Инфоурок Обществознание КонспектыРабочая программа по философии

Рабочая программа по философии

Скачать материал

 

Автономное образовательное учреждение среднего

профессионального образования «Новочебоксарский политехнический техникум»

Министерства образования и  молодежной политики Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

 

дисциплины основы философии

 

для специальности: 100116 ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новочебоксарск

2013


 

РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК

Общественно-гуманитарных дисциплин

Протокол № 6 от 26.06.13 г.

Председатель ____________

 

СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по учебной работе

__________/______________

Дата

 

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора № 258/1 «О» от 28.06.13 г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа разработана в соответствии с  примерной программой учебной дисциплины Физика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Автор примерной программы: В. Д. Губин, д-р философ, наук, проф., декан философского факультета Российского государственного гуманитарного университета.

 

Рецензенты примерной программы:  И. Ф. Белова, преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского технического колледжа;.В. Латышева, канд. философ, наук, доцент, и.о. зав. кафедрой социологии МАИ

 

                                                                       

 

 

 

Автор:            И.Н.Никифорова, преподаватель истории

Рецензенты:  _________________________________

                       __________________________________  

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа учебной дисциплины «Основы философии»  предназначена  для  изучения философии  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для  специальности: 150415  Сварочное производство, 100116 Парикмахерское искусство.

Рабочая программа разработана в соответствии с  примерной программой учебной дисциплины «Основы философии»  для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Автор примерной программы: В. Д. Губин, д-р философ, наук, проф., декан философского факультета Российского государственного гуманитарного университета. Рецензенты примерной программы:  И. Ф. Белова, преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского технического колледжа;.В. Латышева, канд. философ, наук, доцент, и.о. зав. кафедрой социологии МАИ

 Согласно «Рекомендациям   по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования»  (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) основы философии  изучается в  учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля  получаемого профессионального образования.

При освоении  специальностей: 150415  Сварочное производство, 100116 Парикмахерское искусство  изучается как профильный учебный предмет - технический профиль,  в объеме 48 часов (максимальная учебная нагрузка 72 часа), согласно  объемному параметру реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО (приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994).

     Цель программы: сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

Задачи программы студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

В первом разделе “Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени” представлены темы: “Философия античного мира и Средних веков”, “Философия Нового и новейшего времени”. В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в целом.

Во втором разделе “Человек - сознание - познание” освещаются темы “Человек как главная философская проблема”, “Проблема сознания”, “Учение о познании”. В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира.

В третьем разделе “Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)” изучаются темы: “Философия и научная картина мира”, “Философия и религия”, “Философия и искусство”. Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируется соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.

Четвертый раздел “Социальная жизнь” раскрывается через темы “Философия и история”, “Философия и культура”, “Философия и глобальные

вопросы современности”. В разделе описываются основные философско-исторические  концепции  прошлого  и  настоящего,  философско-исторические концепции русских мыслителей Х1Х-ХХвв., сохраняющие свое актуальное значение и сегодня, рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах, стоящих ныне перед человечеством.

Студент в результате усвоения курса должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Студент должен понимать:   чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.

Уровень философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин: естественнонаучных, технических, прикладных и т. д. Структура программы подчинена основным формам учебной работы:

лекциям, семинарам и организации самостоятельной работы в виде написания рефератов. Программа включает также список основной и дополнительной литературы к курсу.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии.

Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени

Требования к знаниям: студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появлявшиеся в истории философии, смысл и значение той или иной эпохи.

Требования к умениям: студент должен уметь прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, должен уметь соотносить их с актуальными проблемами современности.

Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур, циники, стоики и скептики.

Философия Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.

Т е м а 1.2. Философия Нового и новейшего времени

Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц). Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К. Маркс).

Постклассическая философия второй половины XIX — начала XX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон).

Русская философия XIX- XX вв.

Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм).

Раздел II. Человек - сознание - познание

Требования к знаниям: студент должен знать основные проблемы, связанные с изучением человека: его происхождение, его основные отношения, основные характеристики его бытия. Нужно знать, что говорят современные философия и наука о природе и структуре сознания, иметь представление о том, какими методами и приемами человек познает мир.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т. д. Должен понимать связь между философским учением о познании и приемами познания тех наук, которые он изучает.

Т е м а 2.1. Человек как главная философская проблема .Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема “я”, образ “я”, внутреннее и внешнее “я”. Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

Тема 2.2. Проблема сознания

Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

Тема 2.3. Учение о познании

Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблема истины.

Раздел III. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

Требования к знаниям: студент должен знать основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, соотношение веры и разума, место и роль искусства в познании и воспитании человека.

Требования к умениям: студент должен уметь соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности, с современной научной картиной мира, понимать роль и место религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.

Т е м а 3.1. Философия и научная картина мира

Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

Тема 3.2. Философия и религия

Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.

Тема 3.3. Философия и искусство

Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений - совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна.

 

Раздел IV. Социальная жизнь

Требования к знаниям: студент должен знать основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России, должен знать, что такое массовая культура, внутренняя и внешняя культура, контркультура, знать философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития.

Требования к умениям: студент должен уметь критически анализировать основные концепции исторического развития, понимать место и роль отдельного человека в истории, понимать, что такое истинная и ложная культура и что значит быть культурным человеком, осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее.

Т е ма4.1. Философия и история

Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф. Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема “конца истории”.

Тема 4.2. Философия и культура

Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.

Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности

Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование

разделов и тем

Макс.

учебная

нагрузка

студента

          Количество аудиторных часов

Самосто-

ятельная

 работа студентов

Всего

теоретические

занятия

Практические

работы

Введение

2

2

2

-

-

Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени

 

16

16

10

6

6

Тема1.1.Философия античного мира и средних веков.

8

8

5

3

3

Тема 1.2 Философия нового и новейшего времени.

8

8

5

3

3

Раздел 2. Человек-сознание-познание

18

18

10

8

8

Тема 2.1. Человек как главная философская проблема.

 

9

9

6

3

4

Тема 2.2. Проблема сознания

 

4

4

3

1

2

Тема 2.3.Учение о познании

 

5

5

4

1

2

Раздел 3.

Духовная жизнь человека (наука, религия,искусство)

7

7

5

2

4

Тема 3.1.Философия и научная картина мира

2

2

2

-

1

Тема 3.2. Философия и религия.

2

2

2

-

1

Тема 3.3. Философия и искусство.

3

3

2

1

2

Раздел 4. Социальная жизнь

7

7

5

2

3

Тема 4.1.

Философия и история

2

2

2

-

1

Тема 4.2.

Философия и культура.

 

2

2

2

-

1

Тема 4.3.

Философия и глобальные проблемы современности.

3

3

2

1

1

Всего по

дисциплине

48

48

30

18

21

 


 ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1Античная философия

1. Гераклит и Парменид - два великих философа древности. Учение о бытии Парменида. Диалектика Гераклита.

2. Сократ и Платон - учители европейской цивилизации. Сократовская ирония. Учение о нравственности. Героическая смерть Сократа. Учение Платона об идеях. Проект утопического государства.

3. Древнегреческие циники (Диоген), их критика морали, эпатирующее поведение и стремление к благу. Цинизм в современной жизни. Стоики и их учение о добродетели и мудрой жизни (Сенека, Марк Аврелий). Скептицизм и его значение для человеческого познания (Пиррон).

Литература

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. -М.,1979.

Хрестоматия по истории философии. В 3 т. Т. 1.-М.: Владос, 2000.

Занятие 2 Русская философия XIX - XX вв.

1. Спор славянофилов и западников об историческом пути России.

2. Философия В.С. Соловьева.

3. Философские идеи К. Н. Леонтьева и В.В. Розанова.

4. Н.А. Бердяев - выдающийся русский мыслитель XX века.

Литература

Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В. П. Филатова. -М.: ТОН, 2001. Ч. I, гл. 7.

Хрестоматия по истории философии. В 3 т. Т. 2,3.-М.: Владос, 2000. Чаадаев П.Я. Философические письма. -М., 1989. Письмо первое.

Занятие 3. Человек как главная философская проблема

1 .Философия о происхождении и сущности человека.

2. Основные отношения человека.

3. Фундаментальные характеристики человека.

4. Основополагающие категории человеческого бытия.

Литература Губин В.Д. Основы философии. -М.: ТОН, 1999. Ч. 2 га. 1.

Занятие 4.Проблема сознания

1. Философия о трех сторонах сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).

2. Идеальное и материальное.

3. Сознание, мышление, язык.

4. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3 Фрейда и К. Юнга.

Литература

Губин В.Д. Основы философии. -М.: ТОН, 1999. Ч. 2, гл. 2. Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной В. П. Филатова.-М.: ТОН, 2001. Ч. 5, га. 7.

Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. -М., 1992.

Занятие 5. Учение о познании

1. Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.

2. Методы и формы научного познания (индукция и дедукция, анализ и синтез, гипотеза, эксперимент, моделирование).

3. Проблема истины.

Литература

Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. -М.: Гардарики 2001 Разд. 2.

Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной В. П. Филатова. -М.: ТОН, 2001. Ч. 2, гл. 2.

Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. -М., 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ:

1. Соотношение знания и мудрости в философии.

2. Учение Сократа о нравственности.

3. Учение Платона о государстве.

4. Эпикур и его учение о счастье.

5. Стоическая философия об идеале мудрой жизни.

6. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии.

7. Спор рационализма и эмпиризма в истории Новой философии.

8. Моральная философия И.Канта.

9. Г.В.Ф.Гегель о смысле человеческой истории.

10. Философия пессимизма А. Шопенгауэра.

11. Основные идеи философии Ф.Ницше.

12. А.С. Хомяков— “Илья Муромец” русской философии.

13. П.Я. Чаадаев о русской истории.

14. Философия творчества Н.А. Бердяева.

15. Учение о человеке в философии экзистенциализма.

16. Современная наука и философия о проблеме возникновения человека.

17. Человек как тело и дух.

18. Фундаментальные характеристики человека.

19. Основополагающие категории человеческого бытия.

20. Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация.

21. Сознание, мышление, язык.

22. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда и К. Юнга.

23. Пространство и время в современной научной картине мира.

24. Культ и культура.

25. Проблемы современной массовой культуры.

26. Культура и контркультура, основные контркультурные движения.

27. Основные философские концепции исторического развития: концепции однолинейного развития (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).

28. Основные философские концепции исторического развития: концепции многолинейного развития.

29. Основные философские концепции исторического развития: концепции циклического развития.

30. Проблема “конца истории”.

31. Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее время.

32. Основные функции искусства. Искусство и творение мира.

33. Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

 

В  результате   освоения  дисциплины  обучающийся  должен  уметь:

-  ориентироваться   в   наиболее   общих   философских  проблемах  бытия,  познания,  ценностей,    свободы  и  смысла  жизни как основе   формирования    культуры  гражданина  и  будущего  специалиста;

 

В   результате  освоения  дисциплины    обучающийся  должен  знать:

-  основные  категории   и  понятия  философии;

-  роль  философии   в  жизни  человека  и  общества;

-  основы  философского учения    о  бытии;

-  сущность  процесса  познания;

-  основы  научной,  философской  и  религиозной  картины  мира;

-  об  условиях   формирования  личности,   свободе  и  ответственности  за   сохранение  жизни,   культуры,  окружающей  среды;

-  о  социальных  и  этических   проблемах,   связанных  с  развитием  и   использованием   достижений   науки,  техники  и  технологий. 


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основные источники  для студентов:

 

1.      Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.

 

Основные источники для преподавателя:

 

1.  Анишкин  В.Г.,  Шманева  Л.В.  Великие  мыслители;  история  и  основные  направления  философии  в  кратком  изложении. -  Ростов н/Д:  Феникс,  2007. -  337 с.

2.  Балашов  В.Е.  Занимательная  философия. -  М.:  Издательско-торговая   корпорация  «Дашков  и  Ко».  2008. – 172 с.

3.  Кохановский  В.П.  ,  Матяш  Т.П.,  Яковлев  В.П. ,  Жаров  Л.В.  Основы  философии: учебное  пособие  для    сред.  спец.  учеб.  заведений. –  Ростов  н/Д.:  Феникс.  2010. -  315  с.

4.  Краткий  философский  словарь  / Под  ред. А.П.  Алексеева.  -  М.:  РГ- Пресс.  2010.  – 496 с.

5. Скирбекк Г.  История  философии:  Учебное  пособие / Пер. с англ. В.И.  Кузнецова. -  М.:  Гуманитарно-издательский  центр  Владос. 2008 . -   779 с.

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Интернет-справочник . Все об учебниках [Электронный ресурс]-                                        Режим доступа : http://fp.edu.ru/p1.html
2.  Философский словарь. Библиотека по философии [Электронный ресурс]-                                        
Режим доступа : http://filosof.historic.ru/
 
3. Библиотека философии и религии [Электронный ресурс]-  Режим доступа :                                    
http://filosofia.ru/
 
Библиотека трудов, книг, статей и лекций по философии 
[Электронный ресурс]-                                       
Режим доступа :
http://www.philosoff.ru/ 
Библиотека Гумер: философия
[Электронный ресурс]- Режим доступа:                                        
http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/index philos.php 
philosophy.ru - философский портал
[Электронный ресурс]-  Режим доступа:                                     
http://www.philosophy.ru/ 
История философии. Энциклопедия
[Электронный ресурс]- Режим доступа:                                    
http://velikanov.ru/philosophy/
 
История философии в кратком изложении
[Электронный ресурс]-  Режим доступа :                                    
http://lib.ru/FILOSOF/SBORNIKI/cesh.txt
 
Ежегодник Института Философии Российской Академии Наук
[Электронный ресурс]-                                       
Режим доступа : http://iph.ras.ru/page49562888.htm 
Энциклопедия "История философии" 
[Электронный ресурс]- Режим доступа:                                         
http://slovari.yandex.ru/dict/hystory_of_philosophy
 
История философии. Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета
[Электронный ресурс]-  Режим доступа:                                     
http://www.i-u.ru/BIBLIO/archive/skirbek_istorija/
 
Библиотека философского факультета МГУ 
[Электронный ресурс]- Режим доступа:                                                                           
http://philos.msu.ru/
 
Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика
[Электронный ресурс]- Режим доступа:                                                                            
http://ihtik.lib.ru/index.html
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по философии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для изучения философии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для специальности: 150415 Сварочное производство, 100116 Парикмахерское искусство. Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Основы философии» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Автор примерной программы: В. Д. Губин, д-р философ, наук, проф., декан философского факультета Российского государственного гуманитарного университета. Рецензенты примерной программы: И. Ф. Белова, преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского технического колледжа;.В. Латышева, канд. философ, наук, доцент, и.о. зав. кафедрой социологии МАИ Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) основы философии изучается в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования. При освоении специальностей: 150415 Сварочное производство, 100116 Парикмахерское искусство изучается как профильный учебный предмет - технический профиль, в объеме 48 часов (максимальная учебная нагрузка 72 часа), согласно объемному параметру реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО (приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994). Цель программы: сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации. Задачи программы — студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды. В первом разделе “Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени” представлены темы: “Философия античного мира и Средних веков”, “Философия Нового и новейшего времени”. В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в целом. Во втором разделе “Человек - сознание - познание” освещаются темы “Человек как главная философская проблема”, “Проблема сознания”, “Учение о познании”. В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира. В третьем разделе “Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)” изучаются темы: “Философия и научная картина мира”, “Философия и религия”, “Философия и искусство”. Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируется соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека. Четвертый раздел “Социальная жизнь” раскрывается через темы “Философия и история”, “Философия и культура”, “Философия и глобальные вопросы современности”. В разделе описываются основные философско-исторические концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских мыслителей Х1Х-ХХвв., сохраняющие свое актуальное значение и сегодня, рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах, стоящих ныне перед человечеством. Студент в результате усвоения курса должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Студент должен понимать: чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум. Уровень философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин: естественнонаучных, технических, прикладных и т. д. Структура программы подчинена основным формам учебной работы: лекциям, семинарам и организации самостоятельной работы в виде написания рефератов. Программа включает также список основной и дополнительной литературы к курсу.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 407 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.07.2020 135
    • DOCX 151 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ваневский Анатолий Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ваневский Анатолий Алексеевич
    Ваневский Анатолий Алексеевич
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 60353
    • Всего материалов: 204

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 121 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Обществознание")

Учитель обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 327 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 322 человека

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 113 человек

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»