
|
Физическое
совершенствование с оздоровительной направленностью
|
|
7
|
3
|
5
|
2.
Спортивно-оздоровительная
деятельность
|
Знания о спортивно
– оздоровительной деятельности
|
|
|
2
|
1
|
Способы спортивно
– оздоровительной деятельности
|
|
|
|
2
|
Физическое
совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью
|
·
Лёгкая атлетика
|
12
|
|
3
|
3
|
·
Спортивные и подвижные
игры
|
15
|
3
|
6
|
10
|
·
Гимнастика с элементами
акробатики
|
|
11
|
|
|
·
Лыжная подготовка
|
|
|
13
|
|
Итого
|
27
|
21
|
30
|
24
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
7 класс
Виды
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4
четверть
|
1.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
|
Знания о
физкультурно – оздоровительной деятельности
|
|
|
3
|
|
Способы
физкультурно-оздоровительной деятельности
|
|
|
|
3
|
Физическое
совершенствование с оздоровительной направленностью
|
|
7
|
3
|
5
|
2.
Спортивно-оздоровительная
деятельность
|
Знания о спортивно
– оздоровительной деятельности
|
|
|
2
|
1
|
Способы спортивно
– оздоровительной деятельности
|
|
|
|
2
|
Физическое
совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью
|
·
Лёгкая атлетика
|
12
|
|
3
|
3
|
·
Спортивные и подвижные
игры
|
15
|
3
|
6
|
10
|
·
Гимнастика с элементами
акробатики
|
|
11
|
|
|
·
Лыжная подготовка
|
|
|
13
|
|
Итого
|
27
|
21
|
30
|
24
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
8 класс
Виды
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4
четверть
|
1.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
|
Знания о
физкультурно – оздоровительной деятельности
|
|
|
2
|
|
Способы
физкультурно-оздоровительной деятельности
|
|
|
|
2
|
Физическое
совершенствование с оздоровительной направленностью
|
|
7
|
3
|
6
|
2.
Спортивно-оздоровительная
деятельность
|
Знания о спортивно
– оздоровительной деятельности
|
|
|
2
|
1
|
Способы спортивно
– оздоровительной деятельности
|
|
|
1
|
2
|
Физическое
совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью
|
·
Лёгкая атлетика
|
12
|
|
3
|
3
|
·
Спортивные и подвижные
игры
|
15
|
3
|
6
|
10
|
·
Гимнастика с элементами
акробатики
|
|
11
|
|
|
·
Лыжная подготовка
|
|
|
13
|
|
Итого
|
27
|
21
|
30
|
24
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
9 класс
Виды
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4
четверть
|
1.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
|
Знания о
физкультурно – оздоровительной деятельности
|
|
|
1
|
|
Способы
физкультурно-оздоровительной деятельности
|
|
|
|
1
|
Физическое
совершенствование с оздоровительной направленностью
|
|
5
|
4
|
7
|
2.
Спортивно-оздоровительная
деятельность
|
Знания о спортивно
– оздоровительной деятельности
|
|
|
2
|
1
|
Способы спортивно
– оздоровительной деятельности
|
|
|
1
|
2
|
Физическое
совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью
|
·
Лёгкая атлетика
|
12
|
|
3
|
3
|
·
Спортивные и подвижные
игры
|
15
|
3
|
6
|
10
|
·
Гимнастика с элементами
акробатики
|
|
13
|
|
|
·
Лыжная подготовка
|
|
|
13
|
|
Итого
|
27
|
21
|
30
|
24
|
ОПИСАНИЕ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список
литературы для обучающихся:
Все учебники по заключению Федерального экспертного совета Министерства
образования и науки Российской Федерации соответствуют основным требованиям к
содержанию, обеспечивают преемственность уровней образования.
Учебники:
·
Литвинов
Е. Н. Физкультура! Физкультура!: учеб. Для учащихся 5—7 кл. / Е. Н. Литвинов. –
М., 2000.
·
Лях В. И.
Физическая культура: учеб.для учащихся 8-9 кл. / В. И. Лях.- М., 2006.
·
Примерные
билеты и ответы по физической культуре для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных
учреждений в 2004/2005 учебном году / авт.-сост. Б. И. Мишин, Г. И. Погадаев. – М., 2005.
·
Твой
олимпийский учебник: учеб.пособие для учреждений образования России / В. С.
Родниченко и др.— М., 2003.
·
Физическая
культура: учеб.для учащихся 5—7 кл. / под ред. М. Я. Виленского.— М., 2002.
·
Погадаев
Г. Н. Физическая культура: сб. заданий для проведения экзамена в 9кл.: пособие
для учителя / Г. Н. Погадаев, Б. И. Мишин. – М.: Просвещение, 2006. – 62 с.
Пособие для учителя:
·
Методическое письмо
Минобразования России «О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в
условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего
образования» / Официальный сайт Федерального агентства по образованию
Минобрнауки России, 2005 г.
·
«О введении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования» / Письмо
Минобразования России от 20.02.2004 г. №03-51-10/14-03.
·
Комплексная программа
физического воспитания 1-11 классы. Авторы: доктор педагогических наук
В. И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. Министерство образования
Российской Федерации. Издательство «Просвещение», 2005.
·
Приказ 20 августа 2008 г. № 241
«О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные
планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования
Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». /
Официальный сайт Федерального агентства по образованию Минобрнауки России, 2008
г.
·
Физическая культура:
Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный
план (сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.) – 80 с. Сборник нормативных
документов, Издательство: Дрофа, 2008.
·
Примерные образовательные
программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные
(допущенные) МО РФ.
·
Методика физического воспитания
учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя. Под редакцией В.И.Ляха. 3-е
издание, М.: Просвещение, 2002.-125 с.: ил.
·
Настольная книга учителя
физической культуры: Справочно–методическое пособие. Б.И. Мишин. – М.:
«Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2003. – 626 с.
·
Шестернинов Е.Е., Арцев М.Н.
Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ // Практика
административной работы, 2003. - № 5. – С. 3 – 11.
·
Лапицкая Е.М. Диагностика
физического развития и двигательной подготовленности учащихся Кольского Заполярья:
Учебное пособие. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001.
·
Оценка качества подготовки
выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования
Министерства образования Российской Федерации).
·
Об оценивании и аттестации
учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для
занятий физической культурой/ Письмо Минобразования России от 31.10.2003 г.
№13-51-263/123.
ЭОР:
·
Презентации к урокам.
Использование сети Интернет, образовательного ресурса (http://school-collection.edu.ru/
·
http://www.edu.ru (Российское
образование. Федеральный портал)
·
http://www.intergu.ru (Интернет-государство
учителей)
·
http://www.proШколу.ru
Техническое обеспечение:
Занятия физическими упражнениями в
школе должны проводиться с использованием специального инвентаря и
оборудования.
ПРИМЕРНЫЙ перечень учебно-практического
оборудования и инвентаря.
Гимнастика
|
Количество
|
Сетка гимнастическая
|
1
|
Бревно гимнастическое напольное
|
2
|
Бревно гимнастическое высокое
|
1
|
Козел гимнастический
|
2
|
Конь гимнастический
|
1
|
Перекладина
|
1
|
Брусья гимнастические разновысокие
|
1
|
Канат для лазания с механизмом крепления
|
2
|
Мост гимнастический подкидной
|
1
|
Скамейка гимнастическая
|
3
|
Маты гимнастические
|
16
|
Скакалка гимнастическая
|
10
|
Палки гимнастические
|
15
|
Обруч гимнастический
|
10
|
Фитнес мячи
|
15
|
Гимнастический тренажер
|
1
|
Легкая атлетика
|
|
Гранаты
|
12
|
Планка для прыжков в высоту
|
1
|
Стойка для прыжков в высоту
|
1
|
Рулетка измерительная
|
1
|
Номера нагрудные
|
10
|
Теннисные мячи
|
5
|
Секундомер
|
1
|
Спортивные игры
|
|
Щиты баскетбольные с кольцами и сетками
|
2
|
Мячи баскетбольные
|
20
|
Сетка для переноса и хранения мячей
|
2
|
Сетка волейбольная
|
1
|
Мячи волейбольные
|
10
|
Мячи футбольные
|
2
|
Насос для накачивания мячей
|
1
|
Лыжная подготовка
|
|
Лыжные палки
|
9
|
Лыжные ботинки
|
9
|
Крепления
|
9
|
Лыжи
|
9
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.