Согласовано.
Утверждаю.
Заместитель директора по
УВР Директор
«МБОУ ООШ №7»
МБОУ
«ООШ№7»
____________Т.Л. Гузеева
______________М. Л.
Лунегова
«___»______________2014г.
«___»____________2014г.
Рабочая программа
По
Физической культуре
Для
1-4 классов
На 2014-2015 учебный год
На
основе программы В.И.Лях и А.А.Зданевич; «Комплексная программа физического
воспитания 1-11кл» издательство «Просвещение» М. 2010
г
Учитель: Лоскутова Людмила Васильевна, учитель физической
культуры
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по физической культуре для 1-4 классов разработана на основе:
«Комплексная
программа физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой
являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2010г.
Программа
рассчитана на 99 часов в 1 классе и 102 часов во 2 - 4 классах из расчета 3
часа в неделю.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая
культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его
преподавание отводится 102 часа в год, (3 часа в неделю).
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича
программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую
часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана,
региональный компонент (лыжная подготовка). Базовая часть выполняет
обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная
часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе
баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет
увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Важной особенностью образовательного
процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся
начинается с первого полугодия второго класса. Отличительной особенностью
преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод.
Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать
в форме игры.
По окончании начальной школы учащийся должен
показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в
разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания
образования.
Распределение учебного времени на
прохождение базовой части программного материала по физической культуре в 1–4
классах составлено в соответствии с «Комплексной программой физического
воспитания учащихся» (В.И.Лях, А.А.Зданевич). На изучение раздела «Подвижные
игры» добавлено часов. Часы вариативной части дополняют основные разделы
программного материала базовой части, при этом с учетом рекомендаций
Минобрнауки РФ с целью содействия физическому развитию обучающихся, повышению
двигательной активности в режиме учебного дня увеличено изучение программного
материала в разделах «Подвижные игры», «Легкоатлетические упражнения».
Урок физической культуры – основная форма обучения
жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении
здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки;
оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка;
содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию
движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня;
способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.
Освоение физической культуры в начальной школе направлено
на достижение следующих целей:
- укрепление здоровья, повышение физической
подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и
самостоятельности в двигательной деятельности;
- развитие физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических,
гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений
общеразвивающей направленности;
- формирование умений проведения
физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание
культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и
соревновательной деятельности;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям
физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей
физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)
В соответствии с требованиями учебной программы по
физическому воспитанию главными задачами для учителя являются:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие
гармоническому физическому развитию;
- развитие координационных способностей;
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме
дня;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным
играм;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной
активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий
физическими упражнениями;
- развитие умения контролировать уровень своей двигательной
подготовленности.
Уроки физической культуры должны строиться на принципах
демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и
деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Программа включает в себя содержание только урочных форм
занятий по физической культуре.
Содержание программного материала уроков состоит из двух
основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической
культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без них
невозможна успешная адаптация к жизни и эффективное осуществление трудовой
деятельности вне зависимости от того, какую профессию выбирает молодой человек
в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного
стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не
зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных
способностей учеников, в отличие от вариативной части, где всё это учитывается.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№ п/п
|
Вид программного материала
|
Количество часов (уроков)
|
Класс
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Базовая часть
|
80
|
78
|
78
|
78
|
1.1
|
Основы знаний о физической культуре
|
В процессе урока
|
1.2
|
Подвижные игры
|
20
|
18
|
18
|
18
|
1.3
|
Гимнастика с элементами акробатики
|
17
|
18
|
18
|
18
|
1.4
|
Легкоатлетические упражнения
|
22
|
21
|
21
|
21
|
1.5
|
Лыжная подготовка
|
21
|
21
|
21
|
21
|
2
|
Вариативная часть
|
19
|
24
|
24
|
24
|
2.1
|
Подвижные игры c элементами баскетбола
|
19
|
24
|
24
|
24
|
|
ИТОГО:
|
99
|
102
|
102
|
102
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Базовая часть:
- Основы знаний о физической культуре:
- естественные основы
-
социально-психологические основы
- приёмы закаливания
- способы саморегуляции
- способы самоконтроля
- Легкоатлетические упражнения:
- бег
- прыжки
- метания
- Гимнастика с элементами акробатики:
- построения и перестроения
- общеразвивающие упражнения с предметами и без
- упражнения в лазанье и равновесии
- простейшие акробатические упражнения
- упражнения на гимнастических снарядах
- Кроссовая подготовка:
-
освоение техники бега в равномерном темпе
- чередование ходьбы с бегом
- упражнения на развитие выносливости
- Подвижные игры:
- освоение различных игр и их вариантов
- система упражнений с мячом
2. Вариативная часть:
-
подвижные игры с элементами баскетбола
ПРОВЕДЕНИЕ
ЗАЧЕТНО-ТЕСТОВЫХ УРОКОВ
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ: проверка нормативов
проводится в течении учебного года с целью контроля уровня физической
подготовленности учащихся на разных этапах обучения.
Нормативы
|
2
класс
|
3
класс
|
4
класс
|
"5"
|
"4"
|
"3"
|
"5"
|
"4"
|
"3"
|
"5"
|
"4"
|
"3"
|
1
|
Бег
30 м (сек.)
|
м
|
6,0
|
6,6
|
7,1
|
5,7
|
6,2
|
6,8
|
5,4
|
6,0
|
6,6
|
д
|
6,3
|
6,9
|
7,4
|
5,8
|
6,3
|
7,0
|
5,5
|
6,2
|
6,8
|
2
|
Бег
1000 м (мин,сек.) ("+" - без учета
времени)
|
м
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
д
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3
|
Челночный
бег 3х10 м (сек.)
|
м
|
|
|
|
|
|
|
9,0
|
9,6
|
10,5
|
д
|
|
|
|
|
|
|
9,5
|
10,2
|
10,8
|
4
|
Прыжок
в длину с места (см)
|
м
|
150
|
130
|
115
|
160
|
140
|
125
|
165
|
155
|
145
|
д
|
140
|
125
|
110
|
150
|
130
|
120
|
155
|
145
|
135
|
5
|
Прыжок
в высоту, способом "Перешагивания" (см)
|
м
|
80
|
75
|
70
|
85
|
80
|
75
|
90
|
85
|
80
|
д
|
70
|
65
|
60
|
75
|
70
|
65
|
80
|
75
|
70
|
6
|
Прыжки
через скакалку (кол-во раз/мин.)
|
м
|
70
|
60
|
50
|
80
|
70
|
60
|
90
|
80
|
70
|
д
|
80
|
70
|
60
|
90
|
80
|
70
|
100
|
90
|
80
|
7
|
Отжимания
(кол-во раз)
|
м
|
10
|
8
|
6
|
13
|
10
|
7
|
16
|
14
|
12
|
д
|
8
|
6
|
4
|
10
|
7
|
5
|
14
|
11
|
8
|
8
|
Подтягивания
(кол-во раз)
|
м
|
3
|
2
|
1
|
4
|
3
|
2
|
6
|
4
|
3
|
9
|
Метание
т/м (м)
|
м
|
15
|
12
|
10
|
18
|
15
|
12
|
21
|
18
|
15
|
д
|
12
|
10
|
8
|
15
|
12
|
10
|
18
|
15
|
12
|
10
|
Подъем
туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)
|
д
|
23
|
21
|
19
|
25
|
23
|
21
|
28
|
25
|
23
|
м
|
28
|
26
|
24
|
30
|
28
|
26
|
33
|
30
|
28
|
11
|
Приседания
(кол-во раз/мин)
|
м
|
40
|
38
|
36
|
42
|
40
|
38
|
44
|
42
|
40
|
д
|
38
|
36
|
34
|
40
|
38
|
36
|
42
|
40
|
38
|
ТЕСТОВЫЕ НОРМАТИВЫ:
проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью выявления
динамики физического развития учащихся и с целью более правильного
распределения нагрузки на уроках (см. таблицу)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ
НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
Учащиеся должны знать:
Об особенностях
зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских играх;
О способах и
особенностях движений и передвижений человека, роль и значении психических
биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
О работе скелетных
мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о
способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
Об обучении
движениям, роль зрительного и слухового анализатора при их освоении и
выполнении;
О терминологии
разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности
воздействий на организм;
О физических
качествах и общих правилах их тестирования;
Об общих и
индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих
процедур, профилактики осанки и поддержание достойного внешнего вида;
О причинах
травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
Составлять и
правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических
упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной
осанки;
Вести дневник
самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью,
контролировать рыжим нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям
частоты сердечных сокращений;
Организовывать и
проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по
индивидуальным планам;
Взаимодействовать с
одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Двигательные
умения, навыки и способности:
В циклических и
ациклических локомоциях: правильно выполнять основные
движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бега до 60
м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бег в равномерном
темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно
отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с
7-6 шагов; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и
др. на расстояние 4 м; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5
препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбеге с 7-9 шагов; прыгать
с поворотами на 180º - 360º; совершать опорные прыжки на горку с гимнастических
матов, коня, козла; проплывать 25 м.
В метаниях на
дальность и на меткость: метать не большие предметы
массой 150 г на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя)
правой и левой рукой (с места и с 1-3 шагов разбега); толкать набивной мяч
массой 1 кг с одного шага; попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча,
установленного на расстоянии 10 м для мальчиков и 7
м для девочек.
В гимнастических и
акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать
при изменении длины, частоты и ритмы движения; выполнять строевые упражнения,
рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать
основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с
предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1
кг, гантелями массой 0.5-2 кг с соблюдением правильной осанки); слитно
выполнять кувырок вперёд и назад; осуществлять пыжик с мостика на козла или
коны высотой 100 см и выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево;
уверенно ходить по бревну высотой 50-100
см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90º и 180º, приседаний и
переходов в упор присев, стоя на колене, сидя; выполнять висы и упоры,
рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; прыгать через
скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад; в положении наклона туловища
вперёд (ноги в коленах не сгибать) касаться пальцами рук поля.
В единоборствах: осуществлять простейшие единоборства "Бой петухов",
"Часовые и разведчики", "Перетягивание в парах",
"Выталкивание из круг".
В подвижных играх:
уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками,
метаниями; элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5
м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр;
играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа
"Пионербол", "Борьба за мяч", "Перестрелка",
мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол.
Физическая
подготовленность: показывать результаты не ниже чем
средний уровень основных физических способностей (см. таблицу)
Физические способности
|
Физические упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
Скоростные
|
Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку (с)
|
6.5
|
7.0
|
Силовые
|
Прыжок в
длину с места (см)
Сгибание
рук в висе лёжа (кол-во раз)
|
130
5
|
125
4
|
К выносливости
|
Бег 1000
м
Передвижение
на лыжах 1.5 км
Плавание
произвольным стилем 25 м
|
Без учета времени
|
К координации
|
Челночный бег 3x10 м (с)
|
11.0
|
11.5
|
Способы
физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно
выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять
рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические
упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической
работоспособности.
Способы спортивной
деятельности: осуществлять соревновательную
деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Способы поведения
на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок,
безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время
занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным,
дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения
других занятий.
Уровень физической
культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют
региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень
физической культуры, составляющей вариативную часть (материал по выбору
учителя, учащихся, определяемой самой школой, по углублённому изучению одного
или нескольких видов спорта), развивает и определяет учитель.
Содержание
программного материала
Основы знаний о физической культуре,
умения и навыки,
приемы закаливания,
способы саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы
1–2 классы. Здоровье и развитие
человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов
дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и
передвижениях человека.
1–4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении
упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление
работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
Социально-психологические
основы
1–2 классы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и
режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим
развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
3–4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их
выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий
физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными
способами и с изменением амплитуды.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнений
и тестирования физических качеств.
Приемы
закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля
1–2 классы. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы
измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения.
Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции,
связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция
движений.
Тестирование физических способностей.
Подвижные
игры
1–4 классы. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила
проведения и безопасность.
Гимнастика
с элементами акробатики
1–4 классы. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во
время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение
напряжения и расслабления мышц.
Легкоатлетические
упражнения
1–2 классы. П о н я т и я: короткая дистанция, бег на скорость, бег на
выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря,
упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.
3–4 классы. П о н я т и я: эстафета, темп, длительность бега; команды
«Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о
правилах соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на
уроках.
КРИТЕРИИ
И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН
Оценка
успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она
помогает контролировать освоение программного материала, информирует о
двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях
физическими упражнениями.
При
выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают
положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной
оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности
выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка
ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая
знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность
их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным
случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка
«5» выставляется за ответ, в
котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично
его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка
«4» ставится за ответ, в котором
содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку
«3» учащиеся получают за ответ, в
котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале,
нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные
методы.
Метод
опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением
упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется
использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный
метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с
несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод
экономичен в проведении.
Весьма
эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в
конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы
с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По
технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка
«5» - двигательное действие
выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и
четко.
Оценка
«4» - двигательное действие
выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая
скованность движений.
Оценка
«3» - двигательное действие
выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких
ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными
действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- «Комплексная программа физического
воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва:«Просвещение»,2010
- «Справочник учителя физической культуры»,
П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград:
«Учитель»,2008.
- «Двигательные игры, тренинги и уроки
здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
- «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев;
Москва: «ВАКО»,2007.
- «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев;
Москва: «ВАКО»,2009.
- «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова;
Волгоград: «Учитель»,2008.
- «Физкультура в начальной школе»,
Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.